Главная / Начальные классы / доклад "Групповая и парная работа на уроках русского языка"

доклад "Групповая и парная работа на уроках русского языка"

УДК 541.124

ВЛИЯНИЕ КОЛЛАБОРАТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Парахина И.В.

ГКУ "Гимназия №2 им.Ш.уалиханова с дошкольным мини-центром г.Капшагай"

kapchgimn2@mail.ru


Изменения происходящие в информационной, коммуникационной, профессиональной сферах общества требуют пересмотрения методических, содержательных и технологических аспектов образования. Главной целью обучения становится формирование функциональной грамотности учащихся.

К сожалению многие учителя нашей школы, до сих пор всё еще используют классно-урочную систему, интерес к которой давно пропал у учеников. Детей интересуют уроки с использованием новых подходов: применение ИКТ, опора на лидерство, групповая работа. В свою педагогическую деятельность я старалась вносить инновационные методы, но это не давало тех результатов которые я ждала.

Пройдя курсы повышения квалификации по 2 (основному) уровню я поняла, что создавать коллаборативную среду нужно с первого дня пребывания ребёнка в школе. Так как уже в начале обучения нужно приучать детей слушать и слышать друг друга, учитывать мнение каждого, учиться делать выводы, высказывать и доказывать своё мнение, вносить свой посильный вклад в работу группы. Именно при такой организации обучения рождается диалог, спор и доказательство правильного из предложенных вариантов. Важно научить малышей договариваться друг с другом. Именно при выполнении групповой работы они учатся внимательно слушать, помогать друг другу, просить о помощи, исправлять, дополнять и оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Результатом обучения должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний. Предметные знания, умения и навыки всегда будут актуальны для начальной школы, так как они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребёнка.

Обычно, в своей практике я применяла различные формы работы: ИКТ, применение дидактических игр, инсценировки, перфокарты, разноуровневые задания. Но после прохождения курсов, понимаю, что этого очень мало, для координального изменения своей педагогической деятельности с целью активизации познавательного интереса учащихся.

Сейчас я активно внедряю в свою практику такие формы работы как:

-использование групповой работы, создание атмосферы взаимопомощи и сотрудничества;

-использование критического мышления для развития речи и грамотного письма;

-развитие умения задавать вопросы высокого порядка;

-учёт возрастных особенностей, позволяющий выбрать методы работы, приемлемые данному возрасту;

-применение разноуровневых заданий и дифференцированного подхода;

-формативное и суммативное оценивание.

hello_html_234f6eb5.pnghello_html_62b0e44c.pnghello_html_m3ade3d6.png


Для организации учебной деятельности использую следующие методы:

а) эвристический – усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании);

б) исследовательский – добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных прогнозирование результатов работы.

Свои усилия я направляла на активизацию познавательного интереса учащихся в процессе обучения. В процессе обучения менялись не только дети, но и я сама. Я поняла, что мне, как и моим ученикам, более комфортно когда уроки проходят в форме коллаборативного сотрудничества. Во время уроков у детей повысился интерес к изучаемым темам, они стали проявлять взаимовыручку (чтобы группа смогла выбиться в лидеры по результатам-итогам), у моих детей "горели глаза", а это самое важное!

На первых этапах моего исследования я видела, что дети не могут договориться одни хотят главенствовать, другие не хотят подчиняться. Сложно было и с отстаиванием собственной идеи и принятием чужой.

Мною было внесено предложение начать работу с разработки обязанностей членов группы, которыми учащиеся будут придерживаться на протяжении всей работы. Перед учащимися была поставлена задача: "Подумайте и запишите какие обязанности нужно выполнять в группе, чтобы правильно и быстро справиться с заданием, что должен делать каждый член группы и как должна проходить ваша работа?" После обсуждения предложений, выдвинутых каждой группой собрали общий "Свод ОБЯЗАННОСТЕЙ". В него вошли:

- обязанность слушать своих товарищей;

- принимать и рассматривать каждое мнение

- просить помощь, когда она необходима;

- оказывать помощь, если об этом просят;

- каждое дело обсуждается в общем кругу;

- принимать активное участие в работе;

При оценивании работы группы придерживались этим критериям.

В начале работы по исследованию я пришла к выводу, как важно работая в сотрудничестве научить детей объяснять друг другу, задавать вопросы высокого порядка и отвечать на них. В процессе работы мои дети научились объяснять друг другу не только уже пройденную тему, но и новую. У них повысился интерес к этим упражнениям. Проявляя креативный подход и заинтересованность учащиеся готовили домашнее задание для напарника, с последующей проверкой.

hello_html_3de011dd.pnghello_html_m220ecab1.pnghello_html_m397bbf30.png





Игра: "Ты мне - я тебе"

Чтение с пометами Игра: "Кто быстрее"

Ещё одно упражнение "Подумай сам. Посоветуйся с группой" направленное на повышение познавательного интереса. Класс был разделён на 5 групп. Перед детьми стояла задача подобрать словарные слова по теме "Урожай", и с помощью окончаний, записанных на доске, изменить существительные на прилагательные. Вместе преобразовав слова из одной части речи в другую добились успеха в выполнении данной работы. Такие упражнения учат детей взаимодействуя друг с другом, анализировать предложенные варианты и синтезируя делать правильный выбор.

Еще один плюс коллаборативного сотрудничества в том, что учащиеся получая информацию, связывают её усвоение со знанием, которым они обладают. Работая над постером "Части речи", каждый внёс свой вклад не только в выполнение работы, но и при зhello_html_m28be6551.pnghello_html_m2e5ae8b9.pngащите проекта.

hello_html_4daa0af.png






Одним из эффективных приёмов повышения познавательного интереса - создание ситуации успеха. На этапе закрепления темы урока работали по разноуровневым карточкам.

Эффективным приёмом в повышении познавательного интереса является применение стратегий критического мышления. Так, например, стратегия "Зигзаг". Разработана на теории Ж. Пиаже, Л. Выготского, М. Монтессори, Песталоцци. В основе этом учебном приёме лежит идея взаимообучения. После определения темы урока учащиеся разделились на малые группы по 4–6 человек в каждой. Перед каждой группой ставится задача в результате работы создать общий проект по предложенной теме. После того, как каждая группа ознакомиться с предложенной информацией и определит основные ключевые идеи и создаст план выполнения работы, учащиеся пересаживаются в новые группы. Деление групп происходит способом расчета на первый-четвертый. Первые номера организуют первую группу, вторые – во вторую и так далее. Теперь каждая группа работает в определенном направлении с конкретным разделом. После обработки информации, дети возвращаются в исходные группы для завершения работы над поставленной задачей. Теперь в каждой группе есть "специалист" конкретного раздела, перед которым стоит задача раскрыть суть одного из аспектов изучаемой темы и затем применить в работе для решения основной задачи.

После создания проекта учащиеся представляют его всему классу. Таким образом данная стратегия используется для развития у школьников анализировать текст совместно с одноклассниками, вести исследовательскую работу в группе, доступно передавать информацию другому человеку, самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Коллаборативное сотрудничество влияет не только на интеллектуальное развитие но и на психологическое развитие. Проводя наблюдение за коллективом учащихся можно отметить, сплочение коллектива. Я заметила, что даже по окончанию уроков дети обговаривают итоги работы, оценивают вклад каждого, если что-то не получилось анализирую почему. Климат в коллективе стал доброжелательнее. Дети стремятся помогать друг другу, заботятся друг о друге. Одни стали терпимее, другие активнее. Есть и такие, кто раскрылся, стал свободно выражать свои мысли вносить идеи.

Почему это произошло? Я считаю, что повышение интереса учеников к предмету изменилось за счёт того что уроки стали проходить в атмосфере сотрудничества. Во время работы учащиеся чувствуют поддержку и взаимопонимание со стороны одногруппников. Многие стали выступать в роли "наставников - консультантов", проявляя лидерские качества направляют и ведут за собой остальных. Изменился в лучшую сторону психологический климат в классе, ведь обучение в сотрудничестве сближает и объединяет школьников.

Все новое всегда встречается с препятствиями. Нужно отметить, что я столкнулась с новым для меня и моих детей видом работы. Поэтому при построении учебного сотрудничества я обращала внимание на любую мелочь: начала работу с простого: как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться и возражать; как помогать и просить о помощи. Не доведя да автоматизма эти простые "ритуалы" взаимодействия невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.

На первых этапах своей работы мне было сложно выбрать правильный подход: комплектования групп. Для преодоления этого барьера я старалась распределить группы так, чтобы в одну группу попали разнополые дети с разной успеваемостью, для того чтобы учащиеся почувствовали личную ответственность за то, как работает группа. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Для эhello_html_m4d64a4e0.pngтого распределили следующие роли:

· чтец читает вслух;

· секретарь - записывает что-то от лица группы;

· докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

· хронометрист следит за временем.

hello_html_233b8268.pngУчащиеся в группах не всегда могут самостоятельно разобрать сложный учебный материал и выбрать правильный путь его изучения. Для решения этой проблемы использовала групповую дискуссию. Это способ совместной деятельности учеников и учителя для решения групповых задач и воздействие на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение группы, повысить интерес учеников к проблеме. Мозговой штурм или свободное выражение мыслей. Во время проведения мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы высказать все свои идеи . В ходе работы не обсуждается, какая идея плохая, какая хорошая. Принимаются все предложенные идеи. Оценка идей делается позже, после мозгового штурма.

Трудности возникли и в объективном оценивании каждого учащегося. Так как в группе разные по силам ученики, а одинаковая для всех участников группы оценка не отражает вклад отдельно взятого ученика, и поэтому будет несправедливой.

Для решения этой задачи устанавливаются правила работы группы и критерии оценивания её достижений. Разработка правил проводится в группе и выноситься на обсуждение всего класса. Правила работы в группах и критерии оценивания выносятся на интерактивную доску и повторяются ежедневно перед началом работы.

Нужно ли исследование в действие современной школе? Какую роль в данной работе играю я ? Как его проводить в будущем? Вот вопросы на которые мне предстояло ответить по окончанию практики. Безусловно, эта работа необходима в современной школе. Во первых идёт оценивание учеников: их старания и стремление, усилия приложенные на выполнение заданий, поведение на уроках, их прилежности и обязательности. Себя как учителя: все ли я смогла вложить в работу, что я смогу изменить в будущем? Во вторых идёт осмысление запланированной и выполненной работы. Смотришь на себя со стороны. Смотришь на урок с другой стороны. Подходишь к образовательному процессу по другому.






ЛИТЕРАТУРА

  1. Руководство для учителя

  2. Smith and MacGregor, 1992

  3. Beckman, 1990

  4. Chickening and Gamson,1991

  5. Johnson, Johnson, and Smith, 1991

5


доклад "Групповая и парная работа на уроках русского языка"
  • Начальные классы
Описание:

 

Доклад заслушивался на секционном заседаниирегиональной научно-методической конференции в городе Талдыкорган 16 января 2015 года.Основные вопросы содержащие в докладеорганизация групповой и парной работы на уроках в начальной школе.
Активное использование методов и форм на уроках таких как:
-использование групповой работы,  создание атмосферы взаимопомощи и сотрудничества;  -использование критического мышления для развития речи и грамотного письма;-развитие умения задавать вопросы высокого порядка;-учёт возрастных особенностей, позволяющий выбрать методы работы, приемлемые данному возрасту;-применение разноуровневых заданий и дифференцированного подхода;
-формативное и суммативное оценивание.
Автор Парахина Ирина Вячеславовна
Дата добавления 20.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1686
Номер материала 54493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓