МБОУ
ДОД
«Центр
дополнительного образования»
города
Новошахтинска
Педагог дополнительного образования
Жаркова Зинаида Александровна
Доклад
на педсовете.
Отличительные
черты системы дополнительного образования
«Творчество – способ существования личности;
только в творчестве осуществляется личность…» А.А. Никифоров
С изменением
социально-экономической системы в нашей стране произошли изменения во всех
сферах бытия россиян: иными стали условия и характер жизни, деятельности,
возможности самопроявления людей. Мы видим, как за последние 5 лет изменился
окружающий нас социальный мир. Какой человек в нём преуспевает? Прежде всего,
интеллектуально развитый, свободно и самостоятельно мыслящий, творческий,
предприимчивый, активный в достижении своих целей.
Общеобразовательная
школа нацелена на интеллектуальное развитие ребёнка, преимущественно
теоретическое его образование, когда учебно-воспитательный процесс строится на
основе подчинения ребёнка необходимости, что тоже важно для развития растущей
личности. Дополнительное образование предоставляет ребёнку альтернативу
свободного выбора, особо необходимого для формирования востребованных в
настоящее время качеств, а также нацелено на развитие практических и
технологических знаний и умений ребят.
Отличительная
черта системы дополнительного образования- ребята получают возможность
индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку
в учебном процессе школы. Дополнительное образование создает «ситуацию успеха»,
помогает ребенку в изменении своего статуса (даже если этот ребенок
неуспевающий в школе). Эмоциональная насыщенность занятий – еще один очень
важный фактор дополнительного образования. Его важность объясняется
необходимостью противостоять стрессовым ситуациям и психологическому комфорту
ребёнка.
Школьное и дополнительное
образование взаимодополняют друг друга, при этом дополнительное образование
расширяет и углубляет возможности школьника в его естественном саморазвитии.
Опора на содержание основного образования является главной специфической чертой
развития дополнительного образования детей. Интеграция основного и
дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и
развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной
педагогики.
Современные требования к
образованности человека не могут быть удовлетворены только общим образованием.
Формализованное общее образование все больше нуждается в дополнительном
неформальном образовании, которое было и остается одним из определяющих
факторов развития личности человека, его социального и профессионального
самоопределения. Можно выделить основные функции дополнительного образования:
непрерывности образования, мотивационную, учебно-информационную, воспитательную,
психолого-терапевтическую, особо подчеркивает его социальную роль: обеспечения
занятости детей в свободное от основных занятий в школе время, ценностную и
личностно - образующую функции. В современных условиях возникла
настоятельная необходимость в переходе к функциональной модели образовательной
деятельности, базирующейся на принципе полноты образования.
Система
дополнительного образования детей может и должна сыграть существенную роль в
реализации новых целей образования, т.к. позволяет расширить содержание общего
образования за счет изучения тех областей культуры, которые не представлены или
представлены в слабой степени в школьных программах. Да, школа дает образование
базовое, общее. А дополнительное образование - необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.
И если общее школьное образование получают, как правило, все дети в более или
менее одинаковом объеме, что определяется базисным учебным планом и стандартом,
то дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, наиболее
вариативно.
Муниципальное учреждение
дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования» уже в
своем названии содержит особый смысл. Его суть в создании возможностей для
реализации творческой активности детей в возрасте от 5 до 17 лет.
Дополнительное
- понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее
человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально
реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально,
личностно. Для удовлетворения данной потребности нужны особые условия,
позволяющие реализовать интересы каждого ребенка, приходящего в учреждения
дополнительного образования. В Центре такие условия были созданы лет
назад и продолжают создаваться педагогами дополнительного образования по
сегодняшний день. Детям в учреждении на выбор предлагается посетить
детских объединений, студий, клубов. Работа каждого педагога строится
по следующим принципам:
- развитие интересов и способностей
детей;
- создание ситуации успеха на
занятиях;
- стимулирование возникновения
доброжелательных взаимоотношений в группе
Приоритетными идеями для нас
являются:
- Свободный выбор ребёнком видов
и сфер деятельности
- Ориентация на личностные
интересы, потребности, способности ребёнка
- Возможность свободного
самоопределения и самореализации ребёнка
- Единство обучения, воспитания
и развития
- Практико-деятельностная основа
образовательного процесса
- Идея сотрудничества,
неформального общения, сотворчества нас и наших воспитанников
- Идея творческого подхода,
непрерывного поиска и проверки содержания, форм и методов обучения и
воспитания.
Основным нашим
предназначением мы считаем удовлетворение индивидуальных, социокультурных,
познавательных и образовательных потребностей детей. Это положение реализуется
Центром дополнительного образования с учётом постоянно изменяющихся условий
жизни, формирующих социальный заказ на различные сферы развития, виды
профессий.
В нашем Центре
дополнительного образования работают квалифицированные педагоги дополнительного
образования. имеют квалификационные категории. Их усилиями создаются
оптимальные условия для осуществления образовательного процесса:
модифицированные программы дополнительного образования детей,
учебно-методические комплекты, использование новых методик и технологий.
Ориентирование современной педагогики на формирование у обучающихся качеств
творческой личности меняет формы и принципы педагогической деятельности.
Педагог в настоящее время должен не только учить, но и помогать развиваться,
быть не только источником информации, но и организатором мыслительной деятельности,
творческой личностью и владеть необходимой методологической культурой.
Взаимосвязь
дополнительного образования и общего очевидна. Развивая у ребенка такие
качества как толерантность, коммуникабельность, творческие способности, умение
анализировать себя и других, отстаивать своё мнение тем самым способствуем
успешному обучению ребенка в школе.
Сегодня наши
педагоги дополнительного образования изменяют способ организации усвоения
знаний. Знания представляются как системные, способ их усвоения предполагает
поисково-мыслительную деятельность, продуктивное творчество и самостоятельную
работу. Изменяется мотивационно - смысловая установка педагога - открытость
личности педагога, установка на солидарность, совместную деятельность,
индивидуальную помощь, участия каждого обучаемого в постановке цели, выдвижении
задач, принятии решения.
Таким образом,
педагоги дополнительного образования создают все условия для осуществления
образовательного процесса в Центре дополнительного образования.
Но ценность
дополнительного образования заключается в том, что оно усиливает вариативную
составляющую общего образования, способствует реализации знаний учащихся,
полученных в базовом компоненте - в школе. Принципы общего и дополнительного
образования едины. Но методы, методики, технологии имеют свою особенность. Дело
в том, что основное содержание дополнительного образования -
практикоориентированное, деятельностное: здесь обучающийся действует сам в
ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы,
с культурными памятниками и т.д. Здесь создаются ситуации, когда школьнику
нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Такое образование -
исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой
собственный путь. В Центр… приходят дети, действительно испытывающие
потребность в познании и творчестве, в реализации своего внутреннего
потенциала. И неважно, каким творчеством занимается ребенок, лишь бы он творил,
лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум.
Все пригодится, и все это поможет потом в любой другой взрослой
профессиональной деятельности. Пригодится сам творчески развитый дух личности,
пригодится навык творчества, владение творческими приемами, и замечательной
движущей силой в деятельности творческого человека станет испытанная и
воспитанная творчеством радость от самого процесса созидательного труда.
Взаимодействие общего и
дополнительного образования базируется на основе целостности образования,
единства образовательного процесса; строится на принципах синергетического,
средового подходов. Интеграция общего и дополнительного образования необходима
для целостного и разностороннего развития личности ребенка в русле
компетентностного подхода, а взаимодействие учреждений общего и дополнительного
образования в едином культурно-образовательном пространстве становится
механизмом преодоления дискретности образовательных процессов становления
личности, создание пространства её самоопределения, идентичности и
социокультурной деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.