Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыДоклад на педсовете "Педагогическое взаимодействие как условие повышения эффективности учебного процесса"

Доклад на педсовете "Педагогическое взаимодействие как условие повышения эффективности учебного процесса"

Скачать материал

Доклад на тему: » Педагогическое взаимодействие на уроке

 как условие повышения эффективности учебного процесса»

Точилкина Т.Б.

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение строить педагогически целесообразные отношения с учащимися.

Удовлетворение же отношениями с учителями у учеников вызывает бодрое настроение и способствует более продуктивной познавательной деятельности. То есть, эффективность обучения в полной мере зависит от того, насколько согласованы действия учителя и учеников. Однако подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, так как свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её организации.

Взаимодействие субъектов образовательного процесса

Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса, который является специально организованным взаимодействием педагогов и обучаемых, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию учащегося (школьника). Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, наличию или отсутствию обратной связи и т. п. Ответные реакции воспитанников также многообразны: это активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания или безразличие, поступки и т. п.

Различают следующие виды педагогических взаимодействий: собственно педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми и сверстниками); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); самоотношения (отношения к самому себе).

Эффект педагогического взаимодействия зависит от содержания и способов самого воздействия, а также от индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательного процесса.

Требования, предъявляемые к участникам педагогического процесса. Поскольку образовательный процесс – это специфическая форма субъект-субъектных отношений, совершенно очевидно, что оба участника этого процесса вносят в него свой вклад. К каждому участнику образовательного процесса в рамках личностно-ориентированного подхода, предполагающего, что в центре обучения и воспитания находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями, предъявляются соответствующие требования.

Требования, предъявляемые к педагогу:

1) создание условий для безопасного проявления личности каждого учащегося в различных учебных ситуациях, что требует от педагога в первую очередь находиться не в традиционной позиции педагога-информатора, источника знаний и контролера, а в позиции ведущего партнера, помогающего саморазвитию личности обучаемого;

2) развитие внутренней мотивационной сферы ученика, формирование у него собственной познавательной потребности не только в получении и усвоении новых знаний, но и в выработке обобщенных способов учебной деятельности, умение получать удовольствие и удовлетворение от познания;

3) большая внутренняя работа педагога по личностному и профессиональному саморазвитию (развитие творческого потенциала, позволяющего адекватно решать общую задачу обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося и учебной группы).

Требования, предъявляемые к учащемуся:

1) активность обучаемого, его готовность к учебной деятельности;

2) согласование внешних (в первую очередь мотивов достижения) и внутренних (познавательных) мотивов;

3) большая самостоятельность обучающегося, определенный уровень саморегуляции и самосознания (целеполагания, самоконтроля и самооценки).

Общей особенностью взаимодействия субъектов образовательного процесса является преобразование позиций личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и к собственным взаимодействиям. Это выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и способов взаимодействия и отношений между участниками обучения.

Продуктивное взаимодействие учителя и учащегося

Под продуктивным взаимодействием мы понимаем такое взаимодействие, которое обеспечивает в процессе обучения координацию действий, взаимопомощь, поддержку друг друга, отношения на основе доверительного сотрудничества.

Таким образом, в рамках концепции личностно-ориентированного образования продуктивное взаимодействие учителя и учащихся мы рассматриваем как единство:

а) способа организации совместной согласованной деятельности учителя и учащихся, предполагающего целенаправленное формирование педагогически целесообразных взаимоотношений и взаимопонимание;

б) совокупности связей и взаимовлияний педагогов и учащихся в процессе совместной согласованной деятельности, обеспечивающих процесс их личностного роста и изменения. Согласованная деятельность учителя и учащихся означает, что учащийся приобретает новые знания, умения, навыки и личностные качества, а учитель помогает ему в этом, выбирая соответствующие индивидуальным особенностям учащихся эффективные методы и приемы обучения и оказывая им помощь в освоении учебного содержания. В связи с этим в процессе обучения учитель должен также обеспечить ситуативную обусловленность и коммуникативную ценность высказываний учащихся.

Мы считаем, что продуктивное взаимодействие учителя и учащихся заключается также в том, что:

- учащиеся принимают активное участие в процессе обучения, испытывают потребность в общении;

- учащиеся вовлечены в решение личностно-значимых задач, в результате чего появляется чувство удовлетворенности от учебной деятельности, чувство самоценности личности;

- актуализируется, вовлекается личностный опыт учащихся, когда их просят поделиться своим мнением, чувствами, опытом;

- поощряется групповая работа, стимулирующая активность, инициативность и креативность;

- роль учителя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (организатор, координатор, консультант). В результате повышается эффективность обучения.

Таким образом, целенаправленное продуктивное взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения обеспечивает также реализацию коммуникативного и творческого потенциала учителя и учащихся, накопление ими опыта коммуникативной деятельности и использования, овладение всеми способами общения.

В психолого-педагогической литературе высказывается мысль о том, что взаимодействие будет оптимальным, если его участники обладают определенным набором коммуникативных умений, составляющих «коммуникативное ядро» личности.

 В результате анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что проблема продуктивного взаимодействия педагога и учащихся, а также проблема подготовки будущего учителя к продуктивному взаимодействию с учащимися до последнего времени не получила однозначного и аргументированного решения, хотя накоплен обширный научный материал по различным аспектам педагогического взаимодействия. Мы считаем, что, обучая будущего учителя профессионально-педагогической деятельности, необходимо одновременно и неотрывно от самой деятельности обучать его умениям продуктивного взаимодействия.

Таким образом, рассмотрение педагогического процесса с точки зрения социально-психологического продуктивного взаимодействия дало основание поставить вопрос о подготовке будущего учителя к продуктивному взаимодействию с учащимися в процессе обучения.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1991.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

5. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1990.№1

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на педсовете "Педагогическое взаимодействие как условие повышения эффективности учебного процесса""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение строить педагогически целесообразные отношения с учащимися.

 Удовлетворение же отношениями с учителями у учеников вызывает бодрое настроение и способствует более продуктивной познавательной деятельности. То есть эффективность обучения в полной мере зависит от того, насколько согласованы действия учителя и учеников. Однако подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, так как свои действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её организации.

К каждому участнику образовательного процесса в рамках личностно-ориентированного подходапредъявляются соответствующие требования.

Таким образом, целенаправленное продуктивное взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения обеспечивает также реализацию коммуникативного и творческого потенциала учителя и учащихся, накопление ими опыта коммуникативной деятельности и использования, овладение всеми способами общения.

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 487 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 420
    • DOCX 18.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Точилкина Татьяна Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Точилкина Татьяна Борисовна
    Точилкина Татьяна Борисовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 46493
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 133 человека из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Созависимые отношения и способы их преодоления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек