Главная / Технология / Доклад по технологии на тему: "Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности на уроках технологии"

Доклад по технологии на тему: "Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности на уроках технологии"

hello_html_m63a6a907.gifhello_html_m529b7496.gifКазахстан

Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

КГУ «Айыртауская средняя школа»














Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности на уроках технологии










Выполнил: преподаватель технологии

Корнилов Анатолий Михайлович













2016 г.

Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности на уроках технологии.

Переход к рыночным отношениям, связанный с появлением рынка труда и рабочей силы требует новых подходов к содержанию политехнического образования школьников. Одной из основных целей школьного образования сегодня является подготовка молодых людей, обладающих профессиональной мобильностью, позволяющей ориентироваться в новой производственной обстановке и овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения непрерывно изменяющихся трудовых функций. Современный учащийся школы в ходе допрофессиональной подготовки должен научиться основным рациональным приемам приобретения знаний, видеть их возможность области применения, а также пути своего профессионального самоопределения с учетом личностных особенностей и состояния здоровья. Во всей стране утверждается идея о необходимости смещения акцента в сторону более глубокой технологической подготовки, непрерывное осуществление которой предполагает образовательная отрасль «Технология». Знания, приобретенные учащимися  в процессе изучения ее разделов должны, с одной стороны, максимально содействовать их профессиональной адаптации, с другой – формировать технологическую культуру. Новая образовательная отрасль открывает возможность для использования различных программ по основным направлениям трудовой технологической подготовки учащихся.

Современное производство требует людей творческих, наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможности, и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом. В каждом ученике живет свой исследователь, свой изобретатель, который ждет, когда создадутся условия для творческой деятельности. Выполнение творческих проектов способствует раскрытию всех задатков личности, позволяет достичь вершин творчества и проявить себя.

Создание проекта — от его зарождения и до получения готового изделия — развивает память, мышление, волю, настойчивость, целеустремленность; приучает к порядку, точности, аккуратности, находчивости и предприимчивости; создает возможности самостоятельных открытий. Причем указанная подготовка обязана носить интегративный характер и включать не лишь формирование общепедагогических и методических умений, но и высокий уровень овладения технологией обработки различных материалов, эстетическое развитие будущих профессионалов. В этом заключается актуальность выбранной темы.

Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к работникам народногохозяйства. Из этого, в частности, вытекает необходимость улучшения трудовойподготовки школьной молодежи. Между тем производство, по крайней мере внынешний переходный период, не может оказывать школе, как это было раньше,материально-технической, кадровой и финансовой поддержки. Вряд ли возможно вближайшей перспективе усиление такой поддержки и со стороны государства.Общеобразовательной школе пока остается рассчитывать в основном на своивнутренние возможности, главным образом на более полное, активное ицеленаправленное использование чисто педагогических средств — пересмотр имодернизацию содержания, совершенствование и создание новых методов и форморганизации обучения.

Такую работу, пользуясь свободой педагогического творчества, опираясь напредшествующий опыт, уже не первый год веду я,как учитель - практик.

Задачи поставленные передо мной, как учителем трудового обучениясвязаныс учебно-воспитательным процессом.

Это, прежде всего:организация личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их познавательных и жизненных интересов, способствующего осознанному выбору ими пути профессионального самоопределения;

- исключения методов принуждения к учению и использование таких методов, которые вовлекают учащихся в трудовую деятельность, вызывая чувство успеха, движения вперед, развития;

- расширение возможностей для индивидуализации образовательных программ, эффективного решения проблем их уровневой и профильной вариативности, обеспечения самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся;

- обеспечение интеграции и прикладной практической направленности изучения учебного материала базовых разделов по основным «сквозным образовательным линиям», таким как «Основы проектирования», «Основы предпринимательства», «Профессиональное самоопределение», «Черчение и графика» и др.;               

- формирование личной ответственности учащихся за трудовую деятельность, веры в возможность преодоления трудностей;

- использование технологии обработки материала, помогающее усваивать главные сущностные понятия, связи, значительно увеличивать объем осваиваемого материала при резком снижении нагрузки на учащегося;

- соответствие формы деятельности ее содержанию;

использование таких форм контроля и оценки знаний, которые ориентированы на учение без принуждения;

самоанализ, коллективное творческое самоуправление, содружество с родителями.

Претворение в практику обучения этих форм служит в первую очередь совершенствование отношений «учитель – ученик».

Деятельность учителя трудового обучения многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика и практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся (менеджера). На первый план выходит профессионализм учителя.

Подготовка учителя трудового обучения к уроку составляет одну из существенных сторон его профессиональной деятельности. На протяжении последних десятилетий в системе образования нетрадиционным для учителей является курс на создание для учащегося возможности занимать активную, то есть инициативную позицию в учебном процессе.

Также, на уроках трудового обучения охватываю следующие задачи:

- формирование у школьников принципиально иной психологии: активности, предприимчивости, готовности к принятию     самостоятельных решений;

- отстаивания своей позиции и точки зрения;

- ответственности за результаты и последствия своей деятельности.

Преуспеть в этом может лишь тот, кто научится четко определять цель деятельности, выбирать наиболее рациональное и нравственно-оправданное решение, анализировать ход работы и результаты, извлекать уроки из временных неудач, преодолевать трудности. При этом внимание уделяется значительной доле выполнения практических работ учащихся, которые реализуются методом индивидуальных и коллективных творческих проектов. В современном учебно-воспитательном процессе на уроках трудового обучения нужно применять нетрадиционный метод – МЕТОД ПРОЕКТОВ.

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося.

Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельное, разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, выполненное под контролем и консультированием учителя.

Современная педагогика  различает такие типы проектов:

- исследовательские, в основе которых находятся социально-экономические исследования;

- творческие, их результатом является создание художественных произведений, зрелищных явлений;

- игровые (имитационные), в которых участники проекта  выполняют роли;

- информационные, которые заключаются в сборе и анализе информации об объекте;

- практические, ориентированные на непосредственно внедряемые в практику.

Средствами осуществления проектно-технологической деятельности являются использование разнообразных инструментов, приспособлений,  машин, механизмов, автоматических приспособлений и т.д.

Включениеметода проектов в учебно-воспитательный процесс позволяет мнеразнообразить формы проведения уроков, шире применять на них приемы и методы активизации творческого мышления учащихся. В результате учащиеся приобретают большой спектр умений и навыков, интегрируют знания из различных предметов, у них воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решение, доводить выдвинутые идеи до воплощения в конечный конкурентоспособный продукт (изделие).

Хочу поделиться некоторыми соображениями о работе над одним из проектов. Внушаю ученикам и советую коллегам, главное не что делать, а как. Изделие может быть и простым, но на нем можно отработать все этапы выполнения проекта. Конечно, изделия могут быть различной степени сложности. Но простая поделка вызывает головокружение от успеха, а сложная – неверие в свои силы. Можно спорить и о сроках исполнения проекта. Многолетняя практика показывает, что лучше сделать несколько проектов в течение учебного года. За счет этого приобретаются необходимые навыки.

Мой опыт показывает, что гораздо эффективнее, когда каждый ученик выполняет свой проект, но тема у всех одинаковая. Такой проект называется фронтальным проектом. При такой организации можно спланировать ход занятия, рассчитать необходимое количество инструментов и приспособлений, а также время той или иной операции, а ученикам полезно видеть, как продвигается работа у одноклассников. Они могут сравнивать качество своей работы с работой других учеников. В тоже время разнообразие проявляется за счет внесения каждым учеником своих различий в конструкцию изделий, особенно если это предмет декоративно-прикладного искусства. Приступая к разработке проекта, нацеливаю учащихся на наличие исходного материала доступного, дешевого, а так же на возможность его обработки в мастерской, ориентирую на имеющиеся инструменты и оборудование.

Для других учебных дисциплин проектное обучение является только вариантом оптимизации учебного процесса, то в трудовом обучении оно занимает ведущее положение.

Работа над творческим проектом оказывает на учащихся большое воспитательное воздействие, активизирует конструкторское мышление, фантазию, способствует формированию технологической культуры, коммуникативных способностей, инициативы и ответственности.

Включение проектов с элементами поисково-исследовательской, конструкторской и преобразовательной деятельности может резко повысить положительную мотивацию учения, сделать образовательный процесс осмысленным и интересным, способствующим воспитанию нравственно-трудовых качеств, использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Считаю также необходимым отметить мнение заведующего лабораторией "Технологии" ИОСО РАО, доктора педагогических наук, профессора В. М. Казакевича в своей статье "Технологическое образование в век высоких технологий" ("Школа и производство", 2001, №1). Что при 12-летнем образовании "Принципиальное отличие обучения технологии от традиционного трудового обучения в основной школе будет состоять в новой направленности учебных целей. Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них потребуется, в первую очередь, на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями:

*   обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;

*   находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;

*   проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;

*   овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;

*   осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;

*   экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;

*   давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;

*   выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;

*   оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;

*   сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.

В старших классах полной средней школы изучение "Технологии" должно быть направлено главным образом на овладение совокупностью методов творческой проектной деятельностью, освоение способов научного и практического поиска новых решений применительно к кругу познавательных и профессиональных интересов учащихся. С учетом профиля общеобразовательного учреждения (гимназия, колледж, технологическая школа и др.) проектная деятельность может иметь соответствующую предметную направленность".

Анализируя эти слова, пришёл к выводу, что в полной мере овладеть вышеперечисленными умениями школьник может только в ходе учебного проектирования, которое все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. В проекте "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)" ("Школа и производство", 2000, №3) прямо сказано, что основу курса технологии составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся. И это не удивительно, ведь такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся и конечно весь процесс не проходит без проблемного метода.

Учитель должен четко спланировать организацию проектной деятельности и начинать нужно с составления тематического планирования, обеспечивающего и изучение соответствующих технологий, и выполнение проектных работ. По-моему мнению, в сельских школахтехнические проекты целесообразно выполнять в третьей,четвертой четверти – до начала сельскохозяйственных работ.

Перед выполнением работы нужно тщательно продумать перечень этапов работы школьников над проектом, сроки выполнения каждого этапа, исходя из того, что на все отводитсяне так уж много времени. Это усиливает ответственность ребят за свой труд, приучает их к четкости и порядку, усидчивости и активности. Если проект выполняется несколькими учениками, то реальный вклад каждого из них должен быть четко определен. Для наглядности привожу примерную схему выполнения творческого проекта (см. рис 1).

Схема выполнения творческого проекта

Рис. 1. Схемы выполнения творческого проекта


Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению. Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и "нужных" объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности.Для старшеклассников характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они, как и учащиеся 8-9 классов, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты.

Примерную тематику проектных заданий следует разработать по каждому году обучения технологии. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей как учащихся, так и самого учителя, имеющейся материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект.

На мой взгляд, проектная деятельность учащихся должна состоять из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.

На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия если это необходимо для творческого проекта, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.

Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, я уделяю большое внимание тому, что выбор темы обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проект. Опыт подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее предпочтителен.Поскольку я как учитель хорошо знаю своих питомцев и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное, и если он сам тщательным образом все продумал и взвесил: наличие оборудования, инструментов и материалов, свои возможности как руководителя, консультанта, сроки работы и т.п.

Работа над проектом начинается с выбора и обоснования темы, проведения мини-маркетингового исследования, определения  цели проекта и решаемых задач. После этого ученики приступают к просмотру литературы, анализу конструкций существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков.

Ребята, которым очень тяжело дается выполнение творческих проектных работ, даю задание на изготовление конкретного изделия.

После выполнения эскиза разрабатывается технологический процесс изготовления изделия, в котором обязательно указывается порядок выполнения работы и применяемые инструменты.

Изготовление объекта проектирования начинается только при наличии конструкторской и технологической документации, а именно эскиза и технологического процесса изготовления изделия.

Стараюсь не стремиться к тому, чтобы учащиеся все работы делали в школе, в учебных мастерских. Отведенного времени чаще всего бывает недостаточно, особенно если разрабатываются усложненные конструкции изделий. Поэтому значительную часть проекта, особенно связанную с его описательной частью, оформлением, можно выполнять дома. Мои ученики некоторые работы, например, по обоснованию конструкции изделия и технологического процесса, экономическому обоснованию, экологической оценке проекта выполняют параллельно с изготовлением изделия.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.

К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.

Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм. А4.По содержанию она включает ("Школа и производство", 2001, №1):

1.      Титульный лист.

2.      Оглавление.

3.      Введение.

4.      Главы основной части:

Глава 1. Конструкция изделия.

Глава 2. Технология изготовления.

Глава 3. Экономическое обоснование проекта.

Глава 4. Экологическая оценка проекта.

5. Заключение.

6.  Библиографический список использованной литературы.

7.  Приложения.

Титульный лист является первой страницей пояснительной записки. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова "год").

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя.

Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.

В первой главе, описывающей конструкцию изделия, приводится краткий обзор литературы, разрабатывается банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта.

В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия (состав расчета изменяется в зависимости от класса, в котором учатся ребята). Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.

Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта

Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить.

После заключения принято помещать список использованной литературы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях.

О дате защиты проектов нужно сообщать заранее. Также заранее до учеников должны быть доведены критерии оценки и порядок проведения защиты. Я до учеников эти сведения довожу на первом занятии по выполнению творческого проекта.

Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других классов) или перед комиссией, состоящей из учителей технологии и представителей администрации школы. Для выступления каждому учащемуся дается 5-7 минут. В своем выступлении ученик должен:

*   рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии);

*   рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;

*   дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);

*   рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);

*   рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);

*   рассказать о решении экологических задач;

*   сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия);

После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросу и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.

Итоговая оценка творческого проекта не только подводит итог труда учащегося, но имеет большое воспитательное значение. При этом я считаю, что и при выполнении работы по проекту на каждом занятии нужно выставлять текущие оценки, которые подтягивают, дисциплинируют ребят, и учитывать их при подведении итогов работы. Для этого целесообразно, чтобы учитель выставлял эти оценки в зачетный лист - сколько недель ребята делают проект, столько и оценок, а к защите проекта выводил среднеарифметическую оценку текущей работы каждого ученика.

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Примерными критериями творческого проекта, учитывающими оценку изделия и пояснительную записку, могут быть следующие:

*   оценка "отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках.

*   оценка "хорошо" выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.

*   оценка "удовлетворительно" выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.

Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.

Оценивание результатов творчества всегда драматично и противоречиво. Во всяком случае, не стоит абсолютизировать его правильность. Ближе к объективной будет рейтинговая оценка, включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и оценку учителя.

Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и т.д.

Предложенный порядок защиты – примерный. Он может быть изменен в зависимости от подготовки учителя и творческих возможностей класса. Желательно, чтобы защита проектов превратилась в настоящий праздник, не была заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли  с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.

Школьникам седьмого и восьмого классов предлагаю выполнить проект по изготовлению кухонной подвески. Работу над проектом начинаем с эскизов,на которыхи определяем места для фартука, полотенца, прихваток и подобных предметов. Появляются варианты крючков и их расположения на изделии. При задаче максимального использования небольшого участка кухни приходим к конструкции состоящей из четырех отдельных оснований с крючком на каждом элементе. Помня о том, что кухонная утварь кроме прямого назначения несет декоративную функцию, верхний элемент украшаем росписью или резьбой. Учащиеся сами делают вывод о том, что такая конструкция эстетичная, практичная, материалоемкая.

Основания изготавливают из массива, клеянкой из полос древесины или древесностружечной фанерованной плиты. В этом случаи следует закрасить или зафанеровать торцы. Опытным путем приходим к размеру основания 120х120 мм., а параллельно обсуждаем варианты соединения отдельных элементов в общую конструкцию. Приходим к выводу, что крепление в одной плоскости с помощью соединительных планок круглого сечения самый рациональный вариант. Под них проще делать сверление. Знакомые учащимся операции экономичны по времени и изделие принимает эстетичный вид.

Изготовление планок круглого сечения производят на токарном станке по металлу. Для этого впатрон вставляют плашку необходимого размера по диаметру, а под головку резцедержателя приспособление для изготовления планок круглого сечения. Затем берут заготовки с припуском на 1-2 мм., один конец плотно крепят в отверстии регулируемого квадрата, но так чтоб можно было передвигать по мере обработки. Второй конец подают в плашку. Скорость выбирают максимальную, так как чем выше скорость, тем чище обрабатываемая поверхность при соответствующей подаче.

Сложность вызывает разработка операции точной разметки под сверление отверстий соединительных планок круглого сечения в основаниях. Середину вдоль торца размечают рейсмусом. А для нанесения поперечных рисок применяют разметочную планку с иголками-гвоздиками и ограничителем с одного конца или кондуктор в виде прямоугольного короба с двумя отверстиями для сверления. Определенных навыков требует вытачивание трех одинаковых крючков. Для этого применяют шаблон из жести. Подобная операция производилась учащимися при изготовлении ручек напильника. Крепят кухонную подвеску на петли, которые изготавливают из тонколистового алюминия или оцинкованного железа. Готовые изделие покрывают лаком. Первый слой более жидким или олифой (она дешевле, но дольше сохнет). Второй слой - более густым. В нашем случае целесообразно лакировать каждую деталь отдельно до сборки. Сборку производят на клею ПВА (смотреть рис. 2).


hello_html_2088bcd0.jpg

hello_html_m79d2684c.jpg

hello_html_m64555904.jpg1 hello_html_5913c0aa.jpg hello_html_m14fb7e57.jpg


Рис 2.

Уяснив конструкцию, переходят к разработке технической документации. Помня о том, что у ребят слишком небольшой навык, приходим к мнению, что для данного изделия достаточно будет составления технологической карты, а вот экономический расчет делаем скрупулезно. Следует учесть и такой фактор, что наше изделие не ширпотреб, а вещь сделанная индивидуально. Единичные изделия, например, народных промыслов всегда ценились и ценятся. Полученный навык в жизни всегда пригодится.

Учитывая цели обучения, чрезвычайно важна способность учителя вести каждого учащегося в его развитии вперед. В настоящее время на практике можно видеть три основных стиля, закрепленных в следующих стереотипахповедения учителя:

Ситуативный стиль.  Учитель не реализует в обучении развивающие и воспитательные цели. Он целиком полагается на убеждение, что содержание учебной дисциплины само воспитывает учащегося. Отсутствует целенаправленность воспитания на уроке. Учитель пассивен, его воспитательная деятельность складывается из преодоления незапланированных, чисто неожиданных ситуаций.

Поддерживающий стиль (наиболее распространенный). Учитель старается использовать учебный процесс для поддержания и развития всего лучшего в учащихся, но полностью воспитательные возможности по предмету не использует, цели развития и воспитания часто задаются формально.

Опережающий стиль. Учитель реализует позицию ведущего в учебно-воспитательном процессе. Он координирует и педагогизирует окружающие воздействия на учащихся: стимулирует интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы деятельности учащихся. Учителю удается добиться, чтобы учащиеся самостоятельно ставили цели предстоящей деятельности и стремились к поиску путей их достижения. Учителя, обладающие такой позицией при обучении, обычно являются лидерами учащихся, любимыми и авторитетными наставниками.

Учитель трудового обучения должен отвечать следующим требованиям:

  конкретность, умение легко вступать в общение с учащимися самых различных психических складов, любых физико-психологических данных;

 демократический стиль руководства, сочетающий уважение к личности с необходимой требовательностью;

разносторонние интересы, умение идти в ногу со временем, эрудиция,    чуткость, способность к сопереживанию.

Я считаю, что задача учителя трудового обучения – создать обучающую среду, которая позволит учащемуся учиться через свой опыт и мудрость предшествующих поколений, находить решения самостоятельно, развивать творческие способности. При этом учащийся должен быть активным участником процесса познания, а не как объект пассивно воспринимающий информации.

 Анализ педагогической деятельности учителей трудового обучения показывает, что учителя при организации учебного процесса придерживаются двух основных направлений в развитии подходов к обучению учащихся:

  1. Модернизация традиционного обучения в духе эффективной организации усвоения заданных образцов, достижения четко выделенных эталонов.

2.Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.

Трудовое обучение предусматривает практическую деятельность учащихся на уроке, в ходе которого 75% учебного времени   уделяетсяпрактической работе по овладению учащимися общетрудовыми и технологическими умениями и навыками. Именно в учебных мастерских образовательных школ закладываются основы работы с ручными инструментами и на станочном оборудовании, прививается интерес и любовь к самостоятельному выполнению технологических приемов и операций, учащиеся приучаются к дисциплине, организованности, воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работы. На основе полученных теоретических знаний учащиеся осваивают движения, приемы и способы выполнения технологических действий и операций.

В результатеобучения учащиеся на уроках трудового обучения производят материальныйпродукт – изготовленное изделие (из древесины, металла, ткани, пищевых продуктов и других конструкционных материалов).        Его изготовление, как правило, предъявляет к учащимся совершенно новые требования. Учащимся недостаточно просто запомнить или заучить содержание теоретического материала, они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении практического задания.        Следовательно, основа уроков трудовогообучения – не слепое запоминание информации, а умение переработать ее и применить на практике.

При выполнении практического задания: «Проект изготовления гравировки на металле».

Методику работы над этим проектом я организую в три этапа. На первом этапе выбираем тему. Проект сразу приобретает большую значимость, поскольку в технике гравюра дети ранее не работали.

При изготовлении изделия используют рабочие и контрольно-измерительные инструменты.

Рабочие инструменты предназначены для обработки материалов (например, ножницы, молоток, штихель). Контрольно-измерительные инструменты служат для определения размеров и проверки точности изготовления изделия (например, линейка, угольник). При обработке материалов используют также приспособления – устройства, которые облегчают работу. Например, при пилении древесины применяют упор.

Для изготовления каждого изделия необходим технологический процесс, т.е. часть производственного процесса по превращению заготовки в готовую продукцию. Он состоит из технологических операций. Операция является законченной частью технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте.

Разработка технологического процесса начинается с изучения чертежа детали. Изучая чертеж, определяют форму и размеры заготовок, материал, из которого изготавливают деталь, припуски (дополнительный слой поверхности заготовки, подлежащий удалению при обработке). Затем определяют последовательность обработки, подбирают необходимые инструменты и приспособления.

Технологический процесс оформляется в виде технологической карты, т.е. документа, в котором указана последовательность выполнения операций, дано графическое изображение технологической операции, перечислены инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной операции. Правильно составить технологическую карту — значит выбрать наиболее правильный путь изготовления изделия, сэкономить время, материал.

Изготовление изделия начинают с выбора заготовки, т.е. материала (доска, брусок, фанера и т.п.), который будут обрабатывать для получения детали. На детали выбирают базовую сторону, т.е. наиболее ровную поверхность, от которой затем ведут разметку и обработку.


Технологическая карта. Изготовление гравюры на металле.


п/п

Последовательность выполнения работы

Необходимые инструменты, материал

Графическое изображение

1.

Выбрать заготовку, размер 17х6 см.

алюминий или медь


2.

Подготовить заготовку и залить кусбаслаком. Разметить контур эскиза переводя через копировальную бумагу

кусбаслак


3.

Выполнение гравюры на металле штихелем подбирая определенный размер


штихель

hello_html_m3ee4b22f.jpg

4.

Оформление работы, изготовление багета

рейки, пила, гвозди, клей ПВА, картон, проволока



hello_html_m7cdde6bc.jpg


5.

Готовое изделие




Методика проведения урока трудового обучения отличается от уроков гуманитарного и естественно - научного циклов тем, что в нем предусматривается  взаимодействие теоретической и практической деятельности учащихся в учебных мастерских общеобразовательных школ.

На мой взгляд, основными характерными подходами к уроку трудового обучения являются:

- объединение теоретического и практического обучения;

- наличие двойной цели – усвоение знаний и практическое их

применение, формирование технологических приемов и операций;

- тесная взаимосвязь соединения теоретической и практической части урока;

- слияние процесса усвоения знаний и процессов формирования   первичных умений и навыков, их взаимодействие.           

 При рассмотрении структуры урока следует отметить не обособленные, отдельные его части, а структурные элементы, группируемые по характерной деятельности учителя трудового обучения и учащихся.

Таким образом, очевидна новая функция образовательной           отрасли «Технология»: через образование учителя трудового обучения должны привести ученика к самообразованию, к активности, творческой и познавательной деятельности.

На мой взгляд, исследовательский подход в обучении учащихся должен достичь большего понимания и признания среди учителей трудового  обучения.

Применяя исследовательские подходы в обучении          учащихся, можно сделать вывод: все, что предлагается учащимся на уроке, должно быть проработано с учетом возможностей рефлексивной позиции такого способа содержания учебного материала, который указывает смысловые контексты изучаемого. Первичным фактором при этом становятся знания, опыт и ценностные ориентиры учащихся.

Помочь подростку в выборе направления труда – задача педагогов школы. При этом особая функция учителя труда, который, имея инженерно-педагогическую подготовку, может вместе с психологом, врачом, классным руководителем и социальным педагогом содействовать профессиональному самоопределению ребенка, включая его в разнообразные занятия по интересам, наблюдая за развитием способностей и умений на уроках.

Ассоциативно-развивающая методика ведения уроков позволяет  активизировать внутренние потенциальные резервы психики детей, создавая у них позитивный настрой на деятельное усвоение изучаемого на уроках материала. На комбинированных уроках творчества ученики стремятся не только слушать, но и слышать, не только запоминать, но и понимать, анализировать, осмысленно усваивать полученную информацию.

Желание своими руками создать из различного материала красивую вещь и украсить её неповторимыми узорами бывает практически у каждого из нас. Особенно сильно оно ощущается после посещения выставок декоративно-прикладного искусства, музеев.

Современное производство требует людей творческих, наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможности, и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом. В каждом ученике живет свой исследователь, свой изобретатель, который ждет, когда создадутся условия для творческой деятельности.

Выполнение творческих проектов способствует раскрытию всех задатков личности, позволяет достичь вершин творчества и проявить себя. Создание проекта — от его зарождения и до получения готового изделия — развивает память, мышление, волю, настойчивость, целеустремленность; приучает к порядку, точности, аккуратности, находчивости и предприимчивости; создает возможности самостоятельных открытий. Для того чтоб обучение школьников обработке различного материала было эффективным, нужна особая подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к таковой деятельности. Причем указанная подготовка обязана носить интегративный характер и включать не лишь формирование общепедагогических и методических умений, но и высокий уровень овладения технологией обработки, эстетическое развитие будущих профессионалов. В этом заключается актуальность выбранной темы.




















         Литература


1 Коберник О.М., Ящук С.М.  Методика організації проектно-технологічноїдіяльностіучнів на уроках трудовогонавчання. -  Умань. -  2001

4.Короткова Е. Хочу, могу, умею! – М. «КСП»,1997

3.Павлова М.Б., Питт Дж. Образовательная область технология: теоретические подходы и методические рекомендации. Н.-Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997

4. Павлова М.Б. Технология – новый учебный предмет в школе. – С-Петербург, 1992 


Доклад по технологии на тему: "Развитие творческих способностей учащихся в проектной деятельности на уроках технологии"
  • Технология
Описание:

Современное производство требует людей творческих, наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможности, и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом. В каждом ученике живет свой исследователь, свой изобретатель, который ждет, когда создадутся условия для творческой деятельности. Выполнение творческих проектов способствует раскрытию всех задатков личности, позволяет достичь вершин творчества и проявить себя.

Создание проекта — от его зарождения и до получения готового изделия — развивает память, мышление, волю, настойчивость, целеустремленность; приучает к порядку, точности, аккуратности, находчивости и предприимчивости; создает возможности самостоятельных открытий. Причем указанная подготовка обязана носить интегративный характер и включать не лишь формирование общепедагогических и методических умений, но и высокий уровень овладения технологией обработки различных материалов, эстетическое развитие будущих профессионалов. В этом заключается актуальность выбранной темы.

Автор Корнилова Марина Анатольевна
Дата добавления 09.02.2016
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 1476
Номер материала MA-064666
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓