Болховская общеобразовательная
школа – интернат
Доклад
на МО:
«Методика
проведения
лабораторно
– практических работ на уроках ПТО (Столярное дело)
Учитель ПТО:
Естин И.В.
Лабораторные работы — один из видов трудовых задач,
которые состоят в практическом изучении свойств материалов, взаимодействия
инструмента и материала, способов заточки и наладки инструментов, термической
обработки и др. Лабораторные работы чаше всего представляют собой небольшие
технические или технологические исследования, направленные на расширение
технического кругозора учащихся, на изучение отдельных элементов техники и
технологии. В V классе, например, применяется лабораторная работа по изучению
свойств различных пород древесины. Учащиеся путем простейших технологических
проб и непосредственного наблюдения пород древесины и других материалов узнают
их свойства, как, например, вес, упругость, цвет, блеск, твердость, плотность,
влажность и др.
В VII классе ставится уже более сложная лабораторная работа, например по
определению влажности древесины. Эта лабораторная работа требует применения
сушильного шкафа, физико-технических весов. В процессе данной лабораторной
работы учащиеся взвешивают и измеряют образцы, измеряют температуру, проводят
ряд вычислений для определения процента влажности. Все это позволяет удачно
применить на занятиях по труду знания, полученные в процессе изучения основ
наук, например ботаники и физики.
Во вспомогательной школе организация и проведение лабораторных работ имеют ряд
особенностей. Основные из них связаны с ограниченной самостоятельностью школьников
как в выполнении лабораторной работы, так и в формулировании выводов.
Результаты испытаний, например, при определении твердости, прочности материала
учащиеся вспомогательной школы могут оценивать главным образом по внешним
признакам, как правило, без применения физических формул и соответствующих расчетов.
Занятие, на котором должна проводиться лабораторная работа, начинается с
повторения изученного материала. Затем учитель сообщает учащимся о цели
лабораторной работы и ее план.
Непосредственно перед началом лабораторной работы проводится инструктаж.
При необходимости учитель показывает все действия, которые предстоит выполнить
учащимся, или часть наиболее сложных действий.
В старших классах в связи с неполным обеспечением учебных мастерских
оборудованием группы учащихся по 2—3 человека могут одновременно выполнять
лабораторные работы разного содержания, руководствуясь индивидуальными
инструкционными картами.
Наиболее ответственный момент лабораторной работы— анализ
проведенных испытаний и формулировка выводов. В зависимости от содержания
работы учитель в этот период встречает различные по характеру трудности. Иногда
результат испытания представляет собой элементарную характеристику (например,
при определении взаимной твердости образцов различных пород древесины путем
вдавливания шарикоподшипника, положенного между образцами). В данном случае
учащиеся не затрудняются делать вывод о том, какая древесина тверже. В других
случаях необходимо составить несколько характеристик материала, причем искомые
свойства воспринимаются значительно труднее, чем в приведенном выше примере.
ЛАБОРАТОРНЫЕ
РАБОТЫ — один из методов
трудового обучения, заключающийся в проведении уч-ся по заданию учителя опытов
с применением приборов, инструментов и др. технич. приспособлений. В процессе
Л. р. ученики наблюдают, анализируют и сопоставляют данные наблюдений, на
основе чего делают выводы. Мыслительные операции связаны здесь с физич.
действиями. Сочетание в процессе Л. р. умственной и физич. работы повышает
активность познавательного процесса.
Л. р.— не только важное
средство трудового обучения, они способствуют подготовке к общественно
полезному и производительному труду. Дело в том, что на производстве рабочим и
специалистам различных профессий приходится заниматься поиском неисправностей
в оборудовании, аппаратуре, машинах, настройкой и наладкой оборудования и т.
п. Именно к такой работе готовятся уч-ся в ходе Л. р. на занятиях по трудовому
обучению. Л. р. занимают большое место в политехнич. обучении, в преподавании
основ естественных наук. Перечень Л. р., которые должны быть выполнены, определяется
учебными программами по физике, химии, биологии.
Л. р. на уроках по
предметам естественных наук проводятся в иллюстративном плане, когда уч-ся в
своих опытах воспроизводят то, что известно уже из урока, учебника, или в ис- следовательском плане, когда
уч-ся на основании опытов самостоятельно приходят к выводам, прежде не
известным им, хотя и установленным в науке. Могут быть исследовательские Л. р.
и в более прямом смысле, когда уч-ся путем эксперимента решают задачи технологические, обнаруживают связи явлений в новых ситуациях, устанавливают
причины неполадок в работе и т. д.
Л. р., проводимые на
занятиях по трудовому обучению, кроме опыта и ученического эксперимента,
включают также работы по монтажу, разборочно-сборочные и подобные им. Поэтому
Л. р. по трудовому обучению называются лабораторно- практическими работам и. Перечень лабораторно -
практич. работ определяется учебными программами по трудовому обучению. В
зависимости от учебно-материальной базы школы и др. местных возможностей
допускается замена учителем от. дельных Л.-п. р. др., равноценными им.
Л.-п. р. по трудовому обучению
можно разделить на следующие основные виды:
1.Л.-п. р. по
наблюдению и анализу различных производственных явлений и процессов, свойств
материалов и др.
2.Л.-п. р. по
наблюдению и изучению устройства и действия машин, механизмов, приборов,
аппаратов и др.
3.Л.-п. р. по
измерению, определению и проверке различных технич. и технологич. величин и
освоению используемых при этом контрольно-измерительных инструментов и
приборов.
4.Л.-п. р., при
которых с помощью опытов иллюстрируются изучаемые технич. законы и технологич.
закономерности, устанавливаются количественные зависимости между технич. величинами,
параметрами, характеристиками, выявляются и подбираются оптимальные значения
этих величин и т. п.
5.Л.-п. р. по
изучению и сборке технологич. установок, освоению приемов регулирования, настройки
и наладки оборудования и др.
6.Л.-п. р. по
монтажу и демонтажу механизмов, узлов машин и т. п. технич. объектов с целью
изучения их устройства и действия.
Для успешного проведения Л.
и Л.-п. р. большое значение имеет овладение техникой эксперимента.
В
процессе Л. и Л.-п. р. уч-ся овладевают политехнич. умениями: графич. (чтение
и разработка схем и чертежей, составление таблиц, графиков, диаграмм и т. п.),
измерительными (измерение различными приборами с нужной степенью точности,
приемы обработки результатов измерений и оценка их и т. д.), вычислительными,
диагностич. и т. п. Таким образом, в ходе Л. и Л.-п. р. формируются обобщенные
политехнич. знания и умения.
Организация
Л. и Л.-п. р. может изменяться в зависимости от характера задания и обеспеченности
работы необходимыми материалами, приборами и др. При фронтальной организации Л. и Л.-п. р.
уч-ся разбиваются на звенья по 2—3 чел. Все звенья выполняют одну и ту же
работу. Фронтальная организация возможна при достаточной обеспеченности
оборудованием. Она обычно применяется в преподавании общеобразовательных
предметов. В трудовом обучении фронтальным путем могут быть проведены лишь
некоторые Л.-п. р., напр. измерения с помощью штангенциркуля, проверка и
отбраковка резисторов и т. п. Для др. Л.-п. р. по трудовому обучению школа,
как правило, не располагает нужным количеством приборов, аппаратуры, машин и
т. п. Поэтому большинство Л.-п. р. по трудовому обучению, а также часть Л. р.
по физике проводятся в форме практикума. При этом уч-ся также разбиваются на звенья по 2
- 4 чел., но каждое звено выполняет свое задание, и составляется график
перемещения звеньев по рабочим местам с таким расчетом, чтобы каждый уч-ся в
течение ряда занятий выполнил весь цикл Л.-п. р. Лабораторные практикумы
проводятся после усвоения уч-ся необходимых те- оретич. знаний (см. Практикум лабораторный).
Подготовка
учителя к проведению Л. и Л.-п. р. заключается в следующем: подбор необходимого
оборудования, инструментов, материалов и т. д.; разработка инструкционных
карт, в которых излагается цель работы, перечень основного оборудования,
порядок выполнения эксперимента и обработки полученных данных, указания по
оформлению отчета, проверочные вопросы (учитель может пользоваться
инструкционными картами, приведенными в учебниках, учебных и методич.
пособиях). Учитель предварительно сам выполняет работу по подготовленной
инструкционной карте с применением подобранного оборудования; продумывает
форму организации работы и в зависимости от этого подготавливает необходимое
количество комплектов оборудования; определяет содержание инструктажа и
способы проверки знаний и умений перед началом, в ходе и после окончания
работы.
При
фронтальной организации Л. или Л.-п. р. перед началом каждой работы учитель
инструктирует уч-ся, а в практикуме инструктаж дается сразу ко всем работам,
входящим в его программу. Затем выдается инструкционная карта. Однако
пользование инструкционной картой не должно снижать мыслительной деятельности
уч-ся. Оборудование и материалы, необходимые для проведения Л. или Л.-п. р.,
указываются в инструкционной карте с таким расчетом, чтобы уч-ся сами подбирали
некоторые из них, или выдаются в таком виде, что ученикам приходится готовить
их к работе (напр., элементы аккумуляторов соединить в батарею, проводники
очистить от изоляции, стрелки измерительных приборов установить на нулевое
деление шкалы и т. п.). Инструкционная карта должна помочь самостоятельно
составить план проведения отдельных частей работы, начертить некоторые схемы
(напр., предлагается разработать схему омметра, рассчитать его параметры, выяснить,
какие приборы и детали потребуются для его сборки, собрать омметр и
проградуировать шкалу). Проверочные вопросы в инструкционной карте следует
формулировать таким образом, чтобы уч-ся не могли найти на них ответ в тексте
учебника.
Во время
Л. и Л.-п. р. следует обращать особое внимание на правильную организацию уч-ся
рабочих мест, рациональное размещение оборудования, соблюдение требований
техники безопасности. Следует добиваться того, чтобы уч-ся аккуратно фиксировали
и тщательно обрабатывали результаты работы, умели сделать обобщающие выводы.
По окончании работы ученики должны все оборудование привести в порядок,
собрать и сдать дежурному.
Подводя итоги Л. и Л.-п. р., учитель, кроме
собственных наблюдений, опирается на письменные отчеты уч-ся. Письменный
отчет включает: краткое описание работы, применявшегося оборудования,
приборов и др., рисунки, схемы, таблицы, графики и т. д., выводы и обобщения,
ответы на проверочные вопросы, личные замечания о выполненной работе.
Желательно, чтобы отчет уч-ся подготовили по окончании работы непосредственно
на занятии.
Лабораторно-практические работы. По своим задачам и месту в учебном процессе
лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между
теоретическим и производственным обучением и являются связующим звеном.
Выполняя лабораторно-практические работы, учащиеся
усваивают или закрепляют и совершенствуют знания, умения и навыки путем
наблюдений, опытов, измерений, вычерчивания схем и составления технологической
документации, изучают закономерности процессов и режимов обработки древесины,
конструкцию деревообрабатывающих станков и столярно-мебельных изделий. Цель
лабораторно-практических работ - не только выявить и раскрыть ту или иную
причинно-следственную связь или зависимость, но и добиться от учащихся проявления
умственной и волевой активности в достижении поставленной цели. Такие работы
должны приучить учащихся наблюдать и на основе этих наблюдений уяснять сущность
явлений или процессов.
При выполнении лабораторно-практических работ учащиеся
рассматривают, разбирают, собирают, налаживают и проверяют ручные столярные
инструменты и ручные электроинструменты; производят опыты по склеиванию
древесины и выполняют расчеты элементов столярных соединений; определяет режимы
резания и производительность деревообрабатывающих станков и т.д. В этих работах
наглядность соединяется с практическими действиями, т.е. устанавливается прямая
связь между ранее усвоенными знаниями и умениями и их применением.
Чтобы лабораторно-практическая работа была выполнена
приблизительно в одно время всеми учащимися, тем, кто выполнил работу раньше
других, следует предлагать небольшие дополнительные задания. В то же время
преподаватель должен так разнообразить задания по степени трудности, чтобы
имелась возможность сочетать коллективную работу группы с индивидуальной,
работой каждого учащегося.
В зависимости от характера изучаемого материала,
времени и условий лабораторно-практические работы проводят в одних случаях в
начале, в других в ходе или в конце изучаемой темы.
В начале или в ходе изучения темы или подтемы
лабораторно-практические работы могут быть использованы для формирования новых
знаний, умений и навыков и для накопления конкретного материала, на основе
которого учащиеся в ходе беседы или объяснений устанавливают сущность изучаемых
явлений и процессов. Чтобы формировать профессиональную самостоятельность и
вовлекать учащихся в творческий труд постепенно, лабораторно-практические
работы должны быть различной степени самостоятельности и сложности: задание с
подробной инструкцией методики проведения работы; задание, содержащее кроме
инструктирующего материала вопросы, требующие самостоятельного решения;
задание, дающее установку лишь на получение конечного результата. По мере
развития профессиональной самостоятельности необходимость в подробных
инструктивных указаниях к лабораторным работам постепенно исчезает.
Например, при изучении темы «Основные понятия о
резании древесины» для проведения лабораторно-практической работы «Определение
элементов резцов и углов резания для ручных столярных инструментов» можно
рекомендовать три типа карточек-заданий, отличающихся степенью
самостоятельности, но имеющих одну учебно-воспитательную цель: в процессе
обработки древесины различными инструментами провести наблюдения и определить
влияние на силу резания и шероховатость обработанной поверхности величины угла
резания, остроты резца, подпора волокон перед резцом, надламывания стружки и
толщины стружки.
Карточка-задание 1. Инструменты и материалы: стамески,
рубанки с одиночным и двойным ножами, шлифтик, брусок длиной 300-400
мм хвойных пород.
Порядок выполнения работ
Выберите из древесных отходов брусок (или
рейку) длиной 300-400 мм любого сечения, влажностью не более 14-16% (на ощупь
рукой сухая), закрепите его на крышке верстака и обработайте поочередно его
стороны.
1. На одной стороне произведите резание
древесины широкой стамеской вдоль волокон. В процессе резания произвольно
изменяйте углы резания и толщину стружки (используйте поочередно острую и
затупленную стамески). Проследите, как отщепляется стружка по мере увеличения
ее толщины и как изменяется степень шероховатости поверхности резания с
увеличением толщины стружки.
2. Вторую сторону бруска обработайте рубанком
с одиночным ножом вдоль волокон. При строгании произвольно изменяйте толщину
стружки (работайте поочередно рубанком с острым и затупленным ножами).
3. Третью сторону обработайте рубанком с
одиночным ножом, затем рубанком с двойным ножом. Инструмент используйте острый,
толщину стружки несколько раз произвольно измените. Заметьте, что строгать
рубанком с двойным ножом тяжелее, чем рубанком с одинарным ножом, но
поверхность строгания получается более гладкой.
4. Четвертую сторону последовательно
обработайте рубанками с одиночным и двойным ножами и зачистите шлифтиком (все
инструменты должны быть острыми, а толщина стружки минимальная). Заметьте, что
при смене инструментов поверхность становится более гладкой, а усилий для
строгания приходится применять больше. Результаты наблюдений записать в рабочей
тетради в виде отчета по практической работе.
Карточка-задание 2 усложняется тем, что даются дополнительные
задания: в п. 1 - на основе наблюдений за процессом резания древесины стамеской
определить, почему при срезании толстая стружка отщепляется и образует перед
резцом опережающую трещину; в п. 2 - объяснить, почему сторона бруска,
выстроганная рубанком с одинарным ножом, более гладкая, чем при резании
стамеской; в п. 3 - объяснить, почему поверхность, выстроганная рубанком с
двойным ножом, более гладкая по сравнению с поверхностью, обработанной рубанком
с одинарным ножом.
В карточке-задании 3 изменяется характер задания:
1. B результате обработки каждой стороны
бруска разными инструментами, произвольно изменяя инструменты и условия
резания, установите влияние на силу резания и шероховатость обработанной
поверхности различных факторов.
2. Объясните, почему поверхность, выстроганная
шлифтиком, менее шероховатая, чем обработанная рубанком с двойным ножом?
В конце изучения темы или подтемы
лабораторно-практические работы проводят для подтверждения фактов и данных,
сообщенных преподавателем для закрепления, расширения, углубления,
совершенствования и систематизации знаний, умений и навыков.
Лабораторно-практические работы организуют фронтальным или индивидуальным
методом. При фронтальном методе все учащиеся группы (индивидуально или по
звеньям) одновременно выполняют одни и те же виды работ с одинаковым
оборудованием; при индивидуальном - каждый учащийся выполняет свою часть работы
или даже другой вид работы.
Если работа не может быть выполнена на базе оборудования
учебного кабинета или если для ее выполнения требуется больше времени, чем
урок, рекомендуется часть практической работы выполнить в учебных мастерских. В
этом случае инструктирует учащихся преподаватель, а работу они выполняют под
руководством мастера производственного обучения. Лабораторно-практические
работы рекомендуется заканчивать заслушиванием сообщений и выводов учащихся.
Преподаватель при подведении итогов отмечает хорошо и творчески выполненные
работы, дает указания по составлению и оформлению отчета.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.