Главная / Другое / Доклад "Активность ребёнка в образовательном процессе"

Доклад "Активность ребёнка в образовательном процессе"

«Цель нашего воспитания заключается

не только в том, чтобы воспитать человека – творца,

человека – гражданина.

Мы должны воспитать человека,

который обязан быть счастливым!.»

А.С.Макаренко

В основе моей работы лежат слова:

«Не надо ни славы,

Ни мненья людей.

Мила мне одна лишь

Улыбка детей!»



Работа моя мне нравится, каждая встреча с новыми детьми, пришедшими в класс в новом учебном году, каждый урок, открывают для меня что – то новое и интересное.

Вся моя трудовая деятельность связана с детьми предшкольного возраста. Самое главное в моей работе – воспитать Человека с большой буквы. Очень радостно видеть ребёнка, которому весело и хорошо. Радостно от того, когда видишь на детских лицах сияющую улыбку.

Чтобы не отставать от современной жизни, я повышаю квалификацию, изучаю опыт передовых педагогов и использую в работе новые педтехнологии.

К.Д.Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока он учится». Так и я, методом проб и ошибок, накапливаю свой опыт, который, как я думаю, позволит моим ученикам добиться больших результатов.

Главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в процессе своей работы пытаюсь формировать и развивать творческие способности, логическое мышление учащихся.

Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а человеком, указывающим цель, задающим верный курс в воспитании и образовании детей предшкольного возраста.

Считаю, что развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога.

Я верю – каждый ребёнок личность! Мне, как педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. Не должно быть обделённых вниманием детей, каждый хочет быть личностью, самоутвердиться. Моя задача : помочь ребёнку в этом. Поэтому я должна знать детскую психологию , заботливо относиться к детям, иметь индивидуальный подход и уважительное отношение к ребёнку. Я стараюсь создать вокруг ребёнка атмосферу любви и взаимопонимания, потому , что такая атмосфера способствует раскрытию ребёнка. Хочется верить, что вкладывая частицу своей души в каждого ребёнка, я делаю свой мир добрее.

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

  • Создание благоприятного климата на уроке;

  • Развитие у учащихся самостоятельности и ответственности при выполнении заданий;

  • Формирование у учащихся потребности в творчестве, в стремлении принимать собственное решение;

  • Формирование у учащихся потребности активного участия в решении проблемных задач;

  • Воспитание гражданских и патриотических чувств у учащихся, любовь и уважение к своей Родине.

Перед каждым воспитателем предшколы ставятся следующие цели подготовки детей к школе:

  • Обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ;

  • Формирование готовности детей к школьному обучению;

  • Создание условий для развития индивидуальных способностей ребёнка;

  • Сохранение и укрепление здоровья детей;

  • Развитие театрально – эстетической культуры детей.

Необходимо обратить внимание на особенности образовательного процесса в группе предшкольной подготовки. К особенностям относятся следующие разделы:

  • Сохранение самоценности дошкольного детства;

  • Комплексность содержания предшкольного образования, его направленность на развитие разных сторон личности ребёнка;

  • Преобладание продуктивно – игровой деятельности детей;

  • Выявление, учёт и развитие индивидуальных способностей детей;

  • Интеграция общего и дополнительного образования;

  • Сохранение здоровья детей через использование здоровьесберегающие технологии.

Важнейшим содержанием дошкольного образования является приобщение детей к опыту и достижениям человечества: техническим, научным, социальным, этическим и эстетическим.

Значение этого содержания очевидно. Чтобы жить в мире, ребёнок должен научиться действовать в нём.

Передача содержания осуществляется путём обучения детей способам действия с предметным окружением: способам использования вещей, способом создания эстетических объектов и восприятия искусства и даже способам установления нужных отношений с другими.

Чтобы превратить ребёнка в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образовательного процесса связать с осмысленной целью, побуждаемой реально действующими в данном возрасте мотивами.

Активность ребёнка в образовательном процессе зависит от многого. Но прежде всего от меня, педагога.

Поэтому я всегда иду на занятия с интересом и желанием.

И если мы, педагоги, испытываем только чувство долга, а не живой интерес к работе, то дети сразу же чувствуют неискренность, и занятия будут скучными и неэффективными.

Что нужно для занятий?

Прочитать детям текст задания.

Не надо торопить малышей с ответом.

Дать время всё рассмотреть.

Спросить, всё ли понятно.

Рассмотреть детали рисунка.

Очень хорошо, если ребята задают вопросы, приводят примеры, опираясь на свой жизненный опыт.

Необходимо учить наблюдать и запоминать.

Побуждать задавать вопросы.

Чтобы ребёнок был активен на занятии,на что обратить внимание?

Легко или сложно?

Ребёнок с лёгкостью отвечает на ваши вопросы? Прекрасно! Каждый правильный ответ, даже на лёгкий вопрос, и наша похвала – это стимулы для дальнейшего развития и обучения.

Необходимо рассуждать вместе с детьми.

Не волноваться, если вначале логические выводы будут принадлежать только нам, педагогам.

Наши рассуждения и объяснения учат детей видеть причинно – следственные связи, развивают логику

.Главный секрет успеха в активизации ребёнка.

Если результаты не видны, это не означает, что их нет.

Для каждого малыша занятия не проходят бесследно.

Нужно научиться получать удовольствие от общения с детьми.

Почаще хвалить каждого ребёнка и радоваться его успехам, пусть даже самым маленьким!

Важнейшим содержанием дошкольного образования является приобщение ребёнка к опыту и достижениям человечества: техническим, научным, этическим, социальным, эстетическим.

Значение этого содержания очевидно. Чтобы жить в мире, ребёнок должен действовать в нём.

Чтобы превратить ребёнка в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание этого процесса связать с осмысленной целью, побуждаемой реально действующими в данном возрасте мотивами.

На помощь ребёнку в данном случае должен приходить взрослый – воспитатель, родители.

Общение со взрослым – основное и решающее условие своевременного и полноценного психического развития ребёнка. Взрослый должен не только удовлетворять основные жизненные нужды маленького ребёнка, но и обеспечить его успешное вхождение в жизнь общества.

Ребёнок становится человеком, овладевая тем, что до него создали другие люди. Но как бы ни был активен и любознателен малыш, сколько бы он ни манипулировал с предметом, он вряд ли сможет сам постигнуть его правильное употребление.

К концу дошкольного детства основной путь приобщения к человеческой культуре – живое общение со взрослым.

Большое значение в жизни ребёнка имеет творческий образовательный процесс. Дети получают огромный багаж знаний на занятиях.

Вся программа дошкольного воспитания включает в себя умственное развитие детей. Программа насыщена, ребёнок в ходе занятий получает много информации.

Чтобы ребёнку было интересно, на занятиях я использую различные виды занятий:

1. Урок – фантазия.

2. Урок – диалог.

3. Урок – описание.

4. Урок – конкурс.

5. Урок – сказка.

6. Урок – подготовка к праздникам.

7. Показ слайдов к различным предметам.

8. Презентации.

Я планирую различные виды деятельности в соответствии с психическими особенностями и потребностями детей.

Обращаясь к жизненному опыту, я стараюсь обогатить знания, умения детей в рамках конкретного интересного вопроса.

На занятиях часто использую интеграцию. Используя в своей практике интегрированные занятия, у меня и у детей проявляется взаимный интерес к сотрудничеству в приобретении новых знаний.

Необходимо найти творческий подход к каждому ребёнку. Пусть каждый из них выскажет своё личное мнение, не сдерживая его во время ответа. Каждый ребёнок пусть сделает ту или иную работу самостоятельно. Воспитатель должен лишь управлять процессом усвоения материала детьми. После выполнения заданий необходимо сделать анализ работы, чтобы дети знали, что они сделали хорошо, а что не очень.

На занятиях необходимо давать детям установки: «объясни», «расскажи», подумай», «докажи». После таких установок дети действительно начинают думать, рассуждать. В своей практике я использую прием, который называется «Точка».

На доске рисуется точка. Даю детям установку: «Подумайте, что можно нарисовать, исходя из этой точки?» Дети думают, и вот один из детей говорит, что из точки можно нарисовать человечка, далее пририсовывают шарик, флажок. Рядом с человечком я провожу чёрточку, дети фантазируют дальше. И опять придумывают, что из чёрточки можно нарисовать дом, рядом дерево, потом рисуют облака и солнце. Получается целая картина. Это очень интересный приём, который нравится детям, и который развивает в них фантазию.

В ходе занятий дети должны научиться описывать, сравнивать, различать предметы, давать им характеристики, обыгрывать предметы, обобщать свои знания.

Учить детей во время наблюдения за каким – нибудь объектом делать соответствующие выводы, которые расширяют детский кругозор.

Жизнедеятельность детей в предшколе организуется мною в соответствии с принципами гармоничного воспитания: учёт психологического возраста детей, открывающейся перспективе, равноценности основных сфер и свободному выбору.

Каждый ребёнок имеет возможность для основных сфер жизнедеятельности («природа, «рукотворный мир, «общество», «я сам»), он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать).

Завершение того или иного акта деятельности открывает новые горизонты деятельности, несёт в себе стимул для постановки новой цели и задачи.

Образовательный процесс я строю на синхронизации процесса обучения и воспитания. Он базируется на основных линиях развития дошкольника: формирование произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности.

В своей творческой педагогической практике применяю комплекс технологий: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, технология развивающего обучения и технология информационного обучения.

Особое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю социально – личностному развитию дошкольников. Использую игры и тренинги, ситуации опосредованного познания себя, разработанный дидактический, наглядный и раздаточный материал, компьютерные презентации, демонстрационные слайд – шоу.

В процессе обучения формируется функционально грамотная личность, в этом её стремлении огромное место уделяется речи дошкольника. В регламентированной деятельности отдельным блоком выделяются занятия по развитию речи и введения в художественную литературу. Процесс знакомства с окружающим миром у детей строится на выработке навыка истолковывать свой опыт речевыми объяснениями увиденного и пережитого.

Система развития речи дополнена мною дидактическими и наглядными играми, стихосложением, составлением загадок и сказок, чтением художественной литературы, речевыми пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой. Вся эта работа проводится групповой, подгрупповой и индивидуальной формой взаимодействия с детьми.

Воспитатель – речевой образец для детей предшкольного возраста, это обусловлено своеобразием их восприятия. Своим профессиональным долгом считаю непрерывное совершенствование своей речи по следующим критериям: правильность, точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, понятность и темповое соответствие.

Наряду с требованиями к своей речи, я стремлюсь к эталону детской речи, для этого нужно следующее:

1.Воспитываю интерес к слову посредством чтения сказок, рассказов, стихотворений, пословиц, поговорок.

2. Формирую умение правильно говорить, используя рассказ из 4 – 5 предложений через дидактические и словесные игры, беседы, диалоги.

3. Расширяю лексикон детей с помощью введения новых слов, используя наглядность, игровую ситуацию, обыгрывание.

4. Систематически слежу за речью детей и в корректной форме исправляю ошибки и оговорки детей.

Работая уже несколько лет с детьми – дошкольниками, я заметила у детей огромный интерес к инсценированию полюбившихся произведений. Дети с удовольствием передают диалоги героев произведений, характерные признаки поведения, интонацию каждого героя. Всё это тоже способствует развитию речи малыша.

Организуя свою деятельность по данному разделу, невозможно добиться успеха в работе с детьми без помощи родителей. Поэтому я обращаюсь к ним с просьбой – заполнить анкету на тему: «Речь моего ребёнка». После анализа ответов имею сведения о речи малышей дома, о том, любит ли он, когда ему читают книгу и какой литературный выбор делает мама. Этот материал помогает мне продумать работу с группой в целом, индивидуально с каждым ребёнком и родителями.

Я работаю в тесном контакте с воспитателем мини – центра. Знакомлюсь с детьми – выпускниками, посещаю группу, отмечаю, какой вид основной деятельности они выбирают, присутствую на занятиях, получаю информацию о малышах и их речевом прогрессе. Эта предварительная ознакомительная работа помогает с первых дней прихода детей в класс предшкольной подготовки, более полноценно организовать деятельность по развитию речи детей.

На каждого ребёнка я завела карточку по звукопроизношению, где отмечено, какой звук ребёнок плохо проговаривает или вообще его не произносит. Отмечаю дату работы с ребёнком по звукопроизношению, используя при этом чистоговорки, потешки на заданный звук. Работа по устранению дефектов речи ребёнка трудоёмкая, но она того стоит, когда слышишь от ребёнка правильно произнесённый звук.

Ставя перед собой задачу обогатить речь и словарный запас детей, я использую много дополнительного материала:

  • Наглядный и дидактический материал;

  • Индивидуальные карточки, задания, упражнения;

  • Дидактические игры на различную тематику;

  • Схемы для заучивания стихотворений;

  • Подборки картин для пересказа текстов;

  • Аудиопрослушивание сказок и стихотворений

  • Составление и использование схем – описаний предметов;

  • Игры – стихосложения;

  • Подборка пальчиковых игр, мимических упражнений.

Углубленная работа по развитию речи даёт хороший

результат. Наглядно увеличение процента по всем показателям исследования: наполненность словаря, умение пользоваться предложениями, эмоциональность речи, быстрое заучивание стихотворений наизусть.

Для детей 5 – 6 лет важен результат (продукт речевой деятельности), он носит мотивационный характер для малыша, поэтому я стараюсь сохранить материал речевого творчества детей:

1. Это сказки «Добрый медведь», «Заяц и Снеговик», которые дети сами сочинили. Эти сказки вошли в сборник «Книга сказок»,авторами которой стали сами дети.

2. Это яркие письма, которые мы пишем своим друзьям, Деду Морозу.

3. Это сборник загадок, составленный малышами совместно со мной.

Такая организация образовательного процесса способствует созданию оптимальных условий для развития творческого мышления, для реализации индивидуального потенциала каждого воспитанника, для стимулирования познавательной активности дошкольников.

Качество образования, как известно, определяется как степень достижения поставленных целей и задач.

Исходя из общих подходов к пониманию целей и задач образования и учитывая своеобразие его дошкольного звена, качество дошкольного образования следует рассматривать как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процессов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Качество образования – понятие развивающееся, оно не может быть неизменным. Концепция РК нацеливает на тот результат, к которому должно стремиться в итоге всё дошкольное образование. Чем выше уровень готовности ребёнка к школе, тем результативнее система дошкольного воспитания и обучения.

Чтобы выявить у ребёнка степень подготовки его к школе, необходимо проводить мониторинг качества образования. Существуют следующие грани мониторинга:

1.систематическая и регулярная процедура сбора, экспертизы оценки качества образования.

2. самостоятельное звено в управленческом цикле, обеспечивающее выявление и оценки проведённых действий.

3. возможность правильно оценить степень, направление и причины отклонений.

Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты корректно заданы. Существуют количественные и качественные способы оценки. Используя различные методы количественного и качественного анализа, педагог – воспитатель как эксперт, устанавливает соответствие образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, годового плана или нормативу воспитания и обучения.

Всю информацию, собранную в ходе мониторинга, тщательно анализируют, отделяют главное от второстепенного и случайного, вскрывают причины неудач. Функция контроля переходит в функцию анализа.

В процессе сбора информации логично выделить следующие виды контроля.

Тематический контроль, который даёт возможность проконтролировать качество образовательных услуг по отдельным направлениям воспитания и обучения, выявить уровень развития детей, внедрения инноваций и педтехнологий

Итоговый контроль, направленный на подведение итогов работы педагога в связи с завершением учебного года. Определив объекты и условия контроля, руководитель организует процессуальную сторону контроля – его технологическую составляющую.

Суть технологии состоит в заполнении по результатам диагностических карт по балльной системе оценки и математической обработке полученных данных.На каждое направление обучения ребёнка применяется соответствующая карта.

Все тестовые задания направлены на описание и выявление индивидуально – психологических особенностей личности дошкольника, оценки его актуального состояния.

Основные формы диагностики личностных изменений дошкольников – это наблюдение, беседа, творческое задание, частичное применение тестирования. Составляя все эти задания необходимо учитывать возраст детей.

Качество мониторинга уровней развития детей в условиях дошкольного обучения предполагает постоянное наблюдение за процессом выполнения детьми специально отобранных заданий, их фиксирование, анализ и обработку результатов

Проводя мониторинг развития детей, я использовала опыт коллег и составляла свои тестовые задания, определяла уровень развития того или иного ребёнка.

Подсчитывая баллы, я выявляла степень и уровень развития детей. В соответствии с количеством баллов, необходимо назначить работу по устранению ошибок и пробелов в знаниях детей.

Наблюдение и анализ учебного процесса необходимо проводить на протяжении всего рабочего дня. В процессе наблюдения необходимо заполнять соответствующие таблицы, сопоставляя результаты которых, можно сделать вывод о степени развития ребёнка.

Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально – личностная сферы ребёнка.

Только отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, формирует такие личностные качества, как самостоятельность, коммуникативность, инициативность, творчество, компетентность, столь необходимые в дальнейшем за пределами детства.

Самая главная цель во взаимодействии педагога и ребёнка – это содействие становлению личности.

Каждый из нас, педагогов, стремится к содействию становления человека: его неповторимости и индивидуальности, духовности, творческого начала. Нужно помочь ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.

Для педагога во взаимодействии с ребёнком, главное:

- установка на ребёнка предшкольного возраста как на субъекта образовательного процесса, как на личность, индивидуальность.

- умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.

- позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений детей.

- диалогическая позиция в общении.

-направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач.

- поощрение творческой активности ребят.

Каждому педагогу нужно уметь центрироваться на ребёнке, на том, что для него значимо, уметь быть готовым поддержать ребёнка беседой, обсуждением, помощью.

Главное на что я работаю– организация общности с ребёнком, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ребёнок сумел преодолеть пассивную позицию и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.

Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков. Для этого я использую следующие формы работы:

- проведение занятий в малых группах.

- проведение индивидуальной работы с каждым ребёнком.

- проведение работы с одарёнными и неорганизованными детьми.

- проведение бесед с ребёнком с целью создания условий для выражения своего мнения.

- отказ от жёсткой регламентации деятельности дошкольников.

- построение партнёрских взаимоотношений между педагогом и детьми.

- упражнения, направленные на развитие личностных качеств.

Педагог должен способствовать ребёнку в усвоении и освоении нового. Взаимоотношения педагога с детьми должны строиться на положительных эмоциях, на создании комфортных для развития ребёнка условиях. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом.

Для улучшения данной работы я постоянно изучаю передовой опыт педагогов, повышаю уровень компетентности в области педагогики. И я уверена, что частички моего труда не пропадут даром: дети возьмут те знания, что я им отдавала и на занятиях, и во время самостоятельной деятельности.

Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребёнка – проявления поисковой активности. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребёнка через развитие навыков исследовательского поведения.

Исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста легко вписывается в сетку занятий. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым к вниманию, наблюдательности, способности к началу анализа, к самооценке, а также к стремлению к совместной деятельности.

Исследовательская деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению получения результата и его анализ.

Ребёнок должен уметь решать такие сложные задачи, как:

1. Уметь видеть проблемы и ставить вопросы.

2. Уметь доказывать.

3.Делать выводы.

4. Высказывать предположения и строить план по их проверке.

Здесь уместно привести слова Р.Н.Бунеева:

«Дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по – настоящему увлечь их предметом исследования».

В своей практической педагогической деятельности я совместно с детьми создала научный проект «Жизнь растений в уголке природы».

Проект у нас долгосрочный. Когда я детям объяснила, что от них требуется, дети активно включились в работу: с удовольствием рыхлят землю, поливают цветы, делают выводы по уходу за растениями. Результат порадовал детей: цветы у нас в группе выросли шикарными, красивыми. Но что самое главное: дети заняты работой и ждут прекрасного результата от своего труда.

Здесь уместно привести слова академика К.Е. Тимирязева:

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Получая поток различной информации на занятиях, дети, естественно, устают. И вот тут на помощь воспитателю приходит игра.

Работая долгое время с детьми предшкольного возраста, я сделала вывод, что огромную роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре – важнейшему виду деятельности.

Игра - отражение жизни. Здесь всё «как будто», «понарошку». А на самом деле дети в игре отображают реальность жизни, свои чувства.

Игра – творческий процесс. Во время игр дети получают различные сведения о действительности.

Игра – это светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений , понятий, это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Дети = творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому.

«Игра, есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н.К.Крупская.

На занятиях и во время самостоятельной деятельности я использую игры различного характера: дидактические, настольно – печатные, игры – путешествия, игры – эксперименты, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, пальчиковые игры и физминутки.

Каждая игра несёт в себе свой характер, несёт определённые функции, но все игры для детей – это и развитие, и образование, и воспитание, и вход во взрослую жизнь с определённым багажом знаний.

Во время игры у детей поднимается настроение, выплёскивается столько положительных эмоций!

В своей работе я особое внимание уделяю тесному общению с детьми. Поэтому я ставлю перед собой задачи по обеспечении активности самих детей в образовательных процессах, при этом выделяется формирование и развитие основных психических образований детей дошкольного возраста.

Используя разнообразие игр в творческом и образовательном процессах, дети быстро и активно включаются в рабочую обстановку. Дети на занятиях активны, эмоциональны, сочувствуют и сопереживают героям произведений, запоминают счёт, заучивают стихотворения. Отсюда и стремление активно реализовать это желание в игровых образах и игровых действиях.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что игра для ребёнка – кладезь науки, океан знаний и море удовольствий.

Умные, воспитанные дети изменят мир к лучшему! И я, как педагог, должна им в этом помочь!

Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном условии : необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они – дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача – быть им другом, раскрыть их души.



Доклад "Активность ребёнка в образовательном процессе"
  • Другое
Описание:

«Цель нашего воспитания заключается

не только в том, чтобы воспитать человека – творца,

человека – гражданина.

Мы должны воспитать человека,

который обязан быть счастливым!.»

А.С.Макаренко

В основе моей работы лежат слова:

«Не надо ни славы,

Ни мненья людей.

Мила мне одна лишь

Улыбка детей!»

 

Работа моя мне нравится, каждая встреча с новыми детьми, пришедшими в класс в новом учебном году, каждый урок, открывают для меня что – то новое и  интересное.

Вся моя трудовая деятельность связана с детьми предшкольного возраста. Самое главное в моей работе – воспитать Человека с большой буквы. Очень радостно видеть ребёнка, которому весело и хорошо. Радостно от того, когда видишь на детских лицах сияющую улыбку.

 Чтобы не отставать от современной жизни, я повышаю квалификацию, изучаю опыт передовых педагогов и использую в работе новые педтехнологии.

К.Д.Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока он учится». Так и я, методом проб и ошибок, накапливаю свой опыт, который, как я думаю, позволит моим ученикам добиться больших результатов.

Главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в процессе своей работы пытаюсь формировать и развивать творческие способности,  логическое мышление учащихся.

Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а человеком, указывающим цель, задающим верный курс в воспитании и образовании детей предшкольного возраста.

Считаю, что развитие  информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога.

Я верю – каждый ребёнок  личность! Мне, как педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. Не должно быть обделённых вниманием детей, каждый хочет быть личностью, самоутвердиться. Моя задача : помочь ребёнку в этом. Поэтому я должна знать детскую психологию , заботливо относиться к детям, иметь индивидуальный подход и уважительное отношение к ребёнку. Я стараюсь создать вокруг ребёнка атмосферу любви и взаимопонимания, потому , что такая атмосфера способствует раскрытию ребёнка. Хочется верить, что вкладывая частицу своей души в каждого ребёнка, я делаю свой мир добрее.

В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

·        Создание благоприятного климата на уроке;

·        Развитие у учащихся  самостоятельности и ответственности при выполнении заданий;

·        Формирование у учащихся потребности в творчестве, в  стремлении принимать собственное решение;

·        Формирование у учащихся потребности  активного участия в решении проблемных задач;

·        Воспитание гражданских и патриотических чувств у учащихся, любовь и уважение к своей Родине.

Перед каждым воспитателем предшколы ставятся следующие цели  подготовки детей к школе:

·        Обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ;

·        Формирование готовности  детей к школьному обучению;

·        Создание условий для развития индивидуальных способностей ребёнка;

·        Сохранение и укрепление здоровья детей;

·        Развитие театрально – эстетической культуры детей.

Необходимо обратить внимание на особенности образовательного процесса в группе предшкольной подготовки. К особенностям относятся следующие разделы:

·        Сохранение самоценности дошкольного детства;

·        Комплексность содержания предшкольного образования, его направленность на развитие разных сторон личности ребёнка;

·        Преобладание продуктивно – игровой деятельности детей;

·        Выявление, учёт и развитие индивидуальных способностей детей;

·        Интеграция общего и дополнительного образования;

·        Сохранение здоровья  детей через использование здоровьесберегающие технологии.

Важнейшим содержанием дошкольного образования является приобщение детей к опыту и достижениям человечества: техническим, научным, социальным, этическим и эстетическим.

Значение этого содержания очевидно. Чтобы жить в мире, ребёнок должен научиться действовать в нём.

Передача содержания осуществляется путём обучения детей способам действия с предметным окружением: способам использования вещей, способом создания эстетических объектов и восприятия искусства и даже способам установления нужных отношений с другими.

Чтобы превратить ребёнка в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образовательного процесса связать с осмысленной целью, побуждаемой реально действующими в данном возрасте мотивами.

Активность ребёнка в образовательном процессе зависит от многого. Но прежде всего от меня, педагога.

Поэтому я всегда иду на занятия с интересом и желанием.

И если мы, педагоги, испытываем  только чувство долга, а не живой интерес к работе, то дети  сразу же чувствуют  неискренность, и занятия будут скучными и неэффективными.

Что нужно для занятий?

Прочитать детям текст задания.

Не  надо торопить малышей с ответом.

Дать время всё рассмотреть.

Спросить, всё ли понятно.

Рассмотреть детали рисунка.

Очень хорошо, если ребята задают вопросы, приводят примеры, опираясь на свой жизненный опыт.

Необходимо учить наблюдать и запоминать.

 Побуждать задавать  вопросы.

Чтобы ребёнок был активен на занятии,на что обратить внимание?

Легко или сложно?

Ребёнок с лёгкостью отвечает на ваши вопросы? Прекрасно! Каждый правильный ответ, даже на лёгкий вопрос, и наша похвала – это стимулы для дальнейшего развития и обучения.

Необходимо рассуждать вместе с детьми.

 Не волноваться, если вначале логические выводы будут принадлежать только нам, педагогам.

 Наши рассуждения и объяснения учат детей видеть причинно – следственные связи, развивают логику

.Главный секрет успеха в активизации ребёнка.

Если результаты не видны, это не означает, что их нет.

Для каждого малыша занятия не проходят бесследно.

Нужно научиться получать удовольствие от общения с детьми.

Почаще хвалить каждого ребёнка и радоваться  его успехам, пусть даже самым маленьким!

Важнейшим содержанием дошкольного образования является приобщение ребёнка к опыту и достижениям человечества: техническим, научным, этическим, социальным, эстетическим.

Значение этого содержания очевидно. Чтобы жить в мире, ребёнок должен действовать в нём.

Чтобы превратить ребёнка в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание этого процесса связать с осмысленной целью, побуждаемой реально действующими в данном возрасте мотивами.

На помощь ребёнку в данном случае должен приходить взрослый – воспитатель, родители.

Общение со взрослым – основное и решающее условие своевременного и полноценного психического развития ребёнка. Взрослый должен не только удовлетворять основные жизненные нужды маленького ребёнка, но и обеспечить его успешное вхождение в жизнь общества.

Ребёнок становится человеком, овладевая тем, что до него создали другие люди. Но как бы ни был активен и любознателен малыш, сколько бы он ни манипулировал с предметом, он вряд ли сможет сам постигнуть его правильное употребление.

К концу дошкольного детства основной путь приобщения к человеческой культуре – живое общение со взрослым.

Большое значение в жизни ребёнка имеет творческий образовательный процесс. Дети получают огромный багаж знаний на занятиях.

Вся программа дошкольного воспитания включает в себя умственное развитие детей. Программа насыщена, ребёнок в ходе занятий получает много информации.

Чтобы ребёнку было интересно, на занятиях я использую различные виды занятий:

1. Урок – фантазия.

2. Урок – диалог.

3. Урок – описание.

4. Урок – конкурс.

5. Урок – сказка.

6. Урок – подготовка к праздникам.

7. Показ слайдов к различным предметам.

8. Презентации.

Я планирую различные виды деятельности в соответствии с психическими  особенностями и потребностями детей.

Обращаясь к жизненному опыту, я стараюсь обогатить знания, умения детей в рамках конкретного интересного вопроса.

На занятиях часто использую интеграцию. Используя в своей практике интегрированные занятия, у меня и у детей проявляется взаимный интерес  к сотрудничеству в приобретении новых знаний.

Необходимо найти творческий подход к каждому ребёнку. Пусть каждый из них выскажет своё личное мнение, не сдерживая его во время ответа. Каждый ребёнок пусть сделает ту или иную работу самостоятельно. Воспитатель должен лишь управлять процессом усвоения материала детьми. После выполнения заданий необходимо сделать анализ работы, чтобы дети знали, что они сделали хорошо, а что не очень.

На занятиях необходимо давать детям установки: «объясни», «расскажи», подумай», «докажи». После таких установок дети действительно начинают думать, рассуждать. В своей практике я использую прием, который называется «Точка».

На доске рисуется точка. Даю детям установку: «Подумайте, что можно нарисовать, исходя из этой точки?» Дети думают, и вот один из детей говорит, что из точки можно нарисовать человечка, далее пририсовывают шарик, флажок. Рядом с человечком я провожу чёрточку, дети фантазируют дальше. И опять придумывают, что из чёрточки можно нарисовать дом, рядом дерево, потом рисуют облака и солнце. Получается целая картина. Это очень интересный приём, который  нравится детям, и который развивает в них фантазию.

В ходе занятий дети должны научиться описывать, сравнивать, различать предметы, давать им характеристики, обыгрывать предметы, обобщать свои знания.

Учить детей во время наблюдения за каким – нибудь объектом делать соответствующие выводы, которые расширяют детский кругозор.

Жизнедеятельность детей в предшколе организуется мною в соответствии с принципами гармоничного воспитания: учёт психологического возраста детей, открывающейся перспективе, равноценности основных сфер и свободному выбору.

Каждый ребёнок имеет возможность для основных сфер жизнедеятельности («природа,  «рукотворный мир,  «общество», «я сам»), он располагает  правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать).

Завершение того или иного акта деятельности открывает новые горизонты деятельности, несёт в себе стимул для постановки новой цели и задачи.

Образовательный процесс  я строю на синхронизации процесса обучения и воспитания.  Он базируется на основных линиях развития дошкольника: формирование произвольного поведения, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности.

В своей творческой педагогической практике применяю комплекс технологий: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, технология развивающего обучения и технология информационного обучения.

Особое внимание в  своей педагогической деятельности я уделяю социально – личностному развитию дошкольников. Использую игры и тренинги, ситуации опосредованного познания себя, разработанный дидактический, наглядный и раздаточный материал, компьютерные презентации, демонстрационные слайд – шоу.

В процессе обучения формируется функционально грамотная личность, в этом её стремлении огромное место уделяется речи дошкольника. В регламентированной деятельности отдельным блоком выделяются занятия по развитию речи и введения в художественную литературу. Процесс знакомства с окружающим миром у детей строится на выработке навыка истолковывать свой опыт речевыми объяснениями увиденного и пережитого.

Система развития речи дополнена мною дидактическими и наглядными играми, стихосложением, составлением загадок и сказок, чтением художественной литературы, речевыми пальчиковыми играми, артикуляционной гимнастикой. Вся эта работа проводится групповой, подгрупповой и индивидуальной формой взаимодействия с детьми.

Воспитатель – речевой образец для  детей  предшкольного возраста, это обусловлено своеобразием их восприятия. Своим профессиональным долгом считаю непрерывное совершенствование своей речи по следующим критериям: правильность, точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, понятность и темповое соответствие.

Наряду с требованиями к своей речи, я стремлюсь к эталону детской речи, для этого нужно следующее:

1.Воспитываю интерес к слову посредством чтения сказок, рассказов, стихотворений, пословиц, поговорок.

2. Формирую умение правильно говорить, используя рассказ из 4 – 5 предложений через дидактические и словесные игры, беседы, диалоги.

3. Расширяю лексикон детей с помощью введения новых слов, используя наглядность, игровую ситуацию, обыгрывание.

4. Систематически слежу за речью детей и в корректной форме исправляю ошибки и оговорки детей.

Работая уже несколько лет с детьми – дошкольниками, я заметила у детей огромный интерес к инсценированию  полюбившихся  произведений. Дети с удовольствием передают диалоги героев произведений, характерные признаки поведения, интонацию каждого героя. Всё это тоже способствует развитию речи малыша.

Организуя свою деятельность по данному разделу, невозможно добиться успеха в работе с детьми без помощи родителей. Поэтому я обращаюсь к ним с просьбой – заполнить анкету на тему: «Речь моего ребёнка». После анализа ответов имею сведения о речи малышей дома, о том, любит ли он, когда ему читают книгу и какой литературный выбор делает мама. Этот материал  помогает мне продумать работу с группой в целом, индивидуально с каждым ребёнком и родителями.

Я работаю в тесном контакте с воспитателем мини – центра. Знакомлюсь с детьми – выпускниками, посещаю группу, отмечаю, какой вид  основной деятельности они выбирают, присутствую на занятиях, получаю информацию о малышах и их речевом прогрессе. Эта предварительная ознакомительная работа помогает с первых дней прихода детей в класс предшкольной подготовки, более полноценно организовать деятельность по развитию речи детей.

На каждого ребёнка я завела карточку по звукопроизношению, где отмечено, какой звук ребёнок плохо проговаривает или вообще его не произносит. Отмечаю дату работы с ребёнком по звукопроизношению, используя при этом  чистоговорки, потешки на заданный звук. Работа по устранению дефектов речи ребёнка трудоёмкая, но она того стоит, когда слышишь от ребёнка правильно  произнесённый звук.

Ставя перед собой задачу обогатить речь и словарный запас детей, я использую много дополнительного материала:

·        Наглядный и дидактический материал;

·        Индивидуальные карточки, задания, упражнения;

·        Дидактические игры на различную тематику;

·        Схемы для заучивания стихотворений;

·        Подборки картин для пересказа текстов;

·        Аудиопрослушивание сказок и стихотворений

·        Составление и использование схем – описаний предметов;

·        Игры – стихосложения;

·        Подборка пальчиковых игр, мимических упражнений.

Углубленная работа по развитию речи даёт хороший

результат. Наглядно увеличение процента по всем показателям исследования: наполненность словаря, умение пользоваться предложениями, эмоциональность речи, быстрое заучивание стихотворений наизусть.

Для детей 5 – 6 лет важен результат (продукт речевой деятельности), он носит мотивационный характер для малыша, поэтому я стараюсь сохранить материал речевого творчества детей:

1. Это сказки  «Добрый медведь», «Заяц и Снеговик», которые дети сами сочинили. Эти сказки вошли в сборник «Книга сказок»,авторами которой стали сами дети.

2. Это яркие письма, которые мы пишем своим друзьям, Деду Морозу.

3. Это сборник загадок, составленный малышами совместно со мной.

Такая организация образовательного процесса способствует созданию оптимальных условий  для развития творческого мышления, для реализации индивидуального потенциала каждого воспитанника, для стимулирования познавательной активности дошкольников.

Качество образования, как известно, определяется как степень достижения поставленных целей и задач.

Исходя из общих подходов к пониманию целей и задач образования и учитывая своеобразие его дошкольного звена, качество дошкольного образования следует рассматривать как социальную категорию, определяющую состояние и результативность процессов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Качество образования – понятие развивающееся, оно не может быть неизменным. Концепция РК нацеливает на тот результат, к которому должно стремиться в итоге всё дошкольное образование. Чем выше уровень готовности ребёнка к школе, тем результативнее система дошкольного  воспитания и обучения.

Чтобы выявить у ребёнка степень подготовки его к школе, необходимо проводить мониторинг качества образования. Существуют следующие грани мониторинга:

1.систематическая и регулярная процедура сбора,  экспертизы оценки качества образования.

2. самостоятельное звено в управленческом цикле, обеспечивающее выявление и оценки проведённых действий.

3. возможность правильно оценить степень, направление и причины отклонений.

Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты корректно заданы. Существуют количественные и качественные способы оценки. Используя различные методы количественного и качественного анализа, педагог – воспитатель как эксперт, устанавливает соответствие образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, годового плана или нормативу воспитания и обучения.

Всю информацию, собранную в ходе мониторинга, тщательно анализируют, отделяют главное от второстепенного и случайного, вскрывают причины неудач. Функция контроля переходит в функцию анализа.

В процессе сбора информации логично выделить следующие виды контроля.

Тематический контроль, который даёт возможность проконтролировать качество образовательных услуг по отдельным направлениям воспитания и обучения, выявить уровень развития детей, внедрения инноваций и педтехнологий

Итоговый контроль, направленный на подведение итогов работы педагога  в связи с завершением учебного года. Определив объекты и условия контроля, руководитель организует процессуальную сторону контроля – его технологическую составляющую.

Суть технологии состоит в заполнении по результатам диагностических карт по балльной системе оценки и математической обработке полученных данных.На каждое направление обучения ребёнка применяется соответствующая карта.

Все тестовые задания направлены на описание и выявление индивидуально – психологических особенностей личности дошкольника, оценки его актуального состояния.

Основные формы диагностики личностных  изменений дошкольников – это наблюдение, беседа, творческое задание, частичное применение тестирования. Составляя все эти задания необходимо учитывать возраст детей.

Качество мониторинга уровней развития детей в условиях дошкольного обучения предполагает постоянное наблюдение  за процессом выполнения детьми специально отобранных заданий, их фиксирование, анализ и обработку результатов

Проводя мониторинг развития детей, я использовала опыт  коллег и составляла свои тестовые задания, определяла уровень развития того или иного ребёнка.

Подсчитывая  баллы, я выявляла степень и уровень развития детей. В соответствии с количеством баллов, необходимо  назначить работу по устранению ошибок и пробелов в знаниях детей.

Наблюдение и анализ учебного процесса необходимо проводить на протяжении всего рабочего дня. В процессе  наблюдения необходимо заполнять соответствующие таблицы, сопоставляя результаты которых, можно сделать вывод о степени развития ребёнка.

Дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально – личностная сферы ребёнка.

Только отношение к детству как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, формирует такие личностные качества, как самостоятельность, коммуникативность, инициативность, творчество, компетентность, столь необходимые в дальнейшем за пределами детства.

Самая главная цель во взаимодействии педагога и ребёнка – это содействие становлению личности.

Каждый из нас, педагогов, стремится к содействию становления человека: его неповторимости и индивидуальности, духовности, творческого начала. Нужно помочь ребёнку в развитии  качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально.

Для педагога во взаимодействии с ребёнком, главное:

- установка на ребёнка предшкольного возраста как на субъекта образовательного процесса, как на личность, индивидуальность.

- умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.

- позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений детей.

- диалогическая позиция в общении.

-направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач.

- поощрение творческой активности ребят.

Каждому педагогу нужно уметь центрироваться на ребёнке, на том, что для него значимо, уметь быть готовым поддержать ребёнка  беседой, обсуждением, помощью.

Главное на что я работаю– организация общности с ребёнком, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ребёнок сумел преодолеть пассивную позицию и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.

Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков. Для этого я использую следующие формы работы:

- проведение занятий в малых группах.

- проведение индивидуальной работы с каждым ребёнком.

- проведение работы с одарёнными и неорганизованными детьми.

- проведение бесед с ребёнком с целью создания условий для выражения своего мнения.

- отказ от жёсткой регламентации деятельности дошкольников.

- построение партнёрских взаимоотношений между педагогом и детьми.

- упражнения, направленные на развитие личностных качеств.

Педагог должен способствовать ребёнку в усвоении и  освоении нового. Взаимоотношения педагога с детьми  должны строиться на положительных эмоциях, на создании комфортных для развития ребёнка  условиях. Доброжелательный  и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями  и опытом.

Для улучшения данной работы я постоянно изучаю передовой опыт педагогов, повышаю уровень компетентности в области педагогики. И я уверена, что частички моего труда не пропадут даром: дети возьмут те знания,  что я им отдавала и на занятиях, и во время самостоятельной деятельности.

Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребёнка – проявления поисковой активности. Актуальностью нашей работы является развитие личности ребёнка через развитие навыков исследовательского поведения.

Исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста легко вписывается в сетку занятий. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым к вниманию, наблюдательности, способности к началу анализа, к самооценке, а также к стремлению к совместной деятельности.

Исследовательская деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению  получения результата и его анализ.

Ребёнок должен уметь решать  такие сложные задачи, как:

1. Уметь видеть проблемы и ставить вопросы.

2. Уметь доказывать.

3.Делать выводы.

4. Высказывать предположения и строить план по их проверке.

Здесь уместно привести слова Р.Н.Бунеева:

«Дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по – настоящему увлечь их предметом исследования».

В своей практической педагогической деятельности я совместно с детьми создала научный проект «Жизнь растений в уголке природы».

Проект у нас долгосрочный. Когда я детям объяснила, что от них требуется, дети активно включились в работу: с удовольствием рыхлят землю, поливают цветы, делают выводы по уходу за растениями. Результат порадовал детей: цветы у нас в группе выросли шикарными, красивыми. Но что самое главное: дети заняты работой и ждут прекрасного результата от своего труда.

 Здесь уместно  привести слова академика К.Е. Тимирязева:

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Получая поток различной информации на занятиях, дети, естественно, устают. И вот тут на помощь воспитателю приходит игра.

 Работая долгое время с детьми предшкольного возраста, я сделала вывод, что огромную роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре – важнейшему виду деятельности.

Игра  - отражение жизни. Здесь всё  «как будто», «понарошку». А на самом деле  дети в игре отображают реальность жизни, свои чувства.

Игра – творческий процесс. Во время игр дети получают различные сведения о  действительности.

Игра – это светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений , понятий, это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Дети = творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому.

«Игра, есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н.К.Крупская.

На занятиях  и во время самостоятельной деятельности я использую игры различного характера:  дидактические, настольно – печатные, игры – путешествия, игры – эксперименты, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, пальчиковые игры и физминутки.

Каждая игра несёт в себе свой характер, несёт определённые функции, но все игры для детей – это и развитие, и образование, и воспитание, и вход во взрослую  жизнь с определённым багажом знаний.

Во время игры у детей поднимается настроение, выплёскивается столько положительных эмоций!

В своей работе я особое внимание уделяю тесному общению с детьми. Поэтому я ставлю перед собой задачи по обеспечении активности самих детей в образовательных процессах, при этом выделяется формирование и развитие основных психических образований  детей дошкольного возраста.

Используя разнообразие игр в творческом  и образовательном процессах, дети быстро и активно включаются в рабочую обстановку. Дети на занятиях активны, эмоциональны, сочувствуют и сопереживают героям произведений, запоминают счёт, заучивают стихотворения. Отсюда и стремление активно реализовать это желание в игровых образах и игровых действиях.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что игра для ребёнка – кладезь науки, океан знаний и море удовольствий.

Умные, воспитанные дети изменят мир к лучшему! И я, как педагог, должна им в этом помочь!

Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном условии : необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они – дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача – быть им другом, раскрыть их души.

 

Автор Свириденко Людмила Алексеевна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 616
Номер материала 5515
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓