Главная / Другое / Доклад на педсовете «Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС»

Доклад на педсовете «Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС»

Доклад на педсовете «Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС»

В XXI веке совершенно очевидно, что главная ценность личности – это способность к всестороннему развитию, к совершенствованию своего познавательного потенциала. Потребность познавать – главная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. «Человек разумный – и только он  в состоянии оптимально определить будущее человечества, а не предопределить его гибель своей деятельностью» (В.Вернадский). Процесс познания бесконечен, а современные достижения науки – это лишь достижения конкретного отрезка времени, имеющие продолжение в будущем.

Развивающее обучение предполагает критический взгляд на добываемые знания, их личностную оценку, а также воображение как следствие суждений о знаниях и их значимости. Без развития воображения всякие разговоры о творчестве несостоятельны. Принципы развивающего обучения приводят к вопросу об их реализации в ежедневной школьной практике. Практика уже ответила на этот вопрос, обратившись к интегрированию.

В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и его познающего. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде. Исследуются сложные связи человека и общества, человека и природы, человека и искусства, выясняются общечеловеческие, национальные, региональные ценности и особенности этих связей. Таким образом, основным фактором, интегратором является человек с его проблемами в сложном мире.

Примером внутрипредметной интеграции является систематизирование знаний внутри определённой дисциплины – переход разрозненных фактов к их системе. Она направлена на «спрессовывание» материала в крупные блоки. Познание изучаемого материала может осуществляться от частного к

Основными задачами современной школы являются подготовка молодого человека к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить всё это в себя. Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность – первостепенная задача интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребёнка, органично соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии субъекта образовательного процесса – ученика. Интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического, то есть гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе [4].

    Фактически в процессе интегрирования стираются границы между обучением и воспитанием, развиваются способности каждого ребёнка, учитель практически и целенаправленно реализует следующие педагогические идеи:

    - демократизация и гуманизация образовательного процесса, его направленность не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие творческих способностей личности, на формирование высоких духовно-нравственных ценностей и активной личностной позиции;

    - обеспечение непрерывности и преемственности образовательно-воспитательного процесса на всех ступенях развития;

     - создание равных условий для раскрытия и совершенствования природного интеллектуального и художественно-эстетического потенциала каждого ребёнка.

     Наряду с интеллектуальными задачами урока при использовании межпредметной интеграции можно решать более сложные задачи:

     - формировать представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нём;

    - формировать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений, воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему;

     - развивать созидательные возможности личности, её общий творческий потенциал;

      Основными дидактико-психологическими принципами становятся:

      - личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип целостного развития, принцип психологической готовности);

     - кудьтурологические принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру);

- общегуманистические принципы (принцип единства природной и социальной среды, принцип ответственности человека за свое место и роль в жизни природы и общества).

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом в течение всего занятия, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Таким образом, на своем примере я убедилась, что подготовка интегрированных уроков тоже имеет педагогическую ценность: она не только интересна учителю и ученикам, это еще и дополнительный стимул. Детям нравится участвовать в процессе подготовки: они ищут информацию по теме, предлагают свои идеи, чувствуют себя причастными к созданию урока, глубже осознают и усваивают материал.



Доклад на педсовете «Роль интегрированных уроков в повышении эффективности преподавания истории и обществознания в условиях введения ФГОС»
  • Другое
Описание:

В XXI веке совершенно очевидно, что главная ценность личности – это  способность к всестороннему развитию, к совершенствованию своего познавательного потенциала. Потребность познавать – главная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. «Человек разумный – и только он  в состоянии оптимально определить будущее человечества, а не предопределить его гибель своей деятельностью» (В.Вернадский). Процесс познания бесконечен, а современные достижения науки – это лишь достижения конкретного отрезка времени, имеющие продолжение в будущем.

Автор Говоров Сергей Васильевич
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 516
Номер материала 39929
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓