Библиотека в школе... Что это? Информационный, образовательный,
культурно-досуговый элемент образовательной среды. Это несомненно. Каждая
библиотека вырабатывает свою стратегию развития. Отличительная особенность
школьной библиотеки - функционирование ее как социальной системы в рамках
другой социальной системы. В связи с этим, она выполняет 80% потребностей
образовательного учреждения. Школа ставит задачу - создать условия для
раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом
образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный
потенциал ребенка.
Библиотеки
существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных
богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняется
человек; развивается наука и техника; усложняются школьные программы; другими
становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для
развития своего же интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга уже перестала быть
единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и
программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во
все области знаний. В связи с этим, сегодня библиотека в школе больше, чем
просто библиотека. Она должна стать основным звеном обеспечения необходимой
информацией как учителей, так и учащихся, поэтому для нашей школьной библиотеки
наиболее приемлема модель «Библиотека - информационный центр». Эта модель отвечает целям и задачам школьной библиотеки,
заявленным в «Манифесте школьных библиотек ЙФЛА/ЮНЕСКО»: «Школьная библиотека
предоставляет информацию и идеи, без которых нельзя успешно функционировать в
современном обществе, ориентированном на информацию и знания».
Главная задача школьной
библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и
учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не
сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные
функции. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для
успешного существования в современном информационном обществе, где знания
играют важнейшую роль. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в
постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую
ответственность.
И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного
заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество
библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся,
содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения
пользоваться информационно-коммуникативними технологиями.
Основными целями школьной библиотеки являются:
• реализация информационного обеспечения образовательного процесса в
школе, содействие самообразованию учащихся и учителей;
• содействие развитию творческих способностей школьников,
формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;
• организация библиотечного обслуживания всех членов школьного
сообщества независимо от возраста, расы, пола, вероисповедания, национальности,
языка, профессионального или общественного положения;
• обеспечение организации доступа к местным, региональным,
национальным и глобальным информационным ресурсам;
• формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной
подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения,
критического анализа и самостоятельного использования информации для
удовлетворения многообразных информационных потребностей (приобретение знаний,
досуг и т. п.);
• интеграция усилий педагогического коллектива и родительского
сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников,
воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и
пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.
Реализация этих целей
предполагает решение следующих задач:
• формирование качественных библиотечных фондов;
• оказание библиотечно-информационных услуг и услуг дополнительного
образования;
• организация взаимодействия с педагогическим коллективом по
формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной
культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;
• содействие в реализации Национальной программы поддержки и
развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в
том числе основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий,
координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую
очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общественности к
ценностям семейного чтения.
Главной функцией школьной библиотеки является информационная
поддержка учебного процесса. Как правило, кроме простого обеспечение учеников и
учителей учебниками, пособиями и методической литературой от библиотеки ждут:
—
предоставления расширенного репертуара научно-популярных, справочных, и
периодических изданий;
—
ведения полного справочно-библиографического аппарата (каталоги и тематические
картотеки на книжный фонд и другие носители информации, рекомендательные списки,
роспись периодики для картотеки статей и т.п.);
—
регулярного проведения тематических и информационных обзоров литературы и
периодики.
Кроме того, именно на библиотеку возлагается задача развития информационной грамотности учащихся в
виде специальных библиотечных уроков или их фрагментов, систематически
проводимых библиотекарем на занятиях по каким-либо
предметам. Несмотря на явный крен в
сторону информационного обеспечения, с библиотеки не снимается функция просветительства
и привлечения к чтению. Эта работа во многом связана с подготовкой целого ряда
специальных мероприятий, направленных на привлечение к внеклассному,
внепрограммному чтению, преимущественно — в начальной и средней школе. Следовательно, библиотекарь уделяет много внимания анализу чтения. В соответствии с планом
воспитательной работы школы библиотека участвует в подготовке классных часов и
внеклассных мероприятий, сотрудничая с классными руководителями, завучами по
воспитательной работе и педагогом-организатором.
Нужно также понимать, что любая школьная библиотека любой модели
сохраняет все функции базовой, лишь углубляя некоторые ее части. Не составляет исключение и наша школьная библиотека.
Структура фонда библиотеки включает:
— книжный фонд, содержащий художественную литературу, входящую в
школьную программу;
— научно-популярные издания, литературу для внеклассного
(досугового) чтения, а также методические и справочные издания;
—
материалы на любых других видах носителей информации
в зависимости от обеспеченности школы;
—
периодические издания, как связанные с обеспечением образовательного процесса,
так и для досугового чтения, как бумажные, так и электронные;
—
фонд учебников, который существует в каждой школе и работа с ним составляет
большую часть работы любой библиотеки общеобразовательного учреждения, является
все же дополнительной, а не основной частью фонда, и работа с ним юридически
считается дополнительной, так как добавилась к уже существовавшим функциям
школьной библиотеки с введением бесплатных учебников в 70-х годах XX
века.
Школьная библиотека имеет:
• абонемент;
• читательский
уголок;
• каталоги,
карточные или электронные, и картотеки;
Функции школьной библиотеки:
—
информационная поддержка учебного процесса (обеспечение учеников и учителей
учебниками, пособиями и методической литературой по их запросам);
—
научная организация фондов и обработка документов (библиографическое описание
документов, их классификация, техническая обработка, оформление и расстановка
фондов, ведение каталогов и картотек);
—
деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение
мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению, подготовка книжных
выставок по учебным и другим темам и др.);
—
мероприятия в помощь развитию информационной грамотности пользователей (в том
числе – проведение библиотечных уроков, которые хотя и вменены в обязанность
библиотекарям де-факто, но не отражаются в официальных должностных обязанностях,
а потому должны считаться дополнительной работой);
—
комплектование фондов;
—
ведение учетной и планово-отчетной документации.
Взаимодействие
библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики
сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого
интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления
осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов
личностного и читательского развития. Это прежде всего индивидуальная работа,
построенная в форме диалога. Второе - внеурочная жизнь школьника. Именно в ней
проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка.
В работе школьной
библиотеки можно выделить ряд факторов, способствующих формированию активной
читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой
творческий потенциал.
1)Временной
фактор или фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в
течение одиннадцати лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.
2)Личностный
фактор - фактор сопричастности, сопереживания. Библиотекарь и
ребенок. Их отношения складываются на личностном уровне (решение проблем
общения, одиночества и др.)
3)Фактор
сотрудничества. Библиотекарь работает вместе с другими учителями.
Это позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.
4)Фактор
- читательский опыт библиотекаря и его влияние на читателя -
ребенка.
Наша
библиотека– это библиотека открытого доступа, светлое, уютное помещение.
Главная группа пользователей библиотеки учащиеся школы. В этом году услугами
библиотеки пользовались 76% учащихся.
Самой
распространенной наглядной формой в библиотеки является книжная выставка,
которая постоянно меняется в зависимости от юбилейных дат, или другой
определенной темы. Постоянно действуют книжные выставки: «За страницами твоего
учебника», которая пополнилась новой литературой, выставка «Юбилей», которая
меняется в соответствии юбилейной даты. Здесь же имеется историческая и
справочная, литература.
В читательском
уголке с учащимися проводятся громкие чтения, обзоры литературы, индивидуальные
беседы, беседы у выставок. Для первоклассников проводилось мероприятие на темы:
«Первое посещение библиотеки».
В
библиотеке ведётся учёт по сохранности библиотечного фонда, выявление и
списание ветхих и морально устаревших учебников и художественной литературы.
Для обеспечения учёта при работе с фондом ведётся следующая документация: Инвентарные
книги, книга суммарного учёта фонда библиотеки, читательские формуляры, тетрадь
учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных, тетрадь учёта подаренной
литературы. Прежде чем донести информацию до читателя, проводится большая
внутри библиотечная работа. Это, прежде всего, просмотр, обработка и
расстановка поступившей литературы согласно таблицам ББК, ведение и работа по
совершенствованию справочно-библиографического аппарата. Проводится мелкий
ремонт литературы. Постоянно ведется работа с каталогом, пополняются картотеки.
Проводится работа по освоению компьютерной системы, куда заносится весь фонд
школьной библиотеки. В этом году велась подписка на газеты и журналы, такие как
«Классный руководитель», «Школьная библиотека»,
«Знаменательные даты-2012», «Читаем, учимся, играем» и «Выставка в школьной
библиотеке». В течение года ведётся работа по эстетическому оформлению
библиотеки. Сейчас перед библиотекой стоят уже задачи не только автоматизации
традиционной технологической деятельности и технического оснащения, которые
практически решены на сегодняшний день, но в первую очередь управленческие,
задачи повышения эффективности и качества библиотечных услуг.
Профессиональный
рост является составной часть имиджа школьного библиотекаря. Самое главное -
это потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как
следствие - изменение пространства вокруг себя.
Умение
работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает возможность
узнавать о деятельности своих российских и зарубежных коллег, участвовать в
проектах и конкурсах, обучаться дистанционно.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.