Педагогическая технология как новое направление
в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической
технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом,
его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Педагогический процесс на основе педагогических
технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение
педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные
воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим
образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером
своего дела.
Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик,
объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально
взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами
организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает
отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность
условий для развития учащихся.
Внедрение технологического подхода в практику школьного образования
обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению
с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология
обучения в меньшей степени зависит от субъективных факторов (например:
законы физики, состав вещества или правописание безударных гласных в
корне слова не зависят от воли и отношения к ним ученика). Процессы создания
и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в
основе их всегда лежат отношения между воспитателем и учащимися и они
требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали
отношение к делу, которое предлагает педагог. Поэтому в педагогической
литературе можно встретить мнения против тезиса о те6хнологизации воспитания
– утверждение о несовместимости такого тонкого личностного, творческого
процесса, как воспитание, с техникой, стандартом, автоматизацией с одной
стороны. И с другой стороны стремление ученых, педагогов снабдить учителя –
воспитателя скажем так, «орудиями труда» и рекомендациями по их
использованию. Педагогика еще пока не в силах разрешить данное противоречие.
Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство, но рано
или поздно оно уступает место «коллективному» мастерству, концентрированным
выражением которого является технология, сокращающая путь к цели, экономит
время и затраты.
Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических
технологий можно дать следующее определение:
Воспитательные технологии –
это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих
установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в
непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение
воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
·
Диагностирование
·
Целеполагание
·
Проектирование
·
Конструирование
·
Организационно –
деятельностный компонент
·
Контрольно – управленческий
компонент
Содержательный компонент наряду с правильно
поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер
воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология
информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной,
продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной
технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели
и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
·
Научно обоснованные
социализированные требования
·
Передача социального опыта
·
Постановка цели и анализ
сложившейся ситуации
·
Социализированная оценка
ученика
·
Организация творческого дела
·
Создание ситуации успеха
Так же, как и для технологии
обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является
возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Рассмотрим
пример самой распространенной по применению воспитательной технологии –
технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по
Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела –
формирование относительно устойчивых отношений человека к себе,
окружающим, природе, вещам.
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить
следующим образом:
·
Подготовительный этап (предварительное
формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых
материалов)
·
Психологический настрой (приветствие,
вступительное слово)
·
Содержательная (предметная)
деятельность
·
Завершение
·
Проекция на будущее
Рассмотрим отдельные педагогические технологии.
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так
и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как
особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все
современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной
технологии являются:
·
Переход от педагогики
требований к педагогике отношений
·
Гуманно – личностный подход к
ребёнку
·
Единство обучения и
воспитания
Концептуальный положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие
тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
·
превращение школы Знания в
школу Воспитания;
·
постановка личности
школьника в центр всей воспитательной системы;
·
гуманистическая
ориентация воспитания, формирование общечеловеческих
·
ценностей;
·
развитие творческих
способностей ребёнка, его индивидуальности;
·
возрождение
национальных культурных традиций;
·
сочетание индивидуального и
коллективного воспитания;
·
постановка трудной цели;
Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили.
Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии
Ш.А.Амонашвили являются:
·
способствование
становлению, развитию и воспитанию в ребенке
·
благородного человека путем
раскрытия его личностных качеств;
·
развитие и становление
познавательных сил ребенка;
·
идеал воспитания –
самовоспитание;
Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в
практике воспитательной работы: технология коллективного творческого
воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания
В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и
внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
Технология коллективного творческого воспитания
И.П.Иванова. Технология коллективного
творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности
взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве,
планировании и анализе результатов.
Концептуальные идеи, принципы:
·
идея включения детей в
улучшение окружающего мира;
·
идея соучастия детей в
воспитательном процессе;
·
коллективно – деятельностный
подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация
деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни,
организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;
·
комплексный подход к
воспитанию;
·
личностный подход, одобрение
социального роста детей;
Технология гуманного коллективного воспитания
В.А.Сухомлинского. Идеи и
принципы:
·
в воспитании нет главного и
второстепенного;
·
воспитание – это прежде всего
человековедение;
·
эстетическое, эмоциональное
начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная
сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
·
принцип единства: обучения и
воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и
доброты, различных методов;
·
культ Родины, культ труда,
культ матери, культ книги, культ природы;
·
приоритетные ценности:
совесть, добро, справедливость.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной
работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками
продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий
позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а
ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное
сознание воспитателя.
Образование – не только обучение знаниям, умениям и
навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее
социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса
воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера
воспитательной работы. Использование опыта мировой педагогической науки
поможет в решении данных задач.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.