Главная / Технология / Доклад Трудовое воспитание в школе

Доклад Трудовое воспитание в школе

Михайлов орта жалпы білім беру мектебі

Михайловская средняя общеобразовательная школа










«Подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно развивающегося общества»











Учитель: Болонин А.Н.


Создание перспективной системы образования, способной подготовить учащихся к жизни в совершенно новых условиях постиндустриальной цивилизации – одна из наиболее важных и актуальных проблем современного общества.

Трудолюбие издавна занимало одно из центральных мест в системе человеческих ценностей, рассматривалось как добродетель, во многом обеспечивающая благополучие в дальнейшей жизни. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями. Трудовое воспитание детей предусматривало не только обучение их всем необходимым для сельской жизни навыкам, но и формирование у ребенка особого отношения к труду как к жизненно необходимому средству существования и как к внутренней, нравственной потребности человека. Обучение детей трудовой деятельности проходило по хорошо продуманной, отшлифованной многими поколениями системе. Объем нагрузки и воспитательные меры соответствовали возрасту ребенка, его потребностям и возможностям в каждый период времени.

Технологическое образование - это путь в будущее, это один из путей преодоления глобального кризиса современной цивилизации, создания необходимых условий для выживания и дальнейшего безопасного развития общества. труд

В настоящее время труд по-прежнему является важнейшим средством воспитания, ведь он был и остается основой человеческой жизни и культуры.

Труд развивает умственные способности человека, именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и совершенствует творческие задатки. В процессе труда человек крепнет физически, развиваются его умения и навыки.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства.

Технология в школе – это именно тот предмет, который позволяет подобрать «ключик» к любому ребёнку, не только к отличнику, но и к тем, на кого и дома, и в школе махнули рукой.

Уже к дошкольному возрасту дети много знают и умеют, они овладевают относительно развитыми действиями, которые носят уже результативный характер. Затем происходит переход от действий результативных к продуктивным действиям.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании школьников такой стороной является трудовое воспитание.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка более гармоничной. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства доброжелательности, отзывчивости.

Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Внимание школьников становится целенаправленным и произвольным, хотя довольно долго сильным и конкурирующим, с произвольным остается непроизвольное внимание детей, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.

Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками, развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер.

Осмысленный труд помогает школьнику понять, почему важны знания, придаёт дополнительный стимул учёбе. Но для этого сам учитель должен много знать и уметь.

Ученические ошибки – в значительной степени результат деятельности учителя. «Хорош педагог, над исправлением ошибок работающий, ещё лучше – их предупреждающий». Тот, кто сумел проанализировать будущее занятие, «проиграть» его и многое предусмотреть, не только добивается качество обучения за меньшее время, но и создаст условия для успешной работы учащихся, что очень важно в воспитательном плане.

В условиях трудовой деятельности происходит развитие воображения. Стремление школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов способствует развитию у них творческого (продуктивного) воображения.

Труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

Учебный труд едва ли не самый тяжелый для ребенка, ведь он требует большого умственного напряжения, длителен и кропотлив. Но именно в процессе учебного труда воспитывается отношение к трудовой деятельности в целом, происходит целенаправленное, ежедневное развитие личности ребенка.

Общественно полезный труд является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Общественно полезный труд — это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. В него вовлекаются все учащиеся.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к бытовому труду необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Ручной труд является важнейшим видом труда в любой школе. Он направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на занятиях ручному труду уделено воспитанию у учащихся привычки- обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ и изготовление поделок (пособий), закладок для книг, при выполнении которых у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану, осуществляются межпредметные связи, развиваются конструкторские умения и навыки, творческие способности, расширяется кругозор детей. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.

Но какая бы работа не проводилась в школе по трудовому воспитанию, основы его закладываются в семье. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача учителей, если они хотят вырастить трудолюбивое поколение.

Организуя целенаправленную, ежедневную работу по трудовому воспитанию, следует помнить и о возможностях произведений художественной литературы, иллюстраций, картин, фильмов, которые помогут расширить представления ребенка о труде взрослых.

Нельзя противопоставлять общеобразовательную и трудовую подготовку, улучшать первую за счёт второй. Необходимо совершенствовать ту и другую, добиваясь их слияния в едином учебно- воспитательном процессе.

Надо остановить свёртывание трудовой подготовки в школе, обеспечить с учётом того , что её будущим выпускникам предстоит работать уже в новых экономических условиях. Каждый учитель технологии может внести свой вклад в улучшение трудовой подготовки. Прежде всего следует лучше, эффективнее использовать возможность, которой почти нет у учителей общеобразовательных школ –учить школьников не на словах, а на деле.

Вполне осуществимая самим учителем труда задача – усилить внимание к формированию у учащихся политехнических знаний и умений, культуры труда, без которых невозможно обладать ни одной профессией, а затем успешно работать по ней. Задача эта реализуема тем успешнее, чем активнее учитель добивается включения школьников в практические дела, в современное производственное отношение. При этом очень важно не скрывать от них недостатки и трудности экономики, ориентировать на перспективу, приобщать к проблемам рыночных отношений, воспитывать чувство сопричастности к этим проблемам, желание участвовать в их решении, создавать условия для такого участия. Не менее важная задача – обеспечить у учащихся формирование трудолюбия, других нравственных качеств без которых даже знающий и умелый рабочий, специалист будет плохим работником. Роль учителя, конечно, состоит не в чтении нравоучений о пользе этих качеств, а в таком педагогическом руководстве практической работой, общественно полезном, производительным трудом учащихся, которые обеспечило бы их воспитательную эффективность.

У учителя технологии много возможностей помочь учащимся осознанно выбрать профессию с учётом своих желаний, интересов, особенностей, а так же потребности народного хозяйства в кадрах требований к его работникам.

Учащимся обязательно надо разъяснять, что при рыночной экономики потребности в работниках различной профессии будут изменчивы, а требования к ним возрастут. На рынке рабочей силы всегда была конкуренция, компетентные добросовестные работники всегда были в цене Людям же плохо подготовленным, не говоря уже о бездельниках и лентяях, может грозить безработица. Главное в профориентационной работе учителя технологии – не столько рассказывать о профессиях, сколько предоставлять школьникам широкие возможности попробовать свои силы на практике, найти себя в работе. Особое значение имеет организация деятельности у учащихся, у которых проявляются технические, производственные способности, другие качества, обуславливающие успешное овладение умениями и навыками тез или иных профессий промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания. Вообще внимание к индивидуальным особенностям учащимся и на этой основе дифференцированный подход к их обучению и воспитанию – важнейшее условие в работе учителя. Причём она окажется плодотворной, если будет сопровождаться встречными усилиями учащихся, заинтересованных в том чтобы стать отличными работниками, образованными и культурными людьми. Овладение трудовой подготовки требует солидной материально – технической базы. Сохраняя то, что уже есть, следует добиваться её дальнейшего расширения и особенно качественного совершенствования. Экспозиция поделок бывших учеников учит ценить, бережно относиться к тому, что сделано руками прошлых поколений, помогает понять, что без прошлого не было бы настоящего.


«Сегодня «юные техники» – завтра -рабочие, инженеры, изобретатели.»

Доклад Трудовое воспитание в школе
  • Технология
Описание:

Из всех условий, обеспечивающих успех в трудовом воспитании и трудовой подготовки школьников, наиболее важным является их участие в труде. Для того чтобы труд школьников был педагогически обоснованным, он должен отвечать определённым критериям:

-иметь развивающую, воспитательную и обучающую направленность трудовой деятельности.

 

-конечным результатом труда должны являться материальные ценности. Участие в производстве конкретной продукции положительно влияет на формирование таких экономических понятий, как себестоимость продукции, качество труда и т.д.

Автор Болонин Александр Николаевич
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1027
Номер материала 32374
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓