Главная / Другое / Доклад на МО на тему: "Личностно – ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на МО на тему: "Личностно – ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"


Болховская общеобразовательная

школа - интернат






Доклад на МО:

Личностно – ориентированное обучение и воспитание детей

с ограниченными возможностями здоровья





Учитель ПТО:

Естин И.В.





г. Болхов


1

Личностно-ориентированное обучение и воспитание - концентрация внимания учителя на целостной личности обучающегося, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно ориентированного обучения - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

  • способность человека к выбору;

  • умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;

  • поиск смысла жизни, творчество;

  • формирование образа “Я”;

  • ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);

  • автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Учитель и обучающийся в личностно – ориентированном обучении.

В личностно-ориентированном обучении воспитанник — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Учитель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности обучающегося. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Методы, подходы личностно-ориентированного образования.

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей:

  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;




2

  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного обучающемуся;

  • выделение групп обучающихся по знаниям, способностям;

  • распределение обучающихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;

  • отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Отличие от традиционного обучения

Традиционный подход

Личностно-орирентированный подход

Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный)

Учение как индивидуальная деятельность обучающегося, её коррекции и педагогическая поддержка

Вектор развития задан

Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия

Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития

Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания

Вектор развития строится от обучения к учению

Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию

Задача формирования личности с заданными свойствами

Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию.


3

Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики:

- Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.

- Развитие и становление познавательных сил ребёнка.

- Обеспечение условий для углубленного объёма знаний и умений.

- Идеал воспитания – самовоспитание.

Основными принципами технологии разноуровнего обучения является следующее:

1. Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

2. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.

3. Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.


Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на урюке. По возможности при помощи наводящих вопросов, пугем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:

  • Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

  • О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

  • Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?


4

Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология созрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, бригадиров, контролёров и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план работы творческого проекта, распределяю! обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, бригадах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Задания при групповой, бригадной работе даю дифференцированные Богатые возможности групповой, бригадной работы использую чаще при выполнении творческих проектов Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.

Часто использую работу в парах. Которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна



5

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся

Особое внимание при подготовке и проведении личностно- ориентированного урока ПТО стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся (это словарная работа и составление предложений из отдельных слов). Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения - работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Данные виды деятельности позволяют серьёзно подойти к выполнению творческого проекта, составлению рекламного проспекта, плана работы, к описанию различных этапов творческого проекта. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинаю на серьезном уровне с пятого класса.

Много времени уделяю индивидуальной работе с теми учащимся, которые проявляют творческие способности, хотят научиться работать творчески, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.

Эффективной работой в данном направлении я считаю творческие работы учащихся (творческие проекты, курсовые работы, производственные задания, комплексные работы и др.).

Творческое проектирование - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих проектах ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. При выполнении творческого проекта внимание ребят направлено на практическую работу: через задания, логическую структуру урока учитель руководит самостоятельной познавательной деятельностью учеников.

6

Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и учителя, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими вилами трудовой деятельности способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания творческого проекта. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»

Творческое проектирование - это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися. Преобладающие методы на таких уроках: проблемно-поисковые и диалогические.

ПТО в школе – интернате предполагает формирование устойчивого положительного отношения к труду и интереса к выбранной профессии, стремления достичь высоких показателей в трудовой деятельности, бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего и общего труда, привычки к труду.

Как показывают результаты квалификационных экзаменов (выполнение творческих проектов) выпускника:

- умеют самостоятельно ориентироваться в трудовом задании, выполняют эскизы отдельных деталей, составляют план работы на изготовление изделия, затачивают и налаживают ручной инструмент;

- умеют выполнять весь комплекс работ по изготовлению несложных изделий;

- знают технологический процесс и технические условия на обработку и сборку деталей;

- знают требования, предъявляемые к качеству, выполняемой работы, правила подготовки инструмента, шаблонов и приспособлений;

- знают устройство и принцип действия отдельных станков и приспособлений, требования безопасности труда в учебных мастерских и на предприятиях, а также правила безопасной работы на станках и др.

В настоящее время невозможно подготовить квалифицированного рабочего, не вооружив его системой знаний по выбранной специальности.

7

Выходя из стен школы, выпускник должен обладать достаточным объёмом общеобразовательных знаний и быть подготовленным к участию в одном из видов трудовой деятельности.

На примере выпускников Поповых.

Процесс обучения строится на личностноориентированном подходе к воспитанникам, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.

Учителю ПО особенно важно учитывать в своей работе принципы индивидуального и дифференцированного подхода при обучении. Так одни обучающиеся (А. Федотов – 12 класс, не имеют системных навыков, т.к. обучаются в школе только 3-й год) испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои действия. Другие хоть и усваивают теоретический материал, но испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству изготовления изделия (Метлин П. – заболевание). Нужно понять состояние своего обучающегося, его переживания и сомнения, вовремя его поддержать и тогда он пойдёт к намеченной цели и достигнет её.

Много времени уделяю индивидуальной работе с теми воспитанниками, которые проявляют творческие способности, хотят научиться работать творчески, интересно. Очень бережно отношусь к любой творческой работе.

Эффективной работой в данном направлении считаю выполнение «Творческих проектов».

Творческое проектирование – это совершенно иная форма организации учебной деятельности обучающихся, чем обычный урок. В творческих проектах ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Пример: творческие проекты обучающихся А. Болохова, Р. Цуканова.

Задания при групповой, бригадной работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой, бригадной формы организации труда использую чаще при выполнении комплексных практических, курсовых, ремонтных работ, производственных заданий.

Производственные задания: изготовление и установка ограждений на батареи в школе и административном корпусе.

8

Ремонт помещений; установка перегородок; изготовление дверей в кабинет «Медпункт»; ремонтные работы в клубе; настил полов и линолеума. Ремонт столов, стульев, тумбочек, шкафов и т.п.

Часто использую работу в парах, которая даёт возможность даже обучающимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которой невозможен общий успех бригады. Работа в парах эффективна.

Индивидуальный и дифференцированный подходы на занятиях столярного дела необходимы для того, чтобы провести всех обучающихся к единому темпу и ритму работы и добиваться усвоения каждым из них своего объёма учебного материала.

Особое место при формировании профессиональных навыков в 10 – 12 классах отводится изучению и работе на станочном оборудовании и электрифицированными инструментами, что приближает к производственному процессу на предприятии. Обучение работе на станках помогает лучше усвоить не только конкретные, но и общие умения в данном виде деятельности: умение внимательно следить за движением рабочих органов станка, контролировать правильность его работы по звуку или вибрации, соблюдать ПТБ и т.д. Умения, полученные при обучении СД в ШИ, формируют профессиональные навыки, необходимые для разных профессий, т.е. программа предусматривает возможность дальнейшей специализации по другим профессиям. Пример: Пугачёв И. – работает токарем по обработке металла в с. Однолуки. Лёвочкин А. электрик районных электростанций.

На формирование профессиональных навыков особое место отводится межпредметным связям. Одно из особенностей воспитанников состоит в нарушении их речи. Предлагаю придумать предложения со словами. Составление плана предстоящей работы. Для активизации мыслительной деятельности и более тонкому осознанию предстоящей практической работы



9

обучающиеся представляется ответить на вопросы … по плакату «Подумай?»

Для анализа выполненной практической деятельности обучающихся также предоставляется ответить на вопросы … по плакату «Подумай и ответь» и др.

Без знания русского языка нельзя написать теоретическую часть «Творческого проекта». Математические действия необходимы при разметке, в процессе изготовления и контроля изделия. Не зная геометрию нельзя представить себе форму изделия.

Эффективной проверкой качества знаний является использование программированного обучения. На каждом уроке ПО в 10 – 12 классах для учёта знаний обучающихся использую карточки – задания, что является эффективной формой обучения.

объединиться в стабильные группы по интересам. Большую роль в формировании стойкого положительного отношения к труду, к СД как к предмету играет организация выставок технического творчества. Данные выставки представлены следующим образом:

1) В учебной мастерской постоянно действующая выставка изделий;

2) Постоянно действующая выставка работ обучающихся представлена в музее школы;

3) Регулярно организуются выставки работ обучающихся и ярмарка распродажи на «Праздниках труда»;

4) Работы обучающихся ежегодно представляются на районных и областных мероприятиях и т.п.

Творческие работы обучающихся заключаются не только в изготовлении красивых, декоративных, необходимых для украшения быта изделий, но и позволяет применять своё творчество в изготовлении новых инструментов. Пример: так для изготовления изделия - подставка (корнепластика, мягкая мебель – изделие из ветвей, корней, сучков и др.) были сделаны инструменты: рубанок - шлифтик (для снятия коры и строгания в труднодоступных местах), также рашпили – шаберы 4-х видов (плоские, полукруглые, круглые) и др.

10

Во внеурочное время обучающиеся вовлекаются в посильный труд по самообслуживанию, уборке на закреплённых территориях, работе на пришкольном участке, по уходу за цветами, деревьями, ремонту мебели, одежды, школьного инвентаря и оборудования. В мастерских работают кружки «Сделай сам», «Мастерок», «Декоративная отделка» и др. Занятия расширяют технический кругозор, позволяют им со временем

Успех трудовой деятельности обучающихся 10 – 12 классов зависит от уровня их знаний и трудовых умений. В ШИ разработана зачётно - экзаменационная форма обучения. Зачёты и экзамены обучающихся 10 – 12 классов сдают каждые пол года по следующим предметам: материаловедение, строительное черчение, спецтехнология, охрана труда, оборудование, производственное обучение, ХОД, производственная практика и др.

Выбор профессии – это очень серьёзное дело. В нашей школе мы своим воспитанникам говорим следующие слова , помните что нет «интересных» и «неинтересных», «романтических» и «неромантических» профессий, а есть люди любознательные, относящиеся к своей работе с душой, с огоньком, с пониманием, и люди ленивые, равнодушные. Не забывайте пословицу «не место красит человека, а человек место».

Достойное место в жизни нашли многие выпускники нашей школы.

Пример: Федин А. – служил в СА. Освобождал и восстанавливал г. Цхенвали в Южной Осетии. В настоящее время работает в г. Мценске.

Мосичев С. На протяжении нескольких лет работает в детсаду г. Болхова и выполняет многие виды трудовой деятельности.

Игнатов А. – хорошо работает в ШИ.

В результате качественного формирования профессиональных навыков, обучающиеся ШИ готовы к выполнению несложных производственных заданий самостоятельно, а более полная подготовка по одной определённой профессии дают положительные результаты.

Именно так поставлено дело в нашей школе.

11

Заключение

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;

учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание;

основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.


Доклад на МО на тему: "Личностно – ориентированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"
  • Другое
Описание:

Личностно-ориентированное обучение и воспитание - концентрация внимания учителя на целостной личности обучающегося, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Цель личностно ориентированного обучения - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

·   способность человека к выбору;

·   умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;

·   поиск смысла жизни, творчество;

·   формирование образа “Я”;

·   ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);

·   автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Учитель и обучающийся в личностно – ориентированном обучении.

В личностно-ориентированном обучении воспитанник — главное действующее лицо всего образовательного процесса.

Учитель становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности обучающегося. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Методы, подходы личностно-ориентированного образования.

Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей:

·   возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

·   образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного обучающемуся;

·   выделение групп обучающихся по знаниям, способностям;

·   распределение обучающихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;

·   отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.

Автор Естин Владимир Иванович
Дата добавления 08.04.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 1313
Номер материала 59428
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓