Главная / Математика / доклад ао теме: "Пути формирования у обучающихся 5 классов УУД на уроках математики"

доклад ао теме: "Пути формирования у обучающихся 5 классов УУД на уроках математики"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7 имени генерал-лейтенанта Л.В.Козлова г.Петровска Саратовской области»









Доклад по теме:


«Пути формирования у обучающихся 5 классов

УУД на уроках математики»







Учитель математики МБОУ «ООШ №7»

Кузнецова Е.М.








Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

Введение ФГОС общего среднего образования диктует необходимость формирования универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Они формируются в рамках всех образовательных областей, в том числе на уроках математики. Это определило актуальность и выбор темы.

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

Как формировать универсальные учебные действия в курсе изучения математики 5 класса?

Задачи:

  1. Выбор тем для формирования конкретных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.

  2. Выбор форм и методов для формирования универсальных учебных действий.

  3. Разработать КИМы в соответствии с ФГОС.






Механизм формирования у учащихся 5-х классов универсальных учебных действий на уроках математики


Целевой

компонент

  1. Дать представление о системе счисления.

  2. Научить читать числовые и буквенные выражения.

  3. Научить читать геометрические рисунки и понимать символику.

  4. Научить производить вычисления с натуральными числами.

  5. Сформировать навык работы с формулами.

  6. Научить решать задачи на сложение и вычитание натуральных чисел арифметическим способом

Содержательный компонент

Технологический компонент

Результативный компонент

Формы

Методы

§ 1

Десятичная система счисления

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

анализировать и осмысливать текст задачи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

строить логическое рассуждение.

Регулятивные УУД:

осуществлять постановку целей учебной деятельности;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

§ 2

Числовые

и буквенные выражения


Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

анализировать и осмысливать текст задачи;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

строить логические рассуждения;

переформулировать условие, извлекать необходимую информацию;

находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определение понятиям;

структурировать, выделять главное и второстепенное в тексте задачи.

выполнять ознакомительное, изучающее, усваивающее виды чтения.


Регулятивные УУД:

ставить цель учебной деятельности на основе преобразования практической задачи в образовательную; планировать пути достижения цели;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

а также:

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с позицией партнера при выработке общего решения в совместной деятельности;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

работать в группе, устанавливать рабочие отношения,

задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и в сотрудничестве с партнером

§ 3

Язык геометрических рисунков.


Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 4

Прямая. Отрезок. Луч.



Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 5

Сравнение отрезков. Длина отрезка.


Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 6

Ломанная.




Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 7

Координатный луч.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Контрольная работа № 1

Индивидуальная работа.


Умение самостоятельно ставить цель, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем

§ 8.

Округление натуральных чисел.



Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

анализировать и осмысливать текст задачи; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить логическое рассуждение.

Регулятивные УУД:

осуществлять постановку целей учебной деятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Коммуникативные УУД:

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

§ 9.1.

Прикидка результата действия



Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 10

Вычисления с многозначными числами.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Контрольная работа №2

Индивидуальная работа.


Умение самостоятельно ставить цель, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем

§11

Прямоугольник



Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

ставить проблему,

аргументировать её актуальность;

использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Регулятивные УУД:

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок;

основам саморегуляции эмоциональных состояний.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

контролировать действие партнёра;

основам коммуникативной рефлексии.

§12

Формулы



Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 13

Законы арифметических действий

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 14

Уравнения



Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 15

Упрощение выражений

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

§ 16

Математический язык



Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Познавательные УУД:

анализировать и осмысливать текст задачи;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определения понятиям;

строить логическое рассуждение; основам ознакомительного, изучающего и поискового чтения;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.

Регулятивные УУД:

осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

планировать пути достижения целей;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД:

владеть устной и письменной речью;

работать в группе – устанавливать рабочие отношения;

учитывать разные мнения;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей,

отображать в речи содержание совершаемых действий.

§ 17

Математическая модель.

Фронтальные,

индивидуальные,

групповые,

работа в парах.

Наглядный, словесный,

анализ,

самоанализ, рефлексия.

Контрольная работа №3

Индивидуальная работа.


Умение самостоятельно ставить цель, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных проблем


Приложение 1

Примеры заданий, формирующих УУД.


Задания

УУД

Найди выражения, значения которых равны:

Познавательные УУД

(128+57)*36;

43*25+62*25;

(1355-955)*68;

(43+62)*25;

1355*68-955*68;

128*36+57*36.

Объясни, как ты их искал

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) запиши это свойство в виде равенства;

в) сравни свою запись с такой: (a+b)*c=a*c+b*c.

Сделай вывод.


Поиск и выделение необходимой информации;

анализ с целью выделения общих признаков;

синтез, как составление целого из частей.






3


доклад ао теме: "Пути формирования у обучающихся 5 классов УУД на уроках математики"
  • Математика
Описание:

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий.

 

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

 

Введение ФГОС общего среднего образования диктует необходимость формирования универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Они формируются в рамках всех образовательных областей, в том числе на уроках математики. Это определило актуальность и выбор темы.

 

Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.

 

Как формировать универсальные учебные действия в курсе изучения математики 5 класса?

 

Задачи:

 

1.                Выбор тем для формирования конкретных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.

 

2.                Выбор форм и методов для формирования универсальных  учебных действий.

 

3.                Разработать КИМы в соответствии с ФГОС.

 

 

 

 

 

 

 

Автор Кузнецова Елена Михайловна
Дата добавления 25.11.2014
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 2639
Номер материала 5427
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓