Главная / Директору-завучу / Доклад « Роль кабинетной системы в учебно-воспитательном процессе специальной школы».

Доклад « Роль кабинетной системы в учебно-воспитательном процессе специальной школы».

МАОУ « Омутинская специальная школа»



















Доклад

« Роль кабинетной системы в учебно-воспитательном процессе

специальной школы».



Учитель СБО Логинова Л.С.























с. Омутинское, октябрь 2014г.






История становления кабинетной системы обучения в России начинается с 60-70 годов восемнадцатого века, но и в настоящее, временя, остаётся темой для дискуссий.

Нет необходимости подробно расписывать достоинства кабинетной системы обучения. Достаточно просто перечислить основные из них: сама атмосфера кабинета, его внешний вид, оформление уже подготавливают учащихся к восприятию материала; наличие в кабинете необходимого демонстрационного и лабораторного оборудования, наглядных пособий позволяют учителю более качественно и эффективно подготавливать и проводить урок.

Кабинетная система обучения в нашей стране прошла длительный путь становления от создания кабинетов для преподавания отдельных предметов до создания в каждой школе кабинетов по основным образовательным дисциплинам.

Кабинетная система в специальной школе позволяет учащимся быстрее переключиться в атмосферу специфичности образовательной дисциплины для облегчения восприятие изучаемого материала.

Обучение в МАОУ « Омутинской специальной школе» ведется по кабинетной системе.

Имеются следующие кабинеты:

· 2 кабинета начальных классов

· Кабинет письма и чтения

· Кабинет гуманитарных предметов ( истории, биологии, географии)

· 2кКабинета технологии

· Кабинет СБО

· Кабинет математики

· Кабинет педагога — психолога

· Кабинет логопедии

Учебный кабинет в школе – место пребывания ученика и учителя, пространство их развития, творчества, индивидуальной, групповой, коллективной деятельности.

Место, где проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися и методическая работа по предмету.

Кабинет представляет собой сложную педагогическую систему, включающую учебное оборудование, рабочие места для обучающихся и учителя, технические средства, устройства, для хранения учебного оборудования.

Учитель – полноправный хозяин кабинета. Организации кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приемы, педагогические интересы.

Деятельность учителей по оснащению однотипных кабинетов нередко принимает различные направления, отражая тем самым различие взглядов на то, какие именно средства обучения следует применять в тот или иной момент учебного процесса.

Кабинет создается постепенно, оборудуется и совершенствуется постоянно.

От того, насколько грамотно оборудован, оснащен, оформлен кабинет, от того, насколько востребованы и эффективно работают имеющиеся в нем материалы, от того, насколько кабинет соответствует современным требованиям, во многом зависит успешность образовательной деятельности школы.

При непосредственной организации и оборудовании любого кабинета необходимо решить следующие проблемы:

– выбор помещения;
– планировка кабинета;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований;
– комплектование кабинета учебным оборудованием;
– организация рабочих мест учителя и обучающихся;
– организация использования ТСО;
– создание рациональной системы хранения учебного оборудования;
– оформление интерьера кабинета.

Выбор помещения, планировка кабинета, организация использования технических средств обучения осуществляются в соответствии, с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Учебное оборудование, используемое в преподавании учебных предметов, согласно классификации делится на группы:

1. Натуральные объекты: – коллекции, живые растения, гербарии, микропрепараты.

2. Приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстрационных и лабораторных работ.

3. Изобразительные средства обучения: объемные (модели, муляжи, рельефные таблицы);
плоскостные (модели – аппликации, таблицы на печатной основе, карты географические, исторические, дидактический, раздаточный материал).)

4. Технические средства обучения (ТСО: аппаратура для проявления информации, заложенной в экранных средствах);
– традиционные экранно-звуковые средства (учебные кинофильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты для наложения, таблицы – , представляющие собой “транспарант” из одного кадра и применяемые таблицы эпизодического пользования, видеофильмы).

5. Литература для учащихся: учебники, сборники задачи упражнений, хрестоматии, практикумы, рабочие тетради, справочники.

6. Литература для учителя: методическая литература, научно-популярная литература, справочники

7.Учебное оборудование приобретается в соответствии с “Перечнем учебного оборудования”, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.

В учебном кабинете различают следующие зоны:

1. Рабочую зону для учителя.

Во время урока учитель демонстрирует опыты, различное учебное оборудование. Для этого оборудуется рабочее место учителя, в состав которого входят:
– демонстрационный стол,
– классная доска,
– экран.

2. Рабочую зону для обучающихся.

Рабочие места должны быть приспособлены к разнообразным типам деятельности обучающихся:
– подготовительной,
– исполнительной,
– корректирующей,
– контролирующей.

Рациональная организация рабочего места обучающегося требует соблюдения следующих условий:
– достаточной рабочей поверхности для письма, чтения, проведения наблюдений;
– удобного размещения оборудования, используемого на уроке;
– необходимого уровня освещенности (150лк)
– соответствия стола и стула антропометрическим данным для создания удобной рабочей позы обучаемого.

3. Пространство для размещения учебного оборудования.

4. Зону расположения технической аппаратуры.

5. Зону для индивидуальной деятельности обучающихся, которая способствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении.

Результативность работы по предмету определяется целым рядом общепедагогических, психолого-педагогических, частно методических факторов, индивидуальными особенностями, класса “отдельных учеников, индивидуальным стилем деятельности учителя” и многим другим. Значительно влияет на качество и характер результатов обучение школьников “сама организация учебного процесса”:

  • соответствие различным нормам и требованиям,

  • четкое следование логике программы и поурочного тематического планирования,

  • продуманность контроля и его разнообразие,

  • и конечно, эффективное использование учебного оборудования, которое необходимо для изучения различных разделов школьной программы по всем предметам, и это возможно, только при его рациональном размещении и правильном хранении.

В целом система размещения учебного оборудования должна обеспечить:
– сохранность материальных средств обучения и наглядность их работы;
– постоянное место удобное для извлечения и возврата пособия;
– быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя пособий новыми.

Особую роль в организации учебного процесса играют учет и хранение работ обучающихся на всех этапах их обучения.

Основу подхода к вопросу учета и хранения работ обучающихся составляет мысль о разумном сочетании обязательных требований и вариативных решений, которые учитывают специфику предмета, контингента обучающихся, индивидуальный стиль работы учителя.

Организуя учет и хранение работ обучающихся, мы руководствуемся следующими принципиально важными моментами:
– открытость и понятность для учеников требований учителя к выполнению и оформлению работ и критериев проверки, информативность обучающихся о предъявляемых требованиях;
– соответствие требований учителя к работам обучающихся имеющейся нормативной базе по предмету;
– аккуратность хранения работ, продуманность логики и устройства “школьного” хранения работ;
– оперативность и своевременность проверки работ в соответствии с нормами по предмету;
– фиксация результатов проверки работ, отражение этих результатов в классном журнале, дневнике, листке успеваемости;
– соблюдение нормативов проверки работ, периодичности проверки, использование различных форм проверки;
–открытость результатов проверки для ученика, его родителей, классного руководителя, администрации и в то же время – конфиденциальность (недопустимость публичного обсуждения результатов (негативных) одного ученика с другими учениками, родителями других учеников).

Значительно облегчает работу учителя различные памятки (подсказки, помощники), содержащие требования к работам.

Эти памятки могут быть продиктованы обучающимся, розданы им в распечатанном виде для вклеивания в тетрадь.

На основе памяток целесообразно оформить стенд в кабинете.

Целесообразно ознакомить родителей и классного руководителя с предъявляемыми требованиями. Кроме того, перед началом учебного года каждый учитель должен подготовить пакет документов, в который, наряду с тематическим поурочным планированием, входят графики проведения и проверки работ обучающихся, программы проведения промежуточной аттестации школьников.

Аккуратность “школьного” хранения работ обеспечивается наличием в учебном кабинет специального оборудованного места: полок, папок-коробов, папок-накопителей, “лотков” и т.д., с указанием класса, видов работ, наличие на стенде (в папке) в учебном кабинете графика проведения и проверки работ.


Создание условий для обучения одна из важнейших обязанностей школы в целом и каждого субъекта образовательного процесса в частности. От того, насколько точно выполняются требования, зависит эффективность обучения школьника, сохранность жизни и здоровья учеников и педагогов.

I. Санитарно-гигиенические требования

1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95 “ Естественное и искусственное освещение ”.

2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней сторон) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) (“кососвет”). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в строну класса перед доской.

6. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске -500 лк.

7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цветов), а на север – в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не

рекомендуется окраска в белый, темный и контрастный цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка – 0,7-0,8, пола – 0,3-0,5.

10. Лаборатория и лаборантское помещение должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градусов Цельсия, влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.

11. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный объем воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями

12. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

II. Требования к мебели

1. Лаборатория и лаборантское помещение должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-89, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат.

Лаборатория должна иметь мебель для:

  • организации рабочего места учителя;

  • организации рабочих мест учащихся;

  • рационального размещения и хранения средств обучения;

  • организации использования аппаратуры.

2. Конструкция мебели и приспособлений должны отвечать санитарно-гигиеническим нормам, соответствовать антропометрическим особенностям учителя и обучающихся, учитывать специфику их труда, требования эргономики.

3. Для организации рабочего места учителя необходима мебель и приспособления, отвечающая особенностям оперативной деятельности учителя географии, в основе которой - работа у стенной карты, классной доски, демонстрация натуральных и объемных средств обучения, экранно-звуковых средств обучения.Мебель для организации рабочего места учителя включает демонстрационный стол (по ГОСТ 18607-93), верхняя плоскость которой может устанавливаться на необходимой высоте; рабочий стол со стулом, за которым учитель работает сидя, классную доску с приспособлением для закрепления карт, экран.

4. . Мебель для организации рабочего места обучающихся включает двухместный стол на деревянной или металлической основе с горизонтальной рабочей поверхностью (по ГОСТ 11015-93) в комплекте со стульями с профилированными поясничными и пояснично-подлопаточными спинками (по ГОСТ 11016-93). Столы и стулья должны подбираться в соответствии с ростом обучающегося разных ростовых груш (N4,5,6).

5. Для обеспечения сохранности учебного оборудования, возможности быстрого поиска необходимого средства обучения и возврате на место хранения после использования в кабинете должен быть комбинированный секционный шкаф, состоящий из различного количества секций в зависимости от площади кабинета (по ГОСТ 18666-95):- нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 3-6 шт.;- верхняя (устанавливается на нижнюю)с остекленными дверками - 3-6 шт.;- верхняя (устанавливается на остекленную) с глухими дверками - 3-6 шт.


III. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями

1. Для широкого использования экранно-звуковых средств обучения в кабинете необходим комплект проекционной аппаратуры. Для использования видеозаписей в кабинете должна быть видеоаппаратура. Для включения в урок звуковых фрагментов - записей музыки изучаемых стран, голосов животных и т.д. целесообразно иметь звуковую аппаратуру. В совместном пользовании с другими кабинетами могут быть телевизор, видеомагнитофон, магнитофон.

2. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения должны быть не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене кабинета, третья - на стене, противоположной окнам.

3. В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяют следующие зоны ее размещения:- у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов);- в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрации диапозитивов, эпипроектор);- в зоне рабочего места учителя (графопроектор, телевизор, видеомагнитофон) .

4. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м)расстояние от экрана до первых столов учащихся должно быть не менее 2,7 м, а до последних столов - не более 8,6 м.Высота нижнего края экрана над подиумом - не менее 0,9 м.Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от подиума 1,2-1,3 м.

IV. Требования к помещениям кабинета

1. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы расставляются - двухрядная и однорядная. Расстояние между столами в ряду 0,6 м, между рядами столов не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами О,5-0,7 м, от первых столов до передней стены около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски - 8,6 м.

2. На передней стене должна быть размещена классная доска и часть постоянной экспозиции (справочные таблицы).

3. На расстоянии не менее 1,0 м от классной доски (на подиуме) должен стоять демонстрационный стол.

4. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования (8-ми или 18-ти секционный в зависимости от площади помещения и конструкции шкафа.

5. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиций наглядного материала.

V. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием

1. Организация кабинета предусматривает оснащение его полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими Перечнями учебного оборудования по географии для общеобразовательных учреждений РФ, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.

2. Допускается оснащать кабинет средствами обучения, изготовленными в порядке самооборудования учителем, обучающимися, родителями.

3. В кабинете должен быть полный комплект учебных книг по образовательной программе данного типа учебного заведения.

4. В кабинете необходимо предусмотреть достаточный комплект методической литературы для учителя, включающий специальную методическую литературу, программы обучения в данном учебном заведении, справочную литературу, образовательный стандарт.

5. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.

6. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений с указанием их инвентарного номера.

VI. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся

1. В состав рабочего места учителя входят специализированный демонстрационный стол, стол для учителя, классная доска, экран.

2. Стол для учителя должен быть высотой 750 мм с рабочей поверхностью 1200x600 мм и выдвижными ящиками, в которых могут располагаться картотеки наличия средств обучения, карточки подготовки учителя к уроку и т.д.

3. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Доска должна иметь магнитную поверхность.

4. Доски или панели над ними должны быть снабжены держателями для закрепления таблиц

5. Для рациональной организации рабочего места обучающегося должны быть соблюдены следующие условия:- достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, выполнения опытов и других видов самостоятельных работ.- удобное размещение оборудования, используемого на уроке;- соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;- необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).

6. Для организации рабочих мест обучающихся предназначены двухместные столы разных ростовых групп с цветовой индикацией.

7. Горизонтальная поверхность стола размером 1200x500 мм обеспечивает размещение учебника, тетради, принадлежностей для выполнения практических и самостоятельных работ.

VII. Требования к размещению и хранению оборудования

1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

  • сохранность средств обучения;

  • постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

  • быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

2. Быстрый поиск нужной карты, подготовка ее к демонстрации и возвращение на место хранение. Организация рационального хранения карт может быть различной. Карты могут быть закреплены на рейки. Хранятся свернутыми и подвешенными в вертикальном положении. С помощью специальных крючков на горизонтальных штангах.

3. Каждой карте должен быть присвоен номер, под которым ее помещают в соответствующий раздел хранилища и заносят в картотеку.

4. Картины и таблицы хранят, если позволяют габариты, в специализированных секциях под классной доской и в ящиках -табличниках, установленных отдельно. Все картины и таблицы рекомендуется наклеивать на картон. Каждой присваивается номер, на внешнюю поверхность дверки ящика помещают список хранящихся в нем картин и таблиц.

5. Натуральные объекты - гербарии, коллекции - во избежание выцветания от солнечных лучей должны храниться в закрытых коробках в глухих секциях шкафа. Допускается их временное экспонирование в остекленных секциях.

6. На внутренней стороне двери глухой секции шкафа или на боковой стенке, если секция остекленная, укрепляют список хранящихся в ней экранно-звуковых средств.

7. Аппаратуру хранят в секциях с глухими дверками, разместив съемные полки в них на нужной высоте. Для использования на уроке аппаратуру размещают на специальной передвижной тележке.

VIII. Требования к оформлению интерьера кабинета

1. При оформлении кабинета следует избегать украшательства. Все элементы оформления должны использоваться в учебном процессе. Интерьер кабинета не должен быть перегружен, все экспонируемые в нем материалы должны быть функционально значимы и хорошо различимы с каждого рабочего места. Для этого необходимо предусмотреть достаточно крупные размеры рисунков и текста.

2. В экспозицию должны включаться материалы, используемые повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования. К первым относят дежурные карты, портреты выдающихся деятелей науки.

3. На передней и боковой стенах кабинета вывешивают портреты выдающихся людей науки.

4. К материалам постоянного экспонирования относятся стенды- Текстовые таблицы ; Физическая карта мира с указанием тепловых поясов Земли; карты Российская Федерация, Природа России.

5. В сменную экспозицию включают материалы, экспонируемые в течение времени изучения соответствующей темы, раздела или вопроса учебной программы.

Для реализации идей новых технологий важно, чтобы в ходе ежедневных занятий, при изучении новых тем, обобщении ранее пройденных и т.д. были созданы условия для продвижения каждому ученику, вовлечения его в активные познавательные действия. Для этого надо каждому ученику представить соответствующие условия, в том числе адекватно специфике деятельности организовать материальную среду, рабочие места учащихся, приспособленные к различным коммуникациям учащихся между собой, учителем, необходимыми средствами обучения и, наконец, окружающей средой. Естественно, в условиях обычной классной комнаты, где занятия ведутся в рамках классно-урочной системы, а учащиеся располагаются за рабочими местами "в затылок" друг другу, такую методику реализовать трудно. В этих условиях невозможно эффективное распределение внимания учителя, дифференцированный подход, использование активных форм, методов и средств обучения. Необходима среда взаимодействующего обучения, предусматривающая возможность работы индивидуально, в группе, свободный доступ к дидактическому инструментарию: учебной технике, книгам, информации.

Выполняя ряд важных функций, кабинетная система способствует развитию отношений учитель-ученик, развитию познавательной активности учащихся, развитию творческого потенциала учителя.

В целом, в школе успешно действует кабинетная система, но ещё многое предстоит сделать для её совершенства.

Литература

1. Школа Рерихов - школа гуманитарной педагогики. /В сб. Педагогическая культурология. - Тюмень - Тобольск: 1995, с.83-86.

2. Анализ опыта педагогического проектирования школы по результатам совместных исследований г. Когалыма Тюменской области и ученых ИОСО РАО. Деп. "Образование и педагогика". 1996, N 63-96, выпуск 1, 20с.

3. Реализация регионального подхода в решении задач физической подготовки школьников (на примере школ г. Когалыма Тюменской области). Деп. "Образование и педагогика", 1996. N 96-104, вып. 2, 12с.

4. Подготовка будущих учителей химии к реализации современной парадигмы образования /Сб.тезисов регулярной научно-практической конференции "Проблемы химического образования на пороге XXI века. 23-24 сентября 1996г. - Красноярск - с. 13-14 (в соавторстве) .

5. Реализация гуманистической педагогики в образовательное процессе в Тюменской области /Сб.трудов "Инновационный процесс е образовании при решении задач современной школы. - Тобольск-Тюмень: 1997. - с.88-90 (в соавторстве).

6. Развитие кабинетной системы обучения как условие формирования активной творческой личности школьника. /В сб. Современные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика. - М. : 1997, с.202-20


Доклад « Роль кабинетной системы в учебно-воспитательном процессе специальной школы».
  • Директору-завучу
Описание:

История становления кабинетной системы обучения в России начинается  с 60-70 годов  восемнадцатого века, но и в настоящее, временя, остаётся темой для дискуссий.

Нет необходимости подробно расписывать достоинства кабинетной системы обучения. Достаточно просто перечислить основные из них: сама атмосфера кабинета, его внешний вид, оформление уже подготавливают учащихся к восприятию материала; наличие в кабинете необходимого демонстрационного и лабораторного оборудования, наглядных пособий позволяют учителю более качественно и эффективно подготавливать и проводить урок.

Кабинетная система обучения в нашей стране прошла длительный путь становления от создания кабинетов для преподавания отдельных предметов  до создания в каждой школе кабинетов по основным образовательным дисциплинам.

Кабинетная система в  специальной  школе позволяет учащимся быстрее переключиться  в атмосферу   специфичности  образовательной дисциплины  для облегчения восприятие  изучаемого материала.

 

Автор Логинова Лилия Сергеевна
Дата добавления 04.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел Конспекты
Просмотров 1161
Номер материала 6457
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓