Инфоурок Математика Другие методич. материалыДоклад ао теме: "Пути формирования у обучающихся 5 классов УУД на уроках математики"

Доклад ао теме: "Пути формирования у обучающихся 5 классов УУД на уроках математики"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7 имени генерал-лейтенанта Л.В.Козлова г.Петровска Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по теме:

 

«Пути формирования у обучающихся 5 классов

 УУД на уроках математики»

 

 

 

 

 

 

                                                                    Учитель математики МБОУ «ООШ №7»

                                                                    Кузнецова Е.М.

 

 

 

 

 

 

 

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

Введение ФГОС общего среднего образования диктует необходимость формирования универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Они формируются в рамках всех образовательных областей, в том числе на уроках математики. Это определило актуальность и выбор темы.

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Как формировать универсальные учебные действия в курсе изучения математики 5 класса?

Задачи:

1.                 Выбор тем для формирования конкретных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.

2.                 Выбор форм и методов для формирования универсальных  учебных действий.

3.                 Разработать КИМы в соответствии с ФГОС.

 

 

 

 

 


Механизм формирования у учащихся 5-х классов универсальных учебных действий на уроках математики

 

Целевой

компонент

1       Дать представление о системе счисления.

2       Научить читать числовые и буквенные выражения.

3       Научить читать геометрические рисунки и понимать символику.

4       Научить производить вычисления с натуральными числами.

5       Сформировать навык работы с формулами.

6       Научить решать задачи на сложение и вычитание натуральных чисел арифметическим способом

Содержательный компонент

Технологический компонент

Результативный компонент

Формы

Методы

§ 1

Десятичная система счисления

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

анализировать и осмысливать текст задачи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

строить логическое рассуждение.

Регулятивные УУД:

осуществлять постановку целей учебной деятельности;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

§ 2

Числовые

и буквенные выражения

 

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

анализировать и осмысливать текст задачи;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

 строить логические рассуждения;

переформулировать условие, извлекать необходимую информацию;

находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определение понятиям;

структурировать, выделять главное и второстепенное в тексте задачи.

выполнять ознакомительное, изучающее, усваивающее виды чтения.

 

Регулятивные УУД:

ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную; планировать пути достижения цели;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

а также:

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

работать в группе, устанавливать рабочие отношения,

задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и в сотрудничестве с партнером

§ 3

Язык геометрических рисунков.

 

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 4

Прямая. Отрезок. Луч.

 

 

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 5

Сравнение отрезков. Длина отрезка.

 

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 6

Ломанная.

 

 

 

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 7

Координатный луч.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Контрольная работа № 1

Индивидуальная работа.

 

Умение самостоятельно ставить цель, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем

§ 8.

Округление натуральных чисел.

 

 

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

анализировать и осмысливать текст задачи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логическое рассуждение.

Регулятивные УУД:

осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

§ 9.1.

Прикидка результата действия

 

 

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 10

 Вычисления с многозначными числами.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Контрольная работа №2

Индивидуальная работа.

 

Умение самостоятельно ставить цель, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем

§11

Прямоугольник

 

 

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

ставить проблему,

аргументировать её актуальность;

использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Регулятивные УУД:

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок;

основам саморегуляции эмоциональных состояний.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

контролировать действие партнёра;

основам коммуникативной рефлексии.

§12

Формулы

 

 

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 13

Законы арифметических действий

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 14

Уравнения

 

 

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 15

Упрощение выражений

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 16

 Математический язык

 

 

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

анализировать и осмысливать текст задачи;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определения понятиям;

строить логическое рассуждение; основам ознакомительного, изучающего и поискового чтения;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.

Регулятивные УУД:

осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

планировать пути достижения целей;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД:

владеть устной и письменной речью;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения;

учитывать разные мнения;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,  мыслей, мотивов и потребностей,

отображать в речи содержание совершаемых действий.

§ 17

 Математическая модель.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Контрольная работа №3

Индивидуальная работа.

 

Умение самостоятельно ставить цель, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем

 


Приложение 1

Примеры заданий, формирующих УУД.

 

Задания

УУД

Найди выражения, значения которых равны:

Познавательные УУД

(128+57)*36;

43*25+62*25;

(1355-955)*68;

(43+62)*25;

1355*68-955*68;

128*36+57*36.

Объясни, как ты их искал

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) запиши это свойство в виде равенства;

в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c=a*c+b*c.

Сделай вывод.

 

Поиск и выделение необходимой информации;

анализ с целью выделения общих признаков;

синтез, как составление целого из частей.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад ао теме: "Пути формирования у обучающихся 5 классов УУД на уроках математики""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий. Введение ФГОС общего среднего образования диктует необходимость формирования универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Они формируются в рамках всех образовательных областей, в том числе на уроках математики. Это определило актуальность и выбор темы. Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Как формировать универсальные учебные действия в курсе изучения математики 5 класса? Задачи: 1. Выбор тем для формирования конкретных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе. 2. Выбор форм и методов для формирования универсальных учебных действий. 3. Разработать КИМы в соответствии с ФГОС.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 524 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.04.2020 83
    • DOCX 91.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вдовина Алена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вдовина Алена Александровна
    Вдовина Алена Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73085
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Аспекты преподавания самостоятельного учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 278 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 981 человек

Курс повышения квалификации

Применение компьютерных моделей при обучении математике и информатике в рамках ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 212 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 859 человек

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эмоциональная сфера детей: диагностика, особенности и регуляция

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек