Доклад на педсовете «Роль интегрированных уроков в
повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях
введения ФГОС»
В XXI веке совершенно очевидно, что главная ценность
личности – это способность к всестороннему развитию, к совершенствованию
своего познавательного потенциала. Потребность познавать – главная составляющая
духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. «Человек
разумный – и только он в состоянии оптимально определить будущее
человечества, а не предопределить его гибель своей деятельностью»
(В.Вернадский). Процесс познания бесконечен, а современные достижения науки –
это лишь достижения конкретного отрезка времени, имеющие продолжение в будущем.
Развивающее обучение предполагает критический
взгляд на добываемые знания, их личностную оценку, а также воображение как
следствие суждений о знаниях и их значимости. Без развития воображения всякие
разговоры о творчестве несостоятельны. Принципы развивающего обучения приводят
к вопросу об их реализации в ежедневной школьной практике. Практика уже
ответила на этот вопрос, обратившись к интегрированию.
В конечном
счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности
мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего.
Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек
должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде.
Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и
искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и
особенности этих связей. Таким образом, основным фактором, интегратором
является человек с его проблемами в сложном мире.
Примером внутрипредметной интеграции является
систематизирование знаний внутри определённой дисциплины – переход разрозненных
фактов к их системе. Она направлена на «спрессовывание» материала в крупные
блоки. Познание изучаемого материала может осуществляться от частного к
Основными задачами современной школы
являются подготовка молодого человека к жизни, показ многообразия духовной
сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Ни одна
стабильная учебная программа не в состоянии включить всё это в себя.
Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся,
стимулировать их познавательную активность – первостепенная задача
интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно
интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия
на ребёнка, органично соединить логические и эмоциональные начала, построить
систему научного и эстетического просвещения на широком
привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем
развитии субъекта образовательного процесса – ученика. Интеграция представляет
собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного,
внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и
эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического,
то есть гармонизации научного и художественного способов познания мира в
образовательном процессе [4].
Фактически в процессе интегрирования
стираются границы между обучением и воспитанием, развиваются способности
каждого ребёнка, учитель практически и целенаправленно реализует следующие
педагогические идеи:
- демократизация и гуманизация
образовательного процесса, его направленность не только на усвоение суммы
знаний, но и на развитие творческих способностей личности, на формирование
высоких духовно-нравственных ценностей и активной личностной позиции;
- обеспечение непрерывности и
преемственности образовательно-воспитательного процесса на всех ступенях
развития;
- создание равных условий для
раскрытия и совершенствования природного интеллектуального и
художественно-эстетического потенциала каждого ребёнка.
Наряду с интеллектуальными
задачами урока при использовании межпредметной интеграции можно решать более
сложные задачи:
- формировать представление о
гармоническом единстве мира и месте человека в нём;
- формировать нравственные
качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений, воспитывать
внимательное и участливое отношение к окружающему;
- развивать созидательные
возможности личности, её общий творческий потенциал;
Основными
дидактико-психологическими принципами становятся:
- личностно ориентированные
принципы (принцип адаптивности, принцип целостного развития, принцип
психологической готовности);
- кудьтурологические принципы
(принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип
смыслового отношения к миру);
- общегуманистические принципы (принцип
единства природной и социальной среды, принцип ответственности человека за свое
место и роль в жизни природы и общества).
На интегрированных уроках дети
работают легко и с интересом в течение всего занятия, усваивают обширный по
объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только
применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных
ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления
интеллектуальных способностей.
Таким образом, на своем примере я убедилась, что подготовка
интегрированных уроков тоже имеет педагогическую ценность: она не только
интересна учителю и ученикам, это еще и дополнительный стимул. Детям нравится
участвовать в процессе подготовки: они ищут информацию по теме, предлагают свои
идеи, чувствуют себя причастными к созданию урока, глубже осознают и усваивают
материал.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.