Главная / Классному руководителю / Доклад "Интеграция воспитательных усилий семьи и школы"

Доклад "Интеграция воспитательных усилий семьи и школы"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»













Интеграция воспитательных усилий семьи и школы










социальный педагог

Науменко Н.А.




















г.Ноябрьск

2015г.





«Интеграция воспитательных усилий семьи и школы».


Интеграция усилий семьи и школы – это важнейшее условие формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, его счастье и успех.

В свое время К. Д. Ушинский писал: «Отцы и матери уверены в том, что знают, как воспитывать детей, если не всех, то своего уж точно». Действительность же такова, что даже самые лучшие родители - не всегда умелые педагоги, вот и «лепят» детей по своему образу и подобию, без опоры на научные знания.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Социальный мир семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. И классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами его компетентности.

Задача школы - помочь родителям, сохраняя лучшие традиции семейного воспитания, растить детей на основе достижений отечественной педагогики.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Кто же научит родителей воспитывать собственных детей? Школа, в стенах которой дети пребывают до 17-ти лет, а если быть точным - учитель.

Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.

К факторам семейного воспитания социологи относят материальные условия жизни семьи, ее структуру, образовательный уровень, интересы, духовные потребности, уровень культуры. По характеру взаимоотношений родителей семьи разделялись на три группы: живут дружно, иногда ссорятся, конфликтуют.

На основе полученных данных проследим, каким образом характер взаимоотношений родителей влияет на нравственное формирование личности ребенка, утвердилось мнение, что в большинстве семей, где существует понимание между отцом и матерью, дети растут добрыми, отзывчивыми. Иное положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты детей. В таких семьях дети в лучшем случае воспитаны удовлетворительно, но чаще плохо.

В исследованиях социологов вскрыты факторы, которые снижают воспитательное влияние семьи: ее нестабильность, наличие одного ребенка, недостаток рабочего времени у родителей для воспитания детей, отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений.

Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. А для этого необходимо:

- разработать содержание и методику педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;

- пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний.

- совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения.
Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи.

Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания.

Семья, дом располагают немалыми позитивными условиями, способствующими повышению воспитательных возможностей домашних игр: во-первых, родители и дети проводят совместно достаточное количество времени, часто вместе занимаются, играют, отдыхают; во-вторых, для организации проведения игр в домашних условиях существует немало разнообразного инвентаря.

Как показывает практика, контакты родителей младших школьников с их учителем - самые тесные и активные в сравнении с учителями более старших детей. Именно эти родители становятся главной опорой учителя в воспитании подрастающего поколения.

Интересен опыт взаимодействия учителя с родителями по организации открытых уроков для взрослых и детей в начальном звене.

Среди родителей младших школьников наблюдается гиперпротекция - случай крайне пониженного уровня протекции. Ребенок при этом оказывается на периферии внимания родителей. За него берутся лишь тогда, когда случается что-то серьезное. Степень удовлетворения потребностей ребенка, в ответах родителей младших школьников преобладает игнорирование потребностей ребенка, что означает недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви.

Количество требований к ребенку в семье показывает следующее:
- среди многодетных семей, в ответах преобладает чрезмерность требований, это означает повышенную моральную ответственность. Требования в этом случае к ребенку велики, непомерны. Родители уверены, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В семьях где один ребенок, преобладает - недостаточность обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.

- Количеством требований, запретов, т. е указание на то, что ребенку делать нельзя, определяется степень самостоятельности ребенка.
У родителей молодых в этом случае ребенку "все нельзя". Такое положение ребенка стимулирует развитие реакции эмансипатии. У более пожилых родителей - недостаточность требований запретов. В этом случае ребенку все можно. Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок легко нарушает их. Данный анализ семейного воспитания позволяет выявить самые глобальные причины отклонения в семейном воспитании:

Причина нарушения, которая находится на первом месте – это расширение сферы родительских чувств.

Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда в силу каких-либо причин, супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: супруга нет (умер, в разводе, либо отношения с ним не удовлетворяют родителя). Нередко при этом мать (реже отец), хотят чтобы ребенок, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Появляется стремление отдать сыну или дочери "все чувства", "всю любовь".

На втором месте находится следующая причина - воспитательная неуверенность родителей. В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель идет "на поводу" у ребенка, уступает ему во всех вопросах. Это происходит потому, что ребенок нашел у родителя "слабое место". Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

На третьем месте следующая причина нарушения воспитания - внесение конфликта между супругами в сферу воспитания. При этом разница во мнениях родителей по вопросам воспитания бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании, другой же склонен жалеть ребенка. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует, кто прав в воспитательных спорах, а не то, как воспитывать ребенка.

Семья - первостепенная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей благодаря усилий всех ее функций - воспитательной, рекреативной (сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммукативной (общение и через него-социализация), регулятивной, фемецитологической ( ощущение счастья в семье ).


Доклад "Интеграция воспитательных усилий семьи и школы"
  • Классному руководителю
Описание:

Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи.

В век распространения информационных технологий, которые делают доступными для общего пользования книги, научные и не только статьи, фильмы, в том числе и в области воспитания и образования детей, часто возникает проблема: родители «теоретически подкованы», начитаны, но у них нет понимания практической реализации полученных знаний. В данном случае очень значима роль МБОУ.

 

Именно сотрудники МБОУ могут помочь родителям применить их знания на практике. И, только при сотрудничестве МБОУ и семьи, возможно создать благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

Автор Золина Ирина Викторовна
Дата добавления 21.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 795
Номер материала 54592
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓