Главная / Физкультура / Доклад «Формирование мотивации физкультурно-спортивной деятельности у младших школьников»

Доклад «Формирование мотивации физкультурно-спортивной деятельности у младших школьников»


ГБОУ СПО АО «Каргопольский педагогический колледж»


xᴠ Региональные педагогические чтения по теме


«Достижения педагогической науки и

инновационная образовательная практика»



(Каргополь,15 марта 2014 года)


Секция педагогики начального образования


Доклад на тему


«Формирование мотивации физкультурно-спортивной

деятельности у младших школьников»


Автор доклада: Сикорская Оксана Васильевна, учитель физической культуры

МБОУ «Волошская средняя общеобразовательная школа»,п.Волошка


Физическая активность человека - главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма. Двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте. Однако общее состоит в том, что физическая активность абсолютно необходима ребёнку, взрослому, пожилому человеку. Она должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма [1].

Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент здорового образа жизни. Она представлена в нём в виде ежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур, а также других видов двигательной активности, направленных на сохранение и приумножение здоровья.

Таковы основные слагаемые здорового образа жизни. В их истинности мало кто сомневается. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Однако оно предполагает, прежде всего, активную деятельность в этом направлении самого человека. Следование нормам и принципам ЗОЖ долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности [2].

Ученики, чья потребность в достижениях более сильная, как правило, имеют внутренний локус контроля и более склонны принимать личную ответственность за результат своих усилий. Ориентацию на достижение можно изменить с помощью специальных обучающих программ, которые побуждают школьников рисковать, предсказывать, модифицировать предсказания, ставить реалистичные цели и брать на себя ответственность за результат своих действий.

В этот период появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в мотивационной системе ребенка. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным. В то же время у младших школьников по-прежнему заметно преобладание мотивов над мотивационными установками, так как в основном ими ставятся цели на ближайшее будущее, связанное с настоящими событиями.

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень мотивации обучающихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовольствие от этих уроков.

Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная.

Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение.

Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.

Другими словами, и познавательная и двигательная активность прежде всего характеризуется психической активностью школьника.

Исходя из двойного определения психической активности человека (биологическая и социальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физической культуры. К ним относятся:

1) биологические факторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни и здоровья;

2) социальные факторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями.

Интерес - это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта. В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивация (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

Интересы учащихся к урокам физической культуры отличаются достаточным разнообразием: стремление укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п. Мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.

Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Младшими школьниками, прежде всего, управляет интерес к двигательной активности вообще (на основе первичных мотивов). Они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть.

Каждый учитель физической культуры, который стремится к тому, чтобы обучающиеся проявляли высокую степень активности на его уроках, должен строить учебный процесс, учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся.

Факторы, способствующие повышению мотивации школьников на уроках физической культуры

Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.

Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности.

Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения.

1.Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.

2.Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнований, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру.

Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.

Игра - это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.

3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.

Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в водной части урока).

Правильная постановка задач урока. Исследователи проблем, связанных с изучением мотивации школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие:

- учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;

- задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;

- учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»);

- учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;

-учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке: напрасны.

Оптимизация загруженности школьников на уроке. Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно - дидактических мер, основными из которых являются:

1) устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;

2) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);

3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников - организаторов.

Дидактические принципы

Мотивация школьников к урокам физической культуры определяется тем, как учитель соблюдает дидактические принципы организации педагогического процесса. Я хочу остановиться на тех, которые могут способствовать повышению учебной активности учащихся. Основными из них являются следующие:

принцип оптимальной трудности заданий: упражнение, даваемое ученикам для выполнения, должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагать значительные усилия; определяя оптимальные трудности задания, учителю необходимо учитывать следующие факторы: 1) координационную сложность упражнения; 2) величину затрачиваемых физических усилий; 3) боязнь учащихся не справиться с упражнениями; 4) степень осмысления учащимися сложности задания;

принцип сознательности: ученики должны осознать роль физических упражнений в моральном, волевом, эстетическом и этическом воспитании.

принцип связи обучения с практической жизнью: сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для ученика определенный жизненный смысл, поэтому учитель должен постоянно показывать школьникам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентируя внимание учеников не на технической чистоте исполнения упражнений, а на их значимости для развития психических и физических качеств, двигательных умений и навыков;

принцип индивидуализации: этот термин обозначает вовсе не индивидуальную работу с отдельным учеником, а индивидуальные особенности каждого школьника, которые следует учитывать учителю.

На уроках физической культуры принцип индивидуализации проявляется в выборе и выполнении учебных заданий: у каждого человека складывается собственный темп овладения учебным материалом (в зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей темперамента и характера) и индивидуальный оптимальный уровень нагрузки.

По содержанию все игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям любого возраста. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирующих переход детского организма к более высокой степени развития. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ, например:»Гуси-лебеди»,»У медведя во бору» и т.д.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочки-выручалочки», «Пятнашки»).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявление чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.

В играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Для работы с младшими школьниками подбираю соответствующие средства воздействия и методы воспитания. Лучшим средством изучения детей являются игры, где ребёнок естественным образом полностью раскрывается, а учитель, наблюдая, делает необходимые выводы о качествах каждого ученика (смелый, ловкий, открытый, замкнутый, доброжелательный, честно выполняющий правила или игнорирующий их, оказывающий помощь товарищам или стремящийся выделиться сам) и целой группы(как распределяют свои роли ученики в парах, тройках, четвёрках, договариваются спокойно, на равных или утверждают своё превосходство). Всё это позволяет наметить конкретную программу действий, внести коррективы в планы, направленные на формирование хорошего первичного коллектива.

Правила игры главный организующий элемент работы. Умело, объясняя их, учитель помогает ученикам понять свои обязанности и действия, ограничения и возможности . Важное условие игры высокая эмоциональность. Оценивая результаты, учитель акцентирует внимание на характере отношений между детьми, взаимопомощи в команде, активности, честности, дружбе, доброжелательности к товарищам и соперникам.

Успех игры в значительной степени зависит от подбора составов команд, капитанов, водящих. При этом важно иметь в виду первоначальные наблюдения за учениками и организовать игровой процесс в соответствие с подмеченными особенностями подготовленностью и личностными отношениями детей.

Обязательное условие в организации игр дифференцированный подход к детям. Одних надо подбодрить, убедить в собственных возможностях, успокоить, других сдержать от излишнего рвения, третьих заинтересовать. Широко применяются и методы поощрения, словесные одобрения, нацеливать детей на волевые усилия, убеждают в способности активно участвовать в практической деятельности, приносить пользу. Всё это вместе взятое формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий в игре, создаёт основу для общественной активности.

В соревновательной ситуации у младших школьников мотив работы на себя оказывается более действенным, чем на команду, однако в 3-м классе уже сильнее выражен общественный мотив («за класс»), чем индивидуальный («за себя»). При этом, если во 2-м классе общественные мотивы выражены у мальчиков и девочек одинаково, то в 3-м классе эти мотивы чаще проявляются у девочек.

Усиливается роль «внутреннего фильтра» в процессе мотивации и потому, что половина младших школьников ориентирована на самооценку, имеющую большое значение при формировании мотива. Очень важно и то, что у младших школьников развивается смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что - то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения более отдаленных последствий и поэтому исключающий импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Прежде чем действовать, ребенок теперь нередко начинает размышлять. У него начинает формироваться предусмотрительность как черта личности. При этом происходит переход от мотивов только «знаемых» к мотивам «реально действующим».

К концу младшего школьного возраста большинство обучающихся при изменении общего смысла деятельности могут изменять конкретную цель. Это свидетельствует о том, что начинает функционировать возвратный механизм формирования мотива. У школьников младших классов совершенствуется умение планировать свои действия.

Социальные мотивы учения по-разному выражены у школьников с разной успеваемостью. При наличии сильного мотива получения хорошей отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен. Некоторые социальные мотивы у них появляются к 3-му классу.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых. У слабоуспевающих школьников начальных классов мотив достижения выражен значительно хуже, а в ряде случаев вообще отсутствует.

Престижная мотивация, связанная с соперничеством со способными одноклассниками, присуща хорошо успевающим ученикам с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. У успевающих учеников престижная мотивация не развивается.

Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования [4].

Для формирования мотивации я использую такой метод, как создание ситуации успеха. Процесс познания дает чувство удовлетворения только в том случае, если школьник получает реальное подтверждение своего роста, убеждается, что у него «получается». Образование должно предлагать индивидуально значимые стимулы к заинтересованной работе. При этом критерием оценки, как уже отмечалось, должно быть сравнение успехов ребенка не с надуманным «нормативом», а с его собственными успехами: если он сегодня стал лучше, чем вчера, то затраченные на этот (иногда даже мизерный) прогресс усилия должны быть достойно оценены. Без сомнения, такой подход воспитывает у школьника ответственность за себя, уверенность, что только от него самого зависит достижение поставленной цели.

Естественно, что для создания ситуации успеха перед каждым учеником следует ставить индивидуально ориентированные задания, которые должны быть реальными и стимулировать ребенка к активной работе. Когда учитель ставит посильную задачу и объясняет, как ее решить, можно рассчитывать на реальное повышение уровня образованности ученика и на его заинтересованное отношение к самому обучению. Лучше всего это получается, когда ученику предлагают самому найти варианты использования изучаемой информации в повседневной жизни.

Также в своей практике я использую проблемное обучение.

Не всегда дети ходят на уроки физкультуры с большим желанием: одним не нравится, другим неинтересно, а третьи не понимают, зачем им это нужно. Многие ученики не могут высказать свои мысли вслух, потому что стесняются, боятся ошибиться и получить отрицательную оценку со стороны своих товарищей и учителя.

Всё это можно преодолеть, используя метод проблемного обучения: ребята смогут понять, зачем и как им нужно выполнять то или иное действие, научатся выражать собственные мысли вслух, отстаивать свою точку зрения в споре.

Под проблемным обучением следует понимать такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. Такое обучение способствует развитию у них способности к саморазвитию, самообразованию.

В результате ситуаций, которые создает учитель, ученики должны заметить несоответствие им своих знаний, понять, что для решения возникшей проблемы имеющихся у них знаний недостаточно. Признаками проблемы являются: порождение проблемной ситуации; готовность к поиску решения; возможность неоднозначного пути.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, когда школьники ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески добывают и применяют знания.

Этот метод я широко использую во время изучения нового материала на уроках в основной части. Например, во время игры в пионербол детям задаю вопросы: «Как должны стоять игроки на площадке во время приема подачи или во время броска через сетку соперника? Каким образом лучше выполнять бросок мяча через сетку? Что можно и нельзя делать во время игры?» - и т.д.

Ребят при этом можно делить на группы или выслушивать мнение каждого и подводить их к правильному решению.

Во время разминки дети выполняют новые, более сложные упражнения: первый номер – простой вариант, второй – более сложный, а третий должен предложить самый сложный вариант. Остальные ему помогают и, если он не прав, предлагают свои варианты. В такой форме детям очень нравится работать, они включаются в процесс. Например, можно спросить: «В каком положении должны находиться руки и как должны работать ноги, чтобы прыгать через скакалку с максимальной скоростью?»

Задания должны быть подобраны так, чтобы ученики, стараясь их выполнить, учились думать и анализировать свои действия. Тогда они не только с удовольствием заниматься на уроке или тренировке, но и начнут искать дополнительную информацию в учебниках и Интернете.

Создавать проблемные ситуации можно разными способами:

- смоделировать на доске или схематично конкретную ситуацию и предложить проанализировать её;

- смоделировать на площадке задачу и попросить решить её за ограниченное время;

- сформулировать проблему устно.

Также на уроках физической культуры я использую самостоятельную деятельность.

Одним из видов самостоятельной деятельности является выполнение домашних заданий, характерной особенностью которых является отсутствие непосредственной помощи и руководства со стороны учителя. Домашние задания помогают учащимся овладевать программным материалом. Содержание домашнего задания может быть различным: ОРУ, упражнения для развития мышц рук, ног и т.д., в зависимости от темы урока, а также работа по карточкам: например, дать карточку с описанием подвижной игры, проведение которой ученик должен приготовить к следующему уроку (должен уметь организовать класс, дать небольшой анализ – вырабатываются организационные способности, воспитывается чувство товарищества).Эту работу лучше начинать с младших классов, ведь у детей этого возраста повышенная восприимчивость к воздействию физических упражнений. У них легко вырабатывается привычка к ежедневным занятиям, чему способствует естественное тяготение к движениям. Без помощи домашнего задания не может быть решена проблема воспитания у школьников привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Первый шаг на этом пути – интерес ребят. Но интерес, который испытывают младшие школьники, в среднем возрасте начинает снижаться. Чаще всего теряют интерес к ФК учащиеся, которые не добиваются успехов в данной деятельности и поэтому не получают подкрепления в виде положительных переживаний. Потребность обычно определяют, как необходимость учащегося выполнить какую – либо деятельность. Когда потребность сознаётся учащимися, возникает побудительная сила к действию – мотив. Воспитывая мотивы к занятиям, в конечном итоге формируют потребности учащихся, и наоборот, удовлетворяя потребности, воспитывают положительную мотивацию к занятиям ФК. Ребятам необходимо объяснить всю важность систематических занятий для улучшения здоровья, самосовершенствования, красоты тела и т. д. контроль за выполнением домашнего задания – абсолютно необходимое условие, влияющее на эффективность этой формы занятий. Детям младших классов самоконтроль осуществлять нелегко, поэтому помощь родителей просто необходима. Для этого мы ввели дневники самоконтроля, в которых ребята сами отмечают свои достижения. Хочется отметить, что самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки ФК, занятия в спортивной секции, группе ОФП, самостоятельные занятия дома и т. д.) являются обязательным условием повышения качества физического воспитания. Кроме того, самоконтроль имеет и воспитательное значение, приучая к сознательному отношению к занятиям, соблюдению правил личной гигиены, правильному распорядку дня, проведению закаливания.

Для повышения мотивации школьников к занятиям физкультурой и спортом в школе проводятся спортивные внеклассные, общешкольные мероприятия: «Весёлые старты!», «Кросс «Золотая осень»», «А ну-ка, мальчики!», соревнования по пионерболу, мини-футболу, турнир по шашкам, День здоровья, неделя физической культуры, лыжные гонки в которых школьники принимают активное участие. У каждого класса есть свой флаг, символ, девиз. Работают спортивные секции «мини-футбол», «пионербол», «баскетбол», «волейбол», которые дети с удовольствием посещают.

Также ежегодно проводится анкетирование для выявления мотивации школьников к занятиям физкультурой и спортом.

В результате мои ученики не только укрепляют свое здоровье, но и получают удовольствие от наших уроков, а значит, я могу быть уверена: они подружатся с физкультурой и спортом на всю жизнь.




















Литература.

  1. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000. – 228 с.

  2. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: Основы знаний / В.П. Лукьяненко – Учебное пособие. – М.: Советский спорт. – 2003. – 224 с.

  3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. /Под ред. Фельдштейна Д.И. – 1995. – 212с.

  4. Вилюнас, В.В. Психология развития мотивации/ С-Пб,: 2006. – 460с.

  5. Ильин, В.К. Мотив и мотивация/ Ильин, В.К.// М. – 2003. – 132с.

  6. Зайцева, В. Физкультура, зачем она нужна школьникам?/ В.Зайцева // Здоровье детей. – 2007. №1. – с. 12-15

  7. Смирнов, П.К. Здоровьесберегающие технологии и психологии здоровья в школе/ П.К. Смирнов – М., 2006. – 320с.

8. Журнал «Спорт в школе», август 2012, май 2013 г.


Доклад «Формирование мотивации физкультурно-спортивной деятельности у младших школьников»
  • Физкультура
Описание:

 

 Физическая активность человека - главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма. Двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте. Однако общее состоит в том, что физическая активность абсолютно необходима ребёнку, взрослому, пожилому человеку. Она должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма [1].

Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент здорового образа жизни. Она представлена в нём в виде ежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур, а также других видов двигательной активности, направленных на сохранение и приумножение здоровья.

Таковы основные слагаемые здорового образа жизни. В их истинности мало кто сомневается. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они ещё не стали руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных учреждений и организаций. Однако оно предполагает, прежде всего, активную деятельность в этом направлении самого человека. Следование нормам и принципам ЗОЖ долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности [2].

Ученики, чья потребность в достижениях более сильная, как правило, имеют внутренний локус контроля и более склонны принимать личную ответственность за результат своих усилий. Ориентацию на достижение можно изменить с помощью специальных обучающих программ, которые побуждают школьников рисковать, предсказывать, модифицировать предсказания, ставить реалистичные цели и брать на себя ответственность за результат своих действий.

В этот период появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в мотивационной системе ребенка. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным. В то же время у младших школьников по-прежнему заметно преобладание мотивов над мотивационными установками, так как в основном ими ставятся цели на ближайшее будущее, связанное с настоящими событиями.

 Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень мотивации обучающихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовольствие от этих уроков.

 Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная.

 Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение.

 Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.

 Другими словами, и познавательная и двигательная активность прежде всего характеризуется психической активностью школьника.

 Исходя из двойного определения психической активности человека (биологическая и социальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физической культуры. К ним относятся:

 1) биологические факторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни и здоровья;

 2) социальные факторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями.

 Интерес - это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего объекта. В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивация (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

 Интересы учащихся к урокам физической культуры отличаются достаточным разнообразием: стремление укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Важно отметить, что интересы девочек и мальчиков также отличаются. Девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развивать гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п. Мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость.

 Привлекательность физической культуры имеет и характерные возрастные особенности. Младшими школьниками, прежде всего, управляет интерес к двигательной активности вообще (на основе первичных мотивов). Они и без уроков физической культуры любят бегать, прыгать и играть.

Каждый учитель физической культуры, который стремится к тому, чтобы обучающиеся проявляли высокую степень активности на его уроках, должен строить учебный процесс, учитывая возрастные особенности и мотивацию учащихся.

 Факторы, способствующие повышению мотивации школьников на уроках физической культуры

 Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.

 Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности.

 Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения.

 1.Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.

 2.Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнований, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру.

 Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.

 Игра - это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами и условиями выполнения, затем полностью соответствующие реальным требованиям.

 3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.

 Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в водной части урока).

 Правильная постановка задач урока. Исследователи проблем, связанных с изучением  мотивации школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие:

- учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;

- задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;

- учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»);

- учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;

 -учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке: напрасны.

 Оптимизация загруженности школьников на уроке. Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно - дидактических мер, основными из которых являются:

 1) устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;

 2) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);

 3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные, мысленно выполнять все упражнения. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников - организаторов.

 Дидактические принципы

 Мотивация  школьников к урокам  физической культуры определяется тем, как учитель соблюдает дидактические принципы организации педагогического процесса.  Я хочу остановиться на тех, которые могут способствовать повышению учебной активности учащихся. Основными из них являются следующие:

 принцип оптимальной трудности заданий: упражнение, даваемое ученикам для выполнения, должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагать значительные усилия; определяя оптимальные трудности задания, учителю необходимо учитывать следующие факторы: 1) координационную сложность упражнения; 2) величину затрачиваемых физических усилий; 3) боязнь учащихся не справиться с упражнениями; 4) степень осмысления учащимися сложности задания;

 принцип сознательности: ученики должны осознать роль физических упражнений в моральном, волевом, эстетическом и этическом воспитании.

 принцип связи обучения с практической жизнью: сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для ученика определенный жизненный смысл, поэтому учитель должен постоянно показывать школьникам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентируя внимание учеников не на технической чистоте исполнения упражнений, а на их значимости для развития психических и физических качеств, двигательных умений и навыков;

 принцип индивидуализации: этот термин обозначает вовсе не индивидуальную работу с отдельным учеником, а индивидуальные особенности каждого школьника, которые следует учитывать учителю.

 На уроках физической культуры принцип индивидуализации проявляется в выборе и выполнении учебных заданий: у каждого человека складывается собственный темп овладения учебным материалом (в зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей темперамента и характера) и индивидуальный оптимальный уровень нагрузки.

По содержанию все  игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям любого возраста. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирующих переход детского организма к более высокой степени развития. Все свои жизненные впечатления и переживания  дети отражают в условно игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ, например:»Гуси-лебеди»,»У медведя во бору» и т.д.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно  характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочки-выручалочки», «Пятнашки»).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявление чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.

В играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Для работы с младшими школьниками подбираю соответствующие средства воздействия и методы воспитания. Лучшим средством  изучения детей являются  игры, где ребёнок естественным образом полностью раскрывается, а учитель, наблюдая, делает необходимые выводы о качествах каждого ученика (смелый, ловкий, открытый, замкнутый, доброжелательный, честно выполняющий правила или игнорирующий их, оказывающий помощь товарищам или стремящийся выделиться сам) и целой группы(как распределяют свои роли ученики в парах, тройках, четвёрках, договариваются спокойно, на равных или утверждают своё превосходство). Всё это позволяет наметить конкретную программу действий, внести коррективы в планы, направленные на формирование хорошего первичного коллектива.

Правила игры главный организующий элемент работы. Умело, объясняя их, учитель помогает ученикам понять свои обязанности и действия, ограничения и возможности . Важное условие игры высокая эмоциональность. Оценивая результаты, учитель акцентирует внимание на характере отношений между детьми, взаимопомощи в команде, активности, честности, дружбе, доброжелательности к товарищам и соперникам.

Успех игры в значительной степени зависит от подбора составов команд, капитанов, водящих. При этом важно иметь в виду первоначальные наблюдения за учениками и организовать игровой процесс в соответствие с подмеченными особенностями подготовленностью и личностными отношениями детей.

Обязательное условие в организации игр дифференцированный подход к детям. Одних надо подбодрить, убедить в собственных возможностях, успокоить, других сдержать от излишнего рвения, третьих заинтересовать. Широко применяются и методы поощрения, словесные одобрения, нацеливать детей на волевые усилия, убеждают в способности активно участвовать в практической деятельности, приносить пользу. Всё это вместе взятое формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий в игре, создаёт основу для общественной активности.

В соревновательной ситуации у младших школьников мотив работы на себя  оказывается более действенным, чем на команду, однако в 3-м классе уже сильнее выражен общественный мотив («за класс»), чем индивидуальный («за себя»). При этом, если во 2-м классе общественные мотивы выражены у мальчиков и девочек одинаково, то в 3-м классе эти мотивы чаще проявляются у девочек.

Усиливается роль «внутреннего фильтра» в процессе мотивации и потому, что половина младших школьников ориентирована на самооценку, имеющую большое значение при формировании мотива. Очень важно и то, что у младших школьников развивается смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что - то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения более отдаленных последствий и поэтому исключающий импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Прежде чем действовать, ребенок теперь нередко начинает размышлять. У него начинает формироваться предусмотрительность как черта личности. При этом происходит переход от мотивов только «знаемых» к мотивам «реально действующим».

К концу младшего школьного возраста большинство обучающихся при изменении общего смысла деятельности могут изменять конкретную цель. Это свидетельствует о том, что начинает функционировать возвратный механизм формирования мотива. У школьников младших классов совершенствуется умение планировать свои действия.

Социальные мотивы учения по-разному выражены у школьников с разной успеваемостью.  При наличии сильного мотива получения хорошей отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен. Некоторые социальные мотивы у них появляются к 3-му классу.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых. У слабоуспевающих школьников начальных классов мотив достижения выражен значительно хуже, а в ряде случаев вообще отсутствует.

Престижная мотивация, связанная с соперничеством со способными одноклассниками, присуща хорошо успевающим ученикам с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. У успевающих учеников престижная мотивация не развивается.

Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажутся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования [4].

Для формирования мотивации я использую такой метод, как создание ситуации успеха. Процесс познания дает чувство удовлетворения только в том случае, если школьник получает реальное подтверждение своего роста, убеждается, что у него «получается». Образование должно предлагать индивидуально значимые стимулы к заинтересованной работе. При этом критерием оценки, как уже отмечалось, должно быть сравнение успехов ребенка не с надуманным «нормативом», а с его собственными успехами: если он сегодня стал лучше, чем вчера, то затраченные на этот (иногда даже мизерный) прогресс усилия должны быть достойно оценены. Без сомнения, такой подход воспитывает у школьника ответственность за себя, уверенность, что только от него самого зависит достижение поставленной цели.

Естественно, что для создания ситуации успеха перед каждым учеником следует ставить индивидуально ориентированные задания, которые должны быть реальными и стимулировать ребенка к активной работе. Когда учитель ставит посильную задачу и объясняет, как ее решить, можно рассчитывать на реальное повышение уровня образованности ученика и на его заинтересованное отношение к самому обучению. Лучше всего это получается, когда ученику предлагают самому найти варианты использования изучаемой информации в повседневной жизни.

Также в своей практике я использую проблемное обучение.

Не всегда дети ходят на уроки физкультуры с большим желанием: одним не нравится, другим неинтересно, а третьи не понимают, зачем им это нужно. Многие ученики не могут высказать свои мысли вслух, потому что стесняются, боятся ошибиться и получить отрицательную оценку со стороны своих товарищей и учителя.

Всё это можно преодолеть, используя метод проблемного обучения: ребята смогут понять, зачем и как им нужно выполнять  то или иное действие, научатся выражать собственные мысли вслух, отстаивать свою точку зрения в споре.

Под проблемным обучением следует понимать такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. Такое обучение способствует развитию у них способности к саморазвитию, самообразованию.

В результате ситуаций, которые создает учитель, ученики должны заметить несоответствие им своих знаний, понять, что для решения возникшей проблемы имеющихся у них знаний недостаточно.  Признаками проблемы являются: порождение проблемной ситуации; готовность к поиску решения; возможность неоднозначного пути.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, когда школьники  ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески добывают и применяют знания.

Этот метод я широко использую во время изучения нового материала на уроках в основной части. Например, во время игры в пионербол детям задаю вопросы: «Как должны  стоять игроки на площадке во время приема подачи или во время броска через сетку соперника? Каким образом лучше выполнять бросок мяча через сетку? Что можно и нельзя делать во время игры?» -  и т.д.

Ребят при этом можно делить на группы или выслушивать мнение каждого и подводить их к правильному решению.

Во время разминки дети выполняют новые, более сложные упражнения: первый номер – простой вариант, второй – более сложный, а третий должен предложить самый сложный вариант. Остальные ему помогают и, если он не прав, предлагают свои варианты. В такой форме детям очень нравится работать, они включаются в процесс. Например, можно спросить: «В каком положении должны находиться руки и как должны работать ноги, чтобы прыгать через скакалку с максимальной скоростью?»

Задания должны быть подобраны так, чтобы ученики, стараясь их выполнить, учились думать и анализировать свои действия. Тогда они не только с удовольствием заниматься на уроке или тренировке, но и начнут искать дополнительную информацию в учебниках и Интернете.

Создавать проблемные ситуации можно разными способами:

- смоделировать на доске или схематично конкретную ситуацию и предложить проанализировать её;

- смоделировать на площадке задачу и попросить решить её за ограниченное время;

- сформулировать проблему устно.

Также на уроках физической культуры я использую самостоятельную деятельность.

Одним из видов самостоятельной деятельности является выполнение домашних заданий, характерной особенностью которых является отсутствие непосредственной помощи и руководства со стороны учителя. Домашние задания помогают учащимся овладевать программным материалом. Содержание домашнего задания может быть различным: ОРУ, упражнения для развития мышц рук, ног и т.д., в зависимости от темы урока, а также работа по карточкам: например, дать карточку с описанием подвижной игры, проведение которой ученик должен приготовить к следующему уроку (должен уметь организовать класс, дать небольшой анализ – вырабатываются организационные способности, воспитывается чувство товарищества).Эту работу лучше начинать с младших классов, ведь у детей этого возраста повышенная восприимчивость к воздействию физических упражнений. У них легко вырабатывается привычка к ежедневным занятиям, чему способствует естественное тяготение к движениям. Без помощи домашнего задания не может быть решена проблема воспитания у школьников привычки систематически заниматься физическими упражнениями. Первый шаг на этом пути – интерес ребят. Но интерес, который испытывают младшие школьники, в среднем возрасте начинает снижаться. Чаще всего теряют интерес к ФК учащиеся, которые не добиваются успехов в данной деятельности и поэтому не получают подкрепления в виде положительных переживаний. Потребность обычно определяют, как необходимость учащегося выполнить какую – либо деятельность. Когда потребность сознаётся учащимися, возникает побудительная сила к действию – мотив. Воспитывая мотивы к занятиям, в конечном итоге формируют потребности учащихся, и наоборот, удовлетворяя потребности, воспитывают положительную мотивацию к занятиям ФК. Ребятам необходимо объяснить всю важность систематических занятий для улучшения здоровья, самосовершенствования, красоты тела и т. д. контроль за выполнением домашнего задания – абсолютно необходимое условие, влияющее на эффективность этой формы занятий. Детям младших классов самоконтроль осуществлять нелегко, поэтому помощь родителей просто необходима. Для этого мы ввели дневники самоконтроля, в которых ребята сами отмечают свои достижения. Хочется отметить, что самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки ФК, занятия в спортивной секции, группе ОФП, самостоятельные занятия дома и т. д.) являются обязательным условием повышения качества физического воспитания. Кроме того, самоконтроль имеет и воспитательное значение, приучая к сознательному отношению к занятиям, соблюдению правил личной гигиены, правильному распорядку дня, проведению закаливания.

Для повышения мотивации школьников к занятиям физкультурой и спортом в школе проводятся спортивные внеклассные, общешкольные мероприятия: «Весёлые старты!», «Кросс «Золотая осень»», «А ну-ка, мальчики!», соревнования по пионерболу, мини-футболу, турнир по шашкам, День здоровья, неделя физической культуры, лыжные гонки в которых школьники принимают активное участие. У каждого класса есть свой флаг, символ, девиз. Работают спортивные секции «мини-футбол», «пионербол», «баскетбол», «волейбол», которые дети с удовольствием посещают.

Также ежегодно проводится анкетирование для выявления мотивации школьников к занятиям физкультурой и спортом.

В результате мои ученики не только укрепляют свое здоровье, но и получают удовольствие от наших уроков, а значит, я могу быть уверена: они подружатся с физкультурой и спортом на всю жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.                     Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000. – 228 с.

2.                     Лукьяненко, В.П. Физическая культура: Основы знаний / В.П. Лукьяненко – Учебное пособие. – М.: Советский спорт. – 2003. – 224 с.

3.                     Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. /Под ред. Фельдштейна Д.И. – 1995. – 212с.

4.                     Вилюнас, В.В. Психология развития мотивации/ С-Пб,: 2006. – 460с.

5.                     Ильин, В.К. Мотив и мотивация/ Ильин, В.К.// М. – 2003. – 132с.

6.                     Зайцева, В. Физкультура, зачем она нужна школьникам?/ В.Зайцева // Здоровье детей. – 2007. №1. – с. 12-15

7.                     Смирнов, П.К. Здоровьесберегающие технологии и психологии здоровья в школе/ П.К. Смирнов – М., 2006. – 320с.

        8.         Журнал «Спорт в школе», август 2012, май 2013 г.

 

 

Автор Сикорская Оксана Васильевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 1961
Номер материала 45434
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓