Благодаря компьютеру, в более короткие сроки
можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование
грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи,
формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует
повышению грамотности. У обучающихся повышается интерес к процессу обучения,
развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Как показывает
практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе
современную школу. Информационно-коммуникационные технологии входят в число
современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать
сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на
своих занятиях. Возможности и преимущества медиазанятия: повышение мотивации к обучению,
которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; повышение эффективности
образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появление
возможности моделировать объекты и явления; развитие наглядно-образного
мышления.
О чем мечтают дети,
На всей, на всей планете?
Мечтают путешествовать,
И новый мир познать,
Простых вещей основу,
И таинства узнать!
Использование
информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в
образовательном учреждении — это одна из самых актуальных проблем в
отечественной педагогике.
Необходимо
целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Занятия
должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала,
с использованием звуко и видеозаписей. Все это может обеспечить нам
компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер
должен только дополнять педагога, а не заменять его.
Применение
компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему
современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
На
занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или
обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в
соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
В
форме обучающей игры можно проводить любые занятия.
Системы
интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений
управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для
достижения наибольшей наглядности.
Одним из основных средств расширения детских
представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием
видеофрагментов. При такой организации
материала включаются три вида памяти
детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть
сложный материал поэтапно, обратиться не
только к текущему материалу, но и
повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса
детей к изучаемому материалу.
Также
в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и
модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те
моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает
затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой
природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.
Еще
одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога
Д.О. – это электронный вид материалов для подготовки заданий для
самостоятельной работы. Педагог практически в любой момент может выбрать именно
те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в
нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении,
исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном
виде, чтобы вернуться к ним при необходимости. На экране
можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив
разрозненные предложения в связный текст.
Сканер
поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Вместе с
педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При
показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же,
вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и
иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников.
Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного
ряда.
Итак,
привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов,
мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект
образовательной деятельности.
Хочется
заметить, что если педагоги не разовьют у детей любознательность, стремление не
только что-то узнавать, но и прилагать усилия для самостоятельного получения
необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой учреждение
образования не сможет исправить наших ошибок.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки наиболее
интересными, в процесс восприятия учебного материала включается не только
зрение, но и слух, воображение, всё это помогает учащимся лучше усвоить
изучаемый материал. Мультимедийным средствам обучения отводится задача
обеспечения эффективной поддержки игровых моментов урока. Использование в
презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов
создает обстановку психологического комфорта на уроке. Проведение урока с
использованием компьютерных технологий требует от учителя начальных классов
огромной подготовитель ной работы, но все затраты окупаются высокими
результатами – улучшается качество обучения, повышается мотивация учащихся. Практика показывает, что
применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
1. использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать
процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать
учащихся;
2. все участники образовательного процесса имеют возможность,
используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской
деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так
и взрослого;
3. информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся
спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами,
сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала;
4. ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных
материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся,
использовать разные виды внимания.
5. свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность,
неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т.д.
7. процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным.
Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с
элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. У
учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной
модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик;
8. с появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую
возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через
глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к
мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных,
хранилищам файлов, и т.д.)
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
1. возросшие требования к педагогу;
2. неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру
учащихся, что сказывается на их здоровье;
3. неотфильтрованная информация наносит психологический вред
ребенку;
4. исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя
причинами:
- множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность
получить готовый продукт;
- технология проектной деятельности не до конца освоена
учителями-предметниками;
5. невысокая информационная культура;
6. психологическая неготовность учителей к освоению ИКТ;
7. часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных
программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб
содержанию, неудачное методическое сопровождение;
8. ИКТ оказывает негативное воздействие на личность ученика:
утрата
коммуникативных навыков, чрезмерная индивидуализация и утрата навыков
групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует
психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на
анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь;
Тем ни менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать
деятельность учащихся, повысить профессиональный уровень педагога,
разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного
процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать
условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным
уровнем развития.
Итак, тема, которую я вам предлагаю «Развитие и
совершенствование образной и выразительной речи в образовательной деятельности
с использование ИКТ»
Задачи, которые вытекают из данной темы:
·
изучить
нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую
литературу по вопросу использования ИКТ в работе с обучающимися;
·
обосновать
формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми по развитию речи;
·
использовать
средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;
·
создать
банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ
для работы по совершенствованию и развитию образной и выразительной речи.
Направления использования мультимедийных презентаций
в развитии речи обучающихся:
·
Звуковая
культура речи
•
Развитие
фонематического восприятия,
·
овладение
элементами грамоты
•
Формирование
лексико – грамматического строя речи
•
Развитие
связной речи
Сейчас начинается Зима и уместно использовать материал для
познавательной деятельности детей, что позволит расширить кругозор ребят,
повысить словарный запас, развить логическое мышление, абстрактное представление.
Так же можно использовать различные виды упражнений:
Заверши рассказ по имеющемуся началу;
Составь рассказ по имеющемуся концу;
Продолжи предложение;
Развяжи язычок – Скороговорки;
Цвет, вкус настроения;
Нарисовать свою маму словами – словесный портрет.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.