Главная / Математика / Доклад для заседания метод совета "Организация дифференцированного обучения в старших классах"

Доклад для заседания метод совета "Организация дифференцированного обучения в старших классах"

Организация дифференцированного обучения в старших классах.



Психологические аспекты проблемы дифференцированного обучения, индивидуальных различий, вопросы выявления и развития способностей, одарённости освещались в работах многих педагогов.

Распределение учащихся в соответствий с их интересами по направлениям, недостаточны для развития склонностей и способностей учащихся внутри уже сложившейся обучающейся группы.

Для удовлетворения потребности личности в образовании в соответствии с индивидуальными возможностями необходимо создание и соблюдение ряда дидактических условий уровневой дифференциации.

Программы для углубленного изучения, как правило, шире и глубже раскрывают содержание какого – либо курса. Однако, опыт школ (классов) с углубленным изучением показывает что содержание предмета, изучаемого углубленно, не должно принципиально отличаться от курса этого предмета в обычных классах, а реализовываться за счёт глубины усвоения материала, увеличивая число решаемых задач, лабораторных и практических работ.

Организация профильного обучения не может ограничиться простым распределением старшеклассников по классам с различным набором предметов изучения. Оно должно быть значительно глубже и сочетаться с уровневой дифференциацией, являющейся более прогрессивной разновидностью традиционного дифференцированного подхода в обучении.

Очень важно, чтобы в рамках профилированной направленности обучение было в большой мере индивидуализированным, направленным на создание условий, обеспечивающих не только развитие всех, но и развитие каждого учащегося.

Важным условием при организации дифференцированного обучения в профильном классе является выделение уровня учебных требований, предъявляемых школьнику.

Как отмечается в работах по проблеме развивающегося обучения необходимо обеспечить соответствие требований, предъявляемых не «зоне актуального развития ученика», то есть тому уровню, который ученик уже достиг, а его потенциальным возможностям, то «зоне ближайшего развития». Эти требования должны предполагать напряжение умственных сил школьника и возможность достижения поставленной цели самостоятельно или с некоторой помощью со стороны.

Необходима такая организация учебного процесса в старших профильных классах, которая бы позволила перед каждым учеником поставить посильные учебные задачи.

Организовать дифференцированное обучение необходимо на основе дифференциации учебных требовании, предъявляемых школьнику, для обеспечения постепенности в движении школьника по этим уровням. При этом движение вперёд обуславливается достижением предшествующего уровня как фундамента последующих шагов в усвоении программного материала. Но первоочередным в реализации уровневой дифференциации учебных требований является выделение уровня обязательной(минимальной) подготовки. Дифференциация учебных требований должна осуществляться на основе выделения обязательных результатов обучения.

Опыт учителей - новаторов и творческих работающих учителей свидетельствуют о том, что за единицу учебного процесса целесообразно принимать не отдельный урок, а систему уроков. С этой точки зрения важно глубоко продумать тематическое планирование учебного материала, тщательное его структурирование на основе логико – дидактического анализа, выделение уровней обязательной и возможной подготовки, чёткая постановка целей и задач и доведение их до сознания учащихся.

В мотивацию учебной деятельности должно включаться не только объяснение значимости нового учебного материала, но и указания путей достижения поставленных целей требований к знаниями умениям на объязательном, возможном уровнях. Это значит, что ещё перед изучением темы на каких этапах урока и в каких формах будет осуществляться контроль.

Введение в практику школ планируемых результатов обучения изменит положение дел. Каждый учитель будет знать, что он может требовать от всех учащихся. Идея уровневой дифференциации даёт каждому ученику возможность овладеть необходимыми знаниями и работать дальше в направлении углубления знаний. Если раньше учитель предъявлял ко всем ученикам одни и те же требования оценивал учащихся относительно того, что знает сильный ученик в классе, то теперь учитель стремится к тому, чтобы все учащиеся достигли минимального уровня, а те, кто достиг, могли бы работать на повышенном уровне. То есть, сама идея уровневой дифференциации очень гуманна в том плане, что даёт возможность самостоятельно оценить свои возможности и выбрать для себя тот уровень целей, который соответствует его потребностям в данный момент. Это способствует эффективности дифференциации обучения, создаст в классе атмосферу взаимного доверия между учителем и учениками, а также возникновению положительных мотивов для разных категорий учащихся.

Методы, формы и средства должны опираться на деятельностное начало. Учитель призван развивать разнообразную деятельность учащихся, благодаря которой они бы и усваивали соответствующие знания и умения. « Методы и формы обучения, применяемые в профильных классах, должны иметь специфику, связанную с интересами, склонностями и способствует учеников в избранном направлении.

Эта специфика будет выражаться: - в большой доле самостоятельной работы учащихся с литературой при изучении нового материала, решении задач, выполнении специальных заданий;

- в усилении индивидуальной работы преподавателя с учащимися как на уроке, так и во внеурочное время;

- в создании особой атмосферы доверия сотрудничества, настроя на учение, длительную умственную деятельность».

Наиболее характерная особенность работы с учащимися в этих классах перенос центра тяжести в обучении на самостоятельную переработку и усвоение информации, овладение умениями и навыками.

Учитель оказывается уже не единственным и даже не основным источником информации, он прежде всего организатор самостоятельной работы учащихся и её консультант.

Для практической реализации уровневой дифференциации в профильном классе необходимы специальные дифференцированные задания, составление которых желательно по всем темам изучаемых курсов. Эти задания направлены на то, чтобы обеспечить каждый этап изучения учебной темы, а также они могут быть использованы для диагностики реального уровня подготовки учащихся.

Таким образом, описанные выше этапы организации дифференцированного обучения на старшей ступени средней школы, имеет большие преимущества по сравнению с традиционным единообразным обучением.

Профильная дифференциация даёт учащимся возможность выбрать направление обучения в соответствии с интересами, склонностями и способностями. Наличие профилирующих предметов, прикладных курсов и курсов по выбору позволяет учащимся глубже изучать предметы, знания и умения, по которым соответствуют их индивидуальным потребностям и приходятся им в будущем, при дальнейшем обучении или трудовой деятельности.





Доклад для заседания метод совета "Организация дифференцированного обучения в старших классах"
  • Математика
Описание:

1. Психологические аспекты проблемы дифференцированного обучения. 2. Распределение учащихся в соответствии с их интересами на напрвлениям. 3. Программы для углубленного изучения, как правило, шире и глубже раскрывают содержание какого-либо курсы. 4. Организация профильного обучения. 5. Важное условие при организации дифференцированного обучения в профильных классах. Психологические аспекты проблемы дифференцированного обучения, индивидуальных различий, вопросы выявления и развития способностей, одарённости освещались в работах многих педагогов.

 

Автор Сатылова Айганым Елубаевна
Дата добавления 08.12.2014
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 529
Номер материала 6718
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓