Главная / Другое / Доклад на МО на тему: «Методика проведения лабораторно – практических работ на уроках ПТО (Столярное дело)»

Доклад на МО на тему: «Методика проведения лабораторно – практических работ на уроках ПТО (Столярное дело)»


Болховская общеобразовательная

школа – интернат

















Доклад на МО:

«Методика проведения

лабораторно – практических работ на уроках ПТО (Столярное дело)




Учитель ПТО:

Естин И.В.










Лабораторные работыодин из видов трудовых за­дач, которые состоят в практическом изучении свойств материа­лов, взаимодействия инструмента и материала, способов заточки и наладки инструментов, термической обработки и др. Лабора­торные работы чаше всего представляют собой небольшие техни­ческие или технологические исследования, направленные на рас­ширение технического кругозора учащихся, на изучение отдель­ных элементов техники и технологии. В V классе, например, при­меняется лабораторная работа по изучению свойств различных пород древесины. Учащиеся путем простейших технологиче­ских проб и непосредственного наблюдения пород древесины и других материалов узнают их свойства, как, например, вес, упру­гость, цвет, блеск, твердость, плотность, влажность и др.

В VII классе ставится уже более сложная лабораторная ра­бота, например по определению влажности древесины. Эта лабо­раторная работа требует применения сушильного шкафа, физи­ко-технических весов. В процессе данной лабораторной работы учащиеся взвешивают и измеряют образцы, измеряют темпера­туру, проводят ряд вычислений для определения процента влаж­ности. Все это позволяет удачно применить на занятиях по тру­ду знания, полученные в процессе изучения основ наук, например ботаники и физики.

Во вспомогательной школе организация и проведение лабораторных работ имеют ряд особенностей. Основные из них связаны с ограниченной самостоятельностью школь­ников как в выполнении лабораторной работы, так и в формулировании выводов. Результаты испытаний, напри­мер, при определении твердости, прочности материала учащиеся вспомогательной школы могут оценивать глав­ным образом по внешним признакам, как правило, без применения физических формул и соответствующих рас­четов.

Занятие, на котором должна проводиться лаборатор­ная работа, начинается с повторения изученного материа­ла. Затем учитель сообщает учащимся о цели лаборатор­ной работы и ее план.

Непосредственно перед началом лабораторной работы проводится инструктаж. При необходимости учитель по­казывает все действия, которые предстоит выполнить уча­щимся, или часть наиболее сложных действий.

В старших классах в связи с неполным обеспечением учебных мастерских оборудованием группы учащихся по 2—3 человека могут одновременно выполнять лаборатор­ные работы разного содержания, руководствуясь индиви­дуальными инструкционными картами.

Наиболее ответственный момент лабораторной рабо­ты— анализ проведенных испытаний и формулировка вы­водов. В зависимости от содержания работы учитель в этот период встречает различные по характеру трудности. Иногда результат испытания представляет собой элемен­тарную характеристику (например, при определении взаимной твердости образцов различных пород древесины путем вдавливания шарикоподшипника, положенного между образцами). В данном случае учащиеся не затруд­няются делать вывод о том, какая древесина тверже. В других случаях необходимо составить несколько харак­теристик материала, причем искомые свойства восприни­маются значительно труднее, чем в приведенном выше примере.



ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБО­ТЫ — один из методов трудового обучения, за­ключающийся в проведении уч-ся по заданию учителя опытов с применением приборов, инстру­ментов и др. технич. приспособ­лений. В процессе Л. р. ученики наблюдают, анализируют и со­поставляют данные наблюдений, на основе чего делают выводы. Мыслительные операции связаны здесь с физич. действиями. Соче­тание в процессе Л. р. умствен­ной и физич. работы повышает активность познавательного про­цесса.

Л. р.— не только важное сред­ство трудового обучения, они способствуют подготовке к об­щественно полезному и произво­дительному труду. Дело в том, что на производстве рабочим и специалистам различных профес­сий приходится заниматься по­иском неисправностей в оборудо­вании, аппаратуре, машинах, настройкой и наладкой оборудова­ния и т. п. Именно к такой рабо­те готовятся уч-ся в ходе Л. р. на занятиях по трудовому обу­чению. Л. р. занимают большое место в политехнич. обучении, в преподавании основ естественных наук. Перечень Л. р., которые должны быть выполнены, опре­деляется учебными программами по физике, химии, биологии.

Л. р. на уроках по предметам естественных наук проводятся в иллюстративном плане, когда уч-ся в своих опытах вос­производят то, что известно уже из урока, учебника, или в ис- следовательском плане, когда уч-ся на основании опытов самостоятельно приходят к вы­водам, прежде не известным им, хотя и установленным в науке. Могут быть исследовательские Л. р. и в более прямом смысле, когда уч-ся путем эксперимента решают задачи технологические, обнаруживают связи явлений в новых ситуациях, устанавливают причины неполадок в работе и т. д.

Л. р., проводимые на занятиях по трудовому обучению, кроме опыта и ученического экспери­мента, включают также работы по монтажу, разборочно-сборочные и подобные им. Поэтому Л. р. по трудовому обучению на­зываются лабораторно- практическими работам и. Перечень лабораторно - практич. работ определяется учебны­ми программами по трудовому обучению. В зависимости от учебно-материальной базы шко­лы и др. местных возможностей допускается замена учителем от. дельных Л.-п. р. др., равноцен­ными им.

Л.-п. р. по трудовому обуче­нию можно разделить на следу­ющие основные виды:

  1. Л.-п. р. по наблюдению и анализу различных производ­ственных явлений и процессов, свойств материалов и др.

  2. Л.-п. р. по наблюдению и изучению устройства и действия машин, механизмов, приборов, аппаратов и др.

  3. Л.-п. р. по измерению, оп­ределению и проверке различных технич. и технологич. величин и освоению используемых при этом контрольно-измерительных инст­рументов и приборов.

  4. Л.-п. р., при которых с по­мощью опытов иллюстрируются изучаемые технич. законы и технологич. закономерности, устанавливаются количественные зависимости между технич. ве­личинами, параметрами, харак­теристиками, выявляются и под­бираются оптимальные значения этих величин и т. п.

  5. Л.-п. р. по изучению и сбор­ке технологич. установок, освое­нию приемов регулирования, на­стройки и наладки оборудования и др.

  6. Л.-п. р. по монтажу и де­монтажу механизмов, узлов ма­шин и т. п. технич. объектов с целью изучения их устройства и действия.

Для успешного проведения Л. и Л.-п. р. большое значение име­ет овладение техникой экспери­мента.

В процессе Л. и Л.-п. р. уч-ся овладевают политехнич. умения­ми: графич. (чтение и разработка схем и чертежей, составление таблиц, графиков, диаграмм и т. п.), измерительными (измере­ние различными приборами с нужной степенью точности, прие­мы обработки результатов изме­рений и оценка их и т. д.), вы­числительными, диагностич. и т. п. Таким образом, в ходе Л. и Л.-п. р. формируются обобщен­ные политехнич. знания и уме­ния.

Организация Л. и Л.-п. р. мо­жет изменяться в зависимости от характера задания и обеспе­ченности работы необходимыми материалами, приборами и др. При фронтальной организа­ции Л. и Л.-п. р. уч-ся разбива­ются на звенья по 2—3 чел. Все звенья выполняют одну и ту же работу. Фронтальная организа­ция возможна при достаточной обеспеченности оборудованием. Она обычно применяется в пре­подавании общеобразовательных предметов. В трудовом обучении фронтальным путем могут быть проведены лишь некоторые Л.-п. р., напр. измерения с по­мощью штангенциркуля, провер­ка и отбраковка резисторов и т. п. Для др. Л.-п. р. по трудово­му обучению школа, как правило, не располагает нужным количе­ством приборов, аппаратуры, ма­шин и т. п. Поэтому большинст­во Л.-п. р. по трудовому обуче­нию, а также часть Л. р. по фи­зике проводятся в форме прак­тикума. При этом уч-ся также разбиваются на звенья по 2 - 4 чел., но каждое звено выполня­ет свое задание, и составляется график перемещения звеньев по рабочим местам с таким расче­том, чтобы каждый уч-ся в тече­ние ряда занятий выполнил весь цикл Л.-п. р. Лабораторные практикумы проводятся после усвоения уч-ся необходимых те- оретич. знаний (см. Практикум лабораторный).

Подготовка учителя к проведению Л. и Л.-п. р. заклю­чается в следующем: подбор не­обходимого оборудования, инст­рументов, материалов и т. д.; разработка инструкционных карт, в которых излагается цель работы, перечень основного обо­рудования, порядок выполнения эксперимента и обработки полученных данных, указания по оформлению отчета, проверочные вопросы (учитель может пользо­ваться инструкционными карта­ми, приведенными в учебниках, учебных и методич. пособиях). Учитель предварительно сам вы­полняет работу по подготовлен­ной инструкционной карте с применением подобранного обо­рудования; продумывает форму организации работы и в зависи­мости от этого подготавливает необходимое количество комплек­тов оборудования; определяет содержание инструктажа и способы проверки знаний и умений перед началом, в ходе и после окончания работы.

При фронтальной организации Л. или Л.-п. р. перед началом каждой работы учитель инструк­тирует уч-ся, а в практикуме ин­структаж дается сразу ко всем работам, входящим в его прог­рамму. Затем выдается инструк­ционная карта. Однако пользова­ние инструкционной картой не должно снижать мыслительной деятельности уч-ся. Оборудова­ние и материалы, необходимые для проведения Л. или Л.-п. р., указываются в инструкционной карте с таким расчетом, чтобы уч-ся сами подбирали некоторые из них, или выдаются в таком виде, что ученикам приходится готовить их к работе (напр., эле­менты аккумуляторов соединить в батарею, проводники очистить от изоляции, стрелки измеритель­ных приборов установить на нулевое деление шкалы и т. п.). Инструкционная карта должна помочь самостоятельно составить план проведения отдельных ча­стей работы, начертить некото­рые схемы (напр., предлагается разработать схему омметра, рас­считать его параметры, выяс­нить, какие приборы и детали потребуются для его сборки, соб­рать омметр и проградуировать шкалу). Проверочные вопросы в инструкционной карте следует формулировать таким образом, чтобы уч-ся не могли найти на них ответ в тексте учебника.

Во время Л. и Л.-п. р. следует обращать особое внимание на правильную организацию уч-ся рабочих мест, рациональное раз­мещение оборудования, соблю­дение требований техники без­опасности. Следует добиваться того, чтобы уч-ся аккуратно фик­сировали и тщательно обрабаты­вали результаты работы, умели сделать обобщающие выводы. По окончании работы ученики должны все оборудование при­вести в порядок, собрать и сдать дежурному.

Подводя итоги Л. и Л.-п. р., учитель, кроме собственных наб­людений, опирается на письмен­ные отчеты уч-ся. Письменный отчет включает: краткое описа­ние работы, применявшегося обо­рудования, приборов и др., ри­сунки, схемы, таблицы, графи­ки и т. д., выводы и обобщения, ответы на проверочные вопросы, личные замечания о выполнен­ной работе. Желательно, чтобы отчет уч-ся подготовили по окончании работы непосредст­венно на занятии.


Лабораторно-практические работы. По своим задачам и месту в учебном процессе лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются связующим звеном.

Выполняя лабораторно-практические работы, учащиеся усваивают или закрепляют и совершенствуют знания, умения и навыки путем наблюдений, опытов, измерений, вычерчивания схем и составления технологической документации, изучают закономерности процессов и режимов обработки древесины, конструкцию деревообрабатывающих станков и столярно-мебельных изделий. Цель лабораторно-практических работ - не только выявить и раскрыть ту или иную причинно-следственную связь или зависимость, но и добиться от учащихся проявления умственной и волевой активности в достижении поставленной цели. Такие работы должны приучить учащихся наблюдать и на основе этих наблюдений уяснять сущность явлений или процессов.

При выполнении лабораторно-практических работ учащиеся рассматривают, разбирают, собирают, налаживают и проверяют ручные столярные инструменты и ручные электроинструменты; производят опыты по склеиванию древесины и выполняют расчеты элементов столярных соединений; определяет режимы резания и производительность деревообрабатывающих станков и т.д. В этих работах наглядность соединяется с практическими действиями, т.е. устанавливается прямая связь между ранее усвоенными знаниями и умениями и их применением.

Чтобы лабораторно-практическая работа была выполнена приблизительно в одно время всеми учащимися, тем, кто выполнил работу раньше других, следует предлагать небольшие дополнительные задания. В то же время преподаватель должен так разнообразить задания по степени трудности, чтобы имелась возможность сочетать коллективную работу группы с индивидуальной, работой каждого учащегося.

В зависимости от характера изучаемого материала, времени и условий лабораторно-практические работы проводят в одних случаях в начале, в других в ходе или в конце изучаемой темы.

В начале или в ходе изучения темы или подтемы лабораторно-практические работы могут быть использованы для формирования новых знаний, умений и навыков и для накопления конкретного материала, на основе которого учащиеся в ходе беседы или объяснений устанавливают сущность изучаемых явлений и процессов. Чтобы формировать профессиональную самостоятельность и вовлекать учащихся в творческий труд постепенно, лабораторно-практические работы должны быть различной степени самостоятельности и сложности: задание с подробной инструкцией методики проведения работы; задание, содержащее кроме инструктирующего материала вопросы, требующие самостоятельного решения; задание, дающее установку лишь на получение конечного результата. По мере развития профессиональной самостоятельности необходимость в подробных инструктивных указаниях к лабораторным работам постепенно исчезает.

Например, при изучении темы «Основные понятия о резании древесины» для проведения лабораторно-практической работы «Определение элементов резцов и углов резания для ручных столярных инструментов» можно рекомендовать три типа карточек-заданий, отличающихся степенью самостоятельности, но имеющих одну учебно-воспитательную цель: в процессе обработки древесины различными инструментами провести наблюдения и определить влияние на силу резания и шероховатость обработанной поверхности величины угла резания, остроты резца, подпора волокон перед резцом, надламывания стружки и толщины стружки.


Карточка-задание 1. Инструменты и материалы: стамески, рубанки с одиночным и двойным ножами, шлифтик, брусок длиной 300-400 мм хвойных пород.

Порядок выполнения работ

Выберите из древесных отходов брусок (или рейку) длиной 300-400 мм любого сечения, влажностью не более 14-16% (на ощупь рукой сухая), закрепите его на крышке верстака и обработайте поочередно его стороны.

1. На одной стороне произведите резание древесины широкой стамеской вдоль волокон. В процессе резания произвольно изменяйте углы резания и толщину стружки (используйте поочередно острую и затупленную стамески). Проследите, как отщепляется стружка по мере увеличения ее толщины и как изменяется степень шероховатости поверхности резания с увеличением толщины стружки.

2. Вторую сторону бруска обработайте рубанком с одиночным ножом вдоль волокон. При строгании произвольно изменяйте толщину стружки (работайте поочередно рубанком с острым и затупленным ножами).

3. Третью сторону обработайте рубанком с одиночным ножом, затем рубанком с двойным ножом. Инструмент используйте острый, толщину стружки несколько раз произвольно измените. Заметьте, что строгать рубанком с двойным ножом тяжелее, чем рубанком с одинарным ножом, но поверхность строгания получается более гладкой.

4. Четвертую сторону последовательно обработайте рубанками с одиночным и двойным ножами и зачистите шлифтиком (все инструменты должны быть острыми, а толщина стружки минимальная). Заметьте, что при смене инструментов поверхность становится более гладкой, а усилий для строгания приходится применять больше. Результаты наблюдений записать в рабочей тетради в виде отчета по практической работе.

Карточка-задание 2 усложняется тем, что даются дополнительные задания: в п. 1 - на основе наблюдений за процессом резания древесины стамеской определить, почему при срезании толстая стружка отщепляется и образует перед резцом опережающую трещину; в п. 2 - объяснить, почему сторона бруска, выстроганная рубанком с одинарным ножом, более гладкая, чем при резании стамеской; в п. 3 - объяснить, почему поверхность, выстроганная рубанком с двойным ножом, более гладкая по сравнению с поверхностью, обработанной рубанком с одинарным ножом.

В карточке-задании 3 изменяется характер задания:

1. B результате обработки каждой стороны бруска разными инструментами, произвольно изменяя инструменты и условия резания, установите влияние на силу резания и шероховатость обработанной поверхности различных факторов.

2. Объясните, почему поверхность, выстроганная шлифтиком, менее шероховатая, чем обработанная рубанком с двойным ножом?

В конце изучения темы или подтемы лабораторно-практические работы проводят для подтверждения фактов и данных, сообщенных преподавателем для закрепления, расширения, углубления, совершенствования и систематизации знаний, умений и навыков.
Лабораторно-практические работы организуют фронтальным или индивидуальным методом. При фронтальном методе все учащиеся группы (индивидуально или по звеньям) одновременно выполняют одни и те же виды работ с одинаковым оборудованием; при индивидуальном - каждый учащийся выполняет свою часть работы или даже другой вид работы.

Если работа не может быть выполнена на базе оборудования учебного кабинета или если для ее выполнения требуется больше времени, чем урок, рекомендуется часть практической работы выполнить в учебных мастерских. В этом случае инструктирует учащихся преподаватель, а работу они выполняют под руководством мастера производственного обучения. Лабораторно-практические работы рекомендуется заканчивать заслушиванием сообщений и выводов учащихся. Преподаватель при подведении итогов отмечает хорошо и творчески выполненные работы, дает указания по составлению и оформлению отчета.


Доклад на МО на тему: «Методика проведения лабораторно – практических работ на уроках ПТО (Столярное дело)»
  • Другое
Описание:

Лабораторные работыодин из видов трудовых за­дач, которые состоят в практическом изучении свойств материа­лов, взаимодействия инструмента и материала, способов заточки и наладки инструментов, термической обработки и др. Лабора­торные работы чаше всего представляют собой небольшие техни­ческие или технологические исследования, направленные на рас­ширение технического кругозора учащихся, на изучение отдель­ных элементов техники и технологии. В V классе, например, при­меняется лабораторная работа по изучению свойств различных пород древесины. Учащиеся путем простейших технологиче­ских проб и непосредственного наблюдения пород древесины и других материалов узнают их свойства, как, например, вес, упру­гость, цвет, блеск, твердость, плотность, влажность и др.

В VII классе ставится уже более сложная лабораторная ра­бота, например по определению влажности древесины. Эта лабо­раторная работа требует применения сушильного шкафа, физи­ко-технических весов. В процессе данной лабораторной работы учащиеся взвешивают и измеряют образцы, измеряют темпера­туру, проводят ряд вычислений для определения процента влаж­ности. Все это позволяет удачно применить на занятиях по тру­ду знания, полученные в процессе изучения основ наук, например ботаники и физики.

Во вспомогательной школе организация и проведение лабораторных работ имеют ряд особенностей. Основные из них связаны с ограниченной самостоятельностью школь­ников как в выполнении лабораторной работы, так и в формулировании выводов. Результаты испытаний, напри­мер, при определении твердости, прочности материала учащиеся вспомогательной школы могут оценивать глав­ным образом по внешним признакам, как правило, без применения физических формул и соответствующих рас­четов.

Занятие, на котором должна проводиться лаборатор­ная работа, начинается с повторения изученного материа­ла. Затем учитель сообщает учащимся о цели лаборатор­ной работы и ее план.

Непосредственно перед началом лабораторной работы проводится инструктаж. При необходимости учитель по­казывает все действия, которые предстоит выполнить уча­щимся, или часть наиболее сложных действий.

В старших классах в связи с неполным обеспечением учебных мастерских оборудованием группы учащихся по 2—3 человека могут одновременно выполнять лаборатор­ные работы разного содержания, руководствуясь индиви­дуальными инструкционными картами.

Наиболее ответственный момент лабораторной рабо­ты— анализ проведенных испытаний и формулировка вы­водов. В зависимости от содержания работы учитель в этот период встречает различные по характеру трудности. Иногда результат испытания представляет собой элемен­тарную характеристику (например, при определении взаимной твердости образцов различных пород древесины путем вдавливания шарикоподшипника, положенного между образцами). В данном случае учащиеся не затруд­няются делать вывод о том, какая древесина тверже. В других случаях необходимо составить несколько харак­теристик материала, причем искомые свойства восприни­маются значительно труднее, чем в приведенном выше примере.

Автор Естин Владимир Иванович
Дата добавления 08.04.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 735
Номер материала 59426
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓