Адаптация первоклассников
Вам известно состояние
ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень
значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно,
одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное
нетерпение, опасение чего-то неизвестного… Находишься в постоянном напряжении…
Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком
человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То
перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидишь на месте,
и все валится из рук. Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете
ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную
жизнь. Как и мы, взрослые, дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределенности
всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое
равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Могут
появиться состояние тревоги, капризы, проявиться более ярко любые “шероховатости”
характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и
т.п.. Ребенку трудно. И взрослым непросто с ребенком, находящимся в
состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий. Для
ребенка приход в школу – это своеобразное “оформление на должность” (по меткому
выражению Т.А. Нежновой). “Настоящий школьник – это счастливый обладатель
портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя,
поднимает руку и получает Отметки” – сыграть в такую игру жаждет практически
любой будущий первоклассник. Через несколько дней или лет ребенок сочтет себя
обманутым, а учителя – обманщиком, с которым надо было, оказывается, играть
совсем в другие игры. Часами сидеть за партой оказалось не так интересно, как
ожидалось. Так второго(!) сентября у ребенка на всю оставшуюся школьную жизнь
разошлись его реальные интересы и быстро приевшаяся игра в школьные атрибуты.
Из отличника он разом превращается в троечника, прогульщика. Так одного за
другим школа теряет своих пылких неофитов, рвавшихся в 6–7 лет стать
“настоящими школьниками”. Не слишком ли это дорогая цена за то, что ребенок,
находясь на распутье и остро нуждаясь в какой-то жизненной определенности.
Создал себе такой образ будущего школьника, какой сумел?
Адаптация – это не только приспособление к
успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему
психологическому, личностному, социальному развитию.
Адаптированный ребенок
– это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного,
физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической
среде.
Цель
психолого-педагогической
поддержки в этот период – создать педагогические и социально-психологические
условия, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в
педагогической среде.
Слайд№2 Возрастные
особенности первоклассников
Учебная деятельность
носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен
обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым он
сможет быстро приобщиться к группе сверстников. В формировании дружеских
взаимоотношений немаловажную роль играет учитель. Он выступает как авторитетный
наставник, требующий выполнения определенных правил поведения и пресекающий
всякие отклонения от них.
Переход из дошкольного, в младший школьный возраст
нередко сопровождается кризисом 7 лет
Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы,
паясничание
Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с
желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться
Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по
поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение
Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но
обязательно переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его
новое положение
Формируется самооценка личности
Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков
определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих
людей
Особую роль в жизни школьника играет учитель, который
выступает как центр его жизни в школе
Особенности адаптации
первоклассников.
Первый класс школы ––
эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает
психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году
обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие
годы.
При поступлении в школу
на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога,
изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности,
появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм
приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных
реакций.
Школа с первых же дней
ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной
деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному
коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму.
Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом
ребенка.
Отчетливые изменения в
период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный
эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного
соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической
готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач.
С поступлением ребенка
в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных
процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с
тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных
отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими
характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их
произвольность, продуктивность и устойчивость.
Психологами доказано,
что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их
правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается
по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать
имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу:
как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их
учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Слайд№
2 Возрастные особенности
первоклассников
Начало обучения ребенка
в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что
дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью
адаптации к школе.
Период приспособления к требованиям школы у одних первоклассников
длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.
Каковы условия
возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется
социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У него
появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в
школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. По существу,
впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими
обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем
общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему
следует себя вести, что и как делать. Во-вторых, у ребенка происходит
смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты
преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной
деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности
состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность
построена на основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то,
что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется
не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху.
В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает
его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его
дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще
и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди
сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает
хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого или
аутсайдера, учится нехотя или непосредственно. В-четвертых, одной из острых
проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного
ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.
Социально-психологическая
адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличии от
физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения
со средой, к которой надо приспосабливаться, особенные. Здесь не только среда
воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую
ситуацию. Поэтому адаптировать приходится не только ребенка к классу, к своему
месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.
Некоторая часть
первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании
взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким
уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный
дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.
Отсутствие адаптации у
определенной части школьников связано с поведенческими проблемами – низкое
усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не
слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры,
если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На
перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим
ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении
проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
Чем же характеризуются
первые недели обучения? Прежде всего, достаточно низким уровнем и
неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения
сердечно-сосудистой системы, а так же низким показателем координации
(взаимодействия) различных систем организма между собой. По интенсивности и
напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных
занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с
воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок.
Только на 5-6 неделе
обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели
работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем
организма, т. е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему
комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта
фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель. И хотя
считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной
нагрузке заканчивается на 5-6 неделе обучения, вест первый год можно считать
периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.
Успешность процесса
адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической
готовностью к обучению. И конечно же еще рядом факторов…
Слайд№3 Факторы,
обуславливающие высокий уровень адаптации
(по Г. М. Чуткиной)
№
|
Благоприятные факторы социальной
микросреды
|
1
|
Полная
семья
|
2
|
Высокий
уровень образования отца
|
3
|
Высокий
уровень образования матери
|
4
|
Правильные
методы воспитания в семье
|
5
|
Отсутствие
конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье
|
6
|
Отсутствие
конфликтной ситуации в семье
|
7
|
Положительный
стиль отношения к детям учителя подготовительно класса
|
8
|
Положительный
стиль отношения к детям учителя первого класса
|
9
|
Функциональная
готовность к обучению в школе
|
10
|
Благоприятный
статус ребенка в группе до поступления в первый класс
|
11
|
Удовлетворенность
в общении со взрослыми
|
12
|
Адекватное
осознание своего положения в группе сверстников
|
Наличие
всех факторов, способствует быстрому привыканию учащихся к школьным условиям.
Влияние неблагоприятных
факторов на адаптацию ребенка к школе по данным того же исследования имеет
следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в
семье; функциональная неготовность к обучению в школе; неудовлетворенность в
общении со взрослыми; неадекватное осознание своего положения в группе
сверстников; низкий уровень образования матери; конфликтная ситуация из-за
алкоголизма; отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс; низкий
уровень образования отца; конфликтная ситуация в семье; отрицательный стиль
отношения к детям учителя подготовительного класса; неполная семья.
Слайд№4 Трудности, которые могут
возникнуть у первоклассников во время адаптации.
n
В первые
дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут
нарушаться сон, аппетит, повышается температура
n
Первоклассники
отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны
n
Поведение
нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью
n
Для детей
характерна высокая
Утомляемость
Слайд№5 Признаки
успешной адаптации:
n
Ребенок
легко справляется с программой
n
Удовлетворенность
ребенка процессом обучения
n
Степень
самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность
прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому
Удовлетворенность
межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем
Доминирование мотива,
побуждающего выполнять предъявляемые школьные требования, роль ученика,
познавательные интересы обеспечивают ребенку успешное приспособление к новым
условиям школьного обучения
.Слайд№6 Признаки дезадаптации:
Особую трудность для
детей 6-7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет
саморегуляция поведения. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для
того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой
в течении длительного периода времени.
Проблема трудностей
обучения в начальной школе одна из самых сложных. Прежде всего, рассмотрим
особенности адаптации и трудности обучения, связанные со здоровьем.
В первое время
поведение и самочувствие детей большей частью меняется в худшую сторону. Это
замечают и учителя и родители. Некоторые малыши становятся беспокойными, или,
наоборот, вялым, сонливым, плаксивым, раздражительными, жалуются, что “болит
головка, плохо едят, с трудом засыпают. Все это пока объяснимо: ведь происходит
приспособление ребенка к новым условиям обучения и воспитания, и, конечно, не
проходит бесследно для самочувствия. Но проходит 1–2 месяца, и большинство
ребят становятся более спокойными и дисциплинированными, чувствуют себя уже
школьниками, успешно усваивают программу.
Но не всегда бывает так
благополучно. Уже в начале года становится ясно, что не всем детям по силам
учеба. Некоторые, по-видимому, очень быстро устают и не оправдывают тех надежд,
которые подавали в первые дни, многие часто болеют, пропускают занятия, отстают.
n
Усталый,
утомлённый внешний вид ребёнка
n
Нежелание
ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне
n
Стремление
отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы
n
Нежелания
выполнять домашние задания
n
Негативные
характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников
n
Жалобы
на те или иные события, связанные со школой
n
Беспокойный
сон
n
Трудности
утреннего пробуждения, вялость
n
Постоянные
жалобы на плохое самочувствие
Особую трудность для
детей 6-7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет
саморегуляция поведения. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для
того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой
в течении длительного периода времени.
Последствия
дезадаптации могут быть разнообразными ( могут не затронуть психику ребенка, а
то и осложнят его обучение в школе)
Здесь нужно
раздать результаты тестирования «Домик».
Слайд№7 Чем
можно помочь ребенку на этом сложном для него этапе?
Слайд№8 Для
того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Слайд№ 9 Слова
поддержки:
Слайд№ 10
У многих деток прослеживается тревожное
состояние и настроение в результате: общения с учителем, во время идущего
урока, по дороге в школу и др.
Главной помощью для
таких детей является организация щадящего режима, полноценного сна и отдыха на
воздухе, снижение учебной нагрузки, рациональная организация выполнения
домашних учебных заданий (10–15 минут работы, 10–15 минут отдыха). Своевременно
принятые меры, как правило, способствуют улучшению состояния ученика.
Способы
преодоления тревожности:
n
Не сравнивайте ребенка с окружающими
n
Доверяйте ребенку
n
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку
n
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований
n
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не
запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше
n
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний
n
Используйте наказание лишь в крайних случаях
n
Не унижайте ребенка, наказывая его
n
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет
других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша
учительница понимает, лучше меня слушай!»
n
Помогите ему найти дело по душе
?????????????????????????????????????????????????????????????
????????????????????????????????????????????????????????
Слад№
11 Родители,
которые предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков,
так же неправы, как и те, которые сразу начинают чрезмерно опекать
n
Проверьте,
правильно ли организовано рабочее место ребёнка:
n
-
освещение
n
-
никаких лишних предметов на столе
n К выполнению домашнего задания
лучше всего приступить через 1-2 часа после возвращения из школы (чтобы ребёнок
успел отдохнуть от занятий, но ещё не устал и не перевозбудился от домашних
развлечений и игр с товарищами)
Слайд№ 12 Постепенно нужно снижать степень
контроля:
n
Сидеть рядом с ребёнком не всё время выполнения
им домашнего задания, а только первые минуты, пока он достанет всё, что нужно
из портфеля
n
Потом можно подойти пару раз: постоять рядом
несколько минут и снова отойти
n
К концу начальной школы ребёнок должен научиться
делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат
Слайд№ 13 Помните про перерывы во время выполнения
домашнего задания
n
Для 7-летнего ребёнка время непрерывной работы –
15-20 минут
n
К концу начальной школы – 30-40 минут
n
(для перерыва достаточно 5 минут)
Слайд№14 Анкета для родителей
Какими словами вы обычно встречаете ребенка,
вернувшегося из школы?
n
а) Что было сегодня на завтрак?
n
б) Что ты сегодня получил, какую отметку?
n
в) Что нового узнал? Чему научился?
Сколько времени тратит школьник на приготовление
домашних заданий?
n
а) Не более часа.
n
б) Не более двух часов.
n
в) Может просидеть за уроками до позднего
вечера.
С каким настроением ваш ребенок идет в школу?
n
а) С неохотой.
n
б) Равнодушно.
n
в) С радостью.
Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу?
n
а) Ему нравится учиться, он любит думать,
самостоятельно решать трудные задачи.
n
б) Ему интересно узнавать в школе новое.
n
в) Любит получать хорошие отметки.
n
г) Все ходят в школу – и он ходит.
n
д) Боится, что будет наказан, если не
пойдет в школу.
n
е) Другой ответ:
Есть ли у вашего ребенка любимый предмет? Почему он
его любит?
n
Трудно ли учиться вашему ребенку? Почему?
Что бы вы посоветовали учителю?
Слайд№ 15 - Методика
изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью
Учащимся
предлагалось оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по
следующей шкале:
0 – нет; 1 –
не всегда; 2 – да
1. Я иду в школу с радостью
2. В школе у меня обычно хорошее настроение
3. У нас хороший классный руководитель
4. У меня есть любимые школьные предметы
5. Я привык к новым ребятам
6. В садике школе было лучше
7. На каникулах я скучал по школе
Слайд№ 16 -
Результаты опроса детей.
Слайд№ 17 Школа
– это не страшно!
Робость и неуверенность перед школой возникает
у большинства детей младшего школьного возраста, многие не хотят идти в школу
И лучше, чем родители уладить эту проблему
никто не сможет
С момента просыпания у ребёнка должно быть
хорошее самочувствие и приподнятое настроение, для этого родителям необходимо
предусмотреть следующие моменты:
-Утром поднимите ребёнка пораньше,
чтобы неторопливо, спокойно собраться в школу. Помните: спешка усиливает
тревожность
-Постарайтесь накормить ребёнка его
любимым блюдом. Вкусная, съеденная с удовольствием пища поднимает настроение.
-Одежда, в которую вы нарядили ребёнка,
должна нравиться не только вам, но и ему самому, при этом она должна быть
максимально удобной, чтобы он не чувствовал себя в ней неловко. Когда человек
себе нравится, он чувствует себя увереннее
-Когда ребёнок приходит с хорошими
отметками, хвалите его. А в конце четверти устройте с ним праздник. Играйте с
ним дома в «Школу», пусть он побудет учителем, и вы сможете увидеть его
отношение к школе
Пусть школа для вашего ребёнка будет дверью в
сказку!
Слайд№
18 Предлагаю Вашему вниманию несколько поговорок,
которые окажут некоторую помощь для совместной работы:
А
сейчас я предлагаю вам всем известную сказку “Колобок” на психологический лад
и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.
Итак, начали.
Жили-были дед со
старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они
испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу
поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам
пополнения семейства.
По сусекам поскребли,
по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник
остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей
без присмотра.
Покатился колобок по
дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с
окружающим миром.
Встретилась ему лиса
ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать
добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно
с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных
ситуаций.
Вот такая всем
известная сказка у нас с вами получилась.
На этом встреча наша
заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и
предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.
ПАМЯТКА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Условия
успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая
готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
Предпосылки
сформированности учебной деятельности: ориентация на систему
правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение
работать по образцу.
Положительную
мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и
радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам
ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед
возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
К
окончанию начальной школы ребенок должен хотеть и уметь учиться.
С
уважением, психолог школы.
Берегите
своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!
Желаю Вам всего доброго.
Литература
- Битянова
М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.
– М.: Образоват.центр “Педагогический поиск”, 1997 – 112 с.;
- Битянова
М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в
начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 1998.
- Диагностика
школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А. Консорциум “Социальное
здоровье России”, М.,1995
- Орехова
О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.
- Психолог
в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова,
Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград:
Перемена, 1995.
- Тимофеев
В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по
использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 1995 .
- Ясюкова
Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика
проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 1999.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.