Главная / Классному руководителю / доклад " Репродуктивное здоровье школьника"

доклад " Репродуктивное здоровье школьника"

Тема: Возрастные особенности и

психологические основы охраны

репродуктивного здоровья подростков

(Сообщение на родительское собрание в г. Аксу)


« Структура личности подростка…

В ней нет ничего устойчивого, окончательного

и неподвижного. Всё в ней -переход, всё течёт…»

Л.С. Выготский.

Цель: просвещение родителей учащихся о возрастных особенностях подростков.

Задачи:

  • познакомить родителей с анатомо-физиологическими процессами, протекающими при перестройке подросткового организма;

  • раскрыть некоторые особенности поведения подростков в период полового созревания

  • дать советы родителям для обеспечения взаимопонимания и доверия подростков


Притча: Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?».

А ведь, действительно, мы, взрослые, родители часто удивляемся, когда наш ребёнок вдруг повзрослел?

Слайд 1.- (тема) Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов, какие знания и советы, пригодятся родителям подростков, ведь этот период , бесспорно, трудный как для детей, та и для нас, родителей особенно в вопросах полового воспитания.

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова Л. С. Выготского –одного из лучших психологов 20 столетия, которого называют Моцартом в психологии. Они удивительно точны. Развитие подростка - это начало поиска себя, своего уникального «Я», своего внутреннего мира, что является ценнейшим психологическим приобретением этого возраста.

Развитие подростка сопровождается изменениями в организме, которые имеют количественные и качественные показатели и зависят как от биологических, так и от социальных факторов. Каждому возрасту присущи свои особенности.

Слайд 2. В нашей стране сложилась система условного разделения школьного периода детства на следующие возрастные группы: младший школьный возраст (дети 7–10 лет – ученики 1–3-х классов), средний школьный возраст (подростки 10–15 лет – ученики 4–9-х классов), старший школьный возраст (юноши и девушки 16–17 лет – ученики 10–11-х классов) Индивидуумов от 10 до 24 лет называют молодыми людьми.

Слайд 3. Основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.

Биологические признаки подросткового периода сопровождаются:

-стремительным ростом тела и изменением его пропорций. причём, мальчики отстают от девочек в темпах прироста на 1-2 года. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину, поэтому подростки такие нескладные и непропорциональные с виду. И они учатся управлять своим «новым» телом.

-Появляются вторичные половые признаки у подростков

-В психосексуальном развитии подростки переходят на эротический и сексуальный этап

-Изменяются социальные потребности и установки

Изменение тела сопровождается переживаниями боли, радости, очарования, восторга, удивления, смущения, растерянности. Они постоянно сравнивают себя с другими и пересматривают образ своего «Я» . Достоинство и недостатки своей внешности оцениваются строго. В период полового созревания происходит осознание своей физиологической и психической принадлежности к определённому полу. Этому способствует и физиологическая перестройка организма, и повышение уровня вырабатываемых гормонов.

Меняются взаимоотношения между мальчиками и девочками. Они приобретают социальную и нравственную окраску. Появляются эротические интересы и переживания.

Явление это совершенно естественное, но под влиянием акселерации и ряда других причин психосексуальное созревание подростков заметно ускорилось. Не следует бояться угрозы преждевременного полового развития, так как это совсем не означает начало ранних половых отношений, лучше позаботиться о получении подростками необходимого воспитания и образования в вопросах пола и интимных отношений. Подростки должны знать не только биологию пола, но и иметь ясные представления о социальных и психологических проблемах. Сегодня, беседуя с подростками на такие важные темы нужно апеллировать уже не к биологическим доводам ( смотри, не повреди своему здоровью), а к чувству социальной и моральной ответственности, призывая их тщательно взвешивать серьёзность своих чувств ( «люблю» или «нравится»), меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, материальные и иные сложности ранних браков и др. Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, психологическом, нравственном и социальном становлении человека. Именно в этот период завершается формирование всех функциональных структур организма, интенсивно протекают процессы роста и развития, в результате чего реализуется индивидуальная генетическая программа развития организма.

Но проблема в том, что человека до 18 лет с принято считать ребенком и не признавать его особые медико-социальные потребности. В результате молодые люди, которые уже к 15 годам становятся половозрелыми с обоснованными претензиями на взрослую жизнь, в то же время все больше становятся инфантильными. Фактически отрезок времени длиной в несколько лет между окончанием созревания репродуктивной системы и сексуальности и возрастом совершеннолетия становится асоциальным периодом. Отсюда высокий риск нежелательного поведения, особенно репродуктивного..


Слайд 4. Что же нужно знать о подростковой сексуальности родителям? Прежде всего- ясно понимать, что это вполне нормальное явление на данном возрастном этапе. Но оно имеет свои особенности. Не удивляйтесь, что у подростков появляются эротические фантазии, они чаще уделяют внимание сексуальной тематике в книгах, журналах, на телевидении и в Интернете, слушают «похабные» анекдоты, смотрят парнографические картинки и фильмы. При этом взрослым, когда те пытаются об этом заговорить, они демонстрируют равнодушие или стеснительность. На этой стадии подростки могут делать первые шаги в романтических отношениях: начинают встречаться, держаться за руки, целуют друг друга в щеку.

Самооценка подростков очень сильно зависит от восприятия их сверстниками. Они часто сомневаются в том, что нравятся объекту своих симпатий, и легко поддаются влиянию друзей. У юношей сексуальное влечение появляется раньше, девушки

дольше находятся на стадии романтической влюбленности. И те и другие начинают активно общаться в смешанных компаниях. Часто подростки в этом возрасте впервые по-настоящему влюбляются.

Взрослея, они проходят различные этапы психосексуального

развития в своем индивидуальном темпе,. Различают: нормальное, ускоренное, замедленное и подавленное развитие. Следует родителям обратить внимание и на тех подростков, у которых психосексуальное развитие оказывается подавленным. Выяснить причины, среди которых могут быть : неприятие сексуальных отношений, если в семье ребёнка с гиперопекают и дают неправильное половое воспитание, представляющее эти отношения исключительно в негативном свете. Эмоциональная отверженность со стороны матери или ее неудавшаяся личная жизнь, сексуальные притязания со стороны отчима или постоянные семейные скандалы – все оказывает влияние. Задача родителей – вовремя заметить неладное в психосексуальном развитии ребенка и при необходимости обратиться к специалисту.

Для подростков с ускоренным психосексуальным развитием характерно нормальное или чаще бурное физическое развитие, Сексуальная активность может проявиться уже с 12–13 лет. К 15–16 годам они ведут регулярную половую жизнь. Юноши обычно среднего или ниже среднего роста, широкоплечие, крепкие. Девушки внешне психологически спокойные, добродушные, жизнерадостные, высоко коммуникабельны. Интерес к развлечениям преобладает над усердием к учебе. Нередко они лидеры молодежной тусовки. У подростков этой группы в сексуальности физиологический компонент преобладает над эмоциональным. Они быстро влюбляются и быстро остывают. Сексуальная активность подвергает подростков риску возникновения проблем репродуктивного здоровья, таким как ранняя беременность, небезопасный аборт, ИПППП а также ВИЧ, включая сексуальное принуждение и насилие. Подростки этой группы сначала делают и только потом думают, что сделали. В такой ситуации уговоры и запреты малоэффективны, так как активность подкорковых структур доминирует над активностью коры головного мозга: Поэтому уже к 12 годам они должны знать о мерах профилактики беременности и инфекций, передаваемых половым путем. Родители должны объяснить взрослеющим детям, что сексуальные отношения могут стать источником сильных положительных эмоций, удовлетворения и счастья только в том случае, если они начинаются между двумя людьми, которые ответственно относятся к своему здоровью, друг к другу и возможному появлению третьего – их ребенка.

Чтобы продемонстрировать возможные последствия подростковой беременности, родители могут провести со своими детьми-подростками, как девочками, так и мальчиками, небольшой эксперимент. Предложите им составить список жизненных целей на ближайшие 5 лет и запишите планы, касающиеся обучения, выбора профессии, путешествий, развлечений, творчества, занятий любимым делом, общения

с друзьями и т.д. Затем предложите пересмотреть этот список с учетом внезапного наступления беременности и ожидания ребенка. В разговоре с дочерью обсудите, как беременность и рождение младенца изменят ее жизнь, отношения с друзьями и внутри семьи, как ей придется решать вопрос со школой и дальнейшим образованием и совмещать учебу с уходом за ребенком. Обсудите, как могут сложиться отношения с отцом ребенка, будет ли он готов заботиться о семье, или же воспитание ребенка

целиком ляжет на плечи юной мамы.

Взрослея, подростки пытаются определить границы допустимого, исследуют свои собственные возможности, самоутверждаются. Они нередко предпочитают действия с высоким уровнем эмоционального напряжения, склонны к импульсивным поступкам, не задумываются о возможных негативных последствиях своего поведения.

Ни в каком другом возрасте человек не экспериментирует в стольких областях с таким малым багажом знаний и опыта. Перед родителями стоит непростая задача – понять, какой риск и какая его степень полезна и способствует развитию личности, а какая –создает угрозу для здоровья и благополучия подростка, и по возможности

помочь ему избежать серьезных проблем. Важно, чтобы родители разговаривали со своими детьми на тему секса и контрацепции. Половое воспитание должно иметь практический уклон, ( как и где покупать противозачаточные средства, почему необходимо договариваться с партнерами об их применении и др )

Слайд 5. На пороге полового созревания должен знать:

  • как устроена и функционирует репродуктивная система человека

  • чем опасны беременность в раннем возрасте и инфекции,

передаваемые половым путем (ИППП), в том числе ВИЧ-

инфекция;

  • о современных средствах контрацепции и о том, что презер-

ватив, при условии правильного использования, значительно

снижает риск наступления беременности и заражения ИППП

и что единственный стопроцентный способ не забеременеть

и не заразиться ИППП – это воздержание от сексуальных

отношений;

  • о своем праве на информацию о репродуктивном здоровье, на защиту от сексуальных домогательств и насилия, о праве самому решать, вступать или не вступать в сексуальные отношения,

  • о недопустимости насилия в сексуальных отношениях и об

ответственности за насильственные действия сексуального характера; о том, что родители готовы помочь и поддержать его в любой ситуации,

  • о специальных медицинских учреждениях для подростков, куда они могут обращаться самостоятельно

Подростковая сексуальность так же реальна, как и сексуальность взрослых.

Делая вид, что ее нет, или уклоняясь от разговоров с детьми на эту тему, родители лишают себя возможности помочь взрослеющему ребенку

Слайд 6. Что является самым главным для ребёнка в этот период? Вот какую логическую цепочку важно сохранить:

Любовь -------Доверие---------Понимание---------Поддержка

Эксперты –психологи отмечают, что риск у подростков носит комплексный характер. Те, кто регулярно употребляет алкоголь, чаще остальных подвергают себя и другим рискам: курят, пробуют наркотики и имеют непостоянных сексуальных партнеров. Они не очень прилежны в учебе по сравнению с дисциплинированными школьниками, часто не завтракают, реже используют ремень безопасности, больше курят, чаще бывают пьяными, раньше начинают половую жизнь, реже чувствуют себя здоровыми. Поэтому для того чтобы снизить риски, нужно действовать сразу во всех направлениях: раз-

говаривать, объяснять, менять среду, консультироваться со специалистами,

ограничивать, поощрять, мотивировать, направлять. Меняться самим, узнавать больше, стремиться быть более компетентными и авторитетными родителями в глазах подростка. А главное – научиться уважать и понимать подростка, поддерживать его, сохранять контакт и взаимное доверие.

Должна предостеречь родителей о вероятных опасностях общения подростков в соцсетях. Кибергруминг – этим термином обозначают вхождение в доверие к ребенку с целью его использования в сексуальных целях. Как правило, злоумышленники хорошо разбираются в психологии детей и подростков и ориентируются в их интересах. Они отслеживают в социальных сетях или на форумах подростков, находящихся в подавленном состоянии, сочувствуют, предлагают поддержку, обсуждают волнующие их вопросы, постепенно переводя беседу в сексуальную плоскость, а затем предлагают перейти к отношениям в реальной жизни. Реальное знакомство может привести к принуждению подростка к сексуальным отношениям, участию в создании порнографии, другим злоупотреблениям, угрожающим его здоровью и жизни. Не осознавая возможных негативных последствий, подростки сообщают в Интернете персональную информацию, выставляют на своих страницах откровенные фотографии, которые затем могут легко попасть на другие сайты и стать общедоступными, могут быть отредактированы и использованы в неприемлемом виде.

Ваша задача научить детей вести себя в Интернете так же осмотрительно, как и в реальной жизни; никогда не соглашаться на реальное свидание с незнакомым

человеком, не предупредив об этом взрослых; напомнить о том, что виртуальный собеседник может выдавать себя за другого; убедить детей в необходимости обращаться за советом и помощью каждый раз, когда они сталкиваются в Интернете с чем-то сомнительным, или потенциально опасным.( предлагаю сайты , где можно Слайд 7. получить информацию о половом воспитании подростков)

Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины. Требуется особый такт со стороны взрослых, причастных к воспитанию, при общении с подростками. Если отец или мать без смущения обсуждают со своими детьми вопросы, связанные с их сексуальным развитием, романтическими, интимнымии семейными отношениями, детям действительно повезло.


Для чего нам серебро, золото, каменья эти?

Все – ничтожно.

Всех сокровищ

Драгоценней сердцу дети!

Подготовила : Дубгорная М. М.- психолог :

СШ им Б. Момышулы с Пограничник





ЛИТЕРАТУРА


1. Жинот Х. Родители и подросток. Серия «Магическая формула». - Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.

2. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.

4. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995.

5. Богданова Е.А. Охрана здоровья девочек и девушек основа репродуктивного здоровья женщин /

6. Е.А. Богданова, М.Н. Кузнецова, О.Г. Фролова //Акушерство и гинекология. – 1992. – №2. – С. 46-48.

7. Кулаков В.И. Репродуктивное здоровье в возрастном аспекте у девочек, мальчиков и    женщин /В.И. Кулаков, В.Н. Серов. М., 2001. – 569 с.

8. Латышевская Н.И. Репродуктивное здоровье у девушек-подростков в социально- гигиеническом мониторинге /

доклад " Репродуктивное здоровье школьника"
  • Классному руководителю
Описание:

Цель, задачи: познакомить родителей с анатомо-физиологическими процессами, протекающими при перестройке подросткового организма; раскрыть некоторые особенности поведения подростков в период полового созревания дать советы родителям для обеспечения взаимопонимания и доверия подростков. Притча: Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?». А ведь, действительно, мы, взрослые, родители часто удивляемся, когда наш ребёнок вдруг повзрослел? Слайд 1.- (тема) Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов, какие знания и советы, пригодятся родителям подростков, ведь этот период , бесспорно, трудный как для детей, та и для нас, родителей особенно в вопросах полового воспитания.


Автор Дубгорная Марина Михайловна
Дата добавления 17.11.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 833
Номер материала MA-062359
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы