Главная / Директору-завучу / Доклад : Реализация компетентностного подхода в методической работе колледжа

Доклад : Реализация компетентностного подхода в методической работе колледжа

Реализация компетентностного подхода в методической работе колледжа

КГКП «Костанайский строительный колледж»

Бактыгереева Акылзада Ануарбековна

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет [1]. Происходит переориентация оценки результата образования с понятий «знания», «умения» и «навыки» на понятия «компетенция», «компетентность» как обучающихся, так и педагогов. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании, как попытка отказаться от книжно- абстрактного знания как центра и смысла образования.

Чтобы раскрыть сущность компетентностного подхода в образовании, обратимся к ключевым понятиям «компетентность» и «компетенция». Компетентность и компетенция – это термины, часто используемые в педагогике, по поводу которых еще нет единства, не ясно также, чем же данные понятия отличаются от традиционных умений и навыков. Сегодня мы встречаем значительное количество публикаций, посвященных проблеме компетентности и компетенции. Исследованиями в данной области занимались и занимаются до сих пор как российские ( И.А. Зимняя, А.В.Хуторской, Т.В. Иванова, О.Е.Лебедев, В.А.Болотов), так и казахстанские ученые ( А.Е.Абылкасымова, М.Ж.Жадрина, К.Ж.Аганина, Б.К.Игенбаева)[1-31].

В.М.Полонский в «Словаре по образованию и педагогике», отмечает, что компетентность – «это совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности». Там же и дается толкование компетенции: «Совокупность определенных ЗУНов, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы» [17,с.89-90]. Компетентность связана с определенным видом профессиональной деятельности, совокупностью знаний и качеств личности и означает, согласно словарю С.И.Ожегова, «осведомленность, авторитетность в какой – либо области», вторая же имеет следующее значение: «круг полномочий, прав какого – либо лица, органа, круг вопросов находящихся в чьем либо ведении» [18,с.289].

Отсюда можно сделать вывод о том, что компетентность и компетенция являются понятиями взаимодополняемыми и взаимообусловленными[14,с.57], но не тождественными: компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенциями), не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать. Такое понимание можно найти в определении А.С.Белкина, характеризующего «компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность – как совокупность того, чем он владеет»[14, с.36].Таким образом, понятия «компетентность» и «компетенция» у каждого исследователя различны, они не являются синонимичными.

Повышение качества образования является одной из самых актуальных проблем

не только Казахстана, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы

связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий

организации образовательного процесса. В настоящее время основной целью образования

является не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная,

социальная и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать,

анализировать и действенно использовать информацию, умение рационально и

эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире. Перед педагогическим

сообществом нашей страны стоит глобальная задача создания, апробация и внедрения

новой модели образования, основные принцины которой изложены в «Концепции

развития образования республики Казахстан до 2015 года».

Одним из методологических решений является компетентностный подход, согласно

которому целевым ориентиром профессиональной подготовки является формирование

профессионально – личностной компетентности учителя. Педагог новой школы обязан

обладать высоким уровнем сформированности ряда компетентностей.

Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных

изменений и в содержании образовании, и в осуществлении учебного процесса, и в

практике работы педагога. Сегодня образованность человека определяется не столько

предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием личности: умение

общаться, творчески работать, самосовершенствоваться и самореализоваться в этой

жизни.

В связи с изменениями, происходящими в системе образования, необходимость

включения компентностного подхода в образовательный процесс является актуальной.

Процесс модернизации системы образования предъявляет повышенные требования к

профессионализму педагогов, способных обновлять содержание своей деятельности через

критическое, творческое ее освоение, применение инновационных образовательных

технологий. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения,

обеспечивающего развитие творческого потенциала педагога, повышение его

профессиональной компетентности, следовательно, модернизуются и подходы к

организации и содержанию методической работы.

Компетентностный подход в организации методической работы колледжа основан на

определенной системе, а именно:

  • Тематика для всех организационных форм исходит из единой методической темы колледжа с определением конкретных сроков;

  • Это перспективное и текущее планирование коллективной, групповой и индивидуальной форм методической работы;

  • Консультации для отдельных преподавателей;

  • Рефлексия.

Методическая работа Костанайского строительного колледжа организована в соответствии с «Правилами организации и осуществления учебно – методической работы» (приказ МО и Н РК от 29 ноября 2007г. №583) и «Типовыми правилами деятельности методического совета» (приказ МО иН РК от 21 декабря 2007г. №644).

На основе данных документов МО и Н РК методической службой разработаны Положения:

«Об учебно – методическом комплексе»;

«О внутриколледжном контроле»;

«О единых требованиях к педагогам колледжа»;

«О предметно – цикловой комиссии»;

«О школе молодого педагога и мастере производственного обучения»;

«Об учебном кабинете»

Методические рекомендаций по:

«Структуре и требованию к содержанию и оформлению РУП, ПТП»;

«Составлению и оформлению УМК»

«Проведению мастеров – классов педагогами высшей и первой категории»;

«Оргаизации работы над единой методической темой»;

«Составлению порфолио преподавателя».

Целью методической работы колледжа является повышение уровня профессиональной компетентности преподавателя, становление его профессионального мастерства. Мы рассматриваем профессиональную компетентность как сформированность в труде преподавателя различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем развитие личности обучающихся.

Профессиональная компетентность – это сложная многогранная характеристика педагога. Повышение профессиональной компетенции педагога лежит в основе содержания методической деятельности.Методическая работа в учреждении образования сегодня – это традиции и новации, это прежде всего система повышения уровня компетентности преподавателя от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата. Это новая структура и обновленное содержание, новые формы активного обучения. Повышение уровня компетентности не может ограничиться вопросами теории и методики преподаваемого предмета, оно должно обеспечивать развитие профессиональной культуры в целом.

Методическая тема : «Совершенствование профессиональной подготовки специалистов на основе новых педагогических технологий в контексте компетентностного подхода».

Задачи методической работы:

содействие профессиональному становлению начинающих преподавателей;

удовлетворение потребности педагогических работников в обновлении специальных знаний;

организация учебно – методического и дидактического оснащения УВП;

повышение качества проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий на основе технологизации УВП;

развитие творческой, исследовательской и информационной деятельности преподавателей.

Действует программа работы над методической проблемой, предусматривающая систему, этапы которой определены временными границами и организационными формами.

Практическая деятельность педколлектива по методической работе осуществляется 8 Предметно –цикловыми комиссиями (ПЦК). Тематика методических проблем ПЦК формируется на основе общеколледжной, а членами ПЦК на основе цикловой. Одной из главных задач работы ПЦК является создание Учебно – методического комплекса (УМК). Цель создания: систематизация нормативных, методических, стандартореализующих документов и дидактического материала по темам изучаемого предмета. В содержание УМК входит рабочая учебная программа, поурочный план, средства обучения (дидактический материал). УМК систематизируются на отделениях, преподаватели при аттестации на категорию представляют презентацию УМК.

В основе методической работы:

  • Создание условий для творческих способностей преподавателей;

  • Оказание необходимой методической помощи для решения возникающих проблем;

  • Осуществление координации деятельности преподавателей;

  • Стимулирование стремления педагогического коллектива к развитию профессионального мастерства.

Разработана структура методической службы КСК, которая позволяет осуществлять механизм управления методической работой.

На что направлено содержание методических мероприятий колледжа? На:

  • овладение преподавателями методикой ведения урока;

  • становление начинающего педагога;

  • содействие профессиональному росту преподавателей;

  • обогащение учебно – методическим и дидактическим оснащением УВП.

Формирование педагогической компетентности – процесс длительный и

разноуровневый, т.к. педагогический состав колледжа не однороден, как и уровень компетентности, поэтому налицо объективные различия:

уровень начинающего преподавателя, который готов к выполнению трудовых функций в рамках своей профессии, но еще недостаточно способен реализовать их на практике;

уровень специалиста, пришедшего в колледж, владеющего теорией специальных предметов, но не имеющего психолого – педагогических и методических знаний;

уровень преподавателя, имеющего глубокие системные теоретические знания своего предмета, практические умения, закрепленные в опыте, и определенную профессиональную компетентность.

Следовательно, повышение уровня профессионального роста и компетентности педагогического коллектива требует разноуровневого подхода и разнообразия форм методической деятельности, за основу которой мы взяли работу над единой методической проблемой – изучение, апробация и внедрение современных образовательных технологий.

Мы полагаем, что работа всего коллектива по одной, очень важной на современном этапе, проблеме поможет повысить как познавательный, так и деятельностный уровни профессиональной компетентности преподавателей, поможет организовать сообщество педагогов для обсуждения возникающих вопросов в процессе овладения запланированной методической проблемой, выработать подходы, критерии, получить навыки внедрения инноваций.

Спроектирована модель организации методической работы КСК, раскрывающая основные организационные формы методической работы, способствующие развитию у педсостава от мотивационной функции до обобщающе – аналитической, которая включает в себя:

индивидуальную методическую работу;

работу предметно – цикловых комисий и Школ;

постоянно действующие семинары, ИМС,

педсовет.

Методическя работа в колледже осуществляется в коллективных и индивидуальных формах. Коллективные – это предметно - цикловая комиссия, предметные недели; семинары; конкурсы и т. д. Индивидуальные: посещение и анализ урока; наставничество; самообразование; творческий отчет...

В целях совершенствования педагогического мастерства преподавателей разработана система повышения профессионально – педагогической компетентности преподавателей в трех видах: индивидуальный план самообразования; система внутриколледжного профессионального образования (Школы, аттестация, семинары, конкурсы), система внешнего профессионального обучения (институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области «Өрлеу», областные методические и предметные семинары, региональные и республиканские, международные конференции, областные и республиканские конкурсы).

Анализ профессиональной деятельности каждого преподавателя осуществляется через организацию системы мониторинга профессиональной деятельности преподавателя. С этой целью введен профессиональный рейтинг преподавателя, разработано положение о рейтинговой оценке преподавателя.

Современная педагогическая реальность требует от методической службы активной реализации научно – исследовательской деятельности преподавателей и обучающихся. С целью формирования единого сообщества преподавателей и обучающихся, склонных к НИД проводится работа по развитию творческих способностей обучающихся и их умений использовать полученные знания в самостоятельной работе. НИР обучающихся проходит в рамках НОУ «Зерек», имеющего свой Устав, цели, задачи, структуру, девиз, эмблему.

Для качественного внедрения иннноваций в практику необходима мотивация преподавателя, которая предполагает индивидуальную, групповую и дифференцированную форму. Усиление мотивов и интереса к проблеме – залог успешности в овладении современными образовательными технологиями на уровне применения, требующего творчества. С членами педагогического коллектива проведено анкетирование по теме «Изучение степени использования современных образовательных технологий».

Цели анкетирования:

  • повысить профессиональную компетентность педколлектива колледжа в области теории и практики технологий обучения;

  • продолжить работу по совершенствованию урока.

Задачи: познакомиться с классификацией технологий, их характеристиками.

Анализ обработки анкет 35 респондентов «О изучении использования современных образовательных технологий» показал, что 17% педагогов из перечня предложенных образовательных технологий слышали о них, 28% изучают ряд технологий, 30% апробируют, 25% внедряют технологию дифференцированного обучения. Выбор преподавателями других технологий связан со спецификой преподаваемых дисциплин.

Среди осваиваемых технологий преимущество оказано технологиям: уровневой дифференциации, группового самостоятельного обучения, проблемного обучения

Проводимые микроисследования помогают отслеживать профессиональный рост преподавателей и оказывать своевременную помощь. Обобщенные результаты микроисследования свидетельствуют о стремлении преподавателей к личностному и профессиональному саморазвитию.

Вывод: в педагогическом коллективе идет процесс осмысления, апробации и внедрения интерактивных методов и современных образовательных технологий обучения.

Анализ микроисследования по «Определению уровня профессионально – методической подготовки преподавателей колледжа» предполагает определить: I уровень (могу поделиться); II уровень (знаю и владею); III уровень (испытываю затруднения) и содержит три направления: теоретическая подготовка, знание дидактических основ обучения; психологическая подготовка преподавателя.

В микроисследовании приняло участие 42 преподавателя. Анализ обработки респондентов показал следующее: усредненый процент соответствия уровням по первому направлению составляет: I уровень(15%); II уровень (65%); III уровень (20%).

58% преподавателей владеют, а 42% могут поделиться умением определять главное содержание в учебном материале, делить на блоки, укрупнять дидактические единицы; предусмотреть трудности учебного материала для отдельных учащихся; 89% - умеют рационально использовать дополнительный материал. Самый высокий процент III уровня (20%) - это преподаватели, которые испытывают затруднения в умении насыщать урок материалом, требующим раздумий и мыслительной деятельности.

Во втором разделе «Знания дидактических основ обучения» в среднем 22% респондентов могут поделиться (I уровень), 69% знают и владеют (II уровень), 9% испытывают некоторые затруднения (III уровень). Самый высокий процент затруднений у преподавателей (15%) по вопросу: «умение анализировать свою деятельность и прогнозировать результаты». 90% респондентов знают и владеют критериями оценки знаний учащихся, 84% - знают и умеют осуществлять взаимосвязь методов, форм и средств обучения, использовать на уроке имеющиеся у учащихся знания, навыки и формировать новые; 50% готовы поделиться умением организовать внеклассную работу по предмету, а 44% - умением комплексного планирования целей урока. В третьем разделе «Психологическая подготовка преподавателя» 24% (средний показатель) респондентов имеют затруднения; в том числе самый высокий показатель (50%) - это затруднение в формировании умений и навыков в соответствии с законами психологии. 63% респондентов знают и владеют материалом; самый высокий показатель (79%) это умение планировать развивающие задачи урока и (75%) знания на опору закономерностей логической памяти. 13% могут поделиться, наивысший процент в первом уровне (30%) связан с обеспечением педагогического общения с учащимися, умением изучать учащихся.

Обобщенные результаты микроисследования свидетельствуют о стремлении преподавателей к личностному и профессиональному саморазвитию.


Вместе с тем обобщенные результаты методической работы позволили вычленить проблемы:

недостаточный уровень знаний теоретико – методических основ процесса преподавания и знаний предмета преподавания;

затруднения, испытываемые преподавателями в моделироавнии учебного занятия, следствием чего является отсутствие его целенаправленности и логической организации учебного процесса;

методическая работа еще не стала потребностью для всех членов педагогического коллектива.

Предполагаемая коррекция методической работы:

углубление и расширение знаний преподавателей и осмысление ими теоретико – практической направленности образовательных технологий:

расширение и углубление мотивационных возможностей преподавателей для создания электронных учебников и учебных пособий;

овладение преподавателями более широким и современным спектром теоретических знаний преподаваемых дисциплин.

Подводя итог всему, хочу отметить, ни одна реформа в образовании не состоится,если педагог не умеет реформировать себя. И главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь обучающимся обнаружить то, что в нем заложено, а не обучать его. Весь процесс обучения должен быть направален на развитие социализированного интеллекта, приспособленного к реальной жизни.

Основная цель компетентностного подхода в образовании – научить каждого ребёнка мыслить, научить добывать знания. Но это невозможно сделать без рефлексивного управления познавательной деятельностью обучающихся, педагог должен включать обучающегося в самоанализ и самооценку мыслительной деятельности на каждом этапе познания нового материала. Процесс развития обучающихся включает в себя и самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя).

Мы постоянно слышим словосочетание «обратная связь». Именно систематическая

« обратная связь» в работе с обучающимся даёт педагогу информацию о результативности урока, именно она способствует совершенствованию процесса обучения и улучшению методического мастерства педагога. Рефлексивный компонент деятельности – это необходимое условие развития не только обучающегося, но и педагога. Умение педагога осуществлять педагогическую рефлексию и определяет на современном этапе качество урока.

Преподаватели Каехтина Г.А., Мамедова М.И., Ачканова М.М., Злоба Ю.С. умело анализируют правильность постановки целей и задач урока; обосновывают выбор типа и вида урока, его структуры; оптимальность отбора содержания, целесообразность выбора методов и средств обучения на уроке; оптимальность домашнего задания, степень подготовленности обучающихся к его выполнению.

Важная роль в повышении эффективности методической работы отводится методическому кабинету, основное назначение которого создание банка научных, методических разработок, консультирование педагогов. В качестве критериев эффективности методической работы мы рассматриваем:

повышение уровня ппрофессиональной компетентности преподавателя;

уровень исследовательских умений у педагогов;

уровень умений преподавателя организовывать свою деятельность с обучающимися;

наличие умений преподавателя анализировать и критически осмысливать результаты труда;

Народная мудрость гласит: «Нельзя научить человека на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь». Действительно, учитель учится всю жизнь. Чтобы добиться качества образования, необходимо создать условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого нужна действенная и эффективная структура методической службы, главной миссией которой является создание благоприятной среды для самообразования и саморазвития компетентного педагога.

Представленный материал свидетельствует о том, что формы методичеккой работы Костанайского строительного колледжа определены верно. Методическая работа занимает особое место и доминирующую роль в развитии творческого потенциала преподавателя, повышении его профессиональной компетентности, в обеспечении разнообразных форм повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Именно все это способствует формированию компетентности нашего учебного заведения.


















Доклад : Реализация компетентностного подхода в методической работе колледжа
  • Директору-завучу
Описание:

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет [1]. Происходит  переориентация оценки результата образования с понятий «знания», «умения» и «навыки» на понятия «компетенция», «компетентность» как обучающихся, так и педагогов. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании, как попытка отказаться от книжно- абстрактного знания как центра и смысла образования.    

    Чтобы раскрыть сущность компетентностного подхода в образовании, обратимся к ключевым понятиям «компетентность» и «компетенция». Компетентность и компетенция – это термины, часто используемые в педагогике, по поводу которых еще нет единства, не ясно также, чем же данные понятия отличаются от традиционных умений и навыков. Сегодня мы встречаем значительное количество публикаций, посвященных проблеме компетентности и компетенции.

Автор Инертбаева Гульнара Сериковна
Дата добавления 12.02.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 1041
Номер материала 56167
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓