Главная / Классному руководителю / Доклад на педфаке для родителей на тему " Развитие самоконтроля, самооценки и ответственности у старшеклассников"

Доклад на педфаке для родителей на тему " Развитие самоконтроля, самооценки и ответственности у старшеклассников"


Доклад на педагогическом факультете для родителей

9-11классов


Тема доклада:

«РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, САМООЦЕНКИ

И САМОКОНТРОЛЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ»


Докладчик: классный руководитель 9 «А» класса, учитель высшей категории

Присутствующие: родители учащихся 9-11 классов, зам. Директора по воспитательной работе, классные руководители 9-11 классов

Продолжительность доклада: 20 минут


Докладчик: Добрый вечер, уважаемые родители!

Как уже было сказано тема нашего педфака

«РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, САМООЦЕНКИ

И САМОКОНТРОЛЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Подростковая пора - время второго рождения личности. И рождение это, увы, не обходится без мук...

Страдают подростки от непонимания со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивых интересов, устремлений.

Мучаются взрослые - дети стали грубы, замкнуты, неоткровенны...

Да, мир подростка сложен, противоречив, полон ежедневных, ежечасных перемен.

Но он открыт для понимания. Быть понятым - самое первое, что хотят подростки. Хотим и мы понять их. Почему же мы не понимаем их так часто?

Сегодня родительское собрание и ставит цель: помочь этому пониманию.

ГОЛОС за КАДРОМ (УЧЕНИК) «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой.

Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя»

М.М.Пришвин


Докладчик: Одним из главных условий успешности в будущем является воспитание Ответственности.

Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Каковы же условия воспитания ответственности? Это:

  • Самоуважение

  • Разумные ограничения

  • Продолжительность и постепенность

  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей

  • Учёт особенностей характера

  • Учёт личного опыта

Прежде, чем научить своего ребенка принимать серьезные и ответственные решения, отвечать за свои действия, заботиться о близких, родители должны научиться все это делать сами, должны проникнуться чувством ответственности.

Научите вашего ребенка заботиться о других людях. Он поймет, что забота о близких людях необходима, что она может приносить радость и ему, если у них все в порядке.

Важно чтобы ребёнок умел реально оценивать самого себя, не завышая и не принижая своих способностей.

Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым

уровнем ее самооценки. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.


Самооценка = ____Успех______

Притязания

Самооценка

Самооценка - это способность оценивать себя, свои достоинства и недостатки, свое место среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка личности состоит из 2-х компонентов:

А) знание о себе (через общение с другими)

Б) отношение к самому себе


Самооценка бывает Адекватная, завышенная и заниженная


(на экране) «Мы верим только в тех, кто верит в себя»

Адекватная самооценка – более точное представление о себе. Объективная оценка своих возможностей и личностных качеств. именно данная самооценка способствует личностному росту.


(на экране) «Опасно недооценивать человека, который переоценивает себя»

Франклин Рузвальт


Завышенный уровень – Человек переоценивает свои возможносьти и способности. Может приписывать себе такие качества, которых у него нет на самом деле. При этом приписывает результаты деятельности других людей, их успехи.

Характеризуется тем, что ставит перед собой задачи, которые не соответствуют возможностям.


(на экране) «Делай вид, что уважаешь себя и тебя будут уважать»

Александр Дюма – отец

Заниженный уровень - характеризуется неуверенностью в себе, отсутствием веры в свои реальные силы, возможности, способности. Переоценивает достижения окружающих людей. Человек выбирает задачи более лёгкие, чем способен решать.


Самый простой вид самооценки – оценка своих способностей, успехов, навыков. Что бы поднять самооценку нужно развивать свои умения, реальные способности и правильно применить их в жизни.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, именно от неё в решающей степени зависит формирование самооценки ребёнка, а именно напрямую связана с успехами в учёбе.

В подростковую пору на первый план выходит общение. Самооценка подростка формируется в процессе его решения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.

(Голос за кадром)

Ученик: (на экране – фотографии детей)

Мы рады, что многие ребята в нашей школе могут себя назвать успешными и у них много достижений.

Например, учащиеся 9 «А» участвуют в конкурсах, предметных олимпиадах, интерент-проектах, соревнованиях различного уровня. Самооцека формируется так же и через познавательский интерес: посещение исторических мест, сотрудничество с другими детскими учреждениями, встреча с интересными людьми, участие в исследовательских проектах, коллективных делах.

Результат своего успеха они могут определить наличием грамот, дипломов, сертификатов и благодарностей.

Докладчик: Родителям в свою очередь необходимо:

- создавать “ситуацию успеха”;

- возвышать учащихся в их собственных глазах;

- хвалить учащихся даже за небольшой успех.

Самоконтроль - одна из характеристик свободы и ответственности личности. Нет самоконтроля - нет свободы, нет ответственности, нет личности.

Существуют две формы самоконтроля:

  • поведенческий самоконтроль: контроль собственный действий и воздействий,

  • эмоциональный самоконтроль: контроль собственных эмоций и состояний.

Этапы формирования самоконтроля:

  • 1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

  • 2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

  • 3-й этап Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.


Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенствования ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.

Дети растут сами. Как цветы. Суетиться, дёргаться, контролировать и конфликтовать—зачем? Создайте благоприятную среду для роста и развития — и это будет самый лучший метод воспитания:

· Не усложняйте себе жизнь.


· Принимайте своего ребёнка таким, каков он есть.


· Живите и радуйтесь вместе с ним.


· Растите своё прекрасное создание, как цветок.


· Растите вместе с ним — как родитель.


· Реже воспитывайте, чаще с ребёнком играйте.


· Играйте в то, что ему полезно и нужно.

Иногда окажется, что воспитание детей — дело совсем не трудное, даже совсем наоборот — весёлое и интересное. По большому счёту, детям не так и много требуется от нас: терпение, сочувствие, понимание. Расти с ними и любить их. Вот и всё.

А если вам показалось, что у него (неё) слишком много претензий к родителям, что ж, вы правы. Это действительно так. Почему? Да хотя бы потому, что вы старше и мудрее и вы тоже когда-то были детьми и — от младенчества до юности (и дальше) — всё это вы уже проходили.

Главный секрет воспитания очень прост: дети год от года становятся взрослее. Мы просто не понимаем, какую силу даёт родителям эта простая истина, если всегда помнить о ней. И как проще относиться к жизни, и как растить без нудных назиданий, не воспитывая, а играя, и как набраться терпения, и, если всё-таки ваша детка успела набедокурить, схватиться за ум — в ней заключается всё.

Дети вырастают. Даже если вы будете очень-очень держать — вы не удержите. Не удержите этих торопливых дней детства. Ваших общих дней.

Помните — и наслаждайтесь, пока они — ещё дети, и кроватки их стоят рядом с вашими, и руки — в ваших руках. Пока есть вы, вы нужны им больше всего на свете.

Мы растим — и отпускаем ребёнка всё дальше и дальше от себя. Но именно поэтому и именно тогда происходит удивительная вещь: дети нас не покидают. Они остаются рядом. На расстоянии, но — рядом. Сохраняется душевное, духовное единство. Дети по-прежнему нуждаются в нас и видят в нас и надёжный тыл, и опору, и советчика. Всегда.

Остаются, если всё начинается и всё продолжается с нашей истинной безусловной любви.

Посмотрите, как это просто. И как это правильно, и как здорово — жить и любить. И оставаться рядом.


Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям — моим родителям

(Голос за кадром) Дети произносят по очереди

1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать

всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.

2.Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

3.Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.

4.Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.

5. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

6 .Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной».

7. Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.

8. Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.

9. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.

10. Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.

11. Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

12. Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною,— это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.

13. Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.

14. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это

надо время.

15. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

16. Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.

17. Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.

18. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

19. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.

20. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — Я, ВАШ РЕБЕНОК!



Литература


Некрасова З., Некрасова Н. «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти». М.: ООО Издательский дом «София», 2006 год

О.И. Давыдова, С.М. Вялкова «Беседы об ответственности и правах ребенка», М., 2008 год

А.В. Захарова «Что такое самооценка». Журнал «Семья и школа», №8, 1979 год

А.В. Захарова «Самосознание и самооценка подростка». Журнал «Семья и школа», №11, 1979 год



Доклад на педфаке для родителей на тему " Развитие самоконтроля, самооценки и ответственности у старшеклассников"
  • Классному руководителю
Описание:

Доклад может быть представлен для родителей в классе на родительском собрании или на педфаке . Тема доклада актуальна в настоящее время, так как многие дети не могут самоорганизовать себя, правильно оценить свои способности и возможности, а главное быть ответственными за себя и окружающих его людей. 

Родители должны помнить, что все данные качества необходимо развивать у своих детей ещё с детства и , конечно же , на своём примере!

Доклад может сопровождаться презентацией и голосовым сопровождением детей.

Автор Шахтанова Елена Юрьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 740
Номер материала 50347
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓