Главная / Другое / Доклад на педсовет " РАБОТА С СЕМЬЕЙ И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ"

Доклад на педсовет " РАБОТА С СЕМЬЕЙ И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ"

РАБОТА С СЕМЬЕЙ И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Подготовила Семыкина Н.Г.



Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

Ранняя профилактика правонарушений в начальных классах.

  • Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве.

  • А.С.Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».

  • Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители не всегда замечают отрицательные черты в поведении своих детей а, заметив, не придают им значения, считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится, и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведении.

  • Учителя, родители встречают большие трудности в преодолении педагогической запущенности подростков, накопивших в течение длительного времени большой отрицательный нравственный опыт. Положение усугубляется специфическими особенностями подросткового возраста. У младшего школьника нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении еще не закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого возраста отличается повышенной пластичностью. Эта особенность детской психики способствует облегчению процесса перевоспитания. Однако, несмотря на то, что нежелательные навыки и привычки младшего школьника еще не успели приобрести стойкость, требуется большая затрата сил, чтобы помочь ребенку избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые положительные качества.

  • В связи с этим, предупреждение педагогической запущенности целесообразно осуществлять в период младшего школьного возраста. Именно у младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании.

На первое место среди других выступают такие отрицательные качества личности, как упрямство, непослушание, недисциплинированность, лень.

На второе место - невнимательность, неряшливость, эгоизм, драчливость и капризность.

** Первая группа - дети, имеющие комплекс отрицательных качеств
(непослушание, упрямство, лень, лживость, нечестность, воровство, недисциплинированность, драчливость, иногда грубость). Вместе с тем, у детей этой группы имеются отдельные положительные качества, однако, они завуалированы, заслонены отрицательными проявлениями. Такие дети продолжительное время находились в исключительно неблагоприятных социально- педагогических условиях семейного воспитания, что соответствующим образом сказалось на их нравственном развитии.

** Вторая группа. Наряду с отрицательными качествами эти школьники обладают рядом положительных черт, которые менее завуалированы, чем у ребят первой группы.

* В основе различного рода отклонений в поведении лежат прежде всего неблагоприятные социально-педагогические условия воспитания. Вместе с тем, мы исходили из положения о том, что асоциальное поведение школьника не возникает вдруг, а развивается постепенно, проходя последовательно через качественно новые ступени, соответствующие возрастным психологическим и индивидуальным особенностям ребенка.

* = * Формирование личности, чаще всего, зависит от общей атмосферы семьи, ее нравственного и культурного уровня, морального облика и воспитательной позиции родителей. Успешное нравственное развитие детей в семье осуществляется при наличии благоприятных условий воспитания, при высокой ответственности родителей за их воспитание, при систематическом целенаправленном контроле за их поведением, при правильном выборе мер воздействия на каждого ребенка. Нарушение этих условий, как правило, приводит к отклонениям в поведении детей.

* С первых дней учебы детей в школе большинство родителей включились в учебно - воспитательный процесс.

Вот примерные формы работы с семьей:

*  дни творчества детей и их родителей;

*  открытые уроки и внеклассные мероприятия;

*  помощь в организации и проведении внеклассных дел;

*  шефская помощь и др.

Мы знаем много добрых совместных дел обучающихся и их родителей.

Это в первую очередь постоянный контроль со стороны родителей за выполнением домашних заданий. Только вызывает опасения наш новичок, пришедший к нам в 4класс в начале учебного года Севрюков А. Он часто опаздывает, больше любит бывать у своего отца в городе, с которым сейчас не живут. Этому мальчику требуется постоянный контроль при выполнении домашних заданий со стороны родителей. Но надлежащего контроля со стороны мамы не всегда наблюдается. Ребенок живет сам по себе.

Благоустройство школьной территории в назначенные дни никогда не обходятся без наших инициативных родителей. Работаем всегда вместе. Родители показывают пример всем обучающимся.

Какими активными и ответственными становятся наши родители при подготовке каких- либо мероприятий. Общешкольное мероприятие на тему « Спешите делать добро», « Новогодний маскарад» , «Рождественские колядки» , « В гостях у осени»- какие чудесные поделки, вкуснейшие салаты, приготовили наши родители совместно с детьми.

Подготовка сценок, костюмов, декораций, всевозможных конкурсов не обошлось без наших ответственных родителей.

Участие родителей в экологическом проекте « Покормите птиц» (совместное изготовление кормушек);

Проект «Моя родословная » детям, совместно с родителями пришлось много потрудиться. Составляли генеалогическое древо, подобрали герб и девиз, что обозначает фамилия и тайна нашего имени, след войны в моей семье и т,д. Это все совместный труд детей и их родителей.

Наряду с этим с родителями были запланированы и проведены ряд родительских собраний с такой тематикой:

« Почему дети лгут»; (октябрь)

«Мотивы плохого поведения» ( ноябрь)

«Нравственные законы в жизни общества»- ( на март ) перенесено

Ранее проведенные собрания и тестирования « Семейное воспитание», «Поощрения и наказания», « Здоровые и вредные привычки», «Детские страхи» ит.д.

* Причины отклонений в поведении младших школьников очень разнообразны. Они были разделены на четыре условные группы:

1. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности , единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи , неверное применение наказания и поощрения , жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание , избалованность, изнеженность ребенка и др.

2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.

3. Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др.

4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).

* Главная причина отклонений в поведении младших школьников кроется в неумении родителей их воспитывать, что приводит к нарушению меры в выборе форм, методов, способов и средств педагогического воздействия. Наряду с этим с родителями были запланированы и проведены ряд родительских собраний с такой тематикой:

« Почему дети лгут»; (октябрь)

«Мотивы плохого поведения» ( ноябрь)

«Нравственные законы в жизни общества»- ( на март ) перенесено

Ранее проведенные собрания и тестирования « Семейное воспитание», «Поощрения и наказания», « Здоровые и вредные привычки», «Детские страхи» ит.д.

Нарушение меры в воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с коллективом, с окружающими людьми. Для ребенка, переступившего порог школы, значительно расширяется круг общественных взаимоотношений, круг его знакомства. Ведущее место в его жизни приобретает отношение к своим обязанностям, к учителю, товарищам по учебе. С первых дней обучения предъявляются определенные требования к учебному труду ребенка, к его поведению, которые с годами усложняются. Дети же с отклонениями в поведении, не подготовлены к выполнению данных требований. В воспитании таких детей решающее значение имеет индивидуальный подход, степень педагогического мастерства и такта учителя.

Ошибки и недостатки семейного воспитания, создают комплекс отрицательных влияний, который приводит к отклонениям в поведении ребенка, способствует закреплению его отрицательных качеств.

. * Определяя роль коллектива в воспитании личности, А.С.Макаренко писал: «В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия должны быть и воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив».
Известно, что воздействие на «трудного» школьника осуществляется успешно в нравственно здоровом, сплоченном детском коллективе, при активном вовлечении ребенка в учебную и общественно полезную деятельность, при непрерывности и систематичности педагогических влияний.

**Н-р классные часы, викторины, инструктажи,, акции- где все дети стараются быть задействованы. Беседы- инструктажи о правилах поведения в школе, в общественных местах, в столовой знакомит наших детей об элементарных правилах поведения в определенных местах. В перевоспитании младших школьников важной полезной деятельности детей, работа в кружках. Часть детей с увлечением посещают выбранные ими кружки. « Природная фантазия» , фольклорный, работа с тестом. Игровые ситуации, вызывающие определенный интерес у ребенка, благодаря чему он имеет возможность активно и принужденно упражняться в правильных поступках, вырабатывать положительные навыки и привычки. При этом особое значение придавалось организации различных видов соревнований школьников, стимулирующих их деятельность.

* Наиболее эффективными педагогическими приемами в работе с младшими школьниками с отклонениями в развитии оказались следующие: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности, переключение школьника на увлекательное, полезное дело.

* В ходе индивидуальной работы с младшими школьниками была сделана попытка определить наиболее важные условия их перевоспитания.
* Они заключаются в глубоком, всестороннем знании личности школьника, установлении тесного контакта, доверия и взаимопонимания педагога с ребенком, в стимулировании жизнедеятельности ребенка через систему перспективных заданий, налаживании правильных взаимоотношений школьника с коллективом, вовлечении его в общественно полезную деятельность с учетом интересов, склонностей и стремлений, в систематическом одобрении положительных проявлений ученика. *Индивидуальный подход к школьнику осуществлялся в процессе целенаправленных индивидуальных бесед педагога с ребенком. Педагогически целесообразными оказались и групповые беседы: «Как себя вести?», «О культуре общения», «Я учусь владеть собой». Выбор тематики бесед обусловлен основными причинами школьников: недостатками семейного воспитания и психологическими особенностями возраста.

Беседы были представлены в виде разнообразных оценочных ситуаций, раскрывающих те или иные недостатки в поведении школьника. Они вызывали определенный интерес и активность у детей. Создавались естественные и педагогически продуманные ситуации, условия и обстоятельства, которые заставляли ребенка активно думать, принимать этические решения, накапливать положительный нравственный опыт. Соблюдение названных условий в сочетании с учителем приводит к положительным результатам в перевоспитании младшего школьника. Проведение таких классных часов, как « Я и моя семья». познавательная викторина « Самый, самый, самый,» ,» Наши любимые бабушки и дедушки», « Для чего надо учиться» , « Рождество» , «Моя мамочка»_ игр- викторин, заочных путешествий конкурсов , эстафет и др. способствуют сплочению детского коллектива, развивает их индивидуальные способности. * *Выполнение режима дня, единство требований к ребенку со стороны учителей и родителей обеспечивают положительный исход в его перевоспитании.

* Причинами отклонений в поведении младших школьников являются: педагогическая неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей, отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи. Это приводит к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей.

***Наиболее эффективными педагогическими приемами в работе являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности.

Можно сделать вывод, что младшие школьники с отклонениями в поведении и нравственном развитии нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

Следовательно, преодоление отклонений в поведении младших школьников целесообразно и правомерно начинать в первые годы их обучения в школе.



Доклад на педсовет " РАБОТА С СЕМЬЕЙ И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ"
  • Другое
Описание:

a.     Ранняя профилактика  правонарушений    в начальных классах.

    II.                   Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве.

 III.                    А.С.Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».

 

·              Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители  не всегда замечают отрицательные черты в поведении  своих детей  а, заметив, не придают им значения, считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится, и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведении.

Автор Семыкина Наталья Григорьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 687
Номер материала 46709
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓