Главная / Информатика / Доклад "Компетентностно- ориетированный подход к планированию деятельности учащихся на уроках информатики"

Доклад "Компетентностно- ориетированный подход к планированию деятельности учащихся на уроках информатики"

Комптентностно-ориентированный подход к планированию деятельности учащихся на уроках информатики


В связи с введением учебной программы по информатике в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом среднего образования (начального, основного, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080, в основе которого лежит компетентностный подход, возникает проблема: что это такое и как же внедрять это новшество в обучение детей информатике?

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющим им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.

«Лучший путь к истине – это изучать вещи, какие они есть, а не верить, что они такие, как нас тому научили».

Английский философ Джон Локк

Мы живём в стремительно меняющем мире. Сегодня обществу нужны образованные, мобильные, самостоятельные молодые люди, которые не только обладают знаниями, но и умеют применять их на практике. Отсюда особые, новые требования к системе образования в целом.

Компетентностный подход, таким образом, отражает потребность в новом качестве образования – соответствии целей и результатов общего образования современным социальным требованиям, связанным с переходом к открытому обществу с рыночной экономикой. Это предполагает ориентацию на повышение уровня востребовательности обществом результатов школьного образования во внешкольной и послешкольной деятельности учащихся.

Чтобы сформировать компетентностного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно, жизнедеятельности, необходимо применять технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних учащихся. Внедрение компетентностно-ориентированного подхода в практику образования требует поиска особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетентностей, например, встраивание в методическую систему личностно-ориентированных методов обучения, индивидуализации, дифференциации, применения проектно-исследовательских методов. Немаловажную роль в этом процессе занимает информатика как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

Прежде чем говорить о компетентностном подходе на уроках информатике следует рассмотреть ключевые особенности предмета информатики. Во-первых, оснащенность кабинета техническими средствами изначально высока, и их применение обязательно на каждом уроке в силу содержания учебного материала. Кабинет информатики структурно организован не как обычный класс, что влечет особенности организации учебного процесса. Например, крайне редко используется выход к доске, визуальный контакт педагога с учениками строится совершенно по-иному. Выполнение практических работ легко может быть связано с получением индивидуально-значимого результата. Мотивация учащихся уже сформирована, работа на компьютере привлекательна, важность и актуальность информационных навыков для большинства очевидна. Разделение класса на подгруппы индивидуализирует процесс обучения. А в сельской малокомплектной школе, где нет разделения на подгруппы, индивидуальный процесс обучения становится сам по себе при условии наличия компьютеров в достаточном количестве.

Рассматривая ключевые компетенции, которые в первую очередь формируются в рамках предмета «Информатика» и, которое наиболее значимы для современного школьника выделяют: информационную компетентность, коммуникативную и ценностно-смысловую компетентности, а также компетентность личного самосовершенствования. Я хотела бы уделить внимание информационным и коммуникационным компетенциям.

Информационные компетенции предполагают:

Владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, DVD/CD-Rom, Интернетом;

Самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, организация, преобразование, сохранение и её передача;

Ориентир в информационных потоках, умение выделять главное и необходимое; умение осознанно воспринимать информацию;

Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, телефона, факса, планшета, принтера, модема;

Применение для решения учебных задач информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Коммуникативные компетенции предполагают:

Умение представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;

Умение представлять свой класс, школу;

Владение способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступление с устным сообщением, умение задавать вопрос, корректно вести учебный диалог;

Владение способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения; умения искать и находить компромиссы.

Сегодня современный ученик – это личность, требующая к себе огромного внимания и желающая получить информацию, которая позволит ему найти своё место в обществе, получить наивысший социальный статус и показать себя в выгодном свете. В свою очередь, современный учитель обязан научиться создавать условия и ситуации, когда ребёнок должен будет самостоятельно сделать какой-то выбор, выполнить индивидуальное задание в соответствие с поставленными задачами, суметь оценить себя свою работу. Самостоятельность учащихся в рамках компетентностного подхода является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обуславливает активную жизненную позицию учащихся.

Формирование информационных компетенций на уроках информатики способствуют методы обучения, применяемые на уроках. Например, изучение устройств, предназначенных для работы с информацией, носит практическую направленность. Внимание уделяется важным и актуальным сведениям и навыкам. Специфическим, слабо востребованным, устаревшим сведениям уделяется внимание лишь в рамках обязательного минимума. Например, нерационально тратить время на подробное изучение работы и характеристик, снятых с производства накопителей на гибких дисках, стримеров и т.п. Вне зависимо от содержания учебника, мы не должны превращать урок информатики в изучение экспонатов компьютерного музея.

Каждый из способов работы с информацией закрепляется выполнением проблемного задания, часто носящего комбинированный характер – например, использование поисковой системы, отбор, анализ систематизация информации. Далее происходит обработка и сохранение на различных носителях. Совершенно необходимо воспитание критического отношения к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности источника. Полезно знание популярных сетевых мистификаций. Вообще я стараюсь сформировать у учащихся четкое понимание, что Интернет – не только кладезь полезных сведений, но и огромный массив мусорной, ненужной информации. И главное – информационные и телекоммуникационные технологии применяются для решения самых разнообразных учебных задач по разным предметам. Например, при изучении темы PowerPoint ученики не должны выполнять абстрактные учебные задания. Они создают презентации по физике, биологии, литературе, которые иногда используются в качестве цифрового образовательного ресурса. Это резко повышает мотивацию и способствует установлению межпредметных связей, способствует пониманию важности изучения информатики представляет возможность немедленного и значимого использования полученных навыков.

Также работу по формированию информационных компетентностей необходимо начинать с разработки заданий компетентностного характера и введении новых активных и интерактивных методик. Задания компетентностного характера должны быть, прежде всего практико-ориентированными, актуальны для ученика, носить проблемный характер и иметь не единственный способ решения.

Также сегодня необходимо уйти от традиционнгоо обучения, где учитель является носителем информации и внедрить новые методики, когда учителю отводится на уроке роль консультанта, организатора, тьютера. На своих уроках я широко применяю метод изучения нового материала через практическую деятельность. Ученик пр этом становится действительным субъектом образовательно процесса. По-моему, необходимо доверять учащимся и научить их учиться самостоятельно через собственную деятельность и ошибки.

Планируя организацию учебного процесса, я всегда помню, что дети усваивают:

20% - услышанного

40% - увиденного

60% - увиденного + услышанного

80% - увиденного + услышанного + сделанного ими самими.

Поэтому организуя учебный процесс, основанный на компетентностном подходе необходимо:

  1. Учитывать потребности учащихся и их уровень подготовки;

  2. Создавать условия для самостоятельного принятия решений учащимися на всех этапах процесса обучения;

  3. Вовлечь учащихся в практическую деятельность и мотивировать на решение проблем;

  4. Не игнорировать задачи, которые возникают у детей в процессе деятельности;

  5. Помогать учащимся увидеть, где могут быть практически использованы приобретаемые умения и знания.

Нельзя не сказать о формировании коммуникативной компетенции. Здесь крайне важна доступность и широкое использование телекоммуникационных технологий. Знание возможностей разных видов коммуникаций и организация общенияс удаленными собеседниками должно быть толерантным. Формируется умение строить диалог с представителями других взглядов. Уделяется внимание таким вопросам, как правила сетевой этикет и поведения в сетевом сообществе. В процессе сетевого общения формируется также важное умение предстаинтерфейса, вить себя в привлекательном свете, создание сильной позиции в диалоге. Вообще работа с компьютером построена на ведении диалога «человек» - «техническая система», поэтому понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды формируют отношение к компьютерукак гибкому универсальному инструменту.

На уроках я стараюсь применять различные методы. Это были и ролевые игры, и выполнение заданий по заданным параметрам, индивидуальный подход, проектная деятельность. Особенно удачно такие технологиипроходили в старших классах. Поэтому у пятиклассников сегодня стараюсь развивать, в первую очередь, коммуникативные компетенции.

В заключении необходимо указать, что абсолютное большинство видов деятельности на уроках информатики нельзя отнести к одной конкретной ключевой компетенции. Работа над групповым проектом или презентации, например, находится на стыкекоммуникативной, информационной, учебно-познавательной и общекультурной компетенций без выделения однозначно приоритетной.

С внедрением компетентностного подхода у учащихся возросла мотивация на познавательную деятельность, дети стали более компетентны в работе с информацией, стали видеть смысл в учебной деятельности, проявляют интерес при выполнении домашнего задания.

Подводя итог всему выше сказанному скажу, что применение компетентностного подхода для учителя информатики является уместным. При сохранении учебного курсаучитель может корректировать наполнение своих уроков с целью развития ключевых компетенций, причем задача эта в курсе информатикине только решаема, но и не представляет каких-либо особых затруднений.

Доклад "Компетентностно- ориетированный подход к планированию деятельности учащихся на уроках информатики"
  • Информатика
Описание:

Выступление  по информатике  на тему "Компетентностно-ориентированный подход к планированию деятельности учащихся на уроках информатики". Данный материал можно использовать на семинарских занятиях учителей информатики в школах Казахстана. В связи с введением учебной программы по информатике в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом среднего образования (начального, основного, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080, в основе которого лежит компетентностный подход, возникает проблема:что это такое и как же его внедрять в обучение детей информатике.

Данный материал раскрывает суть данного подхода. приводятся примеры как использовать.

Автор Лило Юлия Геннадьевна
Дата добавления 11.02.2015
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 551
Номер материала 56109
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓