ДОКЛАД
На тему «Использование интерактивных форм обучения
на уроках в начальных классах».
ПЛАН ДОКЛАДА:
Разнообразие методик интерактивного обучения их основная сущность. В современной психологии разработано множество новейших методик, которые позволяют детям усваивать материал быстрее и качественнее, способствуют активизации мыслительных процессов, поднятию интереса к изучаемому материалу, развитию критического мышления. По этому вопросу написано множество статей и издано книг и брошюр.
Критическое мышление является одним из видов творчества. Это процесс рассмотрения идей с многочисленных точек зрения, выявления их значения и сравнения с другими идеями. Развитие критического мышления у детей и лежит в основе методик интерактивного обучения.
В мае 2002 года в школе № 208 Мирзо-Улугбекского района прошли курсы по изучению методик интерактивного обучения, которые вела Г.А. Зелинская. Материалы этих курсов стали большим подспорьем учителям начальных классов в проведении уроков с использованием новейших психолого-педагогических технологий.
Используя современные методики учитель не выступает в роли «вещателя знаний», которая так нам привычна. Он становится «демонстрантом исследования» на собственном примере. В итоге такого подхода учитель сам по-настоящему узнаёт своих учеников, начинает понимать что перед ним не просто ученики, которые ждут готовых знаний, а живые, любознательные, интересные люди.
В арсенале программы развития критического мышления несколько десятков стратегий.
Назову некоторые из них:
Методика «Инсерт».
«Кубики стратегия».
«Дерево решений».
«Синквейн».
«Зигзаг».
«Снежный ком».
«Ледокол».
«6 на 6».
«Педагогическая мастерская».
«Знаем, хотим узнать, узнали».
«Диаграмма Венна».
«5 минутное Эссе».
Основная структура уроков на основе методик интерактивного обучения.
Методики интерактивного обучения содержат в себе 5 основных задач: мотивирующую, обучающую, воспитательную, развивающую, контролирующую.
При проведении уроков с использованием интерактивных методик обучения можно выделить 3 основных этапа:
I этап - вызов (восстановление памяти).
Этот этап пробуждает интерес обучаемых, восстанавливает прошлые знания и новую проблему.
Вызов – это способ мотивации учащихся через ряд приёмов. Например:
II этап – осмысление.
Служит для усвоения нового знания, построения мостов от известного к новому. Этап осмысления проходит с применением любой из вышеперечисленных методик. Это может быть:
III этап – размышление. Это нахождение путей использования нового знания, его закрепление, расширение знания.
Краткая характеристика отдельных методик.
В чём же суть каждой из названных стратегий?
1. «Инсерт» – технологическая стратегия, таблица.
Суть этой стратегии состоит в том, что дети читают какой- либо текст и на полях по мере чтения делают пометки, затем результаты аналитической работы заносят в таблицу:
то, что я знал;
то, что противоречит моему мнению (с чем я не согласен);
что я узнал нового;
хочу получить новую информацию, мне что-то непонятно.
Я использовала эту методику в 4 классе при изучении «Зоны пустынь».
2. «Разбивка на кластеры» – смысл этой стратегии – вызов ассоциаций при задании одного ключевого слова или предложения. Записывается всё, что приходит на ум, не обращая внимания на орфографию и каллиграфию. Затем устанавливаются логические связи и исправляются ошибки, если такие были допущены.
«Разбивка на кластеры» - это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связи между идеями. Это не линейная форма мышления, она связана с тем, как работает мозг. Хорошо использовать ее на стадии вызова и размышления. Она проста и легко запоминается.
Например: Я использовала эту методику при изучении темы «Речь» по русскому языку.
Ключевое слово Речь было написано по середине доски.
Дети получили такие установки:
начните записывать все слова, которые приходят на ум, когда вы слышите это слово;
запишите любое количество слов, пока есть время;
затем дети устанавливают, как можно связать написанные слова друг с другом, объединяют их группы.
В ходе объединения слов в группы, анализа, возникли цепочки:
1) звук слово предложение текст
устная рассказ
2) речь
письменная текст
Я использовала эту методику при закреплении темы «Глагол». При этом брать надо тему – хорошо знакомую детям.
3. Стратегия «Синквейн». Это стратегия вырабатывает умение резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, выделять главное, развивать творчество.
«Синквейн» (перевод 5 строчный стих) – это стихотворение, которое требует синтеза, информации обобщения.
Правила:
В первой строчке тема выражается одним словом – существительным.
Вторая строчка – двумя прилагательными.
Описание действия в трех словах (тремя глаголами).
Фраза из четырех слов, которая показывает отношение к теме.
Синоним одного из слов, о котором повествуется в теме.
Можно проводить группами и индивидуально.
Например:
Вулканы
Страшные, грозные
Извергают, дымят, раскаляются
Природная огненная жаркая топка.
Жаровня.
Я использовала эту методику при изучении частей речи, на уроках чтения и русского языка для объяснения лексического значения слов.
4. Метод «Кубики - стратегия». Это методика преподавания, которая облегчает рассмотрение темы и имеющиеся перспективы. Используется с различными подсказками. У кубика 6 граней, следовательно 6 подсказок.
Подсказки:
опиши это …
сравни это …
дай ассоциацию этому …
прогнозируй это …
дай аргументы за или против этого ..
примени это …
Процесс идёт:
задаётся тема, просят подумать о теме, описать её; рассмотреть предмет и описать его так, как они его видят: цвет, формы, черты, признаки и т.д.
учащиеся пишут письменные ответы на вопросы подсказок
после письменных работ ребята делятся друг с другом ответами.
Для 1-2 классов вопросы проще:
Как это выглядит?
На что это похоже и от чего отличается?
О чем заставляет подумать?
Из чего сделано?
Где можно использовать?
Это хорошо или плохо?
Для маленьких детей можно рассмотреть только 3 стороны.
В работе с кубиком следует соблюдать порядок вопросов. Лучше брать тему для закрепления.
Например: В 4 классе я использовала эту методику на уроке русского языка по теме «Обобщение изученного об имени существительном и имени прилагательном» (конспект прилагается).
5. Методика «Зигзаг». Используется при изучении больших текстов, позволяет освоить большой объем материала за короткое время.
Текст разбивается на части:
1 человек – 1 абзац;
2 человек – 2 абзаца и т.д.
А потом каждый рассказывает свой абзац, давая возможность другим детям ознакомиться с информацией без прочтения, выполняя тем самым роль учителя. Удобно использовать на уроках природоведения в 3-4 классе, когда тексты большие, а скорость чтения некоторых учащихся затрудняет их самостоятельную работу на уроке.
Методика «Интервью тестирование», помогает выявить уровень ознакомленности учащихся с той или иной проблемой.
Учитель даёт установку:
«Мне хотелось бы поговорить с тобой, и я буду задавать вопросы, на которые нет правильных и неправильных ответов. Мне важно узнать, что ты думаешь».
Далее, даётся тест из нескольких вопросов, составленных на изучаемую проблему.
7. Стратегия «Ледокол». Это методика для развития памяти. Один человек называет слово, следующий называет слово и добавляет своё, следующий – первые два и своё, следующий – три и своё.
Я использовала эту методику при запоминании слов, относящихся к какой либо части речи. Если этот метод применять регулярно, то результат будет лучше.
8. Методика «Снежный ком». Это методика позволяет найти более точное определение любого понятия, учит работать в группе, прислушиваться к мнению других и вырабатывать общую точку зрения.
Варианты работы:
Каждый работает самостоятельно (2 мин).
Работа в парах, в тройках (4 мин.).
Работа по 4 – 5 человек (5 мин).
Работа по 8 – 10 человек (5 мин.)
Совместное обсуждение (5 мин.).
По окончании работы в группах представители каждой группы по очереди вывешивают свой плакат и зачитывают его. Группа отвечает на вопросы, если они есть. Учитель помогает решать возникшие проблемы.
9. Методика «Дерево решений». Дается детям текст. Мотивация осуществляется через прочтение текста. Осмысление текста идёт через работу в группах (по 4 – 5 человек). Должен быть элемент игры, соревновательный момент между группами.
Даётся характеристика действующих лиц через заполнение таблицы
+ и -
каждого из них. Затем результаты по группам сравниваются, заполняются, делается вывод.
Например: В 4 классе я проводила урок по одобноме на тему «Как себя вести на перемене» (план урока прилагается).
10. Стратегия «Знаем, хотим узнать, узнали».
Заполняется таблица по изучаемой теме.
-
11. Метод заполнения сематических таблиц. (Сравнение предметов явлений по общим признакам).
Заполнение таблицы по 1 теме.
Анализ таблиц.
Групповая работа (сравнение таблиц, объединение, выводы).
Например: Природоведение (3 класс).
13. Метод «Диаграмма Венна». Используется при изучении тем, показывающих взаимосвязь двух каких либо понятий.
Например: Природоведение - тема «Связь природы и человека».
Заполняются 2 пересекающихся овала:
1-й овал о природе;
2-й овал о человеке.
Из полученных знаний находят общее и записывают в середину.
14. Технология педагогические мастерские».
Это французская технология. Она позволяет включить в учебный процесс каждого ученика: ученик строит свои знания вместе с другими, думает, изобретает, создаёт, творит, само реализуется.
Больше всего она отличается от обычного урока тем, что финалом работы является рефлексия – анализ своего пути, успеха, неуспеха, своего состояния, своих ощущений. Имеет свой алгоритм.
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Е. АБДУРАХМАНОВА
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.