Главная / Начальные классы / Доклад «Формирование ключевых компетенций младших школьников»

Доклад «Формирование ключевых компетенций младших школьников»

 «Формирование ключевых компетенций младших школьников»

Наступивший век можно называть по-разному: веком информационных технологий, веком экономической глобализации и т.д. Но какие бы названия ему не давали, одно остаётся неизменным - старшее поколение по-прежнему будет заниматься воспитанием подрастающего, стремясь подготовить его для вступления в самостоятельную жизнь. Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Важными     характеристиками    качества    обученности    являются     сформированные компетенции учащихся:учебно-познавательные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), информационные (способность результативно мыслить и работать с информацией), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми).

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков - основа формирования ключевых и предметных компетенций.

Что же такое компетентность, компетенция и ключевые компетенции?^

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».  

Впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.»

Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.

Компетентностный подход в современном образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения), а компетенции становятся основным содержанием образования. Несмотря на множество формулировок определения компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность).

Компетентность- это характеристика человека, а компетенция- то, чем он уже владеет (способность, умение). Термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных, носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.

Компетентность - интегральная характеристика личности, которая определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их

Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Информационная компетенция формируется при помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер и пр.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). В ее структуру входят умения и навыки учащихся по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и окружающем мире: самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Учебно-познавательная компетенция характеризуется совокупностью компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общенаучной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.. Сюда относятся знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам учащийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания.

Необходимость обучения ключевым компетенциям - социальный заказ общества школе.

Какие же ключевые компетенции сформируются у младших школьников. Разберём на примере уроков математики.

В процессе изучения математики проводится целенаправленная работа по формированию у младших школьников интеллектуальной компетенции. Для этого на уроках учителями используются следующие приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение. Процесс обучения направляется на формирование основных мыслительных операций и включает интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие внимания, памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), эмоций и речи ребенка. Младшие школьники знают основы учебной деятельности, ориентируются в способах приобретения знаний из различных источников информации, осознают необходимость новых знаний, добывают их из различных источников и разными способами, ищут разные варианты решения учебных задач, выбирают оптимальный вариант их решения.

Решение текстовых задач исключает возможность действия по алгоритму, побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности. В ходе выполнения учебных задач, овладения способами их решения у школьников формируются умения контролировать и оценивать свои действия, развиваются организационная и оценочная компетенции.  Ребята знают способы контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, уважают мнение других людей, оценивают поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

У учеников формируется организационная компетенция. Они знают способы решения учебных задач и проблем в жизненных ситуациях, могут составить план действий, выявить ошибки и откорректировать их, стремятся преодолевать трудности, не боятся ошибок, самостоятельны и организованы.

В рамках коммуникативной компетенции учащихся знают правила общения, основные приемы  диалогической и монологической речи, могут высказать свое мнение, принимать другие мнения, проявлять толерантность, гуманность, эмоциональную устойчивость.

Я бы хотела подробнее остановится на коммуникативной компетенции, т.к. она связана с моей темой самообразования.

В наш век зла, насилия, агрессии много детей имеют проблемы эмоционально-личностного характера. И именно нам, педагогам, чаще всего приходиться сталкиваться с хамством, агрессией, раздражительностью, сквернословием, нетерпимостью наших детей, непосредственно в школе - на уроках и переменах. С самого детства закрепляется модель такого поведения, в силу сложившейся в современном обществе обстановке, которая является зоной ближайшего развития наших детей. С такой моделью поведения мы выпускаем наших детей во взрослую жизнь. Детей, не умеющих адекватно общаться с окружающими, понимать и принимать их, не способных к принятию ответственности за свои действия, не способных к сопереживанию и не владеющих нравственными нормами поведения. Все эти характеристики  относятся  к  коммуникативной  компетенции  человека.  Чем раньше начнётся формирование функциональной грамотности у детей в этой сфере, тем наиболее стойкий результат воспитания и обучения мы получим в конечном итоге. Одним из направлений по формированию коммуникативной компетенции на уроках в начальных классах является применение психокорекционного приёма творческой коммуникации. Современных педагогов не должен смущать термин «психокоррекция», так как он подразумевает систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии и поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Одним из таких средств является творческая коммуникация. Творческая коммуникация - это особого рода деятельность, основное содержание которой составляет более свободное, чем в повседневной жизни, общение людей, сопровождающееся получением нового опыта и преодолением коммуникативных стереотипов, и тем самым дающее толчок развитию личности. Основными задачами психокоррекционных упражнений направленных на развитие творческой коммуникации является: - улучшение качества общения с окружающими; - умение понимать и принимать окружающих; - укрепление образа «Я», интеграция эмоциональных, познавательных, поведенческих аспектов функционирования личности; - способности к принятию ответственности за свои действия; - осознание потребностей и переживаний; - актуализация и переживание чувств; - развитие образного и понятийного мышления, сенсомоторных навыков, нравственных норм поведения и т.д. Эти упражнения являются интерактивным видом деятельности на уроках. Так как они заключаются во взаимодействии между учениками с использованием вербального и невербального общения посредством визуальных образов. К ним относятся всевозможные виды групповой работы. Способами творческой коммуникации являются: - сенсомоторный способ (телесные и голосовые экспрессии, манипуляции с инструментами и материалами); - проективно -символический (использование знаковых систем); - драматический - ролевой способ (моделирование различных образов и ситуаций); - вербальный способ (диалог, сообщение информации). Исходя из выше указанных способов творческой коммуникации, можно определить на' каких уроках возможно использование психокоррекционных упражнений. Сенсомоторный способ используется на уроках изобразительного искусства, труда, музыки. Проектно - символический на уроках русского языка, математики, информационной культуры, изобразительного искусства. Драматически - ролевой на уроках литературного чтения, окружающего мира, на классных часах. Вербальный способ на любом выше перечисленном уроке.

Техники и игры творческой коммуникации адаптированные к использованию на уроках в младших классах. 1. Изобразительное искусство и музыка. Необходимо иметь различные репродукции картин соответствующие теме урока и набор различных музыкальных инструментов. Дети работают в группах - парах. Они должны выбрать музыкальные инструменты вызывающие ассоциации с картиной и исполнить музыкальную импровизацию. Далее необходимо обосновать свой выбор и защитить его перед другими группами. Отвечая на возникающие у ребят и учителя вопросы. 2. Предметы, явления и поэзия. Ярким примером является синквейн. Когда на какой - нибудь предмет или явление (по теме урока) группе необходимо сочинить стихотворение, отражающее их реакцию. Далее можно предложить исполнить драматические миниатюры, то есть проиграть свои сочинения. 3. «Живые скульптуры». После прохождения какого - либо литературного произведения группам детей даётся задание,  используя мимику, жесты, позы изобразить или героев этого произведения, ситуации или взаимодействие между разными персонажами. Другие участники группы должны узнать героев, сюжет. 4. «Метафорическое послание». Участникам группы предлагается создать метафорическое или символическое «послание» в виде рисунка, цитаты, зашифрованного текста, цифр и т.д. затем послания передаются другой группе, которая должна рассказать об ассоциациях, реакциях, возможных интепритациях данного послания. 5. Коллективный рисунок или коллаж. Этот вид упражнения можно использовать на любом уроке. Участникам группы предлагается создать коллаж или групповой рисунок на заданную тему, используя подручные инструменты и материалы. И как продолжение возможно создание коллективного проекта по теме. Когда несколько групп объединят свои работы по одной теме. А далее организовывается защита проекта его представление и обсуждение. 6. Интервью-презентация партнёра. После прохождения нового материала, формируются пары. Один из партнёров просит рассказать другого, что он понял по теме, есть ли у него дополнительная информация, как он воспринимает тему, зачем она ему необходима в будущем и т.д. Затем, слушатель изображает в картинках наиболее интересное или важное. А потом слушатель представляет рассказчика группе, используя свои рисунки и комментарии. Так например на уроке математике в первом классе при обучении решению задач на разностное сравнение можно использовать упражнение «Метаморфическое послание» (при системности использования этого вида упражнения, с предварительной работой не по группам,  а учитель - ученики) . Дети в парах придумывают и зашифровывают задачу. Например: на листке рисуют грушу и яблоко, под ними пишут цифры - 2, 5, 3. Передают это послание другой группе. Другая пара, пользуясь шифровкой должны составить задачу и решить её. А потом представить перед классом. Группа, составляющая шифровку, даёт свои комментарии. Класс обсуждает правильность составления или решения этой задачи. Ещё один пример, упражнение «Групповой коллаж». После прохождение темы «Полезные ископаемые» (4 класс, познание мира) детям даётся домашнее задание, найти и принести из дома картинки, стихи, рассказы, загадки, вырезки из журналов и т.д. хоть каким-то образом связанные с темой. На уроке класс делится на группы. Каждая группа оформляет коллаж так, чтобы он был объединён одним сюжетом. После выполненной работы происходит презентация коллажа. Детям необходимо доказать его значимость и ответить на возникшие вопросы членов других групп и учителя. Далее, коллажи объединяются, и получается проект «Полезные ископаемые». В ходе выполнения этих упражнений развиваются навыки включения в совместную деятельность, осознание общности проблем и достижение взаимопонимания, интеграция эмоциональных, познавательных, поведенческих аспектов функционирования личности, развитие образного, понятийного, логического мышления. Всё это и является коммуникативной компетенцией. Любой современный педагог должен владеть различными методами и приёмами обучения и воспитания. Пользоваться междисциплинарными подходами в обучении детей, творчески подходить к своей профессиональной деятельности, так как всё это является составляющими компонентами профессиональной компетентности педагога.

    



Доклад «Формирование ключевых компетенций младших школьников»
  • Начальные классы
Описание:

Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Важными     характеристиками    качества    обученности    являются     сформированные компетенции учащихся:учебно-познавательные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), информационные (способность результативно мыслить и работать с информацией), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми).

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков - основа формирования ключевых и предметных компетенций.

Что же такое компетентность, компетенция и ключевые компетенции?

Автор Гарник Татьяна Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2213
Номер материала 27147
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓