Главная / Другое / Доклад "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"

Доклад "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"


Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Нижегородской области

«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»













ДОКЛАД


Тема: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе





Автор:


преподаватель Ананьева Нина Ивановна
















р.п. Красные Баки

2016 г


Содержание.



Введение. Понятие здоровья……………………………………………….3 стр.


Цель и основы здоровьесберегающей технологии в образовании……….3 стр.


Здоровьесберегающие моменты учебного занятия………………………..5 стр.


Использование здоровьесберегающих технологий

в педагогической практике…………………………………………………6 стр.


Источники информации…………………………………………………...10 стр.
































«Здоровье до того перевешивает все остальные блага,

что здоровый нищий – счастливее больного короля»
А. Шопенгауэр

Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Здоровье – дело не только личное, но и общественное.

Анализ определений здоровья показывает, что чаще всего встречается шесть его признаков:

отсутствие болезней;

нормальное функционирование организма;

гармонизация организма и окружающей среды;

способность человека к полноценному выполнению основных социальных функций;

полное физическое, психическое и социальное благополучие;

адаптация человека к усложняющейся и меняющейся окружающей среде.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику образовательного учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывая у него культуру здоровья.


Тогда диплом о профессиональном образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, тогда и студенты поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.

Прежде чем изменять мир, начни с самого себя.

Отношение к проблеме ортобиоза прежде всего надо начать с личности преподавателя. Личностно-ориентированный подход к здоровьесберегающим технологиям проявляется в изменении жизненных установок.

(ОРТОБИОЗ — [< гр. orthos прямой, правильный + bios жизнь] термин, означающий здоровый, разумный образ жизни; о. включает заботу о физическом здоровье, оптимальный ритм работы и отдыха, двигательную активность, рациональное питание, культуру общения и личную …   Словарь иностранных слов русского языка)

Самому педагогу необходимо изменить…

-> …мировоззрение преподавателя по отношению к самому себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;

-> …отношение преподавателя к студентам. Педагог должен полностью принимать студента таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности;

-> …отношение педагога к задачам учебного процесса, педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и их развитие с максимально сохраненным здоровьем.

Данные направления и определяют пути повышения педагогического мастерства учителя через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, их психологическую проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия со студентами.

Развернута программа разумно организованной жизнедеятельности человека, которую можно было бы коротко назвать: "искусство жить". И главным своим содержанием она обращена к созиданию личного ортобиоза, разработке индивидуальной технологии здорового образа жизни.

Я считаю, что педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

4) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (студенты в роли преподавателя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, студент как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

5) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

6) позы учащихся, чередование поз;

физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 30=45 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

7) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

8) психологический климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

1) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного студентами на учебную работу. Норма — не менее 60 % и не более 75-80 %;

2) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

3) темп и особенности окончания урока:

быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Результаты:

создание экологически комфортной здоровьесберегающей среды, психолого-педагогической здоровьесберегающей технологии сопровождения учащихся в образовательном процессе;

обновление содержательной и методической базы преподаваемых дисциплин, совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса школы и здоровьесберегающего пространства.

Анализируя урок с позиции здоровьесбережения, я стараюсь учитывать представленные выше аспекты.

-    Гигиенические условия в кабинете – кабинет светлый, теплый, учебная доска имеет дополнительное освещение.

Проблема: кабинет находится на 3 этаже и часто в коридоре во время занятий «проводят время» студенты. Видимо, либо отпросились в туалет, либо обеденный перерыв не в традиционное время. Приходиться выходить и наводить порядок. Входную дверь часто не закрываем, т.к. кабинет небольших размеров, вентиляция отсутствует и приходиться проветривать, держа открытой дверь.

-    Число видов учебной деятельности, используемых педагогом; средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. (Ориентировочная норма: 7–10 минут)

Использую в практике нестандартные уроки: уроки – конкурсы (лучший проект цветника, лучший комплект вопросов по теме), уроки-экскурсии (иногда виртуальные –видео с учебных сайтов), уроки — ролевые игры, уроки – соревнования, и другие.

Приемы с элементами соревнования, благотворно влияют на здоровье студентов.

Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, студентам, особенно с заниженной самооценкой, значительно легче учиться вместе.

Проходит работа в группах по-разному: места размещаются так, чтобы студенты могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от студентов сохранения неподвижной позы в течение всего урока

-   Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения студентов;

Работа с информацией (учебник, конспект) составление вопросов, отражающих тему учебного материала,

Описание объекта изучения – используется иллюстрации, видео.

-    Умение педагога использовать возможности показа видеоматериалов;

Видео собственного производства, из источников учебных сайтов и т.д.

-    Физкультминутки и физкультпаузы;

В течении занятия 90 минут наступает момент затруднений в работе- перерыв для разминки.

-    Наличие у студентов мотивации к учебной деятельности на уроке:

Мотивация студентов к получению информации слабая – пытаюсь донести до них в форме фактов использования учебного материала в дальнейшей жизни и работе.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность студентов.

-    Благоприятный психологический климат на уроке;

Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения новых знаний и умений самих студентов, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Для разрядки обстановки – адекватная шутка, рассказ ситуации из жизненного опыта и т. д.

-    Темп и особенности окончания урока.

Темп разный на определенных этапах урока – в начале занятия размеренный, далаю упор на тему и цель занятия; во время объяснения моментов темы – четкий с дополнительными пояснениями, во время практических заданий – бодрый ,активный для мотивации выполнения задания.

Реализуя методы здоровьесбережения  в своей деятельности, я пришла к выводу, что педагог должен проявить следующие умения:

        анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

        владеть основами здорового образа жизни;

        устанавливать контакт с коллективом студентов;

        наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

        прогнозировать развитие своих студентов;

        моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

        личным примером учить студентов заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Отдельная тема – лабораторно-практические занятия на местности.


Обязательные условия –инструктаж по ТБ, Соответствующая экипировка студентов (обувь в лесу, защита от гнуса), использование инструментов по назначению. Поясняю последствия нарушений дисциплины, возможности качественного выполнения практических заданий.


Недостатка в движении нет, но безопасность обязательна (неровный рельеф, острые предметы и т.д.)

Оптимистический настрой на результативную работу – общая работа в группах, настроение на положительной волне и желание выполнить работу с нужным результатом.

hello_html_317a3bdc.png





Источники информации:

1. Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. — 2004. — № 26. — С. 53-61.

2. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.


Интернет ресурсы:


  1. http://afox.ru/referat/zdorovesberegaiushchie-tekhnologii-v-ramkakh-realizatcii-fgos/

2. http://garnett.ru/dokumenty/sozdanie-zdorovesberegaiushchei-obrazovatelnoi-sredy-v-usloviiakh-realizatcii-fgos/



Доклад "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе"
  • Другое
Описание:

Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Здоровье – дело не только личное, но и общественное.

Цель здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику образовательного учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывая у него культуру здоровья.


Автор Ананьева Нина Ивановна
Дата добавления 09.11.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 45
Номер материала MA-068398
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓