Главная / Технология / доклад: инновационные технологии и ИКТ

доклад: инновационные технологии и ИКТ

Алматинская область

Каратальский район

Сш им М Горького с ДМЦ













Доклад:"«Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ»"

Пак О.В.































с. Бастобе, 2014 г



Красота спасет мир, когда будет красив сам человек. Красив в поступках-деяниях, в духовной жажде самосовершенствования.

Содержание темы «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ» направленно на создание условий для развития личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия подростков, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий.

Практическая значимость

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Использование информационных технологий охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. Пройдя основной курс информационных технологий, изучаемых в соответствии с этой программой, ребенок получает возможность определить, к какой области он имеет наибольшую склонность; тем самым облегчается выбор его будущей профессии.

Новизна темы заключается в том, что знания по теории информационных технологий учитель дает в контексте практического применения данного понятия, т.е. дается возможность детям в течение школьного обучения изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Так как каждый урок программы построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.

В результате я определила формы применения компьютера на уроках ИЗО и технологии:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;

  • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

  • организация проектной деятельности учащихся;

  • использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.

В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к техническому творчеству, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно- воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и текстовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

Фильм–презентация может быть использован на уроках–проектной деятельности, лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленной темы урока и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по предмету сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств или технологические процессы изготовления конструктивных материалов. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

Слайд- фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд–фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.

В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах (см. приложение 1). Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению (“Мозговой штурм”). В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу “Вернисаж”). Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации.

Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.

Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности <Рисунок1>.

http://festival.1september.ru/articles/526397/img1.jpg

Рисунок1


На уроках ИЗО и технологии в результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Преимущества использования компьютерных технологий  в преподавании ИЗО и технологии очевидны:

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов научных изобретений;

  • широко использовать показ репродукций картин художников;

  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы, проводить расчеты в электронных таблицах);

  • оживлять”  карты;

  • посещать” крупнейшие  музеи мира, современные экономические производства;

  • готовить презентационные доклады;

  • погружаться”  в пространство и время;

  • прослушивать записи песен;

  • найти в Интернете нужную им информацию;

  • активизировать учебный процесс.

Виды контроля и механизм оценки достижений учащихся

В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление пройденного. Вводный контроль может заключаться как в форме устного опроса, так и в форме выполнения практических заданий.

2. Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологических правил решения изучаемой задачи.

3. Тематический контроль по завершении изучения данного раздела программы. Проводится в форме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.

4. Годовой контроль в форме выполнения годовых авторских работ по изученным в течение года разделам программы.

5. Итоговый контроль по окончании изучения всей программы.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

  • самостоятельность работы;

  • осмысленность действий;

  • разнообразие освоенных задач.

После прохождения каждого крупного раздела или части программы учащиеся сдают зачет в форме индивидуальных зачетных работ. Оценка зачетных работ производится, как правило, в форме их коллективного просмотра с обсуждением их достоинств и недостатков.

В конце каждого года занятий учащиеся выполняют авторские работы.

Принимая во внимание, что каждый изучаемый учащимися программный предмет относительно автономен и предназначен для решения или информационных, или документальных, или художественных, или технологических задач, а иногда в их совокупности, а также, что данный ребенок может проявить особую одаренность в сфере решения конкретных задач или, наоборот, испытывать затруднения в области этих задач, целесообразно иметь конкретные критерии по каждому программному предмету технологии, ИЗО.

Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.









Список использованной литературы


Новые педагогические и информационные технологии  в системе школьного образования. Полат Е.С., - М., АСНДЕМА, 2001

Концепция  модернизации образования на период до 2100года. URL: htth//www.informika/ru/text/goscom/

Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5

Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994

Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5



доклад: инновационные технологии и ИКТ
  • Технология
Описание:

 

Красота спасет мир, когда будет красив сам человек. Красив в поступках-деяниях, в духовной жажде самосовершенствования.

 

Содержание темы «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ» направленно на создание условий для развития личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия подростков, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий.

 

Практическая значимость

 

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Использование информационных технологий охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. Пройдя ос­новной курс информационных технологий, изучаемых в соответствии с этой программой, ребенок по­лучает возможность определить, к какой области он имеет наибольшую склонность; тем самым об­легчается выбор его будущей профессии.

 

Новизна темы заключается в том, что знания по теории информационных технологий учитель дает в контексте практического применения данного понятия, т.е. дается возможность детям в течение школьного обучения изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

 

Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

 

Так как каждый урок программы построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.

 

В результате я определила формы применения компьютера на уроках ИЗО и технологии:

 

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;

  • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

  • организация проектной деятельности учащихся;

  • использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.

    В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к  техническому творчеству, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно- воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

    Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и текстовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

    Фильм–презентация может быть использован на уроках–проектной деятельности, лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленной темы урока и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по предмету сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств или технологические процессы изготовления конструктивных материалов. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

    Слайд- фильмы  можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд–фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.

    В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах (см. приложение 1). Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению (“Мозговой штурм”). В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу “Вернисаж”). Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

    Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации.

    Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.

    Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности

     На уроках ИЗО и технологии  в результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Преимущества использования компьютерных технологий  в преподавании ИЗО и технологии очевидны:

 

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов научных изобретений;

  • широко использовать показ репродукций картин художников;

  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы, проводить расчеты в электронных таблицах);

  • “оживлять”  карты;

  • “посещать” крупнейшие  музеи мира, современные экономические производства;

  • готовить презентационные доклады;

  • “погружаться”  в пространство и время;

  • прослушивать записи песен;

  • найти в Интернете нужную им информацию;

  • активизировать учебный процесс.

    Виды контроля  и механизм оценки достижений учащихся

    В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

    1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление прой­денного. Вводный контроль может заключаться как в форме устного опроса, так и в форме выполне­ния практических заданий.

    2. Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологи­ческих правил решения изучаемой задачи.

    3. Тематический контроль по завершении изучения данного раздела программы. Проводится в фор­ме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.

    4. Годовой контроль в форме выполнения годовых авторских работ по изученным в течение года разделам программы.

    5. Итоговый контроль по окончании изучения всей программы.

    Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

 

  • самостоятельность работы;

  • осмысленность действий;

  • разнообразие освоенных задач.

    После прохождения каждого крупного раздела или части программы учащиеся сдают зачет в фор­ме индивидуальных зачетных работ. Оценка зачетных работ производится, как правило, в форме их коллективного просмотра с обсуждением их достоинств и недостатков.

    В конце каждого года занятий учащиеся выполняют авторские работы.

    Принимая во внимание, что каждый изучаемый учащимися программный предмет относительно автономен и предназначен для решения или информационных, или документальных, или художественных, или технологических задач, а иногда в их совокупности, а также, что данный ребенок может проявить особую одаренность в сфере решения конкретных задач или, наоборот, испытывать затруднения в области этих задач, целесообразно иметь конкретные критерии по каждому программному предмету технологии, ИЗО.

     Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

     

     

 

 

 

 


 

Красота спасет мир, когда будет красив сам человек. Красив в поступках-деяниях, в духовной жажде самосовершенствования.

 


 

Содержание темы «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ» направленно на создание условий для развития личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия подростков, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий.

 


 

Практическая значимость

 


 

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Использование информационных технологий охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. Пройдя ос­новной курс информационных технологий, изучаемых в соответствии с этой программой, ребенок по­лучает возможность определить, к какой области он имеет наибольшую склонность; тем самым об­легчается выбор его будущей профессии.

 


 

Новизна темы заключается в том, что знания по теории информационных технологий учитель дает в контексте практического применения данного понятия, т.е. дается возможность детям в течение школьного обучения изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

 


 

Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

 


 

Так как каждый урок программы построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.

 


 

В результате я определила формы применения компьютера на уроках ИЗО и технологии:

 


 

  • использование медиа-ресурсов как источника информации;

  • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

  • организация проектной деятельности учащихся;

  • использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.

    В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к  техническому творчеству, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно- воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

    Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и текстовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

    Фильм–презентация может быть использован на уроках–проектной деятельности, лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленной темы урока и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по предмету сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств или технологические процессы изготовления конструктивных материалов. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

    Слайд- фильмы  можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд–фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.

    В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах (см. приложение 1). Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению (“Мозговой штурм”). В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу “Вернисаж”). Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

    Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации.

    Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.

    Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности <Рисунок1>.

 


 

 

 


 

Рисунок1

 


 

 

 


 

 На уроках ИЗО и технологии  в результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Преимущества использования компьютерных технологий  в преподавании ИЗО и технологии очевидны:

 


 

  • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов научных изобретений;

  • широко использовать показ репродукций картин художников;

  • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы, проводить расчеты в электронных таблицах);

  • “оживлять”  карты;

  • “посещать” крупнейшие  музеи мира, современные экономические производства;

  • готовить презентационные доклады;

  • “погружаться”  в пространство и время;

  • прослушивать записи песен;

  • найти в Интернете нужную им информацию;

  • активизировать учебный процесс.

    Виды контроля  и механизм оценки достижений учащихся

    В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

    1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление прой­денного. Вводный контроль может заключаться как в форме устного опроса, так и в форме выполне­ния практических заданий.

    2. Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологи­ческих правил решения изучаемой задачи.

    3. Тематический контроль по завершении изучения данного раздела программы. Проводится в фор­ме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.

    4. Годовой контроль в форме выполнения годовых авторских работ по изученным в течение года разделам программы.

    5. Итоговый контроль по окончании изучения всей программы.

    Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

 


 

  • самостоятельность работы;

  • осмысленность действий;

  • разнообразие освоенных задач.

    После прохождения каждого крупного раздела или части программы учащиеся сдают зачет в фор­ме индивидуальных зачетных работ. Оценка зачетных работ производится, как правило, в форме их коллективного просмотра с обсуждением их достоинств и недостатков.

    В конце каждого года занятий учащиеся выполняют авторские работы.

    Принимая во внимание, что каждый изучаемый учащимися программный предмет относительно автономен и предназначен для решения или информационных, или документальных, или художественных, или технологических задач, а иногда в их совокупности, а также, что данный ребенок может проявить особую одаренность в сфере решения конкретных задач или, наоборот, испытывать затруднения в области этих задач, целесообразно иметь конкретные критерии по каждому программному предмету технологии, ИЗО.

     Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

     

     

     

     

     

     

    Красота спасет мир, когда будет красив сам человек. Красив в поступках-деяниях, в духовной жажде самосовершенствования.

     

    Содержание темы «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, технологии и информатики и ИКТ» направленно на создание условий для развития личности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия подростков, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий.

     

    Практическая значимость

     

    В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статуса учреждения. В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Использование информационных технологий охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. Пройдя ос­новной курс информационных технологий, изучаемых в соответствии с этой программой, ребенок по­лучает возможность определить, к какой области он имеет наибольшую склонность; тем самым об­легчается выбор его будущей профессии.

     

    Новизна темы заключается в том, что знания по теории информационных технологий учитель дает в контексте практического применения данного понятия, т.е. дается возможность детям в течение школьного обучения изучать теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

     

    Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

     

    Так как каждый урок программы построен на зрительном ряде, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят учителя, а только дополняет его.

     

    В результате я определила формы применения компьютера на уроках ИЗО и технологии:

     

    • использование медиа-ресурсов как источника информации;

    • компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

    • организация проектной деятельности учащихся;

    • использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности.

      В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к  техническому творчеству, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке произведения литературы, музыки и фольклора. Но использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно- воспитательного процесса. Поэтому, разрабатывая план- конспект урока, необходимо учитывать, что, использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

      Целесообразнее создавать свои фильмы, по своему сценарию, органично вписывающиеся в структуру урока. Такими являются фильмы – презентации, слайд – фильмы и текстовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

      Фильм–презентация может быть использован на уроках–проектной деятельности, лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленной темы урока и новых понятий. При этом надо учитывать, что обширная информация, помещенная на слайдах, малоэффективна, так как отвлекает от наглядной, и самое главное – живую речь педагога сложно заменить каким – либо напечатанным текстом, даже если он полно и понятно раскрывает детям тему урока. А вот определения, выведенные на экране, позволяют процесс записи их в тетрадь по предмету сделать более быстрым, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз, а ученику не нужно ждать, когда учитель повторит необходимый ему фрагмент. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментарием учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы и делать необходимые отступления и пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств или технологические процессы изготовления конструктивных материалов. В результате создается своя мультимедийная библиотека, максимально приближенная к учебному процессу.

      Слайд- фильмы  можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока, они, как правило, не имеет текстового сопровождения, демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя. Для того чтобы после просмотра слайд–фильма дети могли сразу включиться в практическую работу, подборку слайдов надо составлять так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце нужно показывать произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу. Они позволяют менять виды деятельности, урок становится более ярким и эмоциональным, а работы, выполненные учащимися, творческими, и полностью раскрывающими тему.

      В качестве обобщения, закрепления можно использовать проблемный метод обучения в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах (см. приложение 1). Их можно применять на первом этапе урока, в качестве разминки, “Арт-минутки” для повторения пройденного материала, для создания проблемы в начале урока, что бы привлечь внимание, заинтриговать, вызвать желание к дальнейшему обучению (“Мозговой штурм”). В конце урока они могут быть завершающим “аккордом”, когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд – шоу “Вернисаж”). Выведенные на экран, эти тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, по эмоциям, по движению, по радости оттого, что они это знают, умеют и могут, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и ставятся проблемы на будущее. Задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (правильная последовательность).

      Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентации.

      Тема проектной работы должна быть значимой по своей проблематике и выполнимой, вызывать живой интерес. В результате учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении проекта ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.

      Компьютер на уроке ИЗО можно использовать и в качестве инструмента художественной деятельности, используя графический редактор “Paint” Все дети, включая и самых слабых, не бояться ошибиться, работают с интересом, активны, азартны. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед результатом. Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И что важно, приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности. Поэтому к изучению законов и правил изобразительного искусства начинают относиться осознанно и с долей ответственности. Композиции становятся более выразительными и разнообразными. Повышается количество выполненных на уроке заданий. В результате, занятия компьютерной графикой позволяют детям реализовать свои творческие возможности в новом виде изобразительной деятельности <Рисунок1>.

     

     

     

    Рисунок1

     

     

     

     На уроках ИЗО и технологии  в результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности, до способов предъявления учебной информации. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика, повышает его занимательный интерес к образовательному процессу. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Преимущества использования компьютерных технологий  в преподавании ИЗО и технологии очевидны:

     

    • знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайдов научных изобретений;

    • широко использовать показ репродукций картин художников;

    • демонстрировать графический материал (таблицы, схемы, проводить расчеты в электронных таблицах);

    • “оживлять”  карты;

    • “посещать” крупнейшие  музеи мира, современные экономические производства;

    • готовить презентационные доклады;

    • “погружаться”  в пространство и время;

    • прослушивать записи песен;

    • найти в Интернете нужную им информацию;

    • активизировать учебный процесс.

      Виды контроля  и механизм оценки достижений учащихся

      В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

      1. Вводный контроль в начале каждого занятия, направленный на повторение и закрепление прой­денного. Вводный контроль может заключаться как в форме устного опроса, так и в форме выполне­ния практических заданий.

      2. Текущий контроль в процессе проведения занятия, направленный на закрепление технологи­ческих правил решения изучаемой задачи.

      3. Тематический контроль по завершении изучения данного раздела программы. Проводится в фор­ме устного опроса и в форме выполнения самостоятельных работ.

      4. Годовой контроль в форме выполнения годовых авторских работ по изученным в течение года разделам программы.

      5. Итоговый контроль по окончании изучения всей программы.

      Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

     

    • самостоятельность работы;

    • осмысленность действий;

    • разнообразие освоенных задач.

      После прохождения каждого крупного раздела или части программы учащиеся сдают зачет в фор­ме индивидуальных зачетных работ. Оценка зачетных работ производится, как правило, в форме их коллективного просмотра с обсуждением их достоинств и недостатков.

      В конце каждого года занятий учащиеся выполняют авторские работы.

      Принимая во внимание, что каждый изучаемый учащимися программный предмет относительно автономен и предназначен для решения или информационных, или документальных, или художественных, или технологических задач, а иногда в их совокупности, а также, что данный ребенок может проявить особую одаренность в сфере решения конкретных задач или, наоборот, испытывать затруднения в области этих задач, целесообразно иметь конкретные критерии по каждому программному предмету технологии, ИЗО.

       Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

       

       

       

       

       

       

       

       

     

     

     

     

 


 

 

 

Автор Пак Ольга Васильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1003
Номер материала 22706
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓