Главная / Классному руководителю / Доклад на педсовете "Отличительные черты системы дополнительного образования"

Доклад на педсовете "Отличительные черты системы дополнительного образования"

МБОУ ДОД

«Центр дополнительного образования»

города Новошахтинска


Педагог дополнительного образования Жаркова Зинаида Александровна


Доклад на педсовете.

Отличительные черты системы дополнительного образования

«Творчество – способ существования личности; только в творчестве осуществляется личность…» А.А. Никифоров

С изменением социально-экономической системы в нашей стране произошли изменения во всех сферах бытия россиян: иными стали условия и характер жизни, деятельности, возможности самопроявления людей. Мы видим, как за последние 5 лет изменился окружающий нас социальный мир. Какой человек в нём преуспевает? Прежде всего, интеллектуально развитый, свободно и самостоятельно мыслящий, творческий, предприимчивый, активный в достижении своих целей.

Общеобразовательная школа нацелена на интеллектуальное развитие ребёнка, преимущественно теоретическое его образование, когда учебно-воспитательный процесс строится на основе подчинения ребёнка необходимости, что тоже важно для развития растущей личности. Дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу свободного выбора, особо необходимого для формирования востребованных в настоящее время качеств, а также нацелено на развитие практических и технологических знаний и умений ребят.

Отличительная черта системы дополнительного образования- ребята получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе школы. Дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса (даже если этот ребенок неуспевающий в школе). Эмоциональная насыщенность занятий – еще один очень важный фактор дополнительного образования. Его важность объясняется необходимостью противостоять стрессовым ситуациям и психологическому комфорту ребёнка.


Школьное и дополнительное образование взаимодополняют друг друга, при этом дополнительное образование расширяет и углубляет возможности школьника в его естественном саморазвитии. Опора на содержание основного образования является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Современные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только общим образованием. Формализованное общее образование все больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития личности человека, его социального и профессионального самоопределения. Можно выделить основные функции дополнительного образования: непрерывности образования, мотивационную, учебно-информационную, воспитательную, психолого-терапевтическую, особо подчеркивает его социальную роль: обеспечения занятости детей в свободное от основных занятий в школе время, ценностную и личностно - образующую функции. В современных условиях возникла настоятельная необходимость в переходе к функциональной модели образовательной деятельности, базирующейся на принципе полноты образования.

Система дополнительного образования детей может и должна сыграть существенную роль в реализации новых целей образования, т.к. позволяет расширить содержание общего образования за счет изучения тех областей культуры, которые не представлены или представлены в слабой степени в школьных программах. Да, школа дает образование базовое, общее. А дополнительное образование - необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. И если общее школьное образование получают, как правило, все дети в более или менее одинаковом объеме, что определяется базисным учебным планом и стандартом, то дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно.

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования» уже в своем названии содержит особый смысл. Его суть в создании возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 5 до 17 лет.

Дополнительное - понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Для удовлетворения данной потребности нужны особые условия, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка, приходящего в учреждения дополнительного образования. В Центре такие условия были созданы лет назад и продолжают создаваться педагогами дополнительного образования по сегодняшний день. Детям в учреждении на выбор предлагается посетить   детских объединений, студий, клубов. Работа каждого педагога строится по следующим принципам:

- развитие интересов и способностей детей;

- создание ситуации успеха на занятиях;

- стимулирование возникновения доброжелательных взаимоотношений в группе

Приоритетными идеями для нас являются:

  1. Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности

  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка

  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка

  4. Единство обучения, воспитания и развития

  5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса

  6. Идея сотрудничества, неформального общения, сотворчества нас и наших воспитанников

  7. Идея творческого подхода, непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Основным нашим предназначением мы считаем удовлетворение индивидуальных, социокультурных, познавательных и образовательных потребностей детей. Это положение реализуется Центром дополнительного образования с учётом постоянно изменяющихся условий жизни, формирующих социальный заказ на различные сферы развития, виды профессий.

В нашем Центре дополнительного образования работают квалифицированные педагоги дополнительного образования. имеют квалификационные категории. Их усилиями создаются оптимальные условия для осуществления образовательного процесса: модифицированные программы дополнительного образования детей, учебно-методические комплекты, использование новых методик и технологий. Ориентирование современной педагогики на формирование у обучающихся качеств творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности. Педагог в настоящее время должен не только учить, но и помогать развиваться, быть не только источником информации, но и организатором мыслительной деятельности, творческой личностью и владеть необходимой методологической культурой.

Взаимосвязь дополнительного образования и общего очевидна. Развивая у ребенка такие качества как толерантность, коммуникабельность, творческие способности, умение анализировать себя и других, отстаивать своё мнение тем самым способствуем успешному обучению ребенка в школе.

Сегодня наши педагоги дополнительного образования изменяют способ организации усвоения знаний. Знания представляются как системные, способ их усвоения предполагает поисково-мыслительную деятельность, продуктивное творчество и самостоятельную работу. Изменяется мотивационно - смысловая установка педагога - открытость личности педагога, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участия каждого обучаемого в постановке цели, выдвижении задач, принятии решения.

Таким образом, педагоги дополнительного образования создают все условия для осуществления образовательного процесса в Центре дополнительного образования.

Но ценность дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний учащихся, полученных в базовом компоненте - в школе. Принципы общего и дополнительного образования едины. Но методы, методики, технологии имеют свою особенность. Дело в том, что основное содержание дополнительного образования - практикоориентированное, деятельностное: здесь обучающийся действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Здесь создаются ситуации, когда школьнику нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Такое образование - исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. В Центр… приходят дети, действительно испытывающие потребность в познании и творчестве, в реализации своего внутреннего потенциала. И неважно, каким творчеством занимается ребенок, лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Все пригодится, и все это поможет потом в любой другой взрослой профессиональной деятельности. Пригодится сам творчески развитый дух личности, пригодится навык творчества, владение творческими приемами, и замечательной движущей силой в деятельности творческого человека станет испытанная и воспитанная творчеством радость от самого процесса созидательного труда.

Взаимодействие общего и дополнительного образования базируется на основе целостности образования, единства образовательного процесса; строится на принципах синергетического, средового подходов. Интеграция общего и дополнительного образования необходима для целостного и разностороннего развития личности ребенка в русле компетентностного подхода, а взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования в едином культурно-образовательном пространстве становится механизмом преодоления дискретности образовательных процессов становления личности, создание пространства её самоопределения, идентичности и социокультурной деятельности.







Доклад на педсовете "Отличительные черты системы дополнительного образования"
  • Классному руководителю
Описание:

на современном этапе развития дополнительного (внешкольного) образования детей в Российской Федерации отмечается тенденция, направленная на достижение современного качества образования, а именно актуальных образовательных результатов, соответствующих потребностям личности, семьи, общества, государства; в условиях изменяющейся социокультурной и экономической ситуации, изменяющегося законодательства в сфере образования, определяется новый статус дополнительного образования, которое должно быть ориентировано на реализацию социального заказа, формируемого различными социальными субъектами, в том числе родителями (законными представителями) и обучающимися; особенностями, характеризующими качество и доступность дополнительного (внешкольного) образования детей, целесообразно признать высокую занятость школьников в объединениях дополнительного образования детей; ориентацию возможностей системы дополнительного (внешкольного) образования на потребности разных групп детей (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и др.), реализацию индивидуальных образовательных траекторий детей средствами дополнительного образования; удовлетворенности детей, родителей и общественности результатами дополнительного (внешкольного) образования; на современном этапе активизируется процесс интеграции основного и дополнительного образования в целях достижения современных требований к качеству образования в целом.

Автор Семенова Юлия Александровна
Дата добавления 11.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 1266
Номер материала 7009
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓