Психологическая подготовка юных спортсменов.
Требования современного спорта к человеку настолько высоки, что,
например, организация тренировок и взаимоотношений спортсменов, определение
уровня их эмоциональных состояний и волевой подготовки немыслимы без
соответствующих психологических знаний.
Среди многих научных дисциплин, изучающих разные аспекты современного
спорта, немаловажное место занимает психология – наука о закономерностях
развития деятельности, сознания и личности человека.
Психология спорта как специальная отрасль психологической науки изучает
закономерности проявления и развития психики деятельной личности в
специфических условиях физической культуры и спорта, которые имеют следующие
особенности:
1.
Предметом деятельности
здесь служит сам человек, сам спортсмен.
2.
В физической культуре и
спорте деятельность направлена на решение единых задач воспитания и
совершенствования.
3.
Спорт связан с необычными,
нередко предельными физическими и психическими напряжениями.
4.
Сущностью спортивной деятельности
является соревнование.
5.
Продуктом деятельности в
спорте является спортивное достижение, нередко рекордное (различного масштаба –
от личного для каждого спортсмена до мирового).
Психология спорта разрабатывает следующие проблемы:
1.
Общие вопросы спортивной
деятельности (направленность спорта, мотивы занятия спортом, возникновение и
развитие интереса к спорту, общие и специфические условия формирования навыков
и умений в тех или иных видах спортивной деятельности).
2.
Проблемы повышения
эффективности спортивной тренировки.
3.
Проблемы, связанные с
участием спортсмена в соревнованиях.
4.
Проблемы психической
регуляции спортивной деятельности и психических состояний.
5.
Проблемы больших и малых
спортивных групп, психологии коллектива и отношений тренера и спортсмена.
6.
Проблему психологии
личности спортсмена.
Для решения проблем рассмотрим основные задачи психологической
подготовки:
1. Главная задача – научить спортсмена
пользоваться наиболее универсльными приёмами и методами, обеспечивающими
психическую готовность к деятельности.
2. Овладение приёмами саморегуляции эмоциональных
состояний, уровня активности, концентрации и распределения внимания
3. Овладение приёмами самоорганизации и
мобилизации себя на максимальные волевые усилия и упражнения в использовании
этих приёмов.
4. Научить приёмам моделирования в тренировочных
занятиях условий соревновательной борьбы с использованием словесных и натурных
образов.
Словеснообразная модель – описание на словах и образное представление
прогнозируемой соревновательной ситуации(действий соперника и собственных
действий). Она материализуется за счёт использования схем, макетов,
видеозаписей, фотографий и т.п.
Натурная модель – создание в процессе тренировки условий, сходных с
условиями соревнований.
Структура психологии физической культуры и
спорта.
Психология физической культуры и спорта
Общая психологическая характеристика
спортивной деятельности.
И хочется рассказать о первом блоке характеристики спортивной
деятельности – мотивации деятельности. В широком смысле слова термин
«мотивация»означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или
бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле слова исследование
мотивов предполагает анализ причин, от которых зависит степень активности
человека на пути достижения поставленной цели.
Мы все с вами знаем, что в семье ребёнок проявляет свои первые
социальные контакты. Качество и характер самых первых тактильных контактов и
общения с матерью влияют на его эмоциональную устойчивость в дальнейшем. В
последующие месяцы жизни интенсивность и содержание (качество) игр, в которых
участвует ребёнок, могут влиять на формирование его уверенности в себе при
первых попытках проверить свои двигательные возможности.
Обычно братья, сёстры или родители специально не учат детей активным
играм. Дети сами улавливают отношение семьи к играм и спорту. Скорее всего
именно отношение к спорту в семье, а не её доход является решающим фактором,
побуждающим ребёнка к активным организованным или неорганизованным занятиям
спортом. Ребёнок из более бедной семьи приспосабливается к существующим
условиям (если его потребностям в активной деятельности не мешают), используя
то, что у него есть, тогда как ребёнок из хорошо обеспеченной семьи может и не
стремиться к занятиям спортом, если его отец и мать безразлично относятся к
спорту, несмотря на возможности брать специально уроки, имеющиеся условия для
занятий (игровые и спортивные площадки, бассейн). По мере созревания у ребёнка
развивается или пропадает интерес к спорту. В то же время, выражая свои
растущие двигательные возможности и чувствуя уверенность в себе, он может
выражать свои интересы в специфических формах в зависимости от системы
поощрения и имеющихся в его распоряжении возможностей для занятий спортом.
Физические качества и конституция, наследуемые ребёнком, и отношения
его семьи к собственным активным занятиям спортом оказывают совместный эффект
на его усилия и активность. Влияние этих взаимодействующих параметров –
отношений и генов – на активность ребёнка в спорте представлено следующей
таблицей. Таблица № 3.
С целью проанализировать трудноуловимые отношения между родителями и
детьми, мной был дан на родительском собрании тест – опросник для родителей о
своих детях. Вопросы были разнообразные , как обшего характера, так и
специфического. Немногие родители без затруднения смогли ответить на
поставленные вопросы, некоторые даже оставались без ответа. На вопрос «Каким вы
видите своего ребёнка в будущем? Или Ваши пожелания школе, учителю, оставляли
без ответа или отвечали: -«Сделайте из него человека. Помогите в воспитании. Ну
пусть попробует. ». Таким образом, напрашивается вывод, что сами родители не
имеют никакой потребности и цели, а тем более мотивации для чего отдали ребёнка
в спортивный класс и соответственно дети не понимают зачем и почему их привели
сюда и чем надо заниматься.
Следующим этапом исследования было предложено детям нарисовать себя,
свою семью, кем и как они себя видят в семье. Многие дети не нарисовали рядом с
собой родителей, рисовали кого угодно (братьев, сестёр, одноклассников,
животных). Следовательно совсем немногие из наших детей тесно общаются с
родителями, рассказывают о своих переживаниях, успехах.
Для решения возникшей проблемы и повышения мотивации, прежде всего у
родителей было проведено родительское собрание, где были показаны родителям
пусть не большие, но достижения детей за 1 полугодие (мед.обследование –
антропометрические данные, физические показатели). Надо заметить, что все дети
прибавили в своих показателях с начала учебного года.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.