Главная / Технология / Доклад на тему: "Развитие творческих способностей у учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии"

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей у учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии"

Название документа доклад.docx

Северо-Кавзахстанская область

Айыртауский район

КГУ «Айыртауская средняя школа»















Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии для мальчиков









Подготовил: учитель технологии

Корнилов А.М.













2015 г.

Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии для мальчиков


Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Большие возможности для развития творческих способностей школьников создаёт проектная учебная деятельность.

Проблема развития творческих способностей, учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии мало исследована. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить творческий потенциал школьника.

С одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих, жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей, учащихся в процессе проектной деятельности, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

Хочется отметить, что эффективность развития творческих способностей, учащихся на занятиях технологии повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента.

Основой учебного процесса является – развитие творческих способностей, учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологииИспользование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов.

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат). (Слайд 2)

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

ПРОЕКТ- план, замысел, в РЕЗУЛЬТАТЕ которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д. (Слайд 3)

Достоинства метода проекта:

  • Учащиеся видят конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили душу.

  • Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

  • Профессиональное самоопределение. «На что я способен? Где могу применить свои знания?»

  • При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.

  • Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях. (Слайд 4)

Проектная деятельность включает ряд компонентов:

1. Определение потребности и краткая формулировка задач.

При выполнении проектов необходимо особенно серьёзно относиться к выбору их тем. Задания выдаются в первой четверти, ещё в начале учебного года, а завершаются проекты в четвертой четверти. За это время учащийся должен определиться с выбором изделия (возможно с помощью родителей, чтобы изделие было полезно для дома или для самого ребёнка). Нужно с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно необходимо именно этому человеку.

Такие проекты выполняются в несколько этапов:

1 этап: мини-маркетинговые исследования, выбор и обоснование темы проекта, подбор материала, планирование технологического процесса, разработка конструкторско-технологической документации. (Слайд 5)

2 этап:  выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом, самоконтроль своей деятельности, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, культуры труда. (Слайд 6)

3 этап:  контроль и испытание изделия, коррекция конструкторско-технологической документации, оформление пояснительной записки с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, защита проекта. (Слайд 7)

Это можно изобразить в виде схемы.

Схема степени активности участников проектной деятельности Подготовительный этап УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК Технологический этап УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК Итоговый этап УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК (Слайд 8)

Подготовительный этап УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК организует деятельность ученицы - выявляет проблему; - выбирает тему; - формулирует цели и задачи; - проводит исследование; - составляет план работы (Слайд 9)

Технологический этап УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК - консультирует ученицу;- контролирует; - даёт необходимые новые знания; - готовит ученика к презентации результатов - работает над изделием; обучается новым знаниям; консультируется; - готовится к презентации результата (Слайд 10)

Итоговый этап УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК - обобщает результаты; подводит итоги обучения демонстрирует:- понимание проблемы, найденный способ её решения;- результат работы. (Слайд 11)

Одним словом проект – это творчество ученика.

При выборе тем творческих проектов учитываются следующие факторы:

- востребованность изделия;

- сложность и трудоёмкость изделия;

- личные интересы и возможность учащегося;

- возможность материальной базы.

Проектирование направлено на улучшение качества жизни людей, поэтому необходимо научить школьника находиться в самом центре процесса проектирования. Учащийся должен четко сформулировать задачу - записать задание, согласно которому он будет разрабатывать, и изготавливать изделие или замысел. Формулировка задачи включает:

- название проекта;

- функцию проекта;

- кто будет использовать “продукт” (категория пользователя).

На данном этапе коллективно обсуждаем выбранные темы, ожидаемую полезность, эскизы, предполагаемую конструкцию, технологию изготовления, художественную отделку. При этом предоставляется полная свобода в обсуждении, как собственных, так и проектов товарищей. Учитывая, что перед учащимися поставлена интересная проблема и для решения мобилизуется весь их творческий потенциал. Именно в проектной деятельности учащиеся должны научиться, чаще использовать высказывания, начинающиеся со слов:

- “Я так считаю…”;

- “Я предполагаю…”;

- “Я не согласна, потому что…”;

- “Я предполагаю, потому что”;

- “Мне кажется…”.

Работа над творческим проектом является предпосылкой установления тесных взаимосвязей между учителем и учащимися. Постоянное привлечение учащихся к самостоятельному творческому решению поставленных проблем способствует их непрерывному творческому развитию.

2. Набор первоначальных идей. (Слайд 13)

Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, используются специальные педагогические приёмы, направленные на выработку идей:

- прием “Банк идей”. Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются.

Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей;

- приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия;

- приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребёнок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.

3. Проработка одной или нескольких идей. (Слайд 13)

Чем больше идей, тем лучше результат. Чтобы предусмотреть некоторые неверные шаги и ошибки, необходимо провести дизайн – анализ самостоятельно, который поможет ребёнку обогатить и закрепить опыт по разработанной идее. В практике используются игры и упражнения для развития творческого воображения “Винегрет”, “Фантастический образ” и т.д.

4. Изготовление изделия. (Слайд 13)

Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать аппликацию. В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным знаниям, умениям и навыкам:

- коммуникативным;

- навык по преобразованию материалов;

- навык работы с информацией.

Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных пособиях, рабочих тетрадях.

Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей. Задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника назначается более сильный ученик, который, одновременно помогая другим - сам продолжает совершенствоваться.

5. Испытание и защита проекта. (Слайд 13)

Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому оно должно быть испытано в реальной ситуации на уроке или дома.

Применяя метод проектов, учитываются следующие моменты:

Все пять компонентов могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон). С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.

Оценка защиты выполненного проекта осуществляется по следующим критериям:

- соответствие содержания доклада проделанной проектной работе;

- умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения;

- качество проектного изделия;

- практическое использование проектного изделия;

- качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность);

- использование знаний из других наук и учебных предметов;

- ответы на вопросы;

- полнота знаний по технологии;

- оригинальность решения проекта;

- культура речи.

Предлагаю рассмотреть примеры проектов (Слайд 14-28)


Заключение


Достоинство метода проектов в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат – изделие, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. При выполнении проектов учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении.

Проектная деятельность – это самый творческий вид конструктивной деятельности школьников, приближающий их к условиям работы дизайнера. При таком способе организации работы образец как объект копирования отсутствует, нет и модели, которая должна, получится. Вместо этого ребенку предлагается набор условий, которые должны удовлетворить изготавливаемый предмет.

Метод проектов помогает ученикам приобретать разнообразные знания и навыки, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию.


Название документа проектная деятельность.ppt

Подготовил: Корнилов Анатолий Михайлович учитель технологии КГУ «Айыртауская ...
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную раз...
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умен...
Достоинства метода проектов Учащиеся видят конечный результат – вещь, которую...
ПРОЕКТЫ ВЫПОЛНЯЮТСЯ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ: 1 этап: мини-маркетинговые исследован...
2 этап:  выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим...
3 этап:  контроль и испытание изделия, коррекция конструкторско-технологическ...
Схема степени активности участников проектной деятельности УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ УЧ...
организует деятельность УЧЕНИКА - выявляет проблему; - выбирает тему; - форму...
- консультирует ученика; - контролирует; - даёт необходимые новые знания; - г...
- обобщает результаты; подводит итоги обучения демонстрирует: - понимание про...
Проект Теоретическая часть Практическая часть пояснительная записка изделие, ...
На уроках использую следующие этапы создания проектов: Набор первоначальных и...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Требования к пояснительной записке: Титульный лист Соде...
1. Выбор и обоснование проекта Гравировка на стали -  старинное ремесло, кото...
2. Разработка вариантов
Технологическая карта. Изготовление гравюры на металле. № п/п	Последовательно...
Экономическое обоснование проекта Экологическая оценка проекта   Метод безвре...
Критерии оценивания проекта Оригинальность темы и идеи Соответствие конструкт...
Разнообразие творческих работ в проектной деятельности Работы из проволоки
Творческие изделия
Декоративное панно
Подставки под карандаши
Подставки под горячее
Изделия из алюминиевых банок
Изделия с резьбой по дереву
Изделия из дерева
Изделия с резьбой по дереву
Заключение Достоинство метода проектов в том, что учащиеся видят перед собой ...
Спасибо за внимание!
1 из 30

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Подготовил: Корнилов Анатолий Михайлович учитель технологии КГУ «Айыртауская СШ»
Описание слайда:

Подготовил: Корнилов Анатолий Михайлович учитель технологии КГУ «Айыртауская СШ», СКО.

№ слайда 2 Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разраб
Описание слайда:

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат).

№ слайда 3 В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
Описание слайда:

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект – комплекс мероприятий, направленных на достижение цели, в течение заданного времени при определенных ресурсах

№ слайда 4 Достоинства метода проектов Учащиеся видят конечный результат – вещь, которую он
Описание слайда:

Достоинства метода проектов Учащиеся видят конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили душу. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества. Профессиональное самоопределение. «На что я способен? Где могу применить свои знания?» При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным –сложное, слабым – по их реальным возможностям. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.

№ слайда 5 ПРОЕКТЫ ВЫПОЛНЯЮТСЯ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ: 1 этап: мини-маркетинговые исследования,
Описание слайда:

ПРОЕКТЫ ВЫПОЛНЯЮТСЯ В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ: 1 этап: мини-маркетинговые исследования, выбор и обоснование темы проекта, подбор материала, планирование технологического процесса, разработка конструкторско-технологической документации.

№ слайда 6 2 этап:  выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим пр
Описание слайда:

2 этап:  выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом, самоконтроль своей деятельности, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

№ слайда 7 3 этап:  контроль и испытание изделия, коррекция конструкторско-технологической
Описание слайда:

3 этап:  контроль и испытание изделия, коррекция конструкторско-технологической документации, оформление пояснительной записки с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, защита проекта.

№ слайда 8 Схема степени активности участников проектной деятельности УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИ
Описание слайда:

Схема степени активности участников проектной деятельности УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК УЧЕНИК

№ слайда 9 организует деятельность УЧЕНИКА - выявляет проблему; - выбирает тему; - формулир
Описание слайда:

организует деятельность УЧЕНИКА - выявляет проблему; - выбирает тему; - формулирует цели и задачи; - проводит исследование; - составляет план работы

№ слайда 10 - консультирует ученика; - контролирует; - даёт необходимые новые знания; - гото
Описание слайда:

- консультирует ученика; - контролирует; - даёт необходимые новые знания; - готовит ученика к презентации результатов - работает над изделием; обучается новым знаниям; консультируется; - готовится к презентации результата

№ слайда 11 - обобщает результаты; подводит итоги обучения демонстрирует: - понимание пробле
Описание слайда:

- обобщает результаты; подводит итоги обучения демонстрирует: - понимание проблемы, найденный способ её решения; - результат работы

№ слайда 12 Проект Теоретическая часть Практическая часть пояснительная записка изделие, мак
Описание слайда:

Проект Теоретическая часть Практическая часть пояснительная записка изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная презентация

№ слайда 13 На уроках использую следующие этапы создания проектов: Набор первоначальных идей
Описание слайда:

На уроках использую следующие этапы создания проектов: Набор первоначальных идей Проработка одной или нескольких идей Изготовление изделия Испытание и защита проекта

№ слайда 14 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Требования к пояснительной записке: Титульный лист Содержа
Описание слайда:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Требования к пояснительной записке: Титульный лист Содержание Введение Основная часть Заключение Список использованной литературы Приложения Оформляется в папке на бумаге формата А4 в печатном виде, шрифт Times New Roman 14, одинарный интервал Северо-Кавзахстанская область Айыртауский район КГУ «Айыртауская средняя школа» Творческий проект по технологии «Гравюра» Выполнил: ученик 6 Б класса Павлович Никита Проверил: учитель технологии Корнилов А.М. с. Айыртау 2015

№ слайда 15 1. Выбор и обоснование проекта Гравировка на стали -  старинное ремесло, которое
Описание слайда:

1. Выбор и обоснование проекта Гравировка на стали -  старинное ремесло, которое сегодня является успешно развивающимся видом прибыльного бизнеса. А если заниматься гравировкой в домашних условиях (что вполне реально), то смело можно считать гравировку идеей домашнего бизнеса с нуля. Во все времена существовали ремесленники, которые зарабатывали своим умением. Промысел и в условиях современности не потерял своей актуальности. Вы наверняка обращали внимание на предметы, украшенные гравировкой на стали. Причудливые узоры, миниатюры или даже целые картины мастера гравировки превращают своими руками народных умельцев обычный бытовой предмет в неповторимое произведение искусства.

№ слайда 16 2. Разработка вариантов
Описание слайда:

2. Разработка вариантов

№ слайда 17 Технологическая карта. Изготовление гравюры на металле. № п/п	Последовательность
Описание слайда:

Технологическая карта. Изготовление гравюры на металле. № п/п Последовательность выполнения работы Необходимые инструменты, материал Графическое изображение 1. Выбрать заготовку, размер 17х6 см. алюминий или медь 2. Подготовить заготовку и залить кусбаслаком. Разметить контур эскиза переводя через копировальную бумагу кусбаслак 3. Выполнение гравюры на металле штихелем подбирая определенный размер штихель 4. Оформление работы, изготовление багета рейки, пила, гвозди, клей ПВА, картон, проволока 5. Готовое изделие

№ слайда 18 Экономическое обоснование проекта Экологическая оценка проекта   Метод безвреден
Описание слайда:

Экономическое обоснование проекта Экологическая оценка проекта   Метод безвреден для здоровья и совершенно не загрязняет окружающую среду. А напротив, можно найти всякие ненужные кусочки металла и использовать в рациональном направление, сделать работу на подарок. Инструмент делается из ненужных надфилей, обломков ножниц и т. д. Ведь сделанное своими руками имеет наивысшею оценку. № п/п Материал Количество, размер стоимость Итого 1. Алюминий 6,9Х27 60 тг. 2. Кусбаслак 1 шт. 200 тг. 3. Надфиль 3 шт. 150 тг. 4. Наждачная бумага 1 шт. 15 тг. 425 тг.

№ слайда 19 Критерии оценивания проекта Оригинальность темы и идеи Соответствие конструкторс
Описание слайда:

Критерии оценивания проекта Оригинальность темы и идеи Соответствие конструкторским параметрам Качество технологии выполнения Дизайн Потребительские качества Экологическая безопасность

№ слайда 20 Разнообразие творческих работ в проектной деятельности Работы из проволоки
Описание слайда:

Разнообразие творческих работ в проектной деятельности Работы из проволоки

№ слайда 21 Творческие изделия
Описание слайда:

Творческие изделия

№ слайда 22 Декоративное панно
Описание слайда:

Декоративное панно

№ слайда 23 Подставки под карандаши
Описание слайда:

Подставки под карандаши

№ слайда 24 Подставки под горячее
Описание слайда:

Подставки под горячее

№ слайда 25 Изделия из алюминиевых банок
Описание слайда:

Изделия из алюминиевых банок

№ слайда 26 Изделия с резьбой по дереву
Описание слайда:

Изделия с резьбой по дереву

№ слайда 27 Изделия из дерева
Описание слайда:

Изделия из дерева

№ слайда 28 Изделия с резьбой по дереву
Описание слайда:

Изделия с резьбой по дереву

№ слайда 29 Заключение Достоинство метода проектов в том, что учащиеся видят перед собой кон
Описание слайда:

Заключение Достоинство метода проектов в том, что учащиеся видят перед собой конечный результат – изделие, которым можно пользоваться в быту, которое они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. При выполнении проектов учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания - это помогает им в профессиональном самоопределении.

№ слайда 30 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей у учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии"
  • Технология
Описание:

Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Большие возможности для развития творческих способностей школьников создаёт проектная учебная деятельность.

Проблема развития творческих способностей, учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии мало исследована. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить творческий потенциал школьника.

С одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих, жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей, учащихся в процессе проектной деятельности, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

Автор Корнилов Анатолий Михайлович
Дата добавления 09.02.2016
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 1087
Номер материала MA-064669
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓