Доклад на тему: »
Педагогическое взаимодействие на уроке
как условие повышения
эффективности учебного процесса»
Точилкина Т.Б.
Одной из основных причин неудач и
неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в педагогической
профессии становится неумение строить педагогически целесообразные отношения с
учащимися.
Удовлетворение же отношениями с
учителями у учеников вызывает бодрое настроение и способствует более
продуктивной познавательной деятельности. То есть, эффективность обучения в
полной мере зависит от того, насколько согласованы действия учителя и учеников.
Однако подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, так как
свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с
содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её организации.
Взаимодействие субъектов
образовательного процесса
Педагогическое
взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт
(длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные
изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое
взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса,
который является специально организованным взаимодействием педагогов и
обучаемых, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и
воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования,
направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности
в ее развитии и саморазвитии.
Педагогическое взаимодействие
включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и
усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в
ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого
себя (самовоспитание). Педагогическое взаимодействие всегда имеет два
взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию учащегося
(школьника). Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по
направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию
обратной связи и т. п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: это
активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие,
эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т. п.
Различают следующие виды педагогических
взаимодействий: собственно педагогические (отношения воспитателей и
воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми и сверстниками); предметные (отношения
воспитанников с предметами материальной культуры); самоотношения (отношения к
самому себе).
Эффект педагогического взаимодействия
зависит от содержания и способов самого воздействия, а также от
индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательного процесса.
Требования, предъявляемые к
участникам педагогического процесса. Поскольку
образовательный процесс – это специфическая форма субъект-субъектных отношений,
совершенно очевидно, что оба участника этого процесса вносят в него свой вклад.
К каждому участнику образовательного процесса в рамках личностно-ориентированного
подхода, предполагающего, что в центре обучения и воспитания находится
обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и
национальными особенностями, предъявляются соответствующие требования.
Требования, предъявляемые к педагогу:
1) создание условий для безопасного
проявления личности каждого учащегося в различных учебных ситуациях, что
требует от педагога в первую очередь находиться не в традиционной позиции
педагога-информатора, источника знаний и контролера, а в позиции ведущего
партнера, помогающего саморазвитию личности обучаемого;
2) развитие внутренней мотивационной
сферы ученика, формирование у него собственной познавательной потребности не
только в получении и усвоении новых знаний, но и в выработке обобщенных
способов учебной деятельности, умение получать удовольствие и удовлетворение от
познания;
3) большая внутренняя работа педагога
по личностному и профессиональному саморазвитию (развитие творческого
потенциала, позволяющего адекватно решать общую задачу обучения и развития с
учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося и учебной группы).
Требования, предъявляемые к
учащемуся:
1) активность обучаемого, его
готовность к учебной деятельности;
2) согласование внешних (в первую
очередь мотивов достижения) и внутренних (познавательных) мотивов;
3) большая самостоятельность
обучающегося, определенный уровень саморегуляции и самосознания (целеполагания,
самоконтроля и самооценки).
Общей особенностью взаимодействия
субъектов образовательного процесса является преобразование позиций личности
как в отношении к усвоенному содержанию, так и к собственным взаимодействиям.
Это выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей
учения и способов взаимодействия и отношений между участниками обучения.
Продуктивное взаимодействие учителя и
учащегося
Под
продуктивным взаимодействием мы понимаем такое взаимодействие, которое
обеспечивает в процессе обучения координацию действий, взаимопомощь, поддержку
друг друга, отношения на основе доверительного сотрудничества.
Таким образом, в рамках концепции
личностно-ориентированного образования продуктивное взаимодействие учителя и
учащихся мы рассматриваем как единство:
а) способа организации совместной
согласованной деятельности учителя и учащихся, предполагающего целенаправленное
формирование педагогически целесообразных взаимоотношений и взаимопонимание;
б) совокупности связей и
взаимовлияний педагогов и учащихся в процессе совместной согласованной
деятельности, обеспечивающих процесс их личностного роста и изменения. Согласованная
деятельность учителя и учащихся означает, что учащийся приобретает новые
знания, умения, навыки и личностные качества, а учитель помогает ему в этом,
выбирая соответствующие индивидуальным особенностям учащихся эффективные методы и приемы обучения
и оказывая им помощь в освоении учебного содержания. В связи с этим в процессе
обучения учитель должен также обеспечить ситуативную обусловленность и
коммуникативную ценность высказываний учащихся.
Мы считаем, что продуктивное
взаимодействие учителя и учащихся заключается также в том, что:
- учащиеся принимают активное
участие в процессе обучения, испытывают потребность в общении;
- учащиеся вовлечены в решение
личностно-значимых задач, в результате чего появляется чувство
удовлетворенности от учебной деятельности, чувство самоценности личности;
- актуализируется, вовлекается
личностный опыт учащихся, когда их просят поделиться своим мнением, чувствами,
опытом;
- поощряется групповая работа,
стимулирующая активность, инициативность и креативность;
- роль учителя различна в
зависимости от задачи на каждом этапе урока (организатор, координатор,
консультант). В результате повышается эффективность обучения.
Таким образом, целенаправленное
продуктивное взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения обеспечивает
также реализацию коммуникативного и творческого потенциала учителя и учащихся,
накопление ими опыта коммуникативной деятельности и использования, овладение
всеми способами общения.
В психолого-педагогической
литературе высказывается мысль о том, что взаимодействие будет оптимальным,
если его участники обладают определенным набором коммуникативных умений,
составляющих «коммуникативное ядро» личности.
В результате анализа
психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что проблема
продуктивного взаимодействия педагога и учащихся, а также проблема подготовки
будущего учителя к продуктивному взаимодействию с учащимися до последнего
времени не получила однозначного и аргументированного решения, хотя накоплен
обширный научный материал по различным аспектам педагогического взаимодействия.
Мы считаем, что, обучая будущего учителя профессионально-педагогической
деятельности, необходимо одновременно и неотрывно от самой деятельности обучать
его умениям продуктивного взаимодействия.
Таким образом, рассмотрение
педагогического процесса с точки зрения социально-психологического
продуктивного взаимодействия дало основание поставить вопрос о подготовке
будущего учителя к продуктивному взаимодействию с учащимися в процессе
обучения.
Список литературы
1.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
3.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1991.
4.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
5.
Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы
психологии. 1990.№1
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.