Реализация
компетентностного подхода в методической работе колледжа
КГКП
«Костанайский строительный колледж»
Бактыгереева
Акылзада Ануарбековна
В настоящее время в Казахстане
идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в
мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными
изменениями в педагогической теории и практике учебно – воспитательного
процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: иные подходы, иное право,
иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет [1]. Происходит
переориентация оценки результата образования с понятий «знания», «умения» и
«навыки» на понятия «компетенция», «компетентность» как обучающихся, так и
педагогов. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании,
как попытка отказаться от книжно- абстрактного знания как центра и смысла
образования.
Чтобы раскрыть
сущность компетентностного подхода в образовании, обратимся к ключевым понятиям
«компетентность» и
«компетенция».
Компетентность и компетенция – это термины, часто используемые в педагогике, по
поводу которых еще нет единства, не ясно также, чем же данные понятия
отличаются от традиционных умений и навыков. Сегодня мы встречаем значительное
количество публикаций, посвященных проблеме компетентности и компетенции. Исследованиями
в данной области занимались и занимаются до сих пор как российские ( И.А.
Зимняя, А.В.Хуторской, Т.В. Иванова, О.Е.Лебедев, В.А.Болотов), так и
казахстанские ученые ( А.Е.Абылкасымова, М.Ж.Жадрина, К.Ж.Аганина,
Б.К.Игенбаева)[1-31].
В.М.Полонский в «Словаре по
образованию и педагогике», отмечает, что компетентность – «это совокупность
необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и
эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или
практической деятельности». Там же и дается толкование компетенции:
«Совокупность определенных ЗУНов, в которых человек должен быть осведомлен и
иметь практический опыт работы» [17,с.89-90]. Компетентность связана с
определенным видом профессиональной деятельности, совокупностью знаний и
качеств личности и означает, согласно словарю С.И.Ожегова, «осведомленность,
авторитетность в какой – либо области», вторая же имеет следующее значение:
«круг полномочий, прав какого – либо лица, органа, круг вопросов находящихся в
чьем либо ведении» [18,с.289].
Отсюда можно сделать вывод о том,
что компетентность и компетенция являются понятиями взаимодополняемыми и
взаимообусловленными[14,с.57], но не
тождественными: компетентный человек, не обладающий правомочиями
(компетенциями), не может в полной мере и в социально значимых аспектах ее
реализовать. Такое понимание можно найти в определении А.С.Белкина,
характеризующего «компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а
компетентность – как совокупность того, чем он владеет»[14, с.36].Таким
образом, понятия «компетентность» и «компетенция» у каждого исследователя
различны, они не являются синонимичными.
Повышение качества
образования является одной из самых актуальных проблем
не только Казахстана, но и для всего
мирового сообщества. Решение этой проблемы
связано с модернизацией содержания
образования, оптимизацией способов и технологий
организации образовательного процесса. В
настоящее время основной целью образования
является не простая совокупность знаний,
умений и навыков, а основанная на них личная,
социальная и профессиональная
компетентность – умение самостоятельно добывать,
анализировать и действенно использовать
информацию, умение рационально и
эффективно жить и работать в быстро
изменяющемся мире. Перед педагогическим
сообществом нашей страны стоит глобальная
задача создания, апробация и внедрения
новой модели образования, основные принцины
которой изложены в «Концепции
развития образования республики Казахстан
до 2015 года».
Одним из методологических решений является
компетентностный подход, согласно
которому целевым ориентиром
профессиональной подготовки является формирование
профессионально – личностной
компетентности учителя. Педагог новой школы обязан
обладать высоким уровнем сформированности
ряда компетентностей.
Введение компетентностного
подхода в учебный процесс требует серьезных
изменений и в содержании образовании, и в
осуществлении учебного процесса, и в
практике работы педагога. Сегодня
образованность человека определяется не столько
предметными знаниями, сколько его
разносторонним развитием личности: умение
общаться, творчески работать, самосовершенствоваться
и самореализоваться в этой
жизни.
В связи с изменениями, происходящими в системе
образования, необходимость
включения компентностного подхода в
образовательный процесс является актуальной.
Процесс модернизации системы образования
предъявляет повышенные требования к
профессионализму педагогов, способных
обновлять содержание своей деятельности через
критическое, творческое ее освоение,
применение инновационных образовательных
технологий. В связи с этим изменяются и
функции методического сопровождения,
обеспечивающего развитие творческого потенциала
педагога, повышение его
профессиональной компетентности, следовательно,
модернизуются и подходы к
организации и содержанию методической
работы.
Компетентностный подход в организации
методической работы колледжа основан на
определенной системе, а именно:
·
Тематика
для всех организационных форм исходит из единой методической темы колледжа с
определением конкретных сроков;
·
Это
перспективное и текущее планирование коллективной, групповой и индивидуальной
форм методической работы;
·
Консультации
для отдельных преподавателей;
·
Рефлексия.
Методическая работа Костанайского
строительного колледжа организована в соответствии с «Правилами организации и
осуществления учебно – методической работы» (приказ МО и Н РК от 29 ноября
2007г. №583) и «Типовыми правилами деятельности методического совета» (приказ
МО иН РК от 21 декабря 2007г. №644).
На основе данных документов МО
и Н РК методической службой разработаны Положения:
• «Об учебно – методическом
комплексе»;
• «О внутриколледжном контроле»;
• «О единых требованиях к
педагогам колледжа»;
• «О предметно – цикловой
комиссии»;
• «О школе молодого педагога и
мастере производственного обучения»;
• «Об учебном кабинете»
Методические рекомендаций по:
• «Структуре и требованию к
содержанию и оформлению РУП, ПТП»;
• «Составлению и оформлению УМК»
• «Проведению мастеров – классов
педагогами высшей и первой категории»;
• «Оргаизации работы над единой
методической темой»;
• «Составлению порфолио
преподавателя».
Целью методической работы
колледжа является повышение уровня профессиональной компетентности
преподавателя, становление его профессионального мастерства. Мы рассматриваем
профессиональную компетентность как сформированность в труде преподавателя
различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в
которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем развитие
личности обучающихся.
Профессиональная
компетентность – это сложная многогранная характеристика педагога. Повышение
профессиональной компетенции педагога лежит в основе содержания методической
деятельности.Методическая работа в учреждении образования сегодня – это
традиции и новации, это прежде всего система повышения уровня компетентности
преподавателя от диагностики затруднений в его деятельности до реального
результата. Это новая структура и обновленное содержание, новые формы активного
обучения. Повышение уровня компетентности не может ограничиться вопросами
теории и методики преподаваемого предмета, оно должно обеспечивать развитие
профессиональной культуры в целом.
Методическая тема : «Совершенствование
профессиональной подготовки специалистов на основе новых педагогических
технологий в контексте компетентностного подхода».
Задачи методической работы:
•содействие профессиональному
становлению начинающих преподавателей;
•удовлетворение потребности
педагогических работников в обновлении специальных знаний;
• организация учебно –
методического и дидактического оснащения УВП;
•повышение качества проведения
учебных занятий и внеклассных мероприятий на основе технологизации УВП;
• развитие творческой,
исследовательской и информационной деятельности преподавателей.
Действует программа работы над
методической проблемой, предусматривающая систему, этапы которой определены
временными границами и организационными формами.
Практическая деятельность
педколлектива по методической работе осуществляется 8 Предметно –цикловыми
комиссиями (ПЦК). Тематика методических проблем ПЦК формируется на основе
общеколледжной, а членами ПЦК на основе цикловой. Одной из главных задач работы
ПЦК является создание Учебно – методического комплекса (УМК). Цель создания:
систематизация нормативных, методических, стандартореализующих документов и
дидактического материала по темам изучаемого предмета. В содержание УМК входит
рабочая учебная программа, поурочный план, средства обучения (дидактический
материал). УМК систематизируются на отделениях, преподаватели при аттестации на
категорию представляют презентацию УМК.
В основе методической работы:
-
Создание
условий для творческих способностей преподавателей;
-
Оказание
необходимой методической помощи для решения возникающих проблем;
-
Осуществление
координации деятельности преподавателей;
-
Стимулирование
стремления педагогического коллектива к развитию профессионального мастерства.
Разработана структура методической
службы КСК, которая позволяет осуществлять механизм управления методической
работой.
На что направлено содержание
методических мероприятий колледжа? На:
-
овладение
преподавателями методикой ведения урока;
-
становление
начинающего педагога;
-
содействие
профессиональному росту преподавателей;
-
обогащение
учебно – методическим и дидактическим оснащением УВП.
Формирование
педагогической компетентности – процесс длительный и
разноуровневый, т.к. педагогический
состав колледжа не однороден, как и уровень компетентности, поэтому налицо
объективные различия:
• уровень начинающего
преподавателя, который готов к выполнению трудовых функций в рамках
своей профессии, но еще недостаточно способен реализовать их на практике;
• уровень специалиста,
пришедшего в колледж, владеющего теорией специальных предметов, но не имеющего
психолого – педагогических и методических знаний;
•уровень преподавателя, имеющего
глубокие системные теоретические знания своего предмета, практические умения,
закрепленные в опыте, и определенную профессиональную компетентность.
Следовательно, повышение уровня
профессионального роста и компетентности педагогического коллектива требует
разноуровневого подхода и разнообразия форм методической деятельности, за
основу которой мы взяли работу над единой методической проблемой – изучение,
апробация и внедрение современных образовательных технологий.
Мы полагаем, что работа всего
коллектива по одной, очень важной на современном этапе, проблеме поможет
повысить как познавательный, так и деятельностный уровни профессиональной
компетентности преподавателей, поможет организовать сообщество педагогов для
обсуждения возникающих вопросов в процессе овладения запланированной методической
проблемой, выработать подходы, критерии, получить навыки внедрения инноваций.
Спроектирована модель
организации методической работы КСК, раскрывающая основные организационные
формы методической работы, способствующие развитию у педсостава от
мотивационной функции до обобщающе – аналитической, которая включает в себя:
•индивидуальную методическую
работу;
• работу предметно – цикловых
комисий и Школ;
•постоянно действующие семинары,
ИМС,
•педсовет.
Методическя работа в
колледже осуществляется в коллективных и индивидуальных формах. Коллективные –
это предметно - цикловая комиссия, предметные недели; семинары; конкурсы и т.
д. Индивидуальные: посещение и анализ урока; наставничество; самообразование;
творческий отчет...
В целях совершенствования
педагогического мастерства преподавателей разработана система повышения
профессионально – педагогической компетентности преподавателей в трех видах:
индивидуальный план самообразования; система внутриколледжного профессионального
образования (Школы, аттестация, семинары, конкурсы), система внешнего профессионального
обучения (институт повышения квалификации педагогических работников по
Костанайской области «Өрлеу», областные методические и предметные семинары,
региональные и республиканские, международные конференции, областные и
республиканские конкурсы).
Анализ профессиональной
деятельности каждого преподавателя осуществляется через организацию системы
мониторинга профессиональной деятельности преподавателя. С этой целью введен
профессиональный рейтинг преподавателя, разработано положение о рейтинговой
оценке преподавателя.
Современная педагогическая
реальность требует от методической службы активной реализации научно –
исследовательской деятельности преподавателей и обучающихся. С целью
формирования единого сообщества преподавателей и обучающихся, склонных к НИД
проводится работа по развитию творческих способностей обучающихся и их умений
использовать полученные знания в самостоятельной работе. НИР обучающихся проходит
в рамках НОУ «Зерек», имеющего свой Устав, цели, задачи, структуру, девиз,
эмблему.
Для качественного внедрения
иннноваций в практику необходима мотивация преподавателя, которая предполагает
индивидуальную, групповую и дифференцированную форму. Усиление мотивов и
интереса к проблеме – залог успешности в овладении современными
образовательными технологиями на уровне применения, требующего творчества. С
членами педагогического коллектива проведено анкетирование по теме «Изучение
степени использования современных образовательных технологий».
Цели анкетирования:
-
повысить
профессиональную компетентность педколлектива колледжа в области теории и
практики технологий обучения;
-
продолжить
работу по совершенствованию урока.
Задачи: познакомиться с классификацией
технологий, их характеристиками.
Анализ обработки анкет 35 респондентов «О изучении
использования современных образовательных технологий» показал, что 17% педагогов из перечня предложенных образовательных
технологий слышали о них, 28% изучают ряд технологий, 30% апробируют, 25%
внедряют технологию дифференцированного обучения. Выбор преподавателями других
технологий связан со спецификой преподаваемых дисциплин.
Среди осваиваемых технологий преимущество оказано технологиям: уровневой дифференциации, группового самостоятельного обучения, проблемного обучения
Проводимые микроисследования помогают отслеживать
профессиональный рост преподавателей и оказывать своевременную помощь. Обобщенные результаты
микроисследования свидетельствуют о стремлении преподавателей к личностному и
профессиональному саморазвитию.
Вывод: в педагогическом коллективе
идет процесс осмысления, апробации и внедрения интерактивных методов и современных
образовательных технологий обучения.
Анализ микроисследования по «Определению уровня профессионально
– методической подготовки преподавателей колледжа» предполагает определить: I уровень (могу поделиться); II уровень (знаю и
владею); III уровень
(испытываю затруднения) и содержит три направления: теоретическая подготовка,
знание дидактических основ обучения; психологическая подготовка преподавателя.
В микроисследовании приняло участие 42 преподавателя.
Анализ обработки респондентов показал следующее: усредненый процент
соответствия уровням по первому направлению составляет: I уровень(15%); II уровень (65%); III уровень (20%).
58%
преподавателей владеют, а 42% могут поделиться умением
определять главное содержание в учебном материале, делить на блоки, укрупнять
дидактические единицы; предусмотреть трудности учебного материала для отдельных
учащихся; 89% - умеют рационально использовать дополнительный
материал. Самый высокий процент III уровня (20%) - это
преподаватели, которые испытывают затруднения в умении насыщать урок
материалом, требующим раздумий и мыслительной деятельности.
Во втором разделе
«Знания дидактических основ обучения» в среднем 22% респондентов могут
поделиться (I уровень),
69% знают и владеют (II уровень),
9% испытывают
некоторые затруднения (III уровень).
Самый высокий процент затруднений у преподавателей (15%) по вопросу: «умение
анализировать свою деятельность и прогнозировать результаты». 90% респондентов
знают и владеют критериями оценки знаний учащихся, 84% - знают и умеют
осуществлять взаимосвязь методов, форм и средств обучения, использовать на
уроке имеющиеся у учащихся знания, навыки и формировать новые; 50% готовы
поделиться умением организовать внеклассную работу по предмету, а 44% -
умением комплексного планирования целей урока. В третьем разделе
«Психологическая подготовка преподавателя» 24% (средний показатель)
респондентов имеют затруднения; в том числе самый высокий показатель (50%) -
это затруднение в формировании умений и навыков в соответствии с законами
психологии. 63%
респондентов знают и владеют материалом; самый высокий показатель (79%) это
умение планировать развивающие задачи урока и (75%) знания на опору
закономерностей логической памяти. 13% могут поделиться, наивысший процент в
первом уровне (30%) связан с обеспечением педагогического общения с учащимися,
умением изучать учащихся.
Обобщенные результаты
микроисследования свидетельствуют о стремлении преподавателей к личностному и
профессиональному саморазвитию.
Вместе с тем обобщенные результаты методической работы
позволили вычленить проблемы:
▬
недостаточный уровень знаний теоретико – методических основ процесса
преподавания и знаний предмета преподавания;
▬
затруднения, испытываемые преподавателями в моделироавнии учебного занятия,
следствием чего является отсутствие его целенаправленности и логической
организации учебного процесса;
▬
методическая работа еще не стала потребностью для всех членов педагогического
коллектива.
Предполагаемая
коррекция методической работы:
• углубление
и расширение знаний преподавателей и осмысление ими теоретико – практической
направленности образовательных технологий:
•
расширение и углубление мотивационных возможностей преподавателей для создания
электронных учебников и учебных пособий;
• овладение
преподавателями более широким и современным спектром теоретических знаний
преподаваемых дисциплин.
Подводя итог всему, хочу отметить, ни одна реформа в образовании не
состоится,если педагог не умеет реформировать себя. И главная задача педагога
состоит в том, чтобы помочь обучающимся обнаружить то, что в нем заложено, а не
обучать его. Весь процесс обучения должен быть направален на развитие
социализированного интеллекта, приспособленного к реальной жизни.
Основная цель компетентностного
подхода в образовании – научить каждого ребёнка мыслить, научить добывать
знания. Но это невозможно сделать без рефлексивного управления познавательной
деятельностью обучающихся, педагог должен включать обучающегося в самоанализ и
самооценку мыслительной деятельности на каждом этапе познания нового материала.
Процесс развития обучающихся включает в себя и самообразование (овладение
способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя).
Мы постоянно слышим словосочетание «обратная
связь». Именно систематическая
« обратная связь» в работе с
обучающимся даёт педагогу информацию о результативности урока, именно она
способствует совершенствованию процесса обучения и улучшению методического
мастерства педагога. Рефлексивный компонент деятельности – это необходимое условие
развития не только обучающегося, но и педагога. Умение педагога осуществлять
педагогическую рефлексию и определяет на современном этапе качество урока.
Преподаватели Каехтина Г.А.,
Мамедова М.И., Ачканова М.М., Злоба Ю.С. умело анализируют правильность
постановки целей и задач урока; обосновывают выбор типа и вида урока, его
структуры; оптимальность отбора содержания, целесообразность выбора методов и
средств обучения на уроке; оптимальность домашнего задания, степень
подготовленности обучающихся к его выполнению.
Важная роль в повышении
эффективности методической работы отводится методическому кабинету, основное
назначение которого создание банка научных, методических разработок,
консультирование педагогов. В качестве критериев эффективности методической работы
мы рассматриваем:
•
повышение уровня ппрофессиональной компетентности преподавателя;
•
уровень исследовательских умений у педагогов;
• уровень
умений преподавателя организовывать свою деятельность с обучающимися;
•
наличие умений преподавателя анализировать и критически осмысливать
результаты труда;
Народная
мудрость гласит: «Нельзя научить человека на всю жизнь, его надо научить
учиться всю жизнь». Действительно, учитель учится всю жизнь. Чтобы добиться
качества образования, необходимо создать условия для роста профессионального
мастерства педагога. А для этого нужна действенная и эффективная структура
методической службы, главной миссией которой является создание благоприятной
среды для самообразования и саморазвития компетентного педагога.
Представленный материал
свидетельствует о том, что формы методичеккой работы Костанайского
строительного колледжа определены верно. Методическая работа занимает особое
место и доминирующую роль в развитии творческого потенциала преподавателя,
повышении его профессиональной компетентности, в обеспечении разнообразных форм
повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Именно все это
способствует формированию компетентности нашего учебного заведения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.