Қостанай
қаласы әкімдігінің «Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 27 бөбекжай
– бақшасы» Мемлекеттік Коммуналдық Қазыналық
Кәсіпорны. Государственное
Коммунальное Казенное Предприятие «Ясли - сад № 27 акимата г.
Костаная отдела образования акимата г. Костаная».
Доклад:
«Формирование нравственных чувств у старших дошкольников к Родине».
Воспитатель:
Азанбаева Ш.С.
г.
Костанай
Современный культурный человек – это не
только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый
окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить
взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества
и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и
привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного
учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с
определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные и
обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции. На
современном этапе развития общества возникла необходимость формирования
культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного
детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-
психологической напряжённости в обществе.
Казахстан – многонациональное
государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только
к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к
представителям других культур. Этническая принадлежность семьи, её социально-
экономический статус – важный фактор в развитии ребёнка, влияющий на интеллект,
стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на
индивидуальность человека в целом. Сегодня необходимо с пониманием относиться к
детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях.
Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей
и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического общества,
а их уважение – необходимое условие его создания. Своё отношение к человеку
иной национальности начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет,
основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и
непредубеждённых знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчёркивает
значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не
вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены
проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения и т.д. В их
основе лежат следующие факторы:
детская непосредственность;
ограниченный жизненный опыт;
детская бестактность;
отсутствие представлений о людях других
национальностей и их культуре, общение с ними и т.д.
Таким образом, проблему толерантности,
можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо
с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные
основы мировоззрения. Поэтому с этой целью необходимо разрабатывать систему
занятий, направленных на воспитание толерантности у старших дошкольников.
Задачи, которые решаются в ходе проведения занятий должны быть ориентированы
на:
Формирование у детей старшего дошкольного
возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание,
сочувствие к людям.
Формирование у детей толерантного
поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
Повышение культуры межличностного
взаимодействия детей в группе.
Закрепление нравственных представлений,
навыков социально приемлемого поведения.
На занятиях могут быть использовали
разнообразные методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения,
направленные на:
- развитие умений невербального общения:
«Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими
детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на
распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени,
фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в
общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение
окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения:
«Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия,
сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций,
направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре,
на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и
сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и
доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных
национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова:
стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и
сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий:
сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности –
рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок
милосердия», «Дети планеты Земля»
7. Вспомогательный приём – слушание
музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа по воспитанию у детей
толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и
родителей. Для этого можно использовать разнообразные формы работы с
родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской
художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии,
развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе
детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка,
формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Таким образом, предложенная
система занятий позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому
себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию
толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также
обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем
обучении в школе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.