Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №7»
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы
социальный педагог
Науменко Н.А.
г.Ноябрьск
2015г.
«Интеграция воспитательных усилий
семьи и школы».
Интеграция усилий
семьи и школы – это важнейшее условие формирования единого воспитательного
пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье
и успех.
В свое время К. Д.
Ушинский писал: «Отцы и матери уверены в том, что знают, как воспитывать детей,
если не всех, то своего уж точно». Действительность же такова, что даже самые
лучшие родители - не всегда умелые педагоги, вот и «лепят» детей по своему
образу и подобию, без опоры на научные знания.
Необходимость и
важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение.
Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в
школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Социальный мир семьи - сильнейший
фактор формирования личности ребенка. И классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и
преобразовывать семью - это лежит за пределами его компетентности.
Задача школы -
помочь родителям, сохраняя лучшие традиции семейного воспитания, растить детей
на основе достижений отечественной педагогики.
Усиление
воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость
совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и
родителей.
Кто же научит
родителей воспитывать собственных детей? Школа, в стенах которой дети пребывают
до 17-ти лет, а если быть точным - учитель.
Родители хотят
видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи
школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от
социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому
располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных
качеств.
К факторам семейного
воспитания социологи относят материальные условия жизни семьи, ее структуру,
образовательный уровень, интересы, духовные потребности, уровень культуры. По
характеру взаимоотношений родителей семьи разделялись на три группы: живут
дружно, иногда ссорятся, конфликтуют.
На основе полученных
данных проследим, каким образом характер взаимоотношений родителей влияет на
нравственное формирование личности ребенка, утвердилось мнение, что в
большинстве семей, где существует понимание между отцом и матерью, дети растут
добрыми, отзывчивыми. Иное положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают
в свои конфликты детей. В таких семьях дети в лучшем случае воспитаны
удовлетворительно, но чаще плохо.
В исследованиях
социологов вскрыты факторы, которые снижают воспитательное влияние семьи: ее
нестабильность, наличие одного ребенка, недостаток рабочего времени у родителей
для воспитания детей, отсутствие должного контакта со школой, нехватка
педагогических знаний и умений.
Для успешного
взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели
анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. А для
этого необходимо:
- разработать
содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности
их к нравственному воспитанию;
- пробудить у
родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области
специальных педагогических и психологических знаний.
- совершенствовать
взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их
совместной деятельности и общения.
Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные
отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений.
Таким образом, обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и
семьи.
Подключение
родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более
глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У
них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им
методами семейного воспитания.
Семья, дом
располагают немалыми позитивными условиями, способствующими повышению
воспитательных возможностей домашних игр: во-первых, родители и дети проводят
совместно достаточное количество времени, часто вместе занимаются, играют,
отдыхают; во-вторых, для организации проведения игр в домашних условиях
существует немало разнообразного инвентаря.
Как показывает
практика, контакты родителей младших школьников с их учителем - самые тесные и
активные в сравнении с учителями более старших детей. Именно эти родители
становятся главной опорой учителя в воспитании подрастающего поколения.
Интересен опыт
взаимодействия учителя с родителями по организации открытых уроков для взрослых
и детей в начальном звене.
Среди родителей
младших школьников наблюдается гиперпротекция - случай крайне пониженного
уровня протекции. Ребенок при этом оказывается на периферии внимания родителей.
За него берутся лишь тогда, когда случается что-то серьезное. Степень
удовлетворения потребностей ребенка, в ответах родителей младших школьников
преобладает игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное
стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при
этом духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с
родителями, в их любви.
Количество
требований к ребенку в семье показывает следующее:
- среди многодетных семей, в ответах преобладает чрезмерность требований, это
означает повышенную моральную ответственность. Требования в этом случае к
ребенку велики, непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства,
в которых семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок,
преобладает - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок имеет
минимальное количество обязанностей в семье.
- Количеством
требований, запретов, т. е указание на то, что ребенку делать нельзя,
определяется степень самостоятельности ребенка.
У родителей молодых в этом случае ребенку "все нельзя". Такое
положение ребенка стимулирует развитие реакции эмансипатии. У более пожилых
родителей - недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все
можно. Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их.
Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные причины
отклонения в семейном воспитании:
Причина нарушения,
которая находится на первом месте – это расширение сферы родительских чувств.
Данный источник
нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-либо причин,
супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: супруга нет
(умер, в разводе, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя). Нередко при
этом мать (реже отец), хотят чтобы ребенок, стал для них чем-то большим, нежели
просто ребенком. Появляется стремление отдать сыну или дочери "все
чувства", "всю любовь".
На втором месте
находится следующая причина - воспитательная неуверенность родителей. В этом
случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит
перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель идет
"на поводу" у ребенка, уступает ему во всех вопросах. Это происходит
потому, что ребенок нашел у родителя "слабое место". Такие родители
боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов
уступить им.
На третьем месте
следующая причина нарушения воспитания - внесение конфликта между супругами в
сферу воспитания. При этом разница во мнениях родителей по вопросам воспитания
бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании, другой же
склонен жалеть ребенка. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует,
кто прав в воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребенка.
Семья -
первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей
благодаря усилий всех ее функций - воспитательной, рекреативной (сюда входит
физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация
досуга), коммукативной (общение и через него-социализация), регулятивной,
фемецитологической ( ощущение счастья в семье ).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.