Муниципальная бюджетная общеобразовательная
учреждение «Арбатская СОШ», учитель-логопед
Чебодаева Зинаида
Михайловна
Роль семьи в деле развития речи детей.
Лингвисты утверждают, что воспитание человека начинается в
раннем детстве. Навыки правильной речи, как и все положительные навыки
приобретаются в семье, что имеет колоссальное значение для всей последующей
жизни ребёнка.
Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей
детского сада и школы в деле освоения культуры родного языка.
Речи следует учить путём собственного примера. Слышит
ребёнок речь правильную, отчётливую, ясную, сопровождающую совместную
деятельность взрослого и ребёнка и он невольно воспринимает её и постепенно
присваивает, что и способствует развитию навыка понимания и использования
родного языка в собственной речи.
Разумная семья всегда старается воздействовать на
формирование речи, начиная с самого раннего детства. Но не каждый ребёнок во
время развития самостоятельной речи переживает период при подражании слышимым
словам, может выполнять правильное артикуляционные связи. В связи с этим
появляется фонетически неправильное оформление слова. У этих детей не
развивается своевременно правильное произношение и дефект не исчезает, а
переходит в постоянный недостаток произношения. Данные дети в дальнейшем
испытывают трудности в школе, обучаясь письму.
Состояние письменной речи, учащихся Б-Арбатской начальной школе 3-4
классов
(анализ письменных ошибок)
Тип ошибок
|
Виды ошибок
|
Примеры
|
Коррекционная работа
|
Звукового состава слова
|
- замена гласных;
- замена согласных;
- пропуск гласных;
- пропуск согласных;
- пропуск слогов и частей слова;
- перестановки слогов;
- добавление слогов;
- раздельное написание частей слова.
|
дым – дим
каска – кашка,
хлеп - хлеб
кабн - кабан
ишка - мишка
мокко - молоко
павозор - паровоз
потапики - тапки
|
1. Развитие сенсорной функции и психомоторики.
2. Развитие межанализатор
ного взаимодейстаия.
3. Развитие психических функций.
4. Развитие лексико-грамаматической и
фонетико-фонематической стороны речи.
|
Лексико-грамматичекие
ошибки
|
- нарушение согласования;
- нарушение управления;
- замена слов по звуковому сходству;
- замена слов по семантическому сходству;
- пропуск слов;
- слитное написание слова.
|
пять мальчиках
писать ручки
|
1. Развитие психичесеких функций.
2. развитие лексико-грамматической стороны речи.
3. дифференциация смешиваемых звуков.
|
Графические ошибки
|
- замена букв по количеству элементов или
недописывание;
- замена букв по пространственному положению;
- зеркальное письмо.
|
ш=ш, ш=и, ш=щ
б=д, д=в
Е=З,
|
1.Развитие зрительного восприятия.
2. Расширение объёма и уточнение зрительной
памяти.
3.Формирование пространственных представлений.
|
Ошибки на правила
правописание пройденной в классе
|
- правописание ча-ща, жи-ши, чу-щу;
- правописание большой буквы в начале предложения, в
именах и кличках животных;
- правописание мягких знаков;
- правописание безударных гласных в корне слова.
|
|
1. Уточнение структуры предложения.
2. Работа по морфологическому анализу состава слова
и с однокоренными словами.
|
Информация для
родителей!
К моменту поступления в школу
ребёнок должен овладеть правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их
произносить, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически
правильную речь:
- строит различные по конструкции
предлоги;
- согласование слова в роде, числе,
падеже;
- точно спрягает часто
употребляемые глаголы;
- свободно пользуется
монологической речью;
- способен рассказать о пережитых
событиях;
- пересказать содержание сказки,
рассказа, описать окружающие предметы;
- раскрыть содержание картины
некоторых явлений окружающей действительности.
Всё это даёт возможность ребёнку при
поступлении в школу успешно овладеть программным материалом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.