Инфоурок Другое Другие методич. материалыДоклад "Модель школьной библиотеки"

Доклад "Модель школьной библиотеки"

Скачать материал

http://img-fotki.yandex.ru/get/6308/47398314.72/0_130966_a3a6b2a2_XL

                                                 

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

      Библиотека в школе... Что это? Информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды. Это несомненно. Каждая библиотека вырабатывает свою стратегию развития. Отличительная особенность школьной библиотеки - функционирование ее как социальной системы в рамках другой социальной системы. В связи с этим, она выполняет 80% потребностей образовательного учреждения. Школа ставит задачу - создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка.

Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняется человек; развивается наука и техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний. В связи с этим, сегодня библиотека в школе больше, чем просто библиотека. Она должна стать основным звеном обеспечения необходимой информацией как учителей, так и учащихся, поэтому для нашей школьной библиотеки наиболее приемлема модель «Библиотека - информационный центр». Эта модель отвечает целям и задачам школьной библиотеки, заявленным в «Манифесте школьных библиотек ЙФЛА/ЮНЕСКО»: «Школьная библиотека предоставляет ин­формацию и идеи, без которых нельзя успешно функциони­ровать в современном обществе, ориентированном на инфор­мацию и знания».

Главная задача школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

     И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативними технологиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основными целями школьной библиотеки являются:

  реализация информационного обеспечения образовательного процесса в шко­ле, содействие самообразованию учащихся и учителей;

  содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;

  организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности, языка, профессионального или общественного положения;

  обеспечение организации доступа к местным, региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам;

  формирование информационной культуры учащихся через организацию ин­формационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования инфор­мации для удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний, досуг и т. п.);

  интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и поль­зованию библиотеками на протяжении всей жизни.

Реализация этих целей предполагает решение следующих задач:

  формирование качественных библиотечных фондов;

  оказание библиотечно-информационных услуг и услуг дополнительного обра­зования;

  организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формирова­нию информационной грамотности, информационного мировоззрения и ин­формационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;

  содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития чте­ния, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том чис­ле основанных на использовании информационно-коммуникационных техно­логий, координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общест­венности к ценностям семейного чтения.

Главной функцией школьной библиотеки являет­ся информационная поддержка учебного процесса. Как правило, кроме простого обеспече­ние учеников и учителей учебниками, пособиями и методической литературой от библиотеки ждут:

предоставления расширенного репертуара научно-популяр­ных, справочных, и периодических изданий;

ведения полного справочно-библиографического аппарата (каталоги и тематические картотеки на книжный фонд и другие носители информации, рекомендательные списки, роспись пери­одики для картотеки статей и т.п.);

регулярного проведения тематических и информационных обзоров литературы и периодики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Кроме того, именно на библиотеку возлагается задача развития информационной грамотности учащихся в виде специальных библиотечных уроков или их фрагментов, система­тически проводимых библиотекарем на занятиях по каким-либо предметам. Несмотря на явный крен в сторону информационного обеспе­чения, с библиотеки не снимается функция про­светительства и привлечения к чтению. Эта работа во многом свя­зана с подготовкой целого ряда специальных мероприятий, на­правленных на привлечение к внеклассному, внепрограммному чтению, преимущественно — в начальной и средней школе. Сле­довательно, библиотекарь уделяет много внимания анализу чте­ния. В соответствии с планом воспитательной работы школы биб­лиотека участвует в подготовке классных часов и внеклассных ме­роприятий, сотрудничая с классными руководителями, завучами по воспитательной работе и педагогом-организатором.

Нужно также понимать, что любая школьная библио­тека любой модели сохраняет все функции базовой, лишь углуб­ляя некоторые ее части. Не составляет исключение и наша школьная библиотека.

Структура фонда библиотеки включает:

— книжный фонд, содержащий художественную литературу, вхо­дящую в школьную программу;

— научно-популярные издания, ли­тературу для внеклассного (досугового) чтения, а также методи­ческие и справочные издания;

материалы на любых других видах носителей информации
в зависимости от обеспеченности школы;

периодические издания, как связанные с обеспечением образовательного процесса, так и для досугового чтения, как бумажные, так и электронные;

фонд учебников, который существует в каждой школе и работа с ним составляет большую часть работы любой библиотеки общеобразовательного учреждения, является все же дополнитель­ной, а не основной частью фонда, и работа с ним юридически считается дополнительной, так как добавилась к уже существовавшим функциям школьной библиотеки с введением бесплат­ных учебников в 70-х годах XX века.

Школьная библиотека имеет:

  абонемент;

  читательский уголок;

  каталоги, карточные или электронные, и картотеки;

Функции школьной библиотеки:

информационная поддержка учебного процесса (обеспече­ние учеников и учителей учебниками, пособиями и методической литературой по их запросам);

научная организация фондов и обработка документов (библиографическое описание документов, их классификация, техническая обработка, оформление и расстановка фондов, ведение каталогов и картотек);

деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению, подготовка книжных выставок по учебным и другим темам и др.);

мероприятия в помощь развитию информационной грамотности пользователей (в том числе – проведение библиотечных уроков, которые хотя и вменены в обязанность библиотекарям де-факто, но не отражаются в официальных должностных обязан­ностях, а потому должны считаться дополнительной работой);

комплектование фондов;

ведение учетной и планово-отчетной документации.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога. Второе - внеурочная жизнь школьника. Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка.

В работе школьной библиотеки можно выделить ряд факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал.

1)Временной фактор или фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в течение одиннадцати лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.

2)Личностный фактор - фактор сопричастности, сопереживания. Библиотекарь и ребенок. Их отношения складываются на личностном уровне (решение проблем общения, одиночества и др.)

3)Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает вместе с другими учителями. Это позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.

4)Фактор - читательский опыт библиотекаря и его влияние на читателя - ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наша библиотека– это библиотека открытого доступа, светлое, уютное помещение. Главная группа пользователей библиотеки учащиеся школы. В этом году услугами библиотеки пользовались 76% учащихся.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/287/99287545_1364877981_afb38be62781.jpg 

 

 

 

 


 Самой распространенной наглядной формой в библиотеки является книжная выставка, которая постоянно меняется в зависимости от юбилейных дат, или другой определенной темы. Постоянно действуют книжные выставки: «За страницами твоего учебника», которая пополнилась новой литературой, выставка «Юбилей», которая меняется в соответствии юбилейной даты.  Здесь же имеется историческая и справочная, литература.

 В читательском уголке с учащимися проводятся громкие чтения, обзоры литературы, индивидуальные беседы, беседы у выставок. Для первоклассников проводилось мероприятие на темы: «Первое посещение библиотеки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  В библиотеке ведётся учёт по сохранности библиотечного фонда, выявление и списание ветхих и морально устаревших учебников и художественной литературы. Для обеспечения учёта при работе с фондом ведётся следующая документация:  Инвентарные книги, книга суммарного учёта фонда библиотеки, читательские формуляры, тетрадь учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных, тетрадь учёта подаренной литературы. Прежде чем донести информацию до читателя, проводится большая внутри библиотечная работа. Это, прежде всего, просмотр, обработка и расстановка поступившей литературы согласно таблицам ББК, ведение и работа по совершенствованию справочно-библиографического аппарата. Проводится мелкий ремонт литературы. Постоянно ведется работа с каталогом, пополняются картотеки. Проводится работа по освоению компьютерной системы, куда заносится весь фонд школьной библиотеки. В этом году велась подписка на газеты и журналы, такие как «Классный руководитель», «Школьная библиотека», «Знаменательные даты-2012», «Читаем, учимся, играем» и «Выставка в школьной библиотеке». В течение года ведётся работа по эстетическому оформлению библиотеки. Сейчас перед библиотекой стоят уже задачи не только автоматизации традиционной технологической деятельности и технического оснащения, которые практически решены на сегодняшний день, но в первую очередь управленческие, задачи повышения эффективности и качества библиотечных услуг.

Профессиональный рост является  составной часть имиджа школьного библиотекаря. Самое главное - это потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Умение работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает возможность узнавать о деятельности своих российских и зарубежных коллег, участвовать в проектах и конкурсах, обучаться дистанционно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад "Модель школьной библиотеки""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Библиотека в школе... Что это? Информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды. Это несомненно. Каждая библиотека вырабатывает свою стратегию развития. Отличительная особенность школьной библиотеки - функционирование ее как социальной системы в рамках другой социальной системы. В связи с этим, она выполняет 80% потребностей образовательного учреждения. Школа ставит задачу - создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка. Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняется человек; развивается наука и техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний. В связи с этим, сегодня библиотека в школе больше, чем просто библиотека. Она должна стать основным звеном обеспечения необходимой информацией как учителей, так и учащихся, поэтому для нашей школьной библиотеки наиболее приемлема модель «Библиотека - информационный центр». Эта модель отвечает целям и задачам школьной библиотеки, заявленным в «Манифесте школьных библиотек ЙФЛА/ЮНЕСКО»: «Школьная библиотека предоставляет ин формацию и идеи, без которых нельзя успешно функциони ровать в современном обществе, ориентированном на инфор мацию и знания».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 663 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2020 678
    • DOCX 17.4 мбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Болдырева Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74687
    • Всего материалов: 203

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 21 региона

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе