Главная / Другое / Доклад: "Развитие речи обучающихся с использованием ИКТ"

Доклад: "Развитие речи обучающихся с использованием ИКТ"

Доклад по теме самообразования Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У обучающихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях. Возможности и преимущества медиазанятия: повышение мотивации к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появление возможности моделировать объекты и явления; развитие наглядно-образного мышления.

О чем мечтают дети,
На всей, на всей планете?
Мечтают путешествовать,
И новый мир познать,
Простых вещей основу,
И таинства узнать!


Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в образовательном учреждении — это одна из самых актуальных проблем в отечественной педагогике.

Необходимо целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Занятия должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуко и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В форме обучающей игры можно проводить любые занятия.

Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога Д.О. – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.

Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности.

Хочется заметить, что если педагоги не разовьют у детей любознательность, стремление не только что-то узнавать, но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой учреждение образования не сможет исправить наших ошибок.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки наиболее интересными, в процесс восприятия учебного материала включается не только зрение, но и слух, воображение, всё это помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. Мультимедийным средствам обучения отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых моментов урока. Использование в презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов создает обстановку психологического комфорта на уроке. Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя начальных классов огромной подготовитель ной работы, но все затраты окупаются высокими результатами – улучшается качество обучения, повышается мотивация учащихся. Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

1. использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся;

2. все участники образовательного процесса имеют возможность, используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого;

3. информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала;

4. ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.

5. свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность, неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т.д.

7. процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик;

8. с появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

1. возросшие требования к педагогу;

2. неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;

3. неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку;

4. исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:

- множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;

- технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;

5. невысокая информационная культура;

6. психологическая неготовность учителей к освоению ИКТ;

7. часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение;

8. ИКТ оказывает негативное воздействие на личность ученика: утрата

коммуникативных навыков, чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь;

Тем ни менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Итак, тема, которую я вам предлагаю «Развитие и совершенствование образной и выразительной речи в образовательной деятельности с использование ИКТ»

Задачи, которые вытекают из данной темы:

  • изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с обучающимися;

  • обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми по развитию речи;

  • использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;

  • создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы по совершенствованию и развитию образной и выразительной речи.


Направления использования мультимедийных презентаций
в развитии речи обучающихся:

  • Звуковая культура речи

    • Развитие фонематического восприятия,

  • овладение элементами грамоты

    • Формирование лексико – грамматического строя речи

    • Развитие связной речи

Сейчас начинается Зима и уместно использовать материал для познавательной деятельности детей, что позволит расширить кругозор ребят, повысить словарный запас, развить логическое мышление, абстрактное представление.

Так же можно использовать различные виды упражнений:

Заверши рассказ по имеющемуся началу;

Составь рассказ по имеющемуся концу;

Продолжи предложение;

Развяжи язычок – Скороговорки;

Цвет, вкус настроения;

Нарисовать свою маму словами – словесный портрет.

Доклад: "Развитие речи обучающихся с использованием ИКТ"
  • Другое
Описание:

Методические советы и рекомендации для правильной и не навязчивой работы педагога по развитию и совершенствованию образной и выразительной речи обучающихся с помощью ИКТ. Даются положительные и отрицательные стороны использования новейших технологий на занятиях с детьми. Прилагается Презентация - сопровождение.

Автор Ющишина Валентина Иосифовна
Дата добавления 01.10.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 797
Номер материала MA-060975
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы