Инфоурок Логопедия, Дефектология КонспектыДоклад "Применение новых технологий в развитии слухового восприятия"

Доклад "Применение новых технологий в развитии слухового восприятия"

Скачать материал

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

7.1. Использование развивающих упражнений в развитии слухового восприятия

Развивающий характер обучения в педагогике рассматрива­ется как развитие психических функций ребенка, его мысли­тельной деятельности, активизация познавательных интересов, воспитание самостоятельности в овладении ЗУН, формирова­ние способностей к саморазвитию и саморефлексии.

Развивающий характер упражнений в РСВ понимается как восприятие речи в связи с использованием упражнений, на­правленных на развитие мышления, психических функций, творческого воображения. В авторской программе JI. П. На­заровой предусматривается включение развивающих упражне­ний в процесс развития слухового восприятия. Пятилетний опыт применения таких упражнений показал повышенный ин­терес учащихся к ним, позитивное влияние как на процесс раз­вития слухового восприятия, так и на познавательную деятель­ность учащихся в целом.

Названные упражнения были включены в учебный процесс по РСВ начиная с первого класса и в последующие годы обучения. В этой работе участвовали учителя-дефектологи школы глухих №31 Санкт-Петербурга. По результатам работы учителями опуб­ликован ряд статей. При изложении этого материала можно вос­пользоваться ими и собственными разработками, наблюдениями за работой учителей. В процессе занятий по РСВ использовались упражнения из пособий для родителей и педагогов по разви­тию психических операций и мышления следующих авторов: JI. Ф. Тихомировой, А. В. Басова (1995), JI. Ф. Тихомировой (1996), А. Э. Симановского (1996), JI. В. Черемошкина (1996) и др.

Одной из психических функций, которая имеет отклонения в развитии глухих детей по сравнению со слышащими, являет­ся осязание.

Роль осязания для глухих детей имеет важное значение, т. к. благодаря осязанию у ребенка происходит знакомство с окру­жающими его предметами, осязание оказывает влияние на про­цесс овладения устной речью. Мы связали развитие названной функции с РСВ.

Детям предлагались игры “Волшебный мешочек”, “Чудес­ный ящик” и др., куда помещались предметы или их муля­жи по темам “Овощи”, “Фрукты”, “Игрушки”, “Школьные вещи”, “Мебель” и др. Учащемуся предлагалось на слух за­дание: “Что тут?”, “Назови предмет”, “Выбери яблоко (гру­шу и т. п.)”.

Ученик воспринимал вопрос, задание на слух, выполнял за­дание, на ощупь находил предмет и оформлял ответ речью: “Вот яблоко”.

Эта работа проводилась с учащимися первых классов. Во вто­ром классе предлагалось более сложное задание: выбрать на ощупь предмет среди похожих, например яблоко в соседстве со сливой, персиком, нектарином и др.

Развитие слухового восприятия можно связать с таким пси­хическим процессом, как внимание. Внимание не является са­мостоятельным психическим процессом, как считает ряд пси­хологов. Они полагают, что внимание включается в любой вид психической деятельности. Отсюда в авторской программе вни­мание связано с такими психическими процессами, как зритель­ное, слуховое, тактильное восприятие.

Сначала предлагаются упражнения на выявление непроиз­вольного внимания: перед ребенком лежат две картинки, на которых нарисованы две девочки, у одной бант красный, у дру­гой — синий. Предлагается посмотреть на картинки, затем учи­тель переворачивает их и задает на слух часть вопроса: [Что различного] в одежде девочек?

Можно предложить занимательную картинку зеленого леса, где в ветвях замаскированы фигурки животных, птиц. На слух задается вопрос: [Что (кто) нарисовано на картинке?]

Учитель предлагает ребенку закрыть глаза, отстукивает ритм, взяв его ладоши в свои, предлагает воспроизвести этот ритм. На слух дается задание: [Сделай так же.] [Отстучи этот ритм.] [Повтори.]

Эти и другие упражнения предлагаются для выявления не­произвольного внимания у учащихся 1-го класса.


Часть вопроса (в квадратных скобках) задается на слух, а часть вопроса — слухо-зрительно. Объясняется это тем, что не накоплен слуховой словарь, объем словарного запаса тоже не­большой, поэтому та часть вопроса, которая знакома детям, часто встречается в общении на общеобразовательных уроках, предлагается на слух. Причем учащиеся и эту часть вопроса сначала воспринимают слухо-зрительно, а затем на слух.

После упражнения по восприятию речи в связи с выявлени­ем на слух состояния непроизвольного внимания можно пере­ходить к упражнениям по восприятию речи на слух в сочета­нии с развитием произвольного внимания. С этой целью можно рекомендовать следующие упражнения.

1.   Восприятие речи в сочетании с развитием зрительного вни­мания:

  Обведи карандашом, назови число: 113 7.

  Посмотри на цифры 2, 1, 7, 9, 10.

  Отвернись (убрать одну из них): [Какой не хватает?]

  Посмотри на картинки: волк, медведь, лиса, заяц, тигр, лев. Отвернись (переставить 1—2 картинки). [Что измени­лось?]

2.   На развитие слухового внимания:

  Буду называть части тела человека. Слушай: голова, ноги, туловище, руки. Послушай второй раз: голова, туловище, руки. [Чего я не назвала?]

  Отгадай, кого я нарисовала: [длинные ушки, короткий хвост, красные глазки, прыгает].

3.   На развитие тактильного восприятия, связанного с вни­манием:

  д[Угадай, что я нарисовала] на ладошке:

 

(кружок, треугольник, прямоугольник)

  [Какие буквы я написала] на ладошке:

а, к, з, ш, о

В упражнениях на развитие внимания можно предложить упражнения на нахождение изменений в объектах, определе­ние предметов, частей этих предметов, лишних деталей, состав­ление по образцу, нахождение ошибок, несоответствий, выбор одинаковых объектов по цвету, величине, форме и др.

Однако развитие психических функций ребенка не является самоцелью, т. к. основная цель индивидуальных занятий — это развитие слухового восприятия и формирование произношения. Включение упражнений по развитию психических процессов выполняет две задачи — развивает, совершенствует психические
процессы ребенка и выполняет свою основную задачу по РСВ: по­полняет слуховой словарь, улучшает слуховое восприятие речи.

Вначале учащимся предъявляется на слух часть задания, воп­росов, которая ранее опознавалась, остальная часть вопроса, менее знакомая детям, предлагается слухо-зрительно. Затем на слух предлагаются вопросы и задания полностью, а слухо-зри­тельно воспринимаются задания и вопросы, ранее не восприни­маемые на слух.

В связи с восприятием речи на слух и развитием непроиз­вольного и произвольного внимания можно рекомендовать уп­ражнения, которые использовали в работе учителя школы глу­хих № 31 Санкт-Петербурга Т. А. Букато, H. Н. Красикова, Г. А. Слесарева, И. А. Тоноян, JI. Г. Цветкова.

1.  Дается рисунок ушей зайца и лисы. Задается вопрос на слух: Отгадай, чьи это уши.

2.  Предлагается рисунок с двумя табличками. Одна таблич­ка заполнена цифрами. Каждая цифра первой таблички соеди­нена с пустой клеткой второй таблички. В задачу учащегося входит — вписать в каждую клетку второй таблички соответ­ствующую цифру.

На слух предлагается задание: [Впиши число в свою клетку].

3.  Дается занимательный квадрат, куда вписаны числа от еди­ницы до десяти. На слух дается задание: “Назови и покажи чис­ла по порядку от пяти до десяти; от десяти до пяти”.

5

*

3

8

7

1

6

10

2

9

4

*

 

4.  Даются таблички с цифрами от единицы до десяти в беспо­рядке. Учитель называет цифры, складывает их лицевой сто­роной вниз. При этом предлагается на слух задание: Послушай и повтори цифры так, как сказала я. Для проверки карточки с цифрами перевертываются, чтобы ученик контролировал себя.

5.  Предлагается карточка, на которой простыми карандаша­ми изображены геометрические фигуры, наложенные друг на друга (квадрат, круг, треугольник, ромб, овал). На слух дается задание: Начерти красным карандашом овал, синимкруг...

Обведи красным карандашом треугольник и т. д. Ученик офор­мляет ответ речью: Я обвел красным карандашом треугольник.

6.   Предлагается найти похожую фигуру (квадрат, круг, пря­моугольник и др.) среди окружающих предметов: прямоуголь­ник — шкаф, доска; квадрат — окно, стол; круг — зеркало. При этом дается на слух задание: [Покажи прямоугольник. Найди похожую фигуру] из окружающей обстановки. Можно предло­жить задание, когда отправным объектом будут фрукты, ово­щи, к которым нужно подобрать геометрическую фигуру.

7.   Дается на слух, слухо-зрительно 10 знакомых слов по те­мам: “Овощи”, “Фрукты”, “Посуда”, “Школьные вещи” и др. На слух предлагается задание: Послушай и повтори. Ученик может назвать слова в любом порядке.

8.   Прямоугольник произвольно делится прямыми линиями так, чтобы внутри него образовались треугольники, квадраты, прямоугольники меньшего размера. На слух дается задание: Сосчитай, сколько треугольников. Ученик очерчивает указкой фигуру, называет ее и ведет счет этих фигур.

9.   Предлагается прослушать названия животных и из их чис­ла выделить названия со звуком [р]. На слух дается задание: Послушай слова, выбери со звуком [р]. Слова: коза, тигр, лев, зебра, свинья, слон, корова, лошадь, кенгуру.

10.   Предлагается две картинки с изображением клоунов. У одного есть на колпаке кисточка, у другого — нет. На слух дается задание: Чего не хватает у второго клоуна?

11.   Дается изображение на рисунках овощей. Предлагается найти среди них одинаковые. На слух дается задание: Найди одинаковые морковки.

Эти и другие упражнения можно использовать при восприя­тии речи на слух в связи с развитием внимания.

^Иллюстрацией может служить фрагмент индивидуального занятия в 3-м классе школы глухих № 31 Санкт-Петербурга, проведенного учителем И. А. Тоноян.

Учитель. [Послушай.] [Я буду называть слова] парами, [а ты найди ошибку: собакащенок, курицацыпленок, кош­кателенок, коровакотенок.]

Ученик. Собакащенок, курицацыпленок, кошкателенок — неверно, кошкакотенок — верно; коровако­тенок — неверно, корователенок — верно.

Учитель. [Посмотри на картинку внимательно, найди три слова на звуки] д, с, к. (Дается занимательная картинка “Скот­ный двор”, где нужно отыскать среди завуалированных пред­метов предметы с этими звуками, входящими в названия.)

Ученик, д — двор, дорога;

с — свинья, сено; к — корова, коза.

Учитель. [Послушай и повтори: двор, дорога, дверь; сви­нья, сено, сорока; корова, коза, курица.] (Ученик повторяет вслед за учителем по три слова.)

Учитель. [Посмотри на картинки, угадай, чей это нос.]

(На картинке нарисован нос-пятачок свиньи, нос с усами кош­ки, клюв курицы.)

Ученик. Это нос свиньи, кошки, клюв курицы.

Учитель. Правильно. Молодец. Ты внимательный мальчик.

В жизни неслышащего и слабослышащего ребенка важная роль принадлежит памяти. Благодаря памяти совершается мышление, интеллектуальная, познавательная деятельность, овладение речью и произношением, а это в свою очередь поло­жительно влияет на процесс интеграции детей с нарушением слуха в среде слышащих людей. Психологи отмечают существо­вание специфических особенностей в развитии памяти. В част­ности, у неслышащих в отличие от слышащих отмечают труд­ности длительного запоминания, точности, объема памяти и другие особенности. Включая в индивидуальные занятия уп­ражнения по развитию памяти, мы преследовали две задачи — развитие слухового восприятия в ходе восприятия речи, сопро­вождающей упражнения по развитию памяти, и сам процесс раз­вития памяти. Эти две задачи направлены на реализацию еди­ной цели — развитие личности неслышащего ребенка.

Упражнения были ориентированы на восприятие на слух речи в связи с развитием точности, объема и длительности запоминания.

1.   При развитии точности запоминания предлагались следу­ющие упражнения:

  [Послушай и повтори слова в том же порядке: яблоко, гру­ша, слива, персик, виноград, абрикос]-,

  [Запомни порядок цифр и восстанови его: |7) §} Щ, Щ, Щ, Щ.] (Учитель предлагает ученику закрыть глаза, меняет порядок таб­личек с цифрами и предлагает восстановить прежний порядок);

  [Повтори предложение], не изменяй порядок слов: [Дети купили большой, полосатый, красный, сладкий арбуз]; Запомни и воспроизведи порядок табличек:

(Учитель меняет порядок табличек, ученик его восстанавливает.)


 

2.  При развитии объема памяти предлагались следующие уп­ражнения и восприятие речи на слух в связи с ними:

  [Посмотри на рисунок, запомни и нарисуй] такой же:

Л[]Д \/У П <£^)

  [Послушай, запомни и назови] слова парами: [столстул, мыломочалка, волосырасческа, рукиноги, про­стыняподушка, одеялопододеяльник, ножвилка, лож­катарелка, маслосыр, чайсахар].

  [Запомни слова и узнай их] среди других: [списать, напи­сать, выписать, записать, расписать, дописать].

Затем дается табличка, где эти слова включены в беспорядке среди других: нарисовать, списать, срисовать, записать,разри­совать, вписать, зарисовать, дописать, выписать, дорисовать.

Для развития длительности запоминания можно использо­вать стихотворения, ранее выученные наизусть, загадки, посло­вицы. Учитель читает за экраном начало, а ученик продолжает по памяти эти строчки.

При работе по восприятию речи в связи с развитием памяти можно использовать следующие упражнения.

1.  Учитель называет картинки, на которых изображены жи­вотные (овощи, фрукты, мебель, школьные вещи, одежда, обувь и т. д.), показывает их ученику, складывает стопкой лицевой стороной вниз (кошка, зебра, рысь, собака, коза, жираф, волк, корова, тигр, лиса). На слух дает задание: Запомни слова и по­втори в том же порядке. Затем переворачивает стопку и, не по­казывая их ребенку, раскладывает картинки в ряд, вслед за называнием их учеником. Последнее действие учителя служит проверкой правильности запоминания порядка слов учеником.

2.  Ученику предлагаются палочки, геометрические фигуры, спички и образец объекта, сделанного из этого материала учи­телем: дом, многоугольник и др. Образец убирается. На слух дается задание: Запомни. Сделай как у меня. Сделай так же. Повтори как было.

Из геометрических фигур можно составить фигуры Петруш­ки, Снегурочки, зайца. Из палочек можно построить человеч­ка, дом, дерево и другие фигуры.

3.  Предъявляются пары слов слухо-зрительно: тапкишап­ка, дождьтуча, ложкакошка, мышкамишка, столскатерть. Затем на слух дается задание: [Послушай. Запом­ни ]. Я буду называть первое слово, а ты. назови второе.

4.  Ученику предлагается рисунок шкафа с набором посуды на полках. Предъявляется на слух задание: Посмотри и запом­ни. Ученик рассматривает картинку 15—20 с. Затем учитель


задает вопросы на слух: Что стоит на первой (второй, тре­тьей ) полке? Где стоят тарелки (чашки, чайник, масленка)? Назови предметы, которые стоят в шкафу. Какого цвета чаш­ки, блюдца? Сколько тарелок (чашек) в шкафу?

Можно предложить конструктивную картинку, чтобы ученик соответственно расставил посуду по полкам, сопровождая свои действия речью: На первой полке стояли три чашки.

5.       Ученику предлагаются различные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник), различные по цвету и величине. Ученик рассматривает их 15—20 с. Затем учи­тель задает вопросы на слух: Сколько больших (маленьких) квад­ратов? Сколько красных (зеленых) фигур? Сколько всего фигур?

6.       Дается картинка, разрезанная на несколько частей, напри­мер изображение рыбки, лошади. Предлагается ее собрать, а за­тем нарисовать по памяти. При этом даются следующие зада­ния на слух:

  Собери картинку.

  Что изображено на картинке?

  Какого цвета рыбка (лошадь), рисунок?

7.       Ученику предлагаются для слухо-зрительного восприятия рифмованные строки.

Воробей живет под крышей,

В теплой норке — домик мыши,

У лягушки дом — в пруду,

Домик пеночки — в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

  Он у мамы под крылом.

Затем стихотворение убирается, остаются только словосочета­ния и слова: под крышей, домик мыши, в пруду, в саду, под кры­лом. Они располагаются в беспорядке. На слух дается задание: Я буду читать начало предложения, а ты подбирай конец.

Учитель за экраном читает:

  Воробей живет...

Ученик слушает и подбирает соответствующий конец строчки.

8.       Учитель предъявляет для различения на слух 10—15 слов, которые читает по порядку. После каждого слова делается пе­рерыв на 2—3 секунды. Ученику предлагается зарисовать ус­лышанные слова любым схематическим знаком, рисунком. За­тем ученик называет те слова, которые услышал и помог себе запомнить с помощью своих значков. Количество слов может постепенно увеличиваться. Так развивается объем памяти.

В качестве иллюстрации можно предложить фрагмент уро­ка, проведенного в 5-м классе школы глухих № 31 Санкт-Пе­тербурга учителем H. Н. Красиковой.

Учитель. Я буду читать текст, а ты будешь его зарисовы­вать значками. [Большая темная туча закрыла полнеба. Сверк­нула молния, ударил гром. Зашумели, закачались деревья. Закружились сорванные листья. Упали первые тяжелые кап­ли. И хлынул теплый проливной дождь.] Что ты сделал?

У ч е н и к . Я зарисовал текст.

Учитель. Расскажи текст, используй свою зарисовку.

Ученик. Большая туча закрыла небо. Сверкнула молния, ударил гром. Зашумели деревья. Закружились листья. Упали тяжелые капли. Пошел теплый дождь.

Учитель. Ты не совсем верно запомнил текст. Слушай снова и записывай рядом со значками слова, которые ты пропустил. Словосочетания с этими словами я буду повторять по три раза.

[Большая темная туча закрыла полнеба.

Сверкнула молния, ударил гром.

Зашумели, закачались деревья.

Закружились сорванные листья.

Упали первые тяжелые капли.

И хлынул теплый проливной дождь.]

Повтори слова.

(Ученик повторяет текст, пользуясь значками и словами, за­писанными после повторного чтения.)

Учитель. Ты хорошо запомнил текст. Послушай слово [за­шумели] и составь из него новые слова.

У ч е н и к . Я составил новые слова: шум, мел, зал, шмели, земли.

Учитель. Молодец!

Наиболее сложный познавательный процесс — мышление^От- личительной особенностью мышления является его связь с речью. Мышление и речь находятся в единстве, т. е. мышление без язы­ка невозможно, так же как речь неотделима от мышления. Речь у детей с нарушенным слухом не развита, они овладевают ею в про­цессе обучения. Существует несколько видов мышления: нагляд- но-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Они сопровождают человека всю его жизнь и связаны с речью. Детей с нарушением слуха нужно обучать всем видам мышления. Эта за­дача всего образовательного процесса. РСВ — составная часть это­го процесса. Поэтому в авторской программе по РСВ предусмот­рены упражнения по решению невербальных мыслительных за­дач, приемам мыслительной деятельности с помощью операций анализа и синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения и т. д.

С этой целью проводятся следующие упражнения по реше­нию невербальных мыслительных задач.

Так, выбор геометрических фигур среди других предметов проводится следующим образом. Ученику предлагается выбрать прямоугольник, круг, треугольник, квадрат среди других по­хожих объектов — колесо, обруч, дверь, окно квадратной, тре­угольной формы, — изображенных на картинках. При этом сна­чала предлагается часть задания на слух: [Выбери] круг (треу­гольник, прямоугольник), затем: [Выбери круг] (квадрат, прямоугольник), а позднее: [Выбери геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник] и др.

Постепенно можно переходить к нахождению предметов из окружающей действительности, похожих на геометрические фигуры. Позднее выбрать домашних и диких животных, зиму­ющих и перелетных птиц среди других изображений животных. Все эти упражнения связаны с содержанием того материала, ко­торый изучается в классе на уроках математики, ознакомления с окружающим миром, природоведения, развития речи.

Можно предложить следующие упражнения.

1.  Даются различные геометрические фигуры по величине и цвету. Предлагается выбрать разные, одинаковые фигуры по величине, цвету; разные по величине, но одного цвета и наобо­рот, раскрасить, сложить из имеющихся фигур другую геомет­рическую фигуру, другой объект (цветок, клоуна и т. д.), раз­ложить фигуры по размеру от большой к маленькой и наобо­рот, найти аналогию в окружающей обстановке. На слух даются задания: Выбери одинаковые треугольники по цвету (величи­не ). Сложи фигуру клоуна...

2.  Даются картинки с изображением деятельности людей: повар режет ножом овощи, девочка шьет на швейной машин­ке, строитель работает мастерком и др. Отдельно даются кар­тинки с изображением инструментов: нож, ножницы, мастерок. Задается вопрос на слух: Кто чем работает? Учащиеся долж­ны соотнести инструмент с деятельностью людей, изображен­ных на рисунке.

Использование невербальных мыслительных задач способ­ствует развитию абстрактного мышления. Этому же способству­ют упражнения по развитию анализа и синтеза. Причем эти две операции не существуют изолированно друг от друга. Анализ всегда сопровождает синтез. В процессе развития анализа и син­теза учитель развивает слуховое восприятие ребенка, т. е. уп­ражнения по развитию анализа и синтеза являются средством развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. Эта работа проводится следующим образом. Перед учеником лежат два набора карандашей. В одном наборе карандашей больше, в другом — меньше. За экраном задается вопрос: Покажи, где карандашей больше (меньше)? Затем предлагается одинаковое число предметов, а вопрос задается тот же. Ученик оформляет ответ речью: Тут карандашей больше (меньше). Одинаково. Можно предложить такие задания на слух, как: Возьми боль­шую и маленькую куклу (кубики, карандаши и т. д.). Возьми одинаковые кубики (карандаши). Найди на картинке разные (одинаковые) предметы. Все эти задания могут быть предло­жены на слух в полной или частичной формулировке. Напри­мер: Возьми большую и маленькую куклу или: [Возьми] боль­шую и маленькую [куклу].

Для знакомства ребенка с существенными и несущественными признаками можно предложить следующие игры, упражнения.

1.  Отгадывание загадок. С этой целью ученику предлагается загадка в полной или частичной формулировке за экраном, а ученик анализирует ее содержание, находит мысленно отгад­ку, т. е. синтезирует решение в ответе:

Зимой спит, летом ульи ворошит.

Через речку лег, пробежать помог.

У кого глаза на рогах, а дом на спине?

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет и др.

2.  Проведение игр.

Игра “Съедобное-несъедобное”. Перед учеником ле­жит лист бумаги с расчерченными клетками, “классами” и циф­ровым обозначением от единицы до десяти, а также две таблички со словами съедобное, несъедобное. Учитель поясняет, что будет называть разные слова; если слово обозначает съедобный предмет, то ученик поднимает табличку или отвечает: “Да”, “Нет”, “Едят”, “Не едят”, “Можно есть”, “Нельзя есть”, “Съедобное”, “Несъе­добное”. Формулировка ответа зависит от уровня развития речи ученика. На слух, за экраном учитель называет слова: хлеб, сыр, мел, яблоко, кукла, груша, апельсин, книга, лимон, лук и т. д.

В том случае, если ученик отвечает правильно, то он продви­гается из “класса” в “класс” по клеточкам после каждого пра­вильно воспринятого на слух и правильного ответа. Любая ошибка исключает продвижение из “класса” в “класс”.

По этому же типу может быть проведена игра “Летает — не летает”.

3.  Можно предложить упражнения, чтобы ученик по опре­деленным признакам узнал предмет. Например, учитель за


экраном называет признаки предмета: красное, гладкое, слад­кое, твердое. Что это? Ученик по названным признакам опре­деляет, что это яблоко.

В качестве упражнений предлагаются следующие признаки предметов:

  желтый, кислый, сочный (лимон);

  оранжевый, сладкий, сочный (апельсин);

  большой, зеленый, полосатый, сочный, внутри красный, сладкий (арбуз).

По этому же признаку можно подобрать упражнения для оп­ределения домашних животных (ест траву, дает молоко, живет в хлеву), или диких животных (любит ягоды и мед, зимой спит в берлоге) и неодушевленных предметов (это неживой предмет, имеет четыре ножки, на нем едят, пишут, и т. д.).

Эти и другие упражнения будут способствовать развитию ана­лиза и синтеза.

С анализом и синтезом связана мыслительная операция срав­нения. Чтобы сравнить предметы, устанавливается сходство или различие в предметах по существенным или несущественным признакам.

Упражнения, направленные на сравнения, служат сред­ством развития слухового восприятия. Учитель при подборе со­ответствующих упражнений определяет для себя, как и какие вопросы будут заданы ребенку, исходя из уровня его речевого развития, его знаний и успешности выполнения упражнений. При выполнении упражнений на сравнение по высоте, шири­не, толщине, весе, количестве предлагаются задания и вопросы типа: сравни, которое дерево выше. Скажи, которая лента шире. Какая стена толще? Какой предмет тяжелее? и др. Все эти зада­ния и вопросы сопровождаются рисунками, подбором соответ­ствующих картинок, выполнением действия. Например, пред­лагаются картинки, где изображены для сравнения высокая и низкая березка, ель и другие предметы; визуальный обзор пред­мета — толстой и тонкой книги; сравнение представляемого предмета по весу (слона и мыши), сравнение в процессе выпол­нения действия (вес булочки и батона) и др.

После определения различий в сравниваемых объектах мож­но перейти к отыскиванию сходства.

Например, что общего между елью и березкой (это деревья), между слоном и лошадью (это животные). Возможно более глу­бокое выявление различий и сходства: Какие животные слон и лошадьдомашние или дикие? Доводятся до сведения, что лошадь может быть и домашним и диким животным, так же

как и слон. А в чем еще их различие? В том, где они живут и чем питаются? Это многоаспектный анализ объектов, который связан со сравнением, сопоставлением. Процесс анализа, спектр сравнения как мыслительные операции требуют больших зна­ний по объему, глубине, прочности и более обширного речевого запаса. Поэтому многоаспектный анализ и упражнения по раз­витию слухового восприятия, связанные с ними, проводятся после большого количества упражнений в анализе, синтезе, сравнении и в связи с содержанием материала, с которым дети познакомились на общеобразовательных уроках.

Ученику могут быть предложены рисунки, где заложены несо­ответствия, явные ошибки: на картинке заяц нарисован большой, а слон — маленький, на весах арбуз легче яблока, карандаш тол­ще электрического столба. При этом задаются на слух вопросы: [.Посмотри на картинку. Сравни. Какая ошибка? Найди ошибку].

На нахождение различия и сходства могут быть предложены следующие упражнения.

1.       Даются квадрат и разного цвета треугольники. В одном случае квадрат вписан в треугольник, в другом — треугольник вписан в квадрат. Задаются следующие вопросы на слух:

  Назови геометрические фигуры.

  Какого цвета (размера) геометрические фигуры?

  Что в них различного, общего?

  Сделай из них еще две фигуры (два домика).

  Что в них общего, различного?

2.       Для сравнения предъявляются два изображения предмета на картинке: большой дом и избушка. При этом предлагаются вопросы на слух:

  Что это? (Дом, избушка.)

  В чем их различие? (Большой и маленькая.)

  В чем их сходство? (Помещения для жилья.)

  В каком доме ты живешь — в большом, в маленьком?

Для сравнения можно предложить такие пары картинок, а

позднее слов: стол и стулья, книга и тетрадь, топор и моло­ток, ручка и карандаш, нож и ножницы, стол и парта, шкаф и кровать, диван и кровать, молоко и вода, писать и рисовать, играть и учиться, мыть и умываться и т. д.

3.       Ученику дается несколько картинок, среди которых нуж­но выявить лишний объект. Например, картофель, капуста, свекла, яблоко. Предлагаются на слух задания и вопросы:

  Назови, что это. (Картошка, капуста, свекла, яблоко.)

  Что тут лишнее? (Яблоко.)

  Почему яблоко? (Яблоко — фрукт.)

  Что различного в предметах? (Это овощи и фрукт.)

  Что общего в предметах? (Они все круглые, съедобные.)

Можно предложить следующие ряды картинок или слов:

арбуз, огурец, яблоко и мяч; заяц, лиса, медведь и кошка; кук­ла, машина, коньки и сачок; сорока, ворона, воробей и лиса; шапка, пальто, варежки и платье; нож, вилка, ложка и хлеб; простыня, подушка, одеяло и мыло; шкаф, диван, стол и парта и др.

4.  Предлагаются упражнения на нахождение отличий меж­ду двумя одинаковыми чашками с разным рисунком или в раз­ном цветовом оформлении. При этом на слух задается вопрос: Чем отличаются эти чашки? Можно предложить найти 2—3 различия в предметах: в рисунке, в цвете, в форме чашки, в размерах и т. д. Дается на слух задание: Найди четыре отли­чия в чашках.

5.  Для определения количественных и качественных отноше­ний при сравнении предметов используются такие категории, как больше — меньше, ближе — дальше, выше — ниже, уже — шире, короче — длиннее. С этой целью подбираются ряды кар­тинок с изображением: две корзины с грибами: больше-мень­ше; в лесу растут две ели: ближе — дальше; летит стая птиц, среди них одна птица летит выше, другая — ниже; лежат две линейки, одна короче, другая — длиннее; на столе лежат две ленты, одна из них уже, другая — шире и т. д. При этом на слух предлагаются вопросы и задания типа:

  Что здесь нарисовано? Что лежит на столе? Что это?

  Сравни, которая корзина больше (меньше). Покажи боль­шую (маленькую) корзину. Определи, где грибов больше (мень­ше). Найди корзину с большим (меньшим) количеством гри­бов и др.

На картинках может быть зарисовано несколько предметов по убывающему, увеличивающемуся размеру, длине, количе­ству и т. д., чтобы ученику можно было задать на слух такое задание или вопрос: Найди самую маленькую (большую, сред­нюю ) корзину с грибами. Найди одинаковые по размеру корзи­ны. Какая корзина средней величины?

Эти и другие упражнения можно использовать при развитии слухового восприятия на материале упражнений по нахожде­нию различия и сходства.

Более сложные мыслительные операции — это классифи­кация, систематизацйя, абстрагирование и обоб­щение. Они требуют определенного объема знаний, речевого запаса, уровня развития речи, речевой практики общения.

При классификации выделяют существенные признаки в каждом из предметов и находят ту категорию, в основе кото­рой лежат эти признаки. Например, дом, стол, мама, папа — это существительные, так как отвечают на вопрос что? или кто?

Систематизация — это группировка предметов и явлений более мелких подгрупп и разрядов. Например, мама, папа — это одушевленные существительные, так как отвечают на воп­рос кто?, а стол, дом — неодушевленные, так как отвечают на вопрос что?

Абстрагирование — это отвлечение от второстепенных, несущественных признаков. Например, собаки разной породы, величины, окраса абстрагируются до одного общего понятия “собака”.

Обобщение — это объединение сходных предметов по слу­чайным, общим для них признакам. Например, ложка, тарел­ка, чашка, вилка, нож и др. — все это посуда, предназначенная для питания.

Наша задача — использовать эти упражнения для развития слухового восприятия речи. Эти упражнения одновременно вы­полняют и функцию развития мышления неслышащих и сла­бослышащих детей.

Для реализации поставленных задач используются следую­щие упражнения.

1.  С целью классификации обобщения можно использовать упражнения “Я знаю...” Например, учитель предлагает зада­ние на слух: Назови пять имен девочек. При этом ученик хло­пает в ладоши в процессе называния имен: Я знаю пять имен девочек: Нинараз, Ирадва, Юлятри, Яначетыре, Настяпять. Если ученику трудно, то можно счет отменить.

Для этой игры можно использовать такие понятия, как име­на мальчиков, названия деревьев, птиц, животных, улиц горо­да, фруктов, овощей, продуктов, мебели, одежды и др.

2.  С целью систематизации и обобщения можно использовать такие упражнения, которые выявляют видо-родовые отноше­ния. Учитель на слух называет род, а ученик подбирает соот­ветствующее видовое понятие. Например, рыба — окунь, пти­ца — воробей, цветок — роза, ягоды — смородина, дерево — береза, домашнее животное — корова и др.

Для этой игры можно использовать такие понятия, как одеж­да, мебель, посуда, овощи, фрукты, ягоды, деревья, времена года, время суток и т. д.

3.  Для работы по развитию абстрагирования можно предло­жить упражнения для выявления существенных признаков,
отделения главных от несущественных. Перед учеником лежит карточка с заданиями, где выделено слово и несколько слов в скобках. К выделенному слову ученик должен подобрать те из списка слов в скобках, которые раскроют первое, выделенное слово. Например, ягода (лес, сад, земля). Ответ: “К слову ягода подбираются слова лес, сад”.

При этом учитель на слух называет любое упражнение из предложенных на карточке, называя выделенное слово. Ученик на слух должен услышать слово и ответить, выбрав для него два наиболее существенных. Ответы на карточку не вписываются.

  Река (берег, вода, рыба). Ответ: берег, вода.

  Лес (дерево, кустарник, листья). Ответ: дерево, кустарник.

  Город (автомобиль, улица, здание). Ответ: улица, здание.

       Больница (лекарство, больные, помещение). Ответ: поме­щение, больные.

  Книга (рисунок, текст, бумага). Ответ: текст, бумага.

По этому принципу учитель сам может составить карточки для работы.

4.       Упражнения на обобщение могут быть предложены следу­ющие.

одежда	посуда
?	9
9	9
9	9
9	9
9	9

,9	?
яблоко	свекла
апельсин	лук
ЛИМОН	капуста
груша	морковь
банан	картофель

,В одном случае учитель за экраном читает вразбивку слова из первой графы, ученик их отмечает, а затем подписывает каран-дашом общее родовое понятие. Аналогичная работа проводит¬ся по второй графе.
Во втором случае учитель за экраном читает слова: тарелка, пальто, вилка, нож, шапка, шарф, чашка, варежки, блюдце, платье. Ученик вписывает карандашом слова в соответствую¬щую графу. Затем читает слова из одной и другой графы вместе с обобщающим понятием.
С этой целью могут быть предложены такие родовые по¬нятия, как мебель, обувь, цветы, птицы, животные, игруш¬ки, постельные принадлежности, школьные вещи, ягоды, рыбы ит. д.

Ученику даются таблички с двумя графами:

5.   Можно предложить на слух ряд слов, к которым ученик должен подобрать картинки, разложить их по группам и назвать обобщающие понятия. Например, корова, кот, собака, волк, заяц, овца, медведь, коза, лиса. Ученик должен выделить две группы: домашние и дикие животные.

6.   Можно предложить ряд слов, которые ученик должен на­звать одним словом. Причем эти слова учитель читает за экра­ном. Например:

  понедельник, вторник, среда, четверг... — это...

  январь, февраль, декабрь... — это...

  Саша, Витя, Дима, Сережа... — это...

  Даша, Галя, Нина, Вера... — это...

  Люда, Вова, Юра, Жанна... — это...

  линейка, ручка, карандаш... — это...

Ученик называет обобщающее слово.

7.   Работа с геометрическим материалом. Перед учеником ле­жит геометрический материал в виде треугольников, квадра­тов, прямоугольников, кругов, ромбов, овалов. Этот материал разной величины, цветового оформления и количества. На слух даются задания: Выбери прямоугольники (квадраты, треуголь­ники и т. д.). Выбери большие (маленькие) прямоугольники (квадраты, треугольники и т. д.). Выбери красные маленькие круги (квадраты, треугольники и т. д.). В 3-м и 4-м классах задания изменяются: Разложи геометрические фигуры по цве­ту (форме, величине ).

Эти и другие упражнения можно использовать на индивиду­альных занятиях по РСВ.

Одними из основных форм мышления являются суждения и умозаключения. Под суждениями понимается установление связи между явлениями. Например: “Этот ученик — отличник”. Умозаключение — это выводы, которые делает человек на ос­нове имеющихся данных. Выводы могут идти от частного к об­щему или от общего к частному, т. е. индуктивным или дедук­тивным путем. При овладении этими формами мышления ис­пытывают трудности слышащие дети. На формирование словесно-логического мышления направлен весь учебный про­цесс школы. Знание и речь формируют словесно-логическое мышление. У неслышащих детей эти формы мышления фор­мируются позднее, чем у слышащих, ввиду того, что они не вла­деют полноценной речью. Благодаря постепенному овладению словами разной меры общности, словосочетанию и граммати­ческому оформлению речи неслышащие дети приобретают воз­можность усваивать систему знаний, у них формируется сло­


весно-логическое мышление. Развивающаяся речь способству­ет овладению знаниями. Они в свою очередь вносят в мысли­тельную деятельность неслышащих детей системность, после­довательность, содействуют формированию приемов, присущих словесно-логическому мышлению, овладению такими форма­ми мышления, как суждение и умозаключение. В авторскую программу по РСВ внесены темы по формированию суждений и умозаключений на материале решения логических задач. Они служат средством для развития слухового восприятия.

На индивидуальном занятии учащемуся предлагаются логи­ческие задачи, которые требуют восприятия задания или его части на слух, поиска нескольких решений и оформление отве­та речью. Например, учитель слухо-зрительно поясняет учени­ку, что он назовет ему 3—4 слова, нужно определить в них чер­ты различия и сходства. Слова: птицы, лисица, огурец предъяв­ляются на слух, используется экран для исключения зрительного восприятия. Затем на слух предлагаются следую­щие вопросы и задания:

  [Подбери картинки и таблички к словам.]

  [Найди среди них] лишнее [слово]. (Огурец.)

  [Почему огурец лишнее слово?] (Неживое существо.)

  [Возьми таблички.] Посмотри, что еще различного в сло­вах. (Разные ударные гласные, огурец начинается с гласной.)

  [Возьми таблички со словами лисица и огурец.] Найди, чем они похожи. [Трехсложные слова], наличие буквы ц.

  [Чем похожи слова птицы и огурец?] (Наличием буквы ц.)

Для упражнений можно предложить следующие ряды слов:

собакапомидорсолнце; короваботинкитрава; ку­рицапшеницаподушка; гусьлягушкаболото и др.

В работе со слабослышащими детьми вопросы и задания да­ются на слух. При этом задания для них могут быть свернуты до двух вместо шести: [Найди среди слов лишнее слово], [Опре­дели, чем похожи слова].

В качестве упражнений по развитию логического мышления можно рекомендовать следующие упражнения.

1.  Поиск общих свойств среди пар предметов: карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и др. Система вопросов и заданий отражена ранее.

2.  Подбор предметов, обладающих сходными свойствами, к словам: стрекоза, поезд, самолет, душ. Например, к слову стре­коза можно подобрать предметы: муха, комар, бабочка, птица, самолет, вертолет. Работа может быть проведена следующим образом.

  Я дам тебе табличку [стрекоза]. [Найди к ней картинку.]

■ — Посмотри на картинки [муха, комар, бабочка, птица]. [Что общего] между этими предметами? (Они летают.)

  [Подбери еще картинки к ним.] Самолет, вертолет.

       [Что общего между этими предметами?] (У них есть крылья.)

Для слабослышащих I отделения можно выделить такую группу слов, как муха, комар, бабочка, птица, и выяснить, что еще есть среди них общего. Подвести к ответу, что все они изда­ют звуки.

После ряда упражнений можно предложить подобрать похо­жие предметы к таким, как поезд, солнце, дом, игра, душ, ве­тер и др.

3.   Занимательные задачи:

  Что тяжелее — 1 кг пуха или 1 кг песка?

       Мальчик едет в школу один час. Сколько ему нужно вре­мени, если он поедет с сестрой?

       На столе стояло три стакана с ягодами. Лена съела один стакан. Сколько стаканов осталось?

  Что тяжелее — 1 кг ваты или полкилограмма железа?

  Сложи из пяти палочек два треугольника. ( 0 )

       По улице шли два отца, два сына да дедушка с внуком. Сколько человек шли по улице?

       У папы спросили, сколько у него детей. Он ответил: “У меня четыре сына, и у каждого из них есть родная сестра”. Сколько детей у папы?

       Двое мальчиков играли в хоккей два часа. Сколько часов играл каждый из них?

  Когда об воду можно порезать руку?

       Когда курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько она будет весить, если встанет на две ноги?

       Чтобы сварить 1 кг мяса, нужно 1 час. Сколько времени нужно для 2 кг мяса?

       Меня зовут Дима. У моей сестры только один брат. Как зо­вут брата моей сестры?

       Термометр показывает два градуса мороза. Сколько гра­дусов покажут два термометра?

       Мама купила четыре шара красного и голубого цвета. Крас­ных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров красно­го цвета купила мама?

       Какая буква лишняя: Р, А, Б, М, Ж, Щ? (А, т. к. она гласная.)

  Какое число лишнее: 9, 7, 4, 1, 3, 7? (4, т. к. оно четное).

4.   В качестве упражнений для развития логического мыш­ления предлагались для восприятия на слух слова в виде пред­логов, приставок, суффиксов в предложениях, стихотворных текстах типа:

Рыжая, с пушистым хвостом,

Сидит (над, под, за) кустом.

(Над, под, за) избушкой Висит хлеба краюшка.

Учитель предлагает прочитать загадку, определить, какой предлог нужно использовать, а затем, не давая оценки выпол­ненному заданию, предлагает прослушать правильный ответ. Учитель читает загадку за экраном с соответствующим предло­гом. Ученик на слух определяет, какую загадку прочитал учи­тель, какой предлог нужно использовать в данном случае.

Одним из разделов авторской программы является развитие творческого мышления на РСВ. В психологии под творческим мышлением понимается гибкость ума, систематичность и пос­ледовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятие решения. Наша задача — развитие слухового восприятия в сочетании с развитием твор­ческого мышления у неслышащих и слабослышащих детей на материале, который способствует развитию творческого мыш­ления. С этой целью использовались общеизвестные приемы ра­боты, которые требуют определенной последовательности.

Прием составления предложений из нескольких слов: дети, лес, лето, ягоды. Ученик должен был составить предложение: Летом дети пошли в лес за ягодами. В зависимости от возмож­ностей ребенка можно количество слов увеличить или сокра­тить. Если количество слов увеличить, то ученику легче соста­вить предложение, но труднее его воспринять на слух, и наобо­рот. Поэтому мы старались ограничиться 4—10 словами в предложении.

Более трудным является составление предложений по одно­му предложенному слову: лето, или зима, или погода, или дождь, или солнце, или дети и др. Причем в первом и во втором случае слова даются на слух. Ученик составляет предложение. Затем учитель предлагает для восприятия это предложение на слух среди других предложений. Для облегчения работы мож­но заранее подготовить таблички с этими предложениями и раз­ложить их перед учениками.

Одним из приемов работы являлось задание закончить пред­ложение, начатое учителем. Эта часть предложения тоже предъявлялась за экраном. Перед учеником на табличках мо­гут располагаться варианты окончания предложений. Напри­мер: [Дети пошли в лес] собирать ягоды, за грибами, гулять, кататься на санках (лыжах) и др.

На занятиях использовался прием реконструкции текста в виде замены действующих лиц мужского пола на женский, за­мены местоимений и др. Например, в тексте “У одного мальчи­ка были два солдатика: один стеклянный, другой оловянный. Мальчик любил играть с солдатиками, но стеклянный ему нра­вился больше — он был красивый и всегда улыбался”.

Ученику предлагается прочитать текст, заменить в тексте мальчика на девочку, солдатиков на куклы. Помнить об эт:ч прочитать второй раз с изменениями. Затем учитель кладет пе­ред учеником два текста и читает один из них за экраном, а уче ник определяет, какой текст был прочитан.

Можно изменять в тексте элементы речи (предлоги, союзы, окончания). В задачу ученика входит включить изменения в текст и распознать на слух элементы речи в тексте с голоса учителя.

Для развития творческого воображения как материал для восприятия на слух использовалось составление сказок, расска­зов по концу, середине, началу. Наблюдения показали, что це­лесообразнее начинать с составления с нового конца сказки. Например, ученица работала над адаптированной сказкой “Мо- розко”. На третьем занятии по тексту ей предлагалось составить новый конец сказки. Ученица предложила свой вариант кон­ца, где Деда Мороза представила добрым. Он наградил подар­ком падчерицу. Падчерица стала доброй и трудолюбивой.

Предлагаем фрагмент занятия по составлению середины и конца сказки в школе глухих № 31 Санкт-Петербурга с уче­ницей 5-го класса В. X., проведенного учителем Н. Н. Кра­сиковой.

Учитель. [Вера, какие сказки А. С. Пушкина] ты читала?

Ученица. Я читала все сказки А. С. Пушкина.

Учитель. [Посмотри на картинки] и назови, к каким они сказкам.

(Ученица называет сказки.)

Учитель. [Послушай и выбирай] строчки из сказок А. С. Пушкина:

[— Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя Родила богатыря.]

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад "Применение новых технологий в развитии слухового восприятия""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Развивающий характер обучения в педагогике рассматрива ется как развитие психических функций ребенка, его мысли тельной деятельности, активизация познавательных интересов, воспитание самостоятельности в овладении ЗУН, формирова ние способностей к саморазвитию и саморефлексии.Развивающий характер упражнений в РСВ понимается как восприятие речи в связи с использованием упражнений, на правленных на развитие мышления, психических функций, творческого воображения. В авторской программе JI. П. На заровой предусматривается включение развивающих упражне ний в процесс развития слухового восприятия. Пятилетний опыт применения таких упражнений показал повышенный ин терес учащихся к ним, позитивное влияние как на процесс раз вития слухового восприятия, так и на познавательную деятель ность учащихся в целом.Названные упражнения были включены в учебный процесс по РСВ начиная с первого класса и в последующие годы обучения. В этой работе участвовали учителя-дефектологи школы глухих №31 Санкт-Петербурга. По результатам работы учителями опуб ликован ряд статей. При изложении этого материала можно вос пользоваться ими и собственными разработками, наблюдениями за работой учителей. В процессе занятий по РСВ использовались упражнения из пособий для родителей и педагогов по разви тию психических операций и мышления следующих авторов: JI. Ф. Тихомировой, А. В. Басова (1995), JI. Ф. Тихомировой (1996), А. Э. Симановского (1996), JI. В. Черемошкина (1996) и др.Одной из психических функций, которая имеет отклонения в развитии глухих детей по сравнению со слышащими, являет ся осязание.Роль осязания для глухих детей имеет важное значение, т. к. благодаря осязанию у ребенка происходит знакомство с окру жающими его предметами, осязание оказывает влияние на про цесс овладения устной речью. Мы связали развитие названной функции с РСВ.Детям предлагались игры “Волшебный мешочек”, “Чудес ный ящик” и др., куда помещались предметы или их муля жи по темам “Овощи”, “Фрукты”, “Игрушки”, “Школьные вещи”, “Мебель” и др. Учащемуся предлагалось на слух за дание: “Что тут?”, “Назови предмет”, “Выбери яблоко (гру шу и т. п.)”.Ученик воспринимал вопрос, задание на слух, выполнял за дание, на ощупь находил предмет и оформлял ответ речью: “Вот яблоко”.Эта работа проводилась с учащимися первых классов. Во вто ром классе предлагалось более сложное задание: выбрать на ощупь предмет среди похожих, например яблоко в соседстве со сливой, персиком, нектарином и др.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 672 337 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.04.2020 251
    • DOCX 100.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мережникова Александра Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89380
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы транспортной безопасности

108 ч.

2070 руб. 1240 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка

Секретарь руководителя со знанием английского языка

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Каналы сбыта, продвижение и стимулирование продаж

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологии личности: от нарциссизма к творчеству

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Эффективные коммуникационные стратегии в образовательной среде: от управления до мотиваци

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе