Главная / Другое / Доклад на тему Роль наглядности и ИКТ на уроках чуашского языка

Доклад на тему Роль наглядности и ИКТ на уроках чуашского языка











ДОКЛАД

«Роль наглядности и ИКТ

в обучении чувашскому языку»





















В настоящее время школа, также как и все образование в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать условия для становления его как субъекта собственной жизни. Повсеместно предпринимаются попытки создания образовательной среды, способствующей самореализации учащихся. Процесс преподавания чувашского языка в коррекционной школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности. В своей деятельности я использую личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подход.

В коррекционной школе обучение чувашскому языку носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих задач:

1) повышение уровня общего развития учащегося;

2) научить учащихся излагать свои мысли в устной форме;

3) научить осмысленно читать;

4) формировать осознанный интерес к изучению чувашского языка и литературы. Главной задачей начального периода преподавания чувашского языка в коррекционной школе является выработка навыков чувашской речи. Начинать обучение чувашскому языку с устного курса – наиболее совершенный путь, что вытекает из самой природы языка. Любой живой язык является звуковым. Л.В. Щерба указывал: «Изучение живого разговорного языка является более конкретной и на первых порах общедоступной задачей, тогда как овладение книгой требует привычки к большей абстракции». Исследования современных психологов показывают, что в основе методики обучения второму языку должна лежать речевая деятельность, организованная на основе учета реальных коммуникативных потребностей детей. В этой связи возникает вопрос: как организовать мотивацию в обучении чувашскому языку русскоязычных учащихся? На психолого-педагогическом уровне в основе работы по обучению чувашскому языку должна лежать коммуникативная модель, раскрывающая этапы порождения речи: мотив, общий замысел; внутренняя схема высказывания; грамматико-лексическое и фонетическое оформление. В содержание методики соответственно могут быть заложены следующие этапы: Коррекционная педагогика, дефектология:

1) с помощью коллективных действий всего класса создание ситуаций, в которых необходимо использовать те или иные речевые единицы;

2) совместное формулирование правил употребления речевых единиц;

3) отбор, активизация всего речевого материала, состоящего из этих речевых единиц;

4) создание ситуаций, стимулирующих самостоятельное построение высказываний. Обучение чувашскому языку русскоязычных детей должно строиться в психологическом плане на основе данных современной теории речевой деятельности, учитывающей вопросы мотивации, искусственной речевой среды, взаимосвязи мышления и речи; проходить 3 уровня усвоения:

1) осознанное восприятие информации об изучаемом объекте и ее запоминание;

2) овладение способом применения знаний по образцу;

3) использование учеником усвоенной информации в новой ситуации

Решающее значение в обучении чувашской устной речи учащихся русских школ имеет применение наглядности. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации способствует формированию более прочных знаний, помогает поддерживать интерес к речевой деятельности на не родном языке. Умелое применение наглядности, использование и компьютерной техники способствуют быстрому усвоению чувашских слов, оживляет учебный процесс, делает его интересным и содержательным. Также прослушивая мелодии разных народов, дети учатся узнавать их национальные особенности. Это развивает у детей эстетический вкус, любовь к природе и своему народу. На уроках чувашского языка игровые ситуации имеют особое значение в презентации нового языкового материала, закреплении пройденного лексического и грамматического материала. Они выполняют и функцию организации и стимулирования речевой деятельности учащихся на чувашском языке. Игра развивает у детей мышление, речь и память. На уроках чувашского языка для закрепления знаний и умений используются различные игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и т.д.). Например, изучая темы: «Посуда», «Части тела», «Продукты» целесообразно организовывать сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин». Например, при изучении темы «Семья» используются пальчиковые игры. Практика показывает, что оптимальную работоспособность учащихся на занятиях чувашской устной речи можно поддерживать, если включать в структуру урока различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепку, различные игры (дидактические, подвижные, музыкально-двигательные), фонетические зарядки и др.

В процессе обучения чувашскому языку в коррекционной школе одновременно с формированием навыков аудирования, говорения, чтения учитель прививает учащимся навыки другого вида речевой деятельности – письма. При этом умственно отсталые дети учатся списывать с книги без ошибок.

Взаимосвязанное обучение чувашскому языку с внедрением национально- регионального компонента призвано содействовать развитию гармоничного двуязычия, оказывать положительное воздействие на понимание и более эффективное восприятие элементов культуры изучаемого языка. Такой подход к процессу обучения способствует гармонизации межнациональных отношений, повышает мотивацию к изучению предмета. В своей работе использую традиции чувашской народной педагогики, которые являются средством формирования у учащихся национального самосознания.

Развитие мотивов у детей тесно связано с активной деятельностью. Когда ребёнок становится учеником, развитие его мотивации определяет смысл учения. Все вышеперечисленные приемы помогают совершенствовать учебный процесс, вызывают у детей интерес к учебе, к чувашскому языку и литературе, культуре.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей, школьной мотивации  в  учебно-воспитательном  процессе.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии  учителя  и  учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных   технологий  является  введение в  них элементов развивающего обучения  и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому  ребенку, с учетом психофизических возможностей,  путем   осуществления   специальных  игровых  программ, имеющих  как  общеразвивающий, так и  специализированный   характер

Личностно-ориентированные технологии коррекционной школе - интернате   направлены  на  организацию  учебно-воспитательного процесса  с учетом  индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение  данной  технологии  позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные  технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья  необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. В   учебно-воспитательном процессе я использую :

- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;

-использование мультимедиа презентаций на  уроках  и внеклассных мероприятиях;

- тестовые технологии  (презентации);

-аудиовизуальные  технологии;

- компьютерные  тренажеры.

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация  учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов  мышления.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.




Доклад на тему Роль наглядности и ИКТ на уроках чуашского языка
  • Другое
Описание:

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Автор Айдарова Светлана Николаевна
Дата добавления 01.11.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 61
Номер материала MA-068210
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓