Инфоурок Физика Другие методич. материалыДоклад на школьном методическом объединении

Доклад на школьном методическом объединении

Скачать материал

Личностно-ориентированный подход на уроках физики

 

(выступление на школьном методическом объединении естественных наук)

 

Рыбакова И.А.

 

 

 

Сегодня одно из главных направлений развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно–ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель–ученик. Создание условий для такой деятельности учеников является основной целью личностно–ориентированного урока.

Для достижения этой цели нужно:

·        использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;

·        создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

·        стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, сказать неправильный ответ и т.п.;

·        оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

·        использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

·        поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

·        создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Основным преимуществом такой формы проведения уроков является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития, но и то, что на таких уроках ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь.

Для индивидуальной работы по составлению так называемой своей части “шпаргалки” предлагаю ребятам различные формы работы с учебной литературой на выбор.

Например,

а) составить план–конспект прочитанного и переработанного материала;

б) составить опорный конспект по своему вопросу;

в) предоставить материал в форме таблицы;

 

г) записать опорные слова и формулы, по которым можно легко

    воспроизвести весь повторяемый материал;

д) описать физическое явление, понятие, величину, закон, теорию по

    обобщённому плану:

- название темы;

- определение;

- свойства;

- соответствующие формулы;

- примеры;

- графики;

- дополнительные сведения (например, исторические).

 

Понятно, такой выбор заданий подразумевает, что ребята обучены и в достаточной мере владеют хотя бы одним из описанных методов работы с информацией.

После того как убеждаюсь, что материал усвоен всеми учащимися, даю тест на проверку понимания и усвоения повторяемого материала. Над заданиями теста учащиеся трудятся индивидуально. При этом можно дифференцировать сложность заданий по уровню обученности учеников.

Очевидно, что такие уроки помогают справиться не только с проблемой усвоения, осмысления материала каждым учеником, но и повысить учебную активность учеников, повысить некоторую уверенность слабых учеников в собственных силах, повысить ответственность учеников за свою учебную деятельность, пробудить первые симптомы умения ребят самостоятельно решать пусть небольшие, но всё же проблемы.

Для работы очень важным является предварительное обучение детей самостоятельной работе с научным текстом. Многие учителя, наверное, сталкивались с проблемой непонимания учеником самостоятельно прочитанного параграфа из учебника, или с трудностью воспроизведения даже понятого материала. Здесь можно использовать различные варианты работы с текстом учебника: составление и пересказ по плану, краткий и развёрнутый конспект, опорный конспект, использование опорных слов.

Личностно–ориентированные уроки предполагают не только обучение основным предметным знаниям, умениям и навыкам, но и выявление способов овладения тем или навыком каждым учащимся, раскрытие процесса, технологии усвоения. 80% учащихся чаще выбирают опорные слова в качестве приёма учебной работы с текстом. Потому что, во–первых, данный метод не требует большой затраты времени. Во–вторых, помогает быстро запомнить новую терминологию (т.к. обычно в качестве опорных слов ребята выбирают новые для них слова из текста). В третьих, развивает логическое мышление учащихся (т.к. при составлении и последующем пересказе по опорным словам дети учатся логически связывать каждое предыдущее слово с последующим).

Такой пример, после прочтения текста учитель демонстрирует ребятам в течение 40 секунд следующие 7 слов для запоминания: физика, тело, явление, вещество, наблюдение, эксперимент, опыт. Далее слова убираются, и учащиеся письменно воспроизводят эти слова. Учитель фиксирует результат и пытается выяснить, каким способом удалось (или почему не получилось) запомнить все слова. Многие из тех, кто запомнил в правильном порядке все слова, отмечают, что эти слова встречались им в прочитанном тексте и, кроме того, все они логически связаны. Предлагаю воспроизвести логику связи этих слов, использованную в тексте. Получается связанный пересказ прочитанного текста.

При разработке дидактического материала к урокам по решению задач я пытаюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся: во–первых, разный уровень обученности (традиционно выделяю 3 уровня). Во–вторых, различные способы восприятия задачи: одни учащиеся хорошо владеют словесной формой и после прочтения текста задачи легко могут сосредоточиться на восприятии лишь тех частей задачи, которые являются предметом анализа, и отвлекаться от тех, которые в данной задаче несущественны. Другие учащиеся легче оперируют, например, с иллюстративными картинками. В третьих, учитываю следующие особенности характера учеников: многие ребята, затрудняясь при решении задачи в силу своей стеснительности или по другим причинам, не обращаются за помощью к учителю. Да и учитель не всегда может подойти ко всем, кто в данную минуту нуждается в его помощи. Многим комфортнее попросить несколько раз объяснить одно и то же одноклассника, чем учителя из–за боязни, что учитель поймёт, что ученик не понимает чего–то, и поставит худшую оценку. И, наконец, в четвёртых, стремлюсь на уроке учесть индивидуальный темп при решении задач.

В результате дидактический материал для учащихся разного уровня обученности использую на уроке следующим образом: задания разделены по уровню сложности. Независимо от уровня обученности, предлагаю всем начинать с заданий первого уровня сложности, а вот следующую задачу решать по своему выбору: либо закрепить свои умения решать точно такую же задачу, но с другими числовыми данными из первого уровня.

Работая на уроках с таким дидактическим материалом у учащихся сохраняется индивидуальный темп при решении задач, учащиеся сами определяют для себя скорость продвижения от простых задач к более сложным или необходимость закрепления достигнутых успехов, учащийся может самостоятельно постепенно продвигаться к более сложным задачам в своём темпе, тем самым, повышая свой уровень обученности.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на школьном методическом объединении"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сегодня одно из главных направлений развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно–ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание, была бы ведущей в тандеме учитель–ученик. Создание условий для такой деятельности учеников является основной целью личностно–ориентированного урока.

Основным преимуществом такой формы проведения уроков является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития, но и то, что на таких уроках ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 325
    • DOCX 35.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рыбакова Ирина Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рыбакова Ирина Андреевна
    Рыбакова Ирина Андреевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 3859
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов физики в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 660 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 003 человека

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек