Главная / Начальные классы / Доклад на школьном семинаре по теме: «Пути повышения качества знаний на уроке».

Доклад на школьном семинаре по теме: «Пути повышения качества знаний на уроке».

Доклад по теме: «Пути повышения качества знаний на уроке». Подготовила: учит...
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Урок – главная ...
Как повысить качество знаний? Как нужно обучать, воспитывать, развивать наших...
Огромную роль в раскрытии творческого потенциала личности ребёнка играют мето...
Учитывая это, я на своих уроках применяю: ИКТ-технологии; проектную деятельно...
В.М.Лизинский: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в это...
Спасибо за внимание!
1 из 7

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Доклад по теме: «Пути повышения качества знаний на уроке». Подготовила: учитель
Описание слайда:

Доклад по теме: «Пути повышения качества знаний на уроке». Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.о.Реутов М.О. Васильева Ольга Викторовна

№ слайда 2 Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Урок – главная фор
Описание слайда:

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Урок – главная форма обучения.

№ слайда 3 Как повысить качество знаний? Как нужно обучать, воспитывать, развивать наших уч
Описание слайда:

Как повысить качество знаний? Как нужно обучать, воспитывать, развивать наших учеников, чтобы они умели слышать (а не просто слушать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно и критически воспринимать любую информацию, вникать в суть вещей, выделять главное, делать выводы, анализировать свои действия и нести за них ответственность?

№ слайда 4 Огромную роль в раскрытии творческого потенциала личности ребёнка играют методы
Описание слайда:

Огромную роль в раскрытии творческого потенциала личности ребёнка играют методы и средства обучения. Это та «волшебная палочка», одного прикосновения которой бывает достаточно, чтобы пробудить дремлющие в коконе детства интересы, способности и таланты, чтобы на небосклоне науки и прогресса загорелась в будущем новая звезда.

№ слайда 5 Учитывая это, я на своих уроках применяю: ИКТ-технологии; проектную деятельность
Описание слайда:

Учитывая это, я на своих уроках применяю: ИКТ-технологии; проектную деятельность; материалы для тестового контроля; занимательные и игровые задания; толерантность, т.е. уделяю особое внимание «слабоуспевающим» ученикам.

№ слайда 6 В.М.Лизинский: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом с
Описание слайда:

В.М.Лизинский: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

№ слайда 7 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Доклад на школьном семинаре по теме: «Пути повышения качества знаний на уроке».
  • Начальные классы
Описание:

Методический семинар в МБОУ СОШ №4 г.о.Реутов М.О. 16 апреля 2014г.

по теме: «Формы работы с учащимися по повышению качества знаний».

 

Доклад учителя начальных классов Васильевой Ольги Викторовны по теме:

«Пути повышения качества знаний на уроке».

 

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как и много лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остаётся главным действующим лицом на любом уроке. Потому за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но всё это – не облегчает, а усложняет его жизнь. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными.

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него. Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя.

 

Как повысить качество знаний? Как нужно обучать, воспитывать, развивать наших учеников, чтобы они умели слышать (а не просто слушать), концентрировать внимание на существенном, осмысленно и критически воспринимать любую информацию, вникать в суть вещей, выделять главное, делать выводы, анализировать свои действия и нести за них ответственность?

 

За время моей работы учителем я постоянно задумывалась над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. Поэтому в своей деятельности огромное внимание уделяю общим проблемам: повышения качества знаний, активности, интереса учащихся к изучению предметов и творческой самостоятельности на уроках. Конечно, каждого учителя интересует конечный результат его работы – это качество знаний, полученное учащимися.

 

Долгое время учитель начальных классов не мог продемонстрировать объективный конечный результат. Наши учащиеся не участвовали в конкурсах и олимпиадах, не сдавали экзамены. Но в последние годы и наши дети активно вовлекаются в участие в районных и областных соревнованиях. Например, «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧиП» (человек и природа), «Золотое руно», конкурсы творческих работ к тем или иным датам (День матери, 9 мая и т.п.). А по окончании начальной школы ребята также пишут комплексную работу, которую смело можно сравнить с ГИА или ЕГЭ.

 

Работая над проблемой, встречаю определённые трудности. Некоторые темы предметов кажутся недостаточно интересными, порой скучными, что может привести к плохому усвоению материала. Именно в этот период стремлюсь раскрыть притягательные стороны изучаемых вопросов. Интерес к предмету повышается, если есть тесная связь с личным опытом: даются ситуативные задания, игры, в которых следует творчески применить полученные знания. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игры с большим желанием. Увлекаясь, ребята не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, особенно те, кто в другое время просто не реагировал бы на урок.

 

Со временем забываются любые знания, особенно полученные «через силу». Известно, что человеку легче запомнить то, что вызывало у него эмоции. Поэтому скучную лекцию или информацию из чрезмерно сухо и сложно написанного учебника вспомнить бывает чрезвычайно сложно. Выход из этой ситуации – сделать процесс изучения того или иного предмета интересным.

 

Огромную роль в раскрытии творческого потенциала личности ребёнка играют методы и средства обучения. Это та «волшебная палочка», одного прикосновения которой порой бывает достаточно, чтобы пробудить дремлющие в коконе детства интересы, способности и таланты, чтобы на небосклоне науки и прогресса загорелась в будущем новая звезда.

Педагогические разработки базируются на принципе «Больше впечатлений, хороших и разных».

 

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации.

Учитывая это, применяю информационно-компьютерные технологии (ИКТ), которые воздействуют на различные органы чувств.

Использование мультимедийных технологий открывает огромные возможности для саморазвития, самопознания, самореализации личности ребёнка. Использование мультимедийного оборудования в работе с новым материалом на уроке позволяет повысить внимание школьников, вследствие чего освобождается дополнительное время для изучения учебного материала. Экономия времени в данном случае составляет около 30%, а приобретённые знания сохраняются в памяти обучающихся значительно дольше. Мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, учебные видеоролики) позволяют более наглядно доносить учебный материал до учащихся и делают уроки более яркими, запоминающимися.

 

Неразрывно с ИКТ-технологиями связана проектная деятельность. Вы знаете, что с 1 класса учащиеся, согласно ФГОС, вовлечены в поисково-исследовательскую работу, создают проекты по различным темам и на любых уроках.

 

Удаётся разнообразить содержание учебного курса с помощью материалов для тестового контроля (тесты), комплектов заданий для самостоятельной и групповой работы, справочного материала, нестандартных творческих заданий, для решения которых требуется дополнительный поиск, исследования.

Широко использую тестовые задания, подготавливаю печатные и раздаточные материалы для использования в урочной и внеурочной деятельности. Использование тестов даёт возможность осуществления множества функций. Тесты хороши как средство по организации учащимися собственной деятельности. Они дают возможность индивидуализировать задания. Школьники используют тесты для самоконтроля. Тестовые задания позволяют более объективно оценивать знания учащихся, помогают значительно увеличить накапливаемость оценок. Тесты я использую в работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися.

 

Занимательные и игровые задания также способствуют повышению качества знаний. Их можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока – они могут использоваться при объяснении нового материала (переключение внимания), перед закреплением материала и т.п. Необходимо только учитывать индивидуальные качества учащихся, подбирать варианты задач и головоломок различной степени сложности. Занимательные задания на уроках повышают эмоциональный тонус учебной деятельности учащихся с недостаточной работоспособностью, мобилизируют их внимание и волевые усилия.

Решение головоломок способствует развитию таких наиболее общих качеств продуктивного мышления, как логичность, гибкость, сопротивляемость стереотипному влиянию прошлого опыта.

 

Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной деятельности способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволяет в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями и явлениями.

 

Толерантность. Стараюсь на уроках больше уделить внимания слабым ученикам, поддержать их психологически: улыбаться, разрешаю отвечать не у доски традиционно, а с места или даже сидя, то есть быть с ними толерантной.

Основу любого урока составляет слабый ученик. Его ни в коем случае ни на минуту нельзя упускать из поля зрения.

Не стремлюсь ставить двойки, ведь это подавляет ученика, у него пропадает интерес к предмету или даже к учебному процессу. Он уединяется, замыкается в себе, у него возникает озлобленность к учителю, к товарищам, к школе. Любой положительный ответ стараюсь поощрить, даже если он и не заслуживает особого внимания.

 

Американскими психологами был открыт феномен, который был назван «эффект Пигмалиона, или самореализующееся пророчество». Наугад в одной из школ Сан-Франциско они отобрали по 5 учеников из каждого класса. После чего учащимся были предложены специальные тесты, призванные определить вероятность их успеха в будущем. Проверяющие, как бы между прочим, сообщали учителям, что отобранные для эксперимента дети способны сделать резкий рывок вперёд. На самом деле потенциал учащихся был весьма посредственный. Результат оказался совершенно неожиданным. Успеваемость этих учащихся действительно резко возросла как в сравнении с другими детьми, так и безотносительно к чужим успехам. Вывод напрашивается сам собой: решающую роль сыграла вера учителей в возможности своих питомцев. Интересными результатами этого исследования явилось то, что дети, которым прогнозировался успех, воспринимались учителями как более жизнерадостные и любознательные, привлекательные и приятные в общении, обладающие более живым и любознательным умом.

Однако если неперспективные дети вопреки прогнозам тоже достигали повышенных результатов, то это воспринималось учителем как нежелательное явление, которое нарушало их представление об их интеллектуальном развитии. При этом самые неблагоприятные характеристики давались детям, которые посещали классы для малоспособных (классы коррекции) и добивались наилучших результатов.

Отсюда следует, что если перспективные дети оправдывают ожидания, они выигрывают и во многом другом. Тех, на которых навесили ярлык бесперспективности, в будущем ожидают большие трудности. Таким образом, ничего не меняя в методах и приёмах обучения, можно повысить результативность оного только за счёт изменения отношения учителя к своим ученикам, главным образом за счёт их искренней веры в большой потенциал своих учеников.

 

Исходя из своего личного опыта, скажу, что этот эффект имеет место быть. Был в моей практике случай, когда я пришла работать в класс коррекции. В нём учились дети не столько запущенные или «слабоуспевающие», сколько с каким-либо медицинским диагнозом: порок сердца, слабовидящие, заикание и пр. Так вот когда я пришла в этот класс, у меня не было никакой информации об этих детях, мне никто ничего о них ещё не успел рассказать, следовательно, они были лишены для меня каких-либо «ярлыков». Естественно, с первых же уроков они старались произвести на меня впечатление, активно себя вели на уроке, поднимали руку, даже если не знали ответа. Я подбадривала их, поддерживала психологически, улыбалась. И видимо, это их подстегнуло, мотивировало на дальнейшую учебную деятельность. Вы не поверите, но в конце учебного года они показали результаты не хуже, а по некоторым предметам даже лучше, чем дети из обычных общеобразовательных классов.

 

Начиная с 1 класса, стараюсь научить детей оценивать свои ответы (самооценка, самоанализ, самокритика) и ответы одноклассников. Считаю, что самоанализ, самокритика и самооценка способствуют воспитанию ответственности, дисциплинированности, принципиальности, степенности, умению анализировать, развивают речь и мыслительную деятельность.

 

Развивая интерес к урокам такими методами и приёмами, я убеждаюсь в их эффективности. Наблюдается положительная динамика успеваемости и качества знаний учащихся. Но я не буду останавливаться на достигнутом, ведь как сказал педагог и психолог (наш современник) Владимир Михайлович Лизинский: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».

 

 

 

Автор Васильева Ольга Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3016
Номер материала 27221
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓