НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО
ИЗ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФГОС.
"В воспитании человека важно
добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и
стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и
личного счастья". И.А.Каирова
Школа – важнейший период в жизни
каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он
не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и
формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной
в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и
ориентация на духовное развитие личности.
В настоящее время вопрос
духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем
современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились:
отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,
спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие
патриотического воспитания и некоторые другие. Необходимость нравственного
образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности
общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме
нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и
поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с
тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для
детей данного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача
воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих
его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых
духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Условия современного
общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать
способность ориентироваться в новых условиях жизни. Изменяются и задачи школы,
которая призвана вооружить обучающихся средствами самоопределения в
самостоятельной жизни.
Поэтому федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного
отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и
государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления
и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России.»
Обозначим новые требования ФГОС к
духовно-нравственному воспитанию:
- перестройка взглядов учителя на
новое (принятие нового);
- целостность направления;
- система мероприятий, тематических
модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
- просветительная работа среди
родителей;
- интегративность программ
духовно-нравственного воспитания;
-духовно-нраственное воспитание-сквозная
линия всего школьного уклада жизни;
-интеграция усилий школы, семьи,
учреждений культуры и спорта,общественных объединений;
-развитие и воспитание ребенка не
самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями
ребенка и душевными порывами.
С поступлением в школу ребёнок
впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной
деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его
новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.
Успех нравственного воспитания
детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства,
в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на
улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к
природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как
только ребёнок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу
образуются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые
находят отражение в субъективном нравственном восприятии и образуют для него
субъективное нравственное пространство.
Поэтому, именно в школе должна быть
сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и
культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному
институту, через который проходят все граждане России, является индикатором
ценностного и морально нравственного состояния общества и государства. Ребёнок
школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно
нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки
развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
В заключение хочется добавить, что
никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не
являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского
личностного поведения. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером,
чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Сделать
себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя. В
педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить
одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим
ценностям — ценность Учителя. Воспитывать детей надо радостью, передавая
им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно
дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького
человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к
своей стране. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями на 26.11.2010).
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.