Главная / Физкультура / доклад психологическая подготовка юных спортсменов

доклад психологическая подготовка юных спортсменов

hello_html_6617f579.gifhello_html_2d6c5ad1.gifhello_html_m1450e78d.gifhello_html_m7ca8eb47.gifhello_html_me93df82.gifhello_html_m3f9cc42c.gifhello_html_m21a1443e.gifhello_html_m6096e988.gifhello_html_64769d42.gifПсихологическая подготовка юных спортсменов.

Требования современного спорта к человеку настолько высоки, что, например, организация тренировок и взаимоотношений спортсменов, определение уровня их эмоциональных состояний и волевой подготовки немыслимы без соответствующих психологических знаний.

Среди многих научных дисциплин, изучающих разные аспекты современного спорта, немаловажное место занимает психология – наука о закономерностях развития деятельности, сознания и личности человека.

Психология спорта как специальная отрасль психологической науки изучает закономерности проявления и развития психики деятельной личности в специфических условиях физической культуры и спорта, которые имеют следующие особенности:

  1. Предметом деятельности здесь служит сам человек, сам спортсмен.

  2. В физической культуре и спорте деятельность направлена на решение единых задач воспитания и совершенствования.

  3. Спорт связан с необычными, нередко предельными физическими и психическими напряжениями.

  4. Сущностью спортивной деятельности является соревнование.

  5. Продуктом деятельности в спорте является спортивное достижение, нередко рекордное (различного масштаба – от личного для каждого спортсмена до мирового).

Психология спорта разрабатывает следующие проблемы:

  1. Общие вопросы спортивной деятельности (направленность спорта, мотивы занятия спортом, возникновение и развитие интереса к спорту, общие и специфические условия формирования навыков и умений в тех или иных видах спортивной деятельности).

  2. Проблемы повышения эффективности спортивной тренировки.

  3. Проблемы, связанные с участием спортсмена в соревнованиях.

  4. Проблемы психической регуляции спортивной деятельности и психических состояний.

  5. Проблемы больших и малых спортивных групп, психологии коллектива и отношений тренера и спортсмена.

  6. Проблему психологии личности спортсмена.

Для решения проблем рассмотрим основные задачи психологической подготовки:

  1. Главная задача – научить спортсмена пользоваться наиболее универсльными приёмами и методами, обеспечивающими психическую готовность к деятельности.

  2. Овладение приёмами саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активности, концентрации и распределения внимания

  3. Овладение приёмами самоорганизации и мобилизации себя на максимальные волевые усилия и упражнения в использовании этих приёмов.

  4. Научить приёмам моделирования в тренировочных занятиях условий соревновательной борьбы с использованием словесных и натурных образов.

Словеснообразная модель – описание на словах и образное представление прогнозируемой соревновательной ситуации(действий соперника и собственных действий). Она материализуется за счёт использования схем, макетов, видеозаписей, фотографий и т.п.

Натурная модель – создание в процессе тренировки условий, сходных с условиями соревнований.

















Структура психологии физической культуры и спорта.





Психология физической культуры и спорта































Общая психологическая характеристика спортивной деятельности.

















И хочется рассказать о первом блоке характеристики спортивной деятельности – мотивации деятельности. В широком смысле слова термин «мотивация»означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле слова исследование мотивов предполагает анализ причин, от которых зависит степень активности человека на пути достижения поставленной цели.

Мы все с вами знаем, что в семье ребёнок проявляет свои первые социальные контакты. Качество и характер самых первых тактильных контактов и общения с матерью влияют на его эмоциональную устойчивость в дальнейшем. В последующие месяцы жизни интенсивность и содержание (качество) игр, в которых участвует ребёнок, могут влиять на формирование его уверенности в себе при первых попытках проверить свои двигательные возможности.

Обычно братья, сёстры или родители специально не учат детей активным играм. Дети сами улавливают отношение семьи к играм и спорту. Скорее всего именно отношение к спорту в семье, а не её доход является решающим фактором, побуждающим ребёнка к активным организованным или неорганизованным занятиям спортом. Ребёнок из более бедной семьи приспосабливается к существующим условиям (если его потребностям в активной деятельности не мешают), используя то, что у него есть, тогда как ребёнок из хорошо обеспеченной семьи может и не стремиться к занятиям спортом, если его отец и мать безразлично относятся к спорту, несмотря на возможности брать специально уроки, имеющиеся условия для занятий (игровые и спортивные площадки, бассейн). По мере созревания у ребёнка развивается или пропадает интерес к спорту. В то же время, выражая свои растущие двигательные возможности и чувствуя уверенность в себе, он может выражать свои интересы в специфических формах в зависимости от системы поощрения и имеющихся в его распоряжении возможностей для занятий спортом.

Физические качества и конституция, наследуемые ребёнком, и отношения его семьи к собственным активным занятиям спортом оказывают совместный эффект на его усилия и активность. Влияние этих взаимодействующих параметров – отношений и генов – на активность ребёнка в спорте представлено следующей таблицей. Таблица № 3.

С целью проанализировать трудноуловимые отношения между родителями и детьми, мной был дан на родительском собрании тест – опросник для родителей о своих детях. Вопросы были разнообразные , как обшего характера, так и специфического. Немногие родители без затруднения смогли ответить на поставленные вопросы, некоторые даже оставались без ответа. На вопрос «Каким вы видите своего ребёнка в будущем? Или Ваши пожелания школе, учителю, оставляли без ответа или отвечали: -«Сделайте из него человека. Помогите в воспитании. Ну пусть попробует. ». Таким образом, напрашивается вывод, что сами родители не имеют никакой потребности и цели, а тем более мотивации для чего отдали ребёнка в спортивный класс и соответственно дети не понимают зачем и почему их привели сюда и чем надо заниматься.

Следующим этапом исследования было предложено детям нарисовать себя, свою семью, кем и как они себя видят в семье. Многие дети не нарисовали рядом с собой родителей, рисовали кого угодно (братьев, сестёр, одноклассников, животных). Следовательно совсем немногие из наших детей тесно общаются с родителями, рассказывают о своих переживаниях, успехах.

Для решения возникшей проблемы и повышения мотивации, прежде всего у родителей было проведено родительское собрание, где были показаны родителям пусть не большие, но достижения детей за 1 полугодие (мед.обследование – антропометрические данные, физические показатели). Надо заметить, что все дети прибавили в своих показателях с начала учебного года.































доклад психологическая подготовка юных спортсменов
  • Физкультура
Описание:

Выступление на педагогическом совете "Роль социально-психологической службы в условиях формирования инновационного человека"

Психология спорта разрабатывает следующие проблемы.

1. Общие вопросы спортивной деятельности.

2. Проблемы повышения эффективности спортивной тренировки.
3. Проблемы, связанные с участием спортсмена в соревнованиях.
4. Проблемы психической регуляции спортивной деятельности и психических состояний.
5. Проблемы больших и малых спортивных групп, психологии коллектива и отношений тренера и спортсмена.
6. Проблема психологии личности спортсмена.
Задачи психологической подготовки.
1.Научить спортсмена пользоваться наиболее универсальными приёмами и методами, обеспечивающими психическую готовность к деятельности.
2.Овладение приёмами саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активности, концентрации и распределения внимания.
3.Овладение приёмами самоорганизации и мобилизации себя на максимальные волевые усилия и упражнения.
4.Научить приёмам моделирования в тренировочных занятиях условий соревновательной борьбы с использованием словесных и натурных образов.
Автор Виноградова Наталья Владимировна
Дата добавления 17.05.2016
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 162
Номер материала MA-066971
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓