Главная / Начальные классы / Доклад "Атрпедагогика как средство высококачественного обучения младших школьников"

Доклад "Атрпедагогика как средство высококачественного обучения младших школьников"

Булачева Татьяна Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ г. Иркутска СОШ № 34

Артпедагогика как средство высококачественного образования детей.


В современном обществе резко повысился социальный престиж ин­теллекта и научного знания. Педагогическая установка, в первую очередь, на развитие мышле­ния превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, многие дети не посещают детские сады, а куклы Барби и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Внутренний мир ребёнка сложен. Как помочь детям увидеть, услышать всё многообразие окружающей среды? Как помочь познать своё Я, раскрыть его и войти в мир взрослых. Полноценно существовать и взаимодействовать в нём?

Самый короткий путь преодоления проблем, эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, сказку, фантазирование, сочинительство. Средством способным решить все эти проблемы является артпедагогика. В школе была создана программа «Артпедагогика как эффективное средство высококачественного образования»

Целевая установка программы:

- сохранить и поддержать способности и мотивацию ребёнка;

- развить основные способности и ключевые компетенции ребёнка средствами искусства.

Ключевая идея программы:

- качество образования учащихся, личностный рост, духовное становление определяется эффективностью использования артпедагогики как дидактического средства.

Новизна программы – интеграция содержания и организационных форм обучения и воспитания с искусством.

Основные направления работы.


Первое направление: классы, обучающиеся по системе Л. В. Занкова.


В системе общего развития Л. В. Занкова проблема детского творчества, социализации решается благодаря богатому содержанию образования. При анализе текстов, работе над текстами, предложенными в соответствии с программой учебных предметов, создаётся естественная ситуация для высказывания детей, расширяются их представления и, обогащается их словарный запас, более разнообразными становятся языковые средства. Для возникновения эмоций нет движущих мотивов. Дети свободно, спокойно и уверенно чувствуют себя в классе. Положительный фон общения достигается при разыгрывании различных сценок: дети в семье, в школе, посещение друзей, приём гостей, поведение в транспорте, театре, кино и т. д.

Основное назначение "Театра" в системе Л. В. Занкова - освоение средств устного общения (социализация), опыт чтения, подготовка к выразительному чтению, через инсценирование литературных произведений. «Театр» предоставляет детям возможность выступить в несвойственных для них ролях: лидерам - в роли мышки или зайчика, а ведомым – в роли петуха или лисы.

Большие возможности для реализации идей артпедагогики дают уроки литературного чтения авторы Чуракова Н. А., Свиридова В. Ю.


Вторым направлением в реализации программы «Артпедагогика» является введение факультатива «Сказочный алфавит», разработанный на основе пособия Тамары Петровны Лакоцениной. Планирование составлено на 4 года, 1 раз в неделю.

У каждого учителя всегда найдется подборка сценариев по теме. Но «готовый» сценарий не всегда устраивает, да и равнодушие детей вызывает досаду. То, что интересно учителям, не всегда интересно детям. Чаще всего любая форма учебно-воспитательной работы – это театр одного актера- учителя. Дети, выйдя с урока, тут же забывают, о чем шла речь, или вообще не понимают, зачем им было это нужно.

Обращение к сказке определяется органичностью её использования в учебно-воспитательном процессе.

Представление материала в виде алфавита дано не только для облегчения работы, но и для использования разных форм деятельности, приёмов, творческих задании, этюдов, игровых ситуаций.

На протяжении каждого занятия работа направлена на актуализацию чувственного опыта учеников, обращение к их личным переживаниям.

Темы курса разнообразны: «Сказки из бабушкиной корзины», «Чудесные превращения», «Мелодии сказок», «Сад сказочных цветов», «Сказка в музыке русских композиторов».

Содержание определяет форму занятия: мастерская сказочных проектов, школа сказочных наук, сочинение сказок, музей забытых вещей, издание книжек.

Рисунки, поделки, сочинения, представление себя героем, персонажем сказки позволяют получить обратную связь и являются диагностическим материалом для учителя. Опираясь на него, мы можем оценить эмоциональное состояние ребенка, его удовлетворенность деятельностью.


Для эффективной реализации программы «Артпедагогика» на базе начальной школы была создана детская организация «Университет Таинственных явлений», в сокращении УТЯ.

Программа детской организации рассчитана на активное включение участников педагогического процесса, среди которых учащиеся с 1 по 4 классы, их родители, учителя, воспитатели групп продленного дня.

Содержание направлений рассчитано на непрерывный процесс.

Практическая деятельность организации строится на основе приоритетных ценностей школы.

Чтобы эмоциональная и рациональная сфера у младшего школьника развивалась в единстве, мы используем следующие формы организации деятельности:

- посещение театров, музеев, библиотек;

-организация викторин;

- творческих презентаций;

-фестиваля искусств (спектакли и театрализованные игры);

- представление научно- исследовательских проектов.

Практическая деятельность детской-организации начинается с общего девиза, который знает каждый школьник:

Поиски, открытия и клады

Нам откроет этот мир.

Подберем ключ к тайнам знаний.

УТЯ- ты наш ориентир.


А.С. Макаренко сказал: «Воспитывает не сам воспитатель, а среда. Мы разработали и воплотили в жизнь проект «Эстетизация рекреационного пространства», для того чтобы учащиеся увидели личное значение, личный смысл и свои достижения в приобретении знаний.


Прошло несколько лет, результат налицо:

Формирование коммуникативных умений, социализация учащихся - один из важнейших результатов нашей экспериментальной работы

Поэтому для нас важно создавать для школьника ситуации успеха, уделять основное внимание организации целенаправленной учебной деятельности, в которой искусство выступает как средство познания.

Артпедагогам нашей школы особенно удаются уроки с применением технологии «Мастерская».

Использование образовательных технологий дает положительную динамику и возможность прогнозировать положительные изменения, спроецированные в Программе развития школы.

Одним из показателей качества образования является успеваемость учащихся. Анализ итогов успеваемости учащихся начальной школы свидетельствует о положительной динамике результатов работы по повышению качества обучения.

Можно с уверенностью сказать, что решение стратегических вопросов, заложенных в Программе развития школы «Образование для всех», дает свои результаты:

- начальная школа приобрела устойчивую репутацию, высокий имидж;

- расширила образовательные услуги;

- ввела в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии; выросло качество образования.

«Может быть, то, что мы делаем, не лучше известных аналогов, но оно – другое».


4


Доклад "Атрпедагогика как средство высококачественного обучения младших школьников"
  • Начальные классы
Описание:

Булачева Татьяна Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ г. Иркутска СОШ № 34

        

Артпедагогика как средство высококачественного образования детей.

 

В современном обществе резко повысился социальный престиж ин­теллекта и научного знания. Педагогическая установка, в первую очередь, на развитие мышле­ния превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, многие дети не посещают детские сады, а куклы Барби  и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Внутренний мир ребёнка сложен. Как помочь детям увидеть, услышать всё многообразие окружающей среды? Как помочь познать своё Я,  раскрыть его и войти в мир взрослых.  Полноценно существовать и взаимодействовать в нём?

Самый короткий путь преодоления проблем,  эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, сказку, фантазирование, сочинительство. Средством способным решить все эти проблемы  является артпедагогика. В школе была создана программа «Артпедагогика  как эффективное  средство высококачественного образования»

Целевая установка программы:

 - сохранить и поддержать способности и мотивацию ребёнка;

 - развить основные способности и ключевые компетенции   ребёнка средствами искусства.

Ключевая идея программы:

 - качество образования учащихся, личностный рост, духовное становление определяется эффективностью использования артпедагогики  как  дидактического  средства. 

Новизна программы – интеграция содержания и организационных форм  обучения и воспитания с искусством.

Основные направления работы.

 

Первое направление: классы, обучающиеся по системе Л. В. Занкова.

 

В системе общего развития Л. В. Занкова проблема детского творчества,  социализации решается благодаря богатому содержанию образования. При анализе текстов, работе над текстами, предложенными в соответствии с программой учебных предметов, создаётся естественная ситуация для высказывания детей, расширяются их представления и, обогащается их словарный запас, более разнообразными становятся языковые средства. Для возникновения эмоций нет движущих мотивов. Дети свободно, спокойно и уверенно чувствуют себя в классе. Положительный фон общения достигается при разыгрывании различных сценок: дети в семье, в школе,  посещение друзей, приём  гостей, поведение в транспорте, театре, кино и т. д.

Основное назначение "Театра" в системе Л. В. Занкова - освоение средств устного общения (социализация), опыт чтения, подготовка к выразительному чтению, через инсценирование литературных произведений. «Театр» предоставляет детям возможность выступить в несвойственных для них ролях: лидерам - в роли мышки или зайчика, а ведомым – в  роли петуха или лисы.

Большие возможности для реализации идей артпедагогики дают уроки литературного чтения авторы Чуракова Н. А., Свиридова В. Ю.

 

Вторым направлением в реализации программы «Артпедагогика» является введение факультатива «Сказочный алфавит», разработанный на основе пособия Тамары Петровны Лакоцениной. Планирование составлено на 4 года, 1 раз в неделю.

   У каждого учителя всегда найдется подборка сценариев по теме. Но «готовый» сценарий не всегда устраивает, да и равнодушие детей вызывает досаду. То, что интересно учителям, не всегда интересно детям. Чаще всего любая форма учебно-воспитательной работы – это театр одного актера- учителя. Дети, выйдя с урока, тут же забывают, о чем шла речь, или вообще не понимают, зачем им было это нужно.

  Обращение к сказке определяется органичностью её использования в учебно-воспитательном процессе.

   Представление материала в виде алфавита дано не только для облегчения работы, но и для использования разных форм деятельности, приёмов, творческих задании, этюдов, игровых ситуаций.

   На протяжении каждого занятия работа направлена на актуализацию чувственного опыта учеников, обращение к их личным переживаниям.

      Темы курса разнообразны: «Сказки из бабушкиной корзины», «Чудесные превращения», «Мелодии сказок», «Сад сказочных цветов», «Сказка в музыке русских композиторов».

    Содержание определяет форму занятия: мастерская сказочных проектов, школа сказочных наук, сочинение сказок, музей забытых вещей, издание книжек.

    Рисунки, поделки, сочинения, представление себя героем, персонажем сказки позволяют получить обратную связь и являются диагностическим материалом для учителя. Опираясь на него, мы можем оценить эмоциональное состояние ребенка, его удовлетворенность деятельностью.

 

            Для эффективной реализации программы «Артпедагогика» на базе начальной школы была создана детская организация «Университет Таинственных явлений», в сокращении УТЯ.

     Программа детской организации  рассчитана на активное включение участников педагогического процесса, среди которых учащиеся с 1 по 4 классы, их родители, учителя, воспитатели групп продленного дня.

       Содержание направлений рассчитано на непрерывный процесс.

      Практическая деятельность организации строится на основе приоритетных ценностей школы.

     Чтобы эмоциональная и рациональная сфера у младшего школьника развивалась в единстве, мы используем следующие формы организации деятельности:

- посещение театров, музеев, библиотек;

-организация викторин;

- творческих презентаций;

-фестиваля искусств (спектакли и театрализованные игры);

- представление научно- исследовательских проектов.

                  Практическая деятельность детской-организации начинается с общего девиза, который знает каждый школьник:

Поиски, открытия и клады

Нам откроет этот мир.

Подберем ключ к тайнам знаний.

УТЯ- ты наш ориентир.

 

          А.С. Макаренко сказал: «Воспитывает не сам воспитатель, а среда. Мы разработали и воплотили в жизнь проект «Эстетизация рекреационного пространства», для того  чтобы учащиеся увидели личное значение, личный смысл и свои достижения в приобретении знаний.   

 

         Прошло несколько лет, результат налицо:

    Формирование коммуникативных умений, социализация учащихся - один из важнейших результатов нашей экспериментальной работы

    Поэтому для нас важно создавать для школьника ситуации успеха, уделять основное внимание организации целенаправленной учебной деятельности, в которой искусство выступает как средство познания.

       Артпедагогам нашей школы  особенно удаются уроки с применением технологии «Мастерская».

 Использование образовательных технологий дает положительную динамику и возможность прогнозировать положительные изменения, спроецированные в Программе развития школы.

Одним из показателей качества образования является успеваемость учащихся. Анализ итогов успеваемости учащихся начальной школы свидетельствует о положительной динамике результатов работы по повышению качества обучения.

Можно с уверенностью сказать, что решение стратегических вопросов, заложенных в Программе развития школы «Образование для всех», дает свои результаты:

- начальная школа приобрела устойчивую репутацию, высокий имидж;

-  расширила образовательные услуги;

- ввела в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии; выросло качество образования.

 «Может быть, то, что мы делаем, не лучше известных аналогов, но оно – другое».

Автор Булачева Татьяна Алексеевна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 549
Номер материала 4097
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓