Главная / Директору-завучу / доклад Оценка качество общего образования как отражение реальной практики и ориентир её совершенствования.

доклад Оценка качество общего образования как отражение реальной практики и ориентир её совершенствования.

hello_html_3728a577.jpgОценка качество общего образования как отражение реальной практики и ориентир её совершенствования.


Л.И. Кислинская,

директор МБОУ ООШ№5




Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

- родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей,
- качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами.
- для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом,
- для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников,
- для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции.

Некоторое непонимание значения качества усиливается из-за того, что оно может использоваться как абсолютное, так и относительное понятие. Качество в обыденном, житейском понимании используется главным образом как понятие абсолютное. Люди используют его, например, при описании дорогих ресторанов (качество услуг) и роскошных автомобилей (качество продукции).

При использовании в бытовом контексте предметы, которым дается качественная оценка с точки зрения абсолютного понятия, представляют собой наивысший стандарт, который невозможно, как негласно предполагается, превзойти. К качественной продукции относятся совершенные предметы, выполненные без ограничения затрат на них. Редкость и дороговизна - две отличительные черты этого определения. В этом смысле качество используется для отражения статуса и превосходства. Владение предметами "качества" выделяет их владельцев среди тех, кто не может себе позволить обладать ими

При использовании в образовательном контексте понятие "качество" приобретает существенно иной смысл. Абсолютное понятие "высокого качества" не имеет ничего общего с системой управления качеством в образовании. Тем не менее, в ходе дискуссий по управлению качеством часто возникает вопрос о его абсолютном значении, имеющем ауру роскоши и высокого статуса. Это идеализированное использование понятия может оказаться полезным для общественных связей, может содействовать образовательному учреждению в улучшении его имиджа. Оно также демонстрирует значение повышения качества как стремление к наивысшим стандартам.

Качество может также использоваться как понятие относительное. В этом случае качество не является атрибутом продукции или услуги. Оно является чем-то, что приписано ему. О качестве можно судить, когда продукция или услуга отвечает требованиям соответствующих ей стандартов или спецификации.

Качество само по себе не может быть конечным результатом. Оно лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта стандарту. Качественная продукция или услуга при рассмотрении качества как понятия относительного совсем необязательно будет дорогая или недоступная, красивая или безликая. Также она может не являться особенной, а быть обыкновенной, банальной и привычной. (работа по определению «Качества образования»)


Таким образом, качество образования определяется:


- качеством образовательных результатов – предметные и межпредметные компетенции, ситуационное поведение (деятельностная составляющая), способность к осмыслению и оцениванию возникших ситуаций (рефлексивная составляющая). Творческие успехи (личностная составляющая);

- качеством процесса достижения этих результатов – управленческо-организационные условия (стабильность основного состава педколлектива, системность и адресность в обучении педколлектива), валеологические условия (социально-психологическая поддержка учащихся, педагогическая диагностика учащихся), условия получения общего образования (профили, образовательные программы по ступеням образования, количество и спектр предметов по выбору учащихся, материально-техническая оснащенность образовательного процесса, соблюдение прав учащихся в образовательном процессе), сочетание основного и дополнительного образования (доступность внеурочной деятельности для обучающихся всех категорий, наличие кружков, секций, системы работы с учреждениями культуры), комфортность образовательной среды;

- ценой достижения этих результатов, т.е. затратой кадровых ресурсов (кадровая обеспеченность, профессиональная квалификация учителей, нагрузка педагогов), здоровьесберегающих ресурсов (объем учебной нагрузки учащихся, режим обучения учащихся, объем домашних заданий), обеспеченность учебниками и УМК.

Для современного общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является оценка качества образования.

ЕГЭ является очень важным элементом системы оценки качества образования, однако, он не дает исчерпывающей информации для управления качеством. Для принятия управленческих решений этого недостаточно, необходимы дополнительные данные.

Кроме того, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса. Действительно, для того, чтобы понять, насколько эффективна работа того или иного образовательного учреждения, важно, с одной стороны, посмотреть не только уровень знаний в этой школе (причем за несколько лет), а с другой стороны – иметь представление о контингенте учащихся, условиях в которых она функционирует, где располагается, кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении и пр.

Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий; анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом.

  • качества образовательной программы;

  • качества организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения);

  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании);

  • качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

  • качества ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения);

  • качества нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;

  • качества медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;

  • качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом;

  • качества потенциала обучающихся;

  • качества знаний.

Организационные условия обеспечения и управления качеством образования

Под организационными условиями, в общем смысле этого слова, мы понимаем совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность и достигать тех или иных результатов.

Под организационными условиями обеспечения и управления качеством образования мы будем понимать:

  1. наличие административной команды, владеющей программно – целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением;

  2. наличие  высококвалифицированного педагогического состава, с внутренней потребностью к саморазвитию, улучшению условий труда и его результатов;

  3. организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов обучающихся.  Использование в организации образовательного процесса современных  технологий, форм, методов, приемов обучения, позволяющих формировать ключевые компетентности, востребованные сегодняшним днем; 

  4. наличие материально – технического и научно – методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам;

  5. использование в образовательном процессе образовательных программ и учебно – методических комплексов, позволяющих выполнять государственные образовательные стандарты;

  6. наличие иерархической системы управления качеством на основе взаимодействия групп, которым делегирована ответственность за качество образования;

  7. наличие системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.

       Функционирование системы обеспечения и управления качеством образования в общеобразовательном учреждении  подчиняется следующим принципам:

  • учет потребностей системы образования;

  • ориентация на требования внешних пользователей;

  • учет потенциала обучающихся при организации образовательного процесса и оценке его результатов;

  • стимулирование педагогических работников к повышению профессиональной компетентности и улучшению результатов своего труда.

Организация модели внутришкольной системы оценки качества образования

Каждое ОУ, реагируя на запросы рынка образовательных услуг, формирует собственную систему оценки их качества, что в свою очередь требует отработанной критериальной и инструментальной базы. Эта потребность диктует необходимость определения нормативного основания построения модели внутришкольной системы оценки качества образования и ее методической разработки.

Нормативной базой для разработки модели являются:

  • Закон РФ "Об образовании в РФ";

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Методический компонент модели включает определение цели, принципов, объекта, предмета оценки, уровня их процедур, технологии проведения, критериев и показателей.

Целью модели является получение и анализ информации о состоянии качества образования на базе единой системы диагностики и контроля, отражающей обеспечение государственного и социального стандартов.

Основными принципами построения модели выделены:

  • объективность, обеспечиваемая единой системой критериев и показателей оценки;

  • полнота информации, реализуемая за счет системности работы в соответствии с планом;

  • реалистичность, определяемая нормами и показателями качества образования, их социальной и личностной значимости;

  • открытость и прозрачность процедур оценки качества образования.

В качестве объектов и предметов оценки определены:

  • деятельность школы и качество условий реализации образовательных программ;

  • личностные достижения учащихся и качество образовательных результатов;

  • компетентность педагогических работников и качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в школе.

Основное внимание в процессе оценивания сосредотачивается на уровне индивидуальных достижений обучающихся в освоении программ основного и дополнительного образования; на уровне качества этих программ и качестве труда педагогических работников, эффективности управления образовательным учреждением.

Субъектами системы оценки выступают: администрация, службы сопровождения, педагоги, учащиеся.

Основными направлениями организационно-педагогического сопровождения образовательного процесса в модели обозначены:

- медико-психологическое сопровождение, направленное на развитие способностей, которые нужны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком, для обретения личностных смыслов его деятельности и укрепление его физического здоровья

- научно-методическое сопровождение, направленное на преобразование педагогического коллектива, т.е создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху и личностному росту каждого члена коллектива через систему повышения квалификации..

- система стимулирования педагогического труда, которая призвана оценить и поощрить инновационную активность, достижение результатов педагогического труда.

В качестве структурных единиц внутришкольной системы оценки качества были выделены службы: Служба контроля качества, Медико-психологическая служба, Служба методического сопровождения образовательного процесса, Служба стимулирования.

Служба контроля качества образования занимается созданием и разработкой нормативно-методического обеспечения управления качеством; мониторингом показателей качества. Данная служба координирует работу всех подразделений ОУ; обобщает опыт деятельности различных структур. Организационное управление работой Службы качества возложено на заместителя директора.

Медико-психологическая служба обеспечивает создание благоприятных условий для развития всех субъектов образовательного процесса, обеспечению сохранения психического, нравственного и соматического здоровья и формирования здорового образа.

Деятельность Службы направлена на создание оптимальных условий для личностного развития учащихся и педагогов, профессионального роста учителей, на организацию психологического комфорта и валеологическое обеспечение образовательного процесса.

В задачи службы медиков входит организация обучения учащихся здоровому образу жизни в рамках учебных предметов, включение вопросов о ЗОЖ в тематику педагогических советов, родительских собраний.

Руководит деятельностью службы руководитель ШМО классных руководителей . В состав службы входят: классные руководители, педагог дополнительного образования, воспитатель группы продленного дня,члены родительского комитета. К сожалению, в школе нет педагога-психолога, но данная проблема решается путем заключения трудового соглашения с психологом и привлечения родителей.

Миссия Службы методического сопровождения образовательного процесса связана с его программно-технологическим обеспечением, основанным на концепции инновационных изменений и отвечающим следующим характеристикам:

- последовательность, когда каждое следующее действие опирается на предыдущее, или включает его в себя;

- разнонаправленность, т.е. охват образованием всех сторон жизни человека;

- комплексность, т.е. совокупность, взаимодополняемость образовательных программ;

- рациональность, т.е. выбор методов, приемов, технологий обучения с учетом применимости на разных этапах обучения;

-результативность, т.е. признание образования по фактическому результату. на современном уровне педагогического процесса.

В соответствии с этой миссией определяются решаемые службой цели и задачи:

  • организация работы по подготовке к лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в ОУ;

  • организационно-методическое обеспечение процесса обучения.

Руководство службой может быть возложено на заместителя директора по учебной работе.

Служба стимулирования предназначена для обеспечения эффективного использования инвестиционных ресурсов и средств государственной поддержки образовательного учреждения. В ее задачи входят: распределение финансовых ресурсов для обеспечения образовательного процесса; контроль за их целевым использованием. Кроме распределения и контроля за соблюдением в расходовании выделяемых средств, Служба проводит обоснование и расчеты по стимулированию труда учителя. Уровень творческой самореализации учителей в профессиональной деятельности является самостоятельным предметом исследования, так как является одним из факторов, влияющих на результаты образования.

Для обеспечения содержательной части аналитико-оценочной деятельности в учреждении разрабатываются Положения о внутришкольной системе комплексной оценки качества образования, Инструкция по составлению отчета по итогам учебного периода, критерии и показатели для оценки качества труда работников школы и другие нормативные и инструктивно-методические материалы.

Например, критериями оценки качества труда административно-управленческого аппарата выступают:

  • результативность обучения;

  • организация предпрофильной подготовки;

  • организация воспитания и дополнительного образования;

  • положительная динамика сохранения здоровья обучающихся;

  • сохранение материально-технической базы образова­тельного учреждения;

  • развитие информационно-коммуникационного и методического обеспечения образовательного процесса;

  • обеспечение качественного состава педагогических работников;

  • развитие социального партнерства и др.

Труд педагогических работников должен соотноситься с критериями:

  • результативности индивидуальных достижений обучающихся;

  • активности в воспитательной деятельности;

  • распространение собственного педагогического опыта, участие в инновационной деятельности;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

  • создание комфортной образовательной среды и др.

 Под образовательными  достижениями  обучающегося мы понимаем совокупность всех индивидуальных достижений, позволяющих ему успешно социализироваться в обществе и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах жизни, а именно:

Общеобразовательные достижения.

  1. показатели обученности по отдельным предметам;

  2. динамика образовательных достижений;

  3. сформированность общеучебных умений;

  4. сформированность коммуникативных умений;

  5. сформированность познавательных интересов;

  6. установки и ценностные ориентации;

  7. профессиональное самоопределение.

Ключевые компетенции (Competence) — способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета.

Оценка ключевых компетенций

Инструментальные компетенции,  которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.

 1) способность к анализу и  синтезу;

2) способность к организации и планированию;

3) базовые знания в различных областях;

4) тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;

5) письменная и устная коммуникация на родном  языке;

6) знание второго языка;

7) элементарные навыки работы с компьютером;

8) навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);

9) решение проблем;

10) принятие решений.

 Межличностные компетенции, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства:

1) способность к  критике и самокритике;

2) способность к работе в команде;

3) навыки межличностных  отношений;

4) сп­особ­ность ра­ботать в межд­исципл­инар­ной команде;

5) способность общаться со специалистами из других областей;

6) способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

7) способность работать в международной среде;

8) приверженность этическим ценностям.

 Системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.

1) способность применять знания на практике;

2) исследовательские навыки;

3) способность учиться;

4) способность адаптироваться к новым ситуациям;

5) креативность;

6) лидерство;

7) понимание культур и обычаев других стран;

8) способность работать самостоятельно;

9) разработка и управление проектами;

10) инициативность и предпринимательский дух;

11) забота о качестве;

12) стремление к успеху.

Социально-личностные характеристики.

Оценка образовательных достижений происходит через оценку конкретных показателей. 

1) нормативность поведения;

2) уровень воспитанности;

3) уровень общей образованности;

4) состояние здоровья и понимание основ здорового образа жизни.

Таким образом, модель внутришкольной системы оценки качества образования при ее практическом внедрении может служить объективной характеристикой работы образовательного учреждения по реализации требований стандарта.

  Проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономического развития страны, появляются новые условия, возможности и потребности. Изменяются критерии качества, обостряется проблема управления качеством и снова возникает необходимость исследовать и решать эту проблему. Качество образования находится в постоянной динамике. Нет предела его повышению. Поэтому сегодня очень важно прогнозировать возможное изменение качества, исследовать причины и характер этого изменения.

Будущее рождается сегодня. Движение в будущее зависит от его видения и понимания.



















ПРИЛОЖЕНИЕ



























Качество образования — это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности общества, государства;

- это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы).

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. -М., 2004. С. 44)


Качество образования – совокупность  потребительских  свойств  образовательной  услуги,  обеспечивающей  возможностьудовлетворения  комплекса  потребностей  по  всестороннему  развитию  личности  учащегося  (студента).

(Шмырева Н.А.,  Губанова  М.И.,  Крецан З.В.  Педагогические  системы:  научные  основы,  управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 100)


Качество образования – определенный  уровень  знаний  и  умений,  умственного, нравственного  и  физического  развития,  которого  достигают  обучаемые  на  определенном  этапе  в  соответствии  с планируемыми  целями;  степень  удовлетворения  ожиданий  различных  участников  процесса  образования  от предоставляемых  образовательным  учреждением  образовательных  услуг. 

(Педагогический словарь. — М.:  Академия.  Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. 2005.)


Качество образования - категория,  определяющая  состояние  и  результативность  процессаобразования  в  обществе,  его  соответствие  потребностям  и  ожиданиям  в  развитии  и  формировании гражданских,  бытовых  и  профессиональных  компетенций  личности.

(Словарь  терминов  по  общей  и  социальной  педагогике. — Екатеринбург:  ГОУ  ВПО УГТУ-УПИ.  А.С. Воронин. 2006.)


Качество образования - соответствие  образования  принятым  в  образовательной  доктрине  требованиям  и  нормам  (стандартам).

(Новый  словарь  методических  терминов  и  понятий  (теория  и практика  обучения  языкам). —  М.:  Издательство ИКАР.  Э. Г.  Азимов,  А. Н. Щукин.  2009.


Качество образования – это уровень развития образования как государственно-общественной системы (в том числе любого образовательного учреждения) и его место в международном рейтинге образовательных систем.

(Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.)

Качество образования - интегральная характеристика  образовательного  процесса  и  его результатов,  выражающая  меру  их  соответствия  распространенным  в  обществе  представлениям  о  том,  каким должен  быть  образовательный  процесс  и  каким  целям  он  должен  служить. 

(Профессиональное  образование.  Словарь.  Ключевые  понятия,  термины,  актуальная  лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.)

Качество образования - совокупность свойств образования, обуславливающих его способность удовлетворять определённые потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением этого образования

А.М. Кац

Качество образования - это система социально обусловленных отношений к миру, которыми должен обладать ученик.

В.Н. Малькова

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 года№273 –ФЗ, гл.1, ст.2)




















Объект

Критерий

Показатель

Качество образованности ученика

 

















 






Для работы в командах



Критерии. Уровень здоровья и здорового образа жизни,

    уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности,

   уровень развития, готовность к жизни в семье и социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями, уровень облученности, уровень владения творческой деятельностью.


Показатель.   Владеет знаниями по организации ЗОЖ,   имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности, успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация, не ниже 60%,способность решать нестандартные задачи, имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.)












Объект

Критерии  


Показатель


Качество деятельности административного работника


















Критерии. Компетентность, ответственность, мобильность, открытость, активность.

  

Показатель.   Знание нормативно- правовой базы, владение приемами сбора и обработки значимой информации для оценки качества, своевременное предоставление диагностических и аналитических материалов, справок, качественное выполнение должностных обязанностей, умение  принимать необходимые управленческие решения, работает в инновационном режиме.

Объект

Критерии

Показатель  

Качество деятельности педагога






Критерии. Открытость, профессионализм, информационная грамотность, авторитет.

Показатель.   Активно - участвует в инновационной деятельности ОУ,  участвует в диссеминации передового педагогического опыта, имеет высокий процент качества успеваемости (не ниже 60%),  имеет высокие показатели качества обученности, ученики – участники и победители предметных олимпиад, имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах, участвует в конкурсах профессионального мастерства, занимается научно- исследовательской деятельностью, участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях, на высоком  уровне проводит внеклассные  мероприятия, предметные недели , использует в профессиональной деятельности информационно- коммуникационные технологии, имеет высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности.



Объект

Критерии

Показатель

Качество образовательных программ



Критерии . Актуальность, эффективность, доступность, оснащенность.

Показатель.   Соответствие современным образовательным  стандартам,        позволяет формировать знания и ключевые компетенции, а также подтверждать их во время аттестационных процедур, наличие УМК.









доклад Оценка качество общего образования как отражение реальной практики и ориентир её совершенствования.
  • Директору-завучу
Описание:

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

- родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей,
- качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами.
- для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом,
- для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников,
- для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции.

Некоторое непонимание значения качества усиливается из-за того, что оно может использоваться как абсолютное, так и относительное понятие. Качество в обыденном, житейском понимании используется главным образом как понятие абсолютное. Люди используют его, например, при описании дорогих ресторанов (качество услуг) и роскошных автомобилей (качество продукции).

При использовании в бытовом контексте предметы, которым дается качественная оценка с точки зрения абсолютного понятия, представляют собой наивысший стандарт, который невозможно, как негласно предполагается, превзойти. К качественной продукции относятся совершенные предметы, выполненные без ограничения затрат на них. Редкость и дороговизна - две отличительные черты этого определения. В этом смысле качество используется для отражения статуса и превосходства. Владение предметами "качества" выделяет их владельцев среди тех, кто не может себе позволить обладать ими

При использовании в образовательном контексте понятие "качество" приобретает существенно иной смысл. Абсолютное понятие "высокого качества" не имеет ничего общего с системой управления качеством в образовании. Тем не менее, в ходе дискуссий по управлению качеством часто возникает вопрос о его абсолютном значении, имеющем ауру роскоши и высокого статуса. Это идеализированное использование понятия может оказаться полезным для общественных связей, может содействовать образовательному учреждению в улучшении его имиджа. Оно также демонстрирует значение повышения качества как стремление к наивысшим стандартам.

Качество может также использоваться как понятие относительное. В этом случае качество не является атрибутом продукции или услуги. Оно является чем-то, что приписано ему. О качестве можно судить, когда продукция или услуга отвечает требованиям соответствующих ей стандартов или спецификации.

Качество само по себе не может быть конечным результатом. Оно лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта стандарту. Качественная продукция или услуга при рассмотрении качества как понятия относительного совсем необязательно будет дорогая или недоступная, красивая или безликая. Также она может не являться особенной, а быть обыкновенной, банальной и привычной. (работа по определению «Качества образования»)

Таким образом, качество образования определяется:

- качеством образовательных результатов – предметные и межпредметные компетенции, ситуационное поведение (деятельностная составляющая), способность к осмыслению и оцениванию возникших ситуаций (рефлексивная составляющая). Творческие успехи (личностная составляющая);

- качеством процесса достижения этих результатов – управленческо-организационные условия (стабильность основного состава педколлектива, системность и адресность в обучении педколлектива), валеологические условия (социально-психологическая поддержка учащихся, педагогическая диагностика учащихся), условия получения общего образования (профили, образовательные программы по ступеням образования, количество и спектр предметов по выбору учащихся, материально-техническая оснащенность образовательного процесса, соблюдение прав учащихся в образовательном процессе), сочетание основного и дополнительного образования (доступность внеурочной деятельности для обучающихся всех категорий, наличие кружков, секций, системы работы с учреждениями культуры), комфортность образовательной среды;

- ценой достижения этих результатов, т.е. затратой кадровых ресурсов (кадровая обеспеченность, профессиональная квалификация учителей, нагрузка педагогов), здоровьесберегающих ресурсов (объем учебной нагрузки учащихся, режим обучения учащихся, объем домашних заданий), обеспеченность учебниками и УМК.

Для современного общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является оценка качества образования.

ЕГЭ является очень важным элементом системы оценки качества образования, однако, он не дает исчерпывающей информации для управления качеством. Для принятия управленческих решений этого недостаточно, необходимы дополнительные данные.

Кроме того, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и оценку качества образовательного процесса. Действительно, для того, чтобы понять, насколько эффективна работа того или иного образовательного учреждения, важно, с одной стороны, посмотреть не только уровень знаний в этой школе (причем за несколько лет), а с другой стороны – иметь представление о контингенте учащихся, условиях в которых она функционирует, где располагается, кадровом потенциале, материально-техническом обеспечении и пр.

Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий; анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных учреждений и системы образования в целом.

  • качества образовательной программы;
  • качества организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения);
  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании);
  • качества потенциала научно-педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
  • качества ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения);
  • качества нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;
  • качества медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;
  • качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
  • качества потенциала обучающихся;
  • качества знаний.

Организационные условия обеспечения и управления качеством образования

Под организационными условиями, в общем смысле этого слова, мы понимаем совокупность взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность и достигать тех или иных результатов.

Под организационными условиями обеспечения и управления качеством образования мы будем понимать:

1)наличие административной команды, владеющей программно – целевыми и проектными методами управления образовательным учреждением;

2)наличие высококвалифицированного педагогического состава, с внутренней потребностью к саморазвитию, улучшению условий труда и его результатов;

3)организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных запросов обучающихся. Использование в организации образовательного процесса современных технологий, форм, методов, приемов обучения, позволяющих формировать ключевые компетентности, востребованные сегодняшним днем;

4)наличие материально – технического и научно – методического обеспечения, позволяющего организовывать образовательный процесс на уровне, соответствующем современным образовательным стандартам;

5)использование в образовательном процессе образовательных программ и учебно – методических комплексов, позволяющих выполнять государственные образовательные стандарты;

6)наличие иерархической системы управления качеством на основе взаимодействия групп, которым делегирована ответственность за качество образования;

7)наличие системы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении.

Функционирование системы обеспечения и управления качеством образования в общеобразовательном учреждении подчиняется следующим принципам:

учет потребностей системы образования;

ориентация на требования внешних пользователей;

учет потенциала обучающихся при организации образовательного процесса и оценке его результатов;

стимулирование педагогических работников к повышению профессиональной компетентности и улучшению результатов своего труда.

Организация модели внутришкольной системы оценки качества образования

Каждое ОУ, реагируя на запросы рынка образовательных услуг, формирует собственную систему оценки их качества, что в свою очередь требует отработанной критериальной и инструментальной базы. Эта потребность диктует необходимость определения нормативного основания построения модели внутришкольной системы оценки качества образования и ее методической разработки.

Нормативной базой для разработки модели являются:

•Закон РФ "Об образовании в РФ";

•Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Методический компонент модели включает определение цели, принципов, объекта, предмета оценки, уровня их процедур, технологии проведения, критериев и показателей.

Целью модели является получение и анализ информации о состоянии качества образования на базе единой системы диагностики и контроля, отражающей обеспечение государственного и социального стандартов.

Основными принципами построения модели выделены:

•объективность, обеспечиваемая единой системой критериев и показателей оценки;

• полнота информации, реализуемая за счет системности работы в соответствии с планом;

•реалистичность, определяемая нормами и показателями качества образования, их социальной и личностной значимости;

•открытость и прозрачность процедур оценки качества образования.

В качестве объектов и предметов оценки определены:

• деятельность школы и качество условий реализации образовательных программ;

• личностные достижения учащихся и качество образовательных результатов;

• компетентность педагогических работников и качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в школе.

Основное внимание в процессе оценивания сосредотачивается на уровне индивидуальных достижений обучающихся в освоении программ основного и дополнительного образования; на уровне качества этих программ и качестве труда педагогических работников, эффективности управления образовательным учреждением.

Субъектами системы оценки выступают: администрация, службы сопровождения, педагоги, учащиеся.

Основными направлениями организационно-педагогического сопровождения образовательного процесса в модели обозначены:

- медико-психологическое сопровождение, направленное на развитие способностей, которые нужны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком, для обретения личностных смыслов его деятельности и укрепление его физического здоровья

- научно-методическое сопровождение, направленное на преобразование педагогического коллектива, т.е создаются положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху и личностному росту каждого члена коллектива через систему повышения квалификации..

- система стимулирования педагогического труда, которая призвана оценить и поощрить инновационную активность, достижение результатов педагогического труда.

В качестве структурных единиц внутришкольной системы оценки качества были выделены службы: Служба контроля качества, Медико-психологическая служба, Служба методического сопровождения образовательного процесса, Служба стимулирования.

Служба контроля качества образования занимается созданием и разработкой нормативно-методического обеспечения управления качеством; мониторингом показателей качества. Данная служба координирует работу всех подразделений ОУ; обобщает опыт деятельности различных структур. Организационное управление работой Службы качества возложено на заместителя директора.

Медико-психологическая служба обеспечивает создание благоприятных условий для развития всех субъектов образовательного процесса, обеспечению сохранения психического, нравственного и соматического здоровья и формирования здорового образа.

Деятельность Службы направлена на создание оптимальных условий для личностного развития учащихся и педагогов, профессионального роста учителей, на организацию психологического комфорта и валеологическое обеспечение образовательного процесса.

В задачи службы медиков входит организация обучения учащихся здоровому образу жизни в рамках учебных предметов, включение вопросов о ЗОЖ в тематику педагогических советов, родительских собраний.

Руководит деятельностью службы руководитель ШМО классных руководителей . В состав службы входят: классные руководители, педагог дополнительного образования, воспитатель группы продленного дня,члены родительского комитета. К сожалению, в школе нет педагога-психолога, но данная проблема решается путем заключения трудового соглашения с психологом и привлечения родителей.

Миссия Службы методического сопровождения образовательного процесса связана с его программно-технологическим обеспечением, основанным на концепции инновационных изменений и отвечающим следующим характеристикам:

- последовательность, когда каждое следующее действие опирается на предыдущее, или включает его в себя;

- разнонаправленность, т.е. охват образованием всех сторон жизни человека;

- комплексность, т.е. совокупность, взаимодополняемость образовательных программ;

- рациональность, т.е. выбор методов, приемов, технологий обучения с учетом применимости на разных этапах обучения;

-результативность, т.е. признание образования по фактическому результату. на современном уровне педагогического процесса.

В соответствии с этой миссией определяются решаемые службой цели и задачи:

-организация работы по подготовке к лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых в ОУ;

-организационно-методическое обеспечение процесса обучения.

Руководство службой может быть возложено на заместителя директора по учебной работе.

Служба стимулирования предназначена для обеспечения эффективного использования инвестиционных ресурсов и средств государственной поддержки образовательного учреждения. В ее задачи входят: распределение финансовых ресурсов для обеспечения образовательного процесса; контроль за их целевым использованием. Кроме распределения и контроля за соблюдением в расходовании выделяемых средств, Служба проводит обоснование и расчеты по стимулированию труда учителя. Уровень творческой самореализации учителей в профессиональной деятельности является самостоятельным предметом исследования, так как является одним из факторов, влияющих на результаты образования.

Для обеспечения содержательной части аналитико-оценочной деятельности в учреждении разрабатываются Положения о внутришкольной системе комплексной оценки качества образования, Инструкция по составлению отчета по итогам учебного периода, критерии и показатели для оценки качества труда работников школы и другие нормативные и инструктивно-методические материалы.

Например, критериями оценки качества труда административно-управленческого аппарата выступают:

результативность обучения;

организация предпрофильной подготовки;

организация воспитания и дополнительного образования;

положительная динамика сохранения здоровья обучающихся;

сохранение материально-технической базы образова­тельного учреждения;

развитие информационно-коммуникационного и методического обеспечения образовательного процесса;

обеспечение качественного состава педагогических работников;

развитие социального партнерства и др.

Труд педагогических работников должен соотноситься с критериями:

результативности индивидуальных достижений обучающихся;

активности в воспитательной деятельности;

распространение собственного педагогического опыта, участие в инновационной деятельности;

использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;

создание комфортной образовательной среды и др.

Под образовательными достижениями обучающегося мы понимаем совокупность всех индивидуальных достижений, позволяющих ему успешно социализироваться в обществе и реализовать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах жизни, а именно:

Общеобразовательные достижения.

1)показатели обученности по отдельным предметам;

2)динамика образовательных достижений;

3)сформированность общеучебных умений;

4) сформированность коммуникативных умений;

5) сформированность познавательных интересов;

6) установки и ценностные ориентации;

7)профессиональное самоопределение.

Ключевые компетенции (Competence) — способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета.

Оценка ключевых компетенций

Инструментальные компетенции, которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.

1) способность к анализу и синтезу;

2) способность к организации и планированию;

3) базовые знания в различных областях;

4) тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;

5) письменная и устная коммуникация на родном языке;

6) знание второго языка;

7) элементарные навыки работы с компьютером;

8) навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);

9) решение проблем;

10) принятие решений.

Межличностные компетенции, то есть индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства:

1) способность к критике и самокритике;

2) способность к работе в команде;

3) навыки межличностных отношений;

4) сп­особ­ность ра­ботать в межд­исципл­инар­ной команде;

5) способность общаться со специалистами из других областей;

6) способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

7) способность работать в международной среде;

8) приверженность этическим ценностям.

Системные компетенции, то есть сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы.

1) способность применять знания на практике;

2) исследовательские навыки;

3) способность учиться;

4) способность адаптироваться к новым ситуациям;

5) креативность;

6) лидерство;

7) понимание культур и обычаев других стран;

8) способность работать самостоятельно;

9) разработка и управление проектами;

10) инициативность и предпринимательский дух;

11) забота о качестве;

12) стремление к успеху.

Социально-личностные характеристики.

Оценка образовательных достижений происходит через оценку конкретных показателей.

1) нормативность поведения;

2) уровень воспитанности;

3) уровень общей образованности;

4) состояние здоровья и понимание основ здорового образа жизни.

Таким образом, модель внутришкольной системы оценки качества образования при ее практическом внедрении может служить объективной характеристикой работы образовательного учреждения по реализации требований стандарта.

Проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономического развития страны, появляются новые условия, возможности и потребности. Изменяются критерии качества, обостряется проблема управления качеством и снова возникает необходимость исследовать и решать эту проблему. Качество образования находится в постоянной динамике. Нет предела его повышению. Поэтому сегодня очень важно прогнозировать возможное изменение качества, исследовать причины и характер этого изменения.

Будущее рождается сегодня. Движение в будущее зависит от его видения и понимания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Качество образования — это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности общества, государства;

- это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы).

(Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. -М., 2004. С. 44)

Качество образования – совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающей возможностьудовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности учащегося (студента).

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 100)

Качество образования – определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг.

(Педагогический словарь. — М.: Академия. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. 2005.)

Качество образования - категория, определяющая состояние и результативность процессаобразования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

(Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006.)

Качество образования - соответствие образования принятым в образовательной доктрине требованиям и нормам (стандартам).

(Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Качество образования – это уровень развития образования как государственно-общественной системы (в том числе любого образовательного учреждения) и его место в международном рейтинге образовательных систем.

(Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.)

Качество образования - интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть образовательный процесс и каким целям он должен служить.

(Профессиональноеобразование. Словарь. Ключевыепонятия,термины, актуальнаялексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.)

Качество образования - совокупность свойств образования, обуславливающих его способность удовлетворять определённые потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением этого образования

А.М. Кац

Качество образования - это система социально обусловленных отношений к миру, которыми должен обладать ученик.

В.Н. Малькова

Качество образования- комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 года№273 –ФЗ, гл.1, ст.2)

Объект

Критерий

Показатель

Качество образованности ученика

Для работы в командах

Критерии. Уровень здоровья и здорового образа жизни,

уровень нравственного, духовного и морального воспитания личности,

уровень развития, готовность к жизни в семье и социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями, уровень облученности, уровень владения творческой деятельностью.

Показатель. Владеет знаниями по организации ЗОЖ, имеет высокий уровень нравственности и общей воспитанности, успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация, не ниже 60%,способность решать нестандартные задачи, имеет достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы, фестивали и т.п.)

Объект

Критерии

Показатель

Качество деятельности административного работника

Критерии. Компетентность, ответственность, мобильность, открытость, активность.

Показатель.Знание нормативно- правовой базы, владение приемами сбора и обработки значимой информации для оценки качества, своевременное предоставление диагностических и аналитических материалов, справок, качественное выполнение должностных обязанностей, умение принимать необходимые управленческие решения, работает в инновационном режиме.

Объект

Критерии

Показатель

Качество деятельности педагога

Критерии. Открытость, профессионализм, информационная грамотность, авторитет.

Показатель.Активно - участвует в инновационной деятельности ОУ,участвует в диссеминации передового педагогического опыта, имеет высокий процент качества успеваемости (не ниже 60%),имеет высокие показатели качества обученности, ученики – участники и победители предметных олимпиад, имеет высокие результаты на научно- практических конференциях, интеллектуальных турнирах, конкурсах, участвует в конкурсах профессионального мастерства, занимается научно- исследовательской деятельностью, участвует в социально- значимых проектах и общественных мероприятиях, на высоком уровне проводит внеклассные мероприятия, предметные недели , использует в профессиональной деятельности информационно- коммуникационные технологии, имеет высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности.

Объект

Критерии

Показатель

Качество образовательных программ

Критерии . Актуальность, эффективность, доступность, оснащенность.

Показатель. Соответствие современным образовательным стандартам,позволяет формировать знания и ключевые компетенции, а также подтверждать их во время аттестационных процедур, наличие УМК.

Автор Кислинская Людмила Ивановна
Дата добавления 17.04.2016
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 436
Номер материала MA-066467
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы