Главная / Русский язык и литература / Доклад на педсовете "Педагогическое взаимодействие как условие повышения эффективности учебного процесса"

Доклад на педсовете "Педагогическое взаимодействие как условие повышения эффективности учебного процесса"

Доклад на тему: » Педагогическое взаимодействие на уроке

как условие повышения эффективности учебного процесса»

Точилкина Т.Б.

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение строить педагогически целесообразные отношения с учащимися.

Удовлетворение же отношениями с учителями у учеников вызывает бодрое настроение и способствует более продуктивной познавательной деятельности. То есть, эффективность обучения в полной мере зависит от того, насколько согласованы действия учителя и учеников. Однако подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, так как свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её организации.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса, который является специально организованным взаимодействием педагогов и обучаемых, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию учащегося (школьника). Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию обратной связи и т. п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: это активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т. п.

Различают следующие виды педагогических взаимодействий: собственно педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми и сверстниками); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); самоотношения (отношения к самому себе).

Эффект педагогического взаимодействия зависит от содержания и способов самого воздействия, а также от индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательного процесса.

Требования, предъявляемые к участникам педагогического процесса. Поскольку образовательный процесс – это специфическая форма субъект-субъектных отношений, совершенно очевидно, что оба участника этого процесса вносят в него свой вклад. К каждому участнику образовательного процесса в рамках личностно-ориентированного подхода, предполагающего, что в центре обучения и воспитания находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями, предъявляются соответствующие требования.

Требования, предъявляемые к педагогу:

1) создание условий для безопасного проявления личности каждого учащегося в различных учебных ситуациях, что требует от педагога в первую очередь находиться не в традиционной позиции педагога-информатора, источника знаний и контролера, а в позиции ведущего партнера, помогающего саморазвитию личности обучаемого;

2) развитие внутренней мотивационной сферы ученика, формирование у него собственной познавательной потребности не только в получении и усвоении новых знаний, но и в выработке обобщенных способов учебной деятельности, умение получать удовольствие и удовлетворение от познания;

3) большая внутренняя работа педагога по личностному и профессиональному саморазвитию (развитие творческого потенциала, позволяющего адекватно решать общую задачу обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося и учебной группы).

Требования, предъявляемые к учащемуся:

1) активность обучаемого, его готовность к учебной деятельности;

2) согласование внешних (в первую очередь мотивов достижения) и внутренних (познавательных) мотивов;

3) большая самостоятельность обучающегося, определенный уровень саморегуляции и самосознания (целеполагания, самоконтроля и самооценки).

Общей особенностью взаимодействия субъектов образовательного процесса является преобразование позиций личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и к собственным взаимодействиям. Это выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и способов взаимодействия и отношений между участниками обучения.

Продуктивное взаимодействие учителя и учащегося

Под продуктивным взаимодействием мы понимаем такое взаимодействие, которое обеспечивает в процессе обучения координацию действий, взаимопомощь, поддержку друг друга, отношения на основе доверительного сотрудничества.

Таким образом, в рамках концепции личностно-ориентированного образования продуктивное взаимодействие учителя и учащихся мы рассматриваем как единство:

а) способа организации совместной согласованной деятельности учителя и учащихся, предполагающего целенаправленное формирование педагогически целесообразных взаимоотношений и взаимопонимание;

б) совокупности связей и взаимовлияний педагогов и учащихся в процессе совместной согласованной деятельности, обеспечивающих процесс их личностного роста и изменения. Согласованная деятельность учителя и учащихся означает, что учащийся приобретает новые знания, умения, навыки и личностные качества, а учитель помогает ему в этом, выбирая соответствующие индивидуальным особенностям учащихся эффективные методы и приемы обучения и оказывая им помощь в освоении учебного содержания. В связи с этим в процессе обучения учитель должен также обеспечить ситуативную обусловленность и коммуникативную ценность высказываний учащихся.

Мы считаем, что продуктивное взаимодействие учителя и учащихся заключается также в том, что:

- учащиеся принимают активное участие в процессе обучения, испытывают потребность в общении;

- учащиеся вовлечены в решение личностно-значимых задач, в результате чего появляется чувство удовлетворенности от учебной деятельности, чувство самоценности личности;

- актуализируется, вовлекается личностный опыт учащихся, когда их просят поделиться своим мнением, чувствами, опытом;

- поощряется групповая работа, стимулирующая активность, инициативность и креативность;

- роль учителя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (организатор, координатор, консультант). В результате повышается эффективность обучения.

Таким образом, целенаправленное продуктивное взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения обеспечивает также реализацию коммуникативного и творческого потенциала учителя и учащихся, накопление ими опыта коммуникативной деятельности и использования, овладение всеми способами общения.

В психолого-педагогической литературе высказывается мысль о том, что взаимодействие будет оптимальным, если его участники обладают определенным набором коммуникативных умений, составляющих «коммуникативное ядро» личности.

В результате анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что проблема продуктивного взаимодействия педагога и учащихся, а также проблема подготовки будущего учителя к продуктивному взаимодействию с учащимися до последнего времени не получила однозначного и аргументированного решения, хотя накоплен обширный научный материал по различным аспектам педагогического взаимодействия. Мы считаем, что, обучая будущего учителя профессионально-педагогической деятельности, необходимо одновременно и неотрывно от самой деятельности обучать его умениям продуктивного взаимодействия.

Таким образом, рассмотрение педагогического процесса с точки зрения социально-психологического продуктивного взаимодействия дало основание поставить вопрос о подготовке будущего учителя к продуктивному взаимодействию с учащимися в процессе обучения.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1991.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

5. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1990.№1

Доклад на педсовете "Педагогическое взаимодействие как условие повышения эффективности учебного процесса"
  • Русский язык и литература
Описание:

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение строить педагогически целесообразные отношения с учащимися.

 Удовлетворение же отношениями с учителями у учеников вызывает бодрое настроение и способствует более продуктивной познавательной деятельности. То есть эффективность обучения в полной мере зависит от того, насколько согласованы действия учителя и учеников. Однако подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, так как свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её организации.

К каждому участнику образовательного процесса в рамках личностно-ориентированного подходапредъявляются соответствующие требования.

Таким образом, целенаправленное продуктивное взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения обеспечивает также реализацию коммуникативного и творческого потенциала учителя и учащихся, накопление ими опыта коммуникативной деятельности и использования, овладение всеми способами общения.

 

 

 

 

Автор Точилкина Татьяна Борисовна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 548
Номер материала 21084
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓