ДОКЛАД
«Роль
наглядности и ИКТ
в
обучении чувашскому языку»
В настоящее время школа, также как и все образование в
целом, повернулась к личности ученика и пытается создать условия для
становления его как субъекта собственной жизни. Повсеместно предпринимаются
попытки создания образовательной среды, способствующей самореализации учащихся.
Процесс преподавания чувашского языка в коррекционной школе носит не только
образовательный характер, но и направлен на воспитание личности, ориентированной
на общечеловеческие и национальные ценности. В своей деятельности я использую
личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подход.
В коррекционной школе обучение чувашскому языку носит
элементарно-практический характер и направлено на решение следующих задач:
1) повышение уровня общего развития учащегося;
2) научить учащихся излагать свои мысли в устной форме;
3) научить осмысленно читать;
4) формировать осознанный интерес к изучению чувашского
языка и литературы. Главной задачей начального периода преподавания чувашского
языка в коррекционной школе является выработка навыков чувашской речи. Начинать
обучение чувашскому языку с устного курса – наиболее совершенный путь, что
вытекает из самой природы языка. Любой живой язык является звуковым. Л.В. Щерба
указывал: «Изучение живого разговорного языка является более конкретной и на
первых порах общедоступной задачей, тогда как овладение книгой требует привычки
к большей абстракции». Исследования современных психологов показывают, что в
основе методики обучения второму языку должна лежать речевая деятельность,
организованная на основе учета реальных коммуникативных потребностей детей. В
этой связи возникает вопрос: как организовать мотивацию в обучении чувашскому
языку русскоязычных учащихся? На психолого-педагогическом уровне в основе
работы по обучению чувашскому языку должна лежать коммуникативная модель,
раскрывающая этапы порождения речи: мотив, общий замысел; внутренняя схема
высказывания; грамматико-лексическое и фонетическое оформление. В содержание
методики соответственно могут быть заложены следующие этапы: Коррекционная
педагогика, дефектология:
1) с помощью коллективных действий всего класса создание
ситуаций, в которых необходимо использовать те или иные речевые единицы;
2) совместное формулирование правил употребления речевых
единиц;
3) отбор, активизация всего речевого материала, состоящего
из этих речевых единиц;
4) создание ситуаций, стимулирующих самостоятельное
построение высказываний. Обучение чувашскому языку русскоязычных детей должно
строиться в психологическом плане на основе данных современной теории речевой
деятельности, учитывающей вопросы мотивации, искусственной речевой среды,
взаимосвязи мышления и речи; проходить 3 уровня усвоения:
1) осознанное восприятие информации об изучаемом объекте и
ее запоминание;
2) овладение способом применения знаний по образцу;
3) использование учеником усвоенной информации в новой
ситуации
Решающее значение в обучении чувашской устной речи учащихся
русских школ имеет применение наглядности. Наглядность как средство создания
коммуникативной мотивации способствует формированию более прочных знаний,
помогает поддерживать интерес к речевой деятельности на не родном языке. Умелое
применение наглядности, использование и компьютерной техники способствуют
быстрому усвоению чувашских слов, оживляет учебный процесс, делает его
интересным и содержательным. Также прослушивая мелодии разных народов, дети
учатся узнавать их национальные особенности. Это развивает у детей эстетический
вкус, любовь к природе и своему народу. На уроках чувашского языка игровые
ситуации имеют особое значение в презентации нового языкового материала,
закреплении пройденного лексического и грамматического материала. Они выполняют
и функцию организации и стимулирования речевой деятельности учащихся на чувашском
языке. Игра развивает у детей мышление, речь и память. На уроках чувашского
языка для закрепления знаний и умений используются различные игры (словесные,
дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и т.д.). Например, изучая темы:
«Посуда», «Части тела», «Продукты» целесообразно организовывать сюжетно-ролевые
игры: «Семья», «Больница», «Магазин». Например, при изучении темы «Семья»
используются пальчиковые игры. Практика показывает, что оптимальную
работоспособность учащихся на занятиях чувашской устной речи можно
поддерживать, если включать в структуру урока различные виды продуктивной
деятельности: рисование, лепку, различные игры (дидактические, подвижные,
музыкально-двигательные), фонетические зарядки и др.
В процессе обучения чувашскому языку в коррекционной школе
одновременно с формированием навыков аудирования, говорения, чтения учитель
прививает учащимся навыки другого вида речевой деятельности – письма. При этом
умственно отсталые дети учатся списывать с книги без ошибок.
Взаимосвязанное обучение чувашскому языку с внедрением
национально- регионального компонента призвано содействовать развитию
гармоничного двуязычия, оказывать положительное воздействие на понимание и
более эффективное восприятие элементов культуры изучаемого языка. Такой подход
к процессу обучения способствует гармонизации межнациональных отношений, повышает
мотивацию к изучению предмета. В своей работе использую традиции чувашской
народной педагогики, которые являются средством формирования у учащихся
национального самосознания.
Развитие мотивов у детей тесно связано с активной
деятельностью. Когда ребёнок становится учеником, развитие его мотивации
определяет смысл учения. Все вышеперечисленные приемы помогают совершенствовать
учебный процесс, вызывают у детей интерес к учебе, к чувашскому языку и
литературе, культуре.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические
технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в
обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и
инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной
активности, творческих способностей, школьной
мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Традиционные технологии обучения
в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном
эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся.
Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них
обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют
развитие речи учащихся.
Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных
технологий является введение в них элементов
развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих
методов и форм обучения.
Игровые технологии –
единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности
обучающихся осуществляется средствами разумной организации
разносторонней игровой деятельности, доступной
каждому ребенку, с учетом психофизических
возможностей, путем осуществления
специальных игровых программ,
имеющих как общеразвивающий, так и специализированный
характер
Личностно-ориентированные технологии коррекционной школе - интернате направлены на организацию учебно-воспитательного
процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и
способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет
формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства
взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой
выбор.
Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности.
В учебно-воспитательном процессе я использую :
- компьютерные игры как средство педагогической
коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
-использование мультимедиа презентаций
на уроках и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);
-аудиовизуальные технологии;
- компьютерные тренажеры.
Достоинствами компьютерных технологий являются:
индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной
работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной
деятельности, особенно процессов мышления.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною,
содержат в себе сочетание инновационных технологий
с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в
совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность
учащихся, их знания приобретают новые качества.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.