Главная / Русский язык и литература / Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы "

Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы "

Развитие познавательного интереса на уроках

русского языка и литературы


Мир, в котором мы живём, всё чаще называют изменяющимся миром. И это справедливо. Процессы, которые происходят в обществе, захватывают социальные, культурные, образовательные и другие системы. Современный человек живёт в мире техники, мире духовно ограниченном, где приоритет общечеловеческих ценностей часто приносят в жертву практической пользе.

Сегодня, как никогда прежде, жизненно важно рассматривать литературу и русский язык в школе не только как один из учебных предметов, но и как особое, ни с чем не сравнимое по силе воздействия средство формирования личности школьника, богатейший источник познания жизни.

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула "рассказ о писателе — чтение произведения — обсуждение — сочинение" исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.

Развивающий характер учебной деятельности на уроках литературы обусловлен отбором текстов, которые должны вызывать у детей интерес, желание высказать свои чувства, оценить прочитанное , а также определенной системой вопросов и заданий. Они направлены на то, чтобы формировать навыки выполнения репродуктивных, поисковых , проблемных и творческих действий. Первым компонентом в структуре учебного действия в педагогической психологии признается мотивация, вторым- учебная задача, которая предлагается ученику как определенное задание по прочитанному. Базой для развития творческого мышления учащихся на уроках литературы служит прежде всего само произведение, и поэтому важно, представляет ли в нем положительные эмоции, пробуждает ли мысли и чувства, желание что-то написать самостоятельно.

От первой встречи с текстом, от того, какие эмоции вызывает содержание прочитанного, какие вопросы и задания к текстам будут предложены, зависит, насколько успешно будет развиваться творческое воображение, мышление учащихся. «Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие – не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы». Вот почему первый шаг в формировании творческого мышления - ответы на поставленные учителем вопросы, позволяющие выяснить, каково первое впечатление от прочитанного: Понравилось ли тебе произведение? Чем именно? Какое стихотворение тебе больше понравилось? Почему? Какие эпизоды тебе особенно запомнились? И др.Если произведение пробудило в ребенке внутренние мотивы, потребность высказать чувства, которые он испытал при чтении, значит, созданы определенные условия для успешного анализа прочитанного, перехода от репродуктивных упражнений к творческим.

Такие мыслительные операции, как наблюдение, сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, являются, по определению С.Л.Рубинштейнна, «различными сторонами основной операции мышления – «опосредования», т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений».

На уроках литературы, наряду с объяснением новой темы, стараясь развить познавательную деятельность учащихся, расширить их кругозор, я использую тексты, слайды, картины, музыкальные произведения, интерактивную доску.

Одним из эффективных приемов, вызывающих их внимание и память, является прием зачина или биографической заставки знакомящей учащихся с одним из значительных эпизодов в жизни писателя или связанных с его именем.

На уроках литературы мы изучаем биографии писателей.

В 10-м классе урок по изучению биографии Ф.М.Достаевского начинаю следующим вступительным словом:

Один человек ( не называю имени), выходя на улицу всегда брал деньги, чтобы бросить нищим. Однажды, уходя, он попросил денег у жены. Жена сказала, что если она даст последние деньги, они останутся без ужина. Муж все-таки взял денег и бросил сидящей на улице женщине. Когда он пришел домой, жена готовила ужин. Муж спросил жену, где она взяла деньги. Жена ответила, что дома не осталось денег на еду, и она пошла просить подаяние.

Муж бросил деньги жене.

Это был Достоевский!

Эпиграфом к уроку я взяла слова А.Н.Горького «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру».

В конце урока мы должны приити к этой мысли, к словам Горького.

Классу было дано опережающее задание:

Сделать анализ статьи о Достоевском из учебника.

Работа по структурно-логической схеме.

  • Скажите, что вы знаете о Достоевском ?

По ответам учащихся на интерактивной доске оформляется структурно-логическая схема (левая сторона).

Писатель Революционер


Хhello_html_2262d05d.gifhello_html_4740ca7f.gifудожник слова Верующий человек


Пhello_html_m313fb51b.gifhello_html_m4b27bc93.gifhello_html_m6ed36ed6.gifублицист Редактор журнала

(пишет статьи, «Время»

Очерки о Некрасове,

Пhello_html_m598d3792.gifhello_html_m68986014.gifhello_html_61925692.gifушкине) Заботливый брат

hello_html_m3131de9f.gifhello_html_m55023321.gif

Вhello_html_7320101c.gifоенный офицер Глава семьи

в отставке.(оконч.

воен.учебн.завед. Защитник бедных

выход.в отставку и

станов.профессион. Сближается с Белинским

писателем).



Друг Ч.Валиханова (в Омске он

познакомился с Ч.Валихановым).

Каждому ученику дается текст с биографией Достоевского. Ученики читают текст, делают пометки.

V - знаю

+ - узнал

? – хочу знать

Обсуждение текста.


знаю

узнал

хочу знать



1)Хотела бы знать содержа-

ние письма Белинского к Гоголю.

2)Что такое Омский острог

3)Более подробно о лич-

ной жизни писателя.

4) Содержание «Речи о

Пушкине».



Учитель дает установку, где можно найти ответы на эти вопросы. Продолжить работу по структурно- логической схеме. Что нового узнали о Достоевском из текста?

Иллюстрации к сказанному через интерактивную доску. Учитель комментируюет каждую из них.


Достоевский-писатель

Работа над таблицей «Произведения Ф.М.Достоевского»


  1. Назовите первое произведение Достоевского, вызвавшее восторг у читателей.(« Бедные люди »/1845г)

  2. Повесть, в которой выражена скорее мечта писателя о другой, красивой жизни ,чем отражение действительности. (Настенька,бедный молодой чиновник часто погружается в мир мечтаний). («Белые ночи»/1848г)

  3. В течение 14 лет Достоевский создает так называемое «великое пятикнижие».

Романы : «Преступление и наказание»/1866г

« Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»,

«Униженные и оскорбленные»/1861г

Названные романы писателя резко отличаются от произведений других крупнейших прозаиков II половины XIX в, потому что являются одновременно философскими, социально-бытовыми, психологическими романами и романами-детективами.В них речь идет либо об убийстве, либо о заговоре, либо о шантаже.

Рассказ о доме Достоевского.

Кинофильм о Достоевском.

Заключительное слово учителя о Достоевском.

« Красота спасет мир » Достоевский.

Обратить внимание на вопросы :

  1. Понятие красоты по Достоевскому.

  2. Почему он говорит, что она (красота) спасет мир?

  3. Согласны ли вы с этим?

Критическое мышление на уроках литературы позволит учителю развить познавательные способности учащихся, обогащение их знаниями историко- литературного характера, развитие речи, формирование читательской культуры.

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Методика предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. При создании мультимедийных проектов по литературе в качестве консультантов могут выступать два педагога: словесник и преподаватель информатики.

Методика работы над мультимедийным проектом состоит из четырёх этапов: 1)постановка проблемной ситуации и формирование группы; 2) сбор и обработка материала;

3) презентация проекта; 4) обсуждение результатов.

Приведу конкретный пример. Изучая творчество С.Есенина в

11 классе, ставлю перед собой задачу привлечь к творчеству поэта максимальное внимание учащихся, дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова. Как известно, работа с поэтическими произведениями в школьной практике является одной из самых сложных. Чтобы решить эту проблему, предлагаю учащимся принять участие в работе над созданием мультимедийного проекта по творчеству С.А.Есенина «Мир С.Есенина, – каков он?»

На первом этапе ставлю перед собой следующие дидактические задачи:

1) формирование навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации;

2) формирование критического мышления;

3) развитие познавательного интереса, творческих способностей;

4) Научить пользоваться Microsoft Power Point

Далее на уроке « С.Есенин.Жизнь и творчество поэта» учащимся предлагается несколько проблемных ситуаций:

С.Есенин – кто он?

Родина и С.Есенин – это одно целое?

Философия творчества поэта.

Своеобразие художественного мира поэта

В соответствии с проблемными ситуациями предлагаются и темы для самостоятельных исследований:

Жизнь С.Есенина в различные временные периоды.

О личной жизни Есенина.

Главное требование в работе- внимательное и бережное отношение к тексту, где учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Углублять понимание прочитанного, развивать мышление ученика позволяет выборочное чтение.

Анализируя такие работы приходишь к выводу, что при умелом руководстсве учителя с опорной на методический аппарат учебников дети освобождаются от слепой зависимости от учебного материала, приобретают навыки критического мышления.А это свидетельствует об интеллектуальном развитии ребенка, которое проявляется в творческом восприятии текста, его переконструировании, обновлении сюжета, осмыслении нравственных понятий. Система творческих заданий к тексту формирует не только знания, умения и навыки анализа, но и личность ребенка, его характер и мировоззрение.

6



Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы "
  • Русский язык и литература
Описание:

Развитие познавательного интереса на уроках

русского языка и литературы

Мир, в котором мы живём, всё чаще называют изменяющимся миром. И это справедливо. Процессы, которые происходят в обществе, захватывают социальные, культурные, образовательные и другие системы. Современный человек живёт в мире техники, мире духовно ограниченном, где приоритет общечеловеческих ценностей часто приносят в жертву практической пользе.

Сегодня, как никогда прежде, жизненно важно рассматривать литературу и русский язык в школе не только как один из учебных предметов, но и как особое, ни с чем не сравнимое по силе воздействия средство формирования личности школьника, богатейший источник познания жизни.

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула "рассказ о писателе — чтение произведения — обсуждение — сочинение" исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.

Развивающий характер учебной деятельности на уроках литературы обусловлен отбором текстов, которые должны вызывать у детей интерес, желание высказать свои чувства, оценить прочитанное , а также определенной системой вопросов и заданий. Они направлены на то, чтобы формировать навыки выполнения репродуктивных, поисковых , проблемных и творческих действий. Первым компонентом в структуре учебного действия в педагогической психологии признается мотивация, вторым- учебная задача, которая предлагается ученику как определенное задание по прочитанному. Базой для развития творческого мышления учащихся на уроках литературы служит прежде всего само произведение, и поэтому важно, представляет ли в нем положительные эмоции, пробуждает ли мысли и чувства, желание что-то написать самостоятельно.

От первой встречи с текстом, от того, какие эмоции вызывает содержание прочитанного, какие вопросы и задания к текстам будут предложены, зависит, насколько успешно будет развиваться творческое воображение, мышление учащихся. «Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие – не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы». Вот почему первый шаг в формировании творческого мышления - ответы на поставленные учителем вопросы, позволяющие выяснить, каково первое впечатление от прочитанного: Понравилось ли тебе произведение? Чем именно? Какое стихотворение тебе больше понравилось? Почему? Какие эпизоды тебе особенно запомнились? И др.Если произведение пробудило в ребенке внутренние мотивы, потребность высказать чувства, которые он испытал при чтении, значит, созданы определенные условия для успешного анализа прочитанного, перехода от репродуктивных упражнений к творческим.

Такие мыслительные операции, как наблюдение, сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, являются, по определению С.Л.Рубинштейнна, «различными сторонами основной операции мышления – «опосредования», т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений».

На уроках литературы, наряду с объяснением новой темы, стараясь развить познавательную деятельность учащихся, расширить их кругозор, я использую тексты, слайды, картины, музыкальные произведения, интерактивную доску.

Одним из эффективных приемов, вызывающих их внимание и память, является прием зачина или биографической заставки знакомящей учащихся с одним из значительных эпизодов в жизни писателя или связанных с его именем.

На уроках литературы мы изучаем биографии писателей.

В 10-м классе урок по изучению биографии Ф.М.Достаевского начинаю следующим вступительным словом:

Один человек ( не называю имени), выходя на улицу всегда брал деньги, чтобы бросить нищим. Однажды, уходя, он попросил денег у жены. Жена сказала, что если она даст последние деньги, они останутся без ужина. Муж все-таки взял денег и бросил сидящей на улице женщине. Когда он пришел домой, жена готовила ужин. Муж спросил жену, где она взяла деньги. Жена ответила, что дома не осталось денег на еду, и она пошла просить подаяние.

Муж бросил деньги жене.

Это был Достоевский!

Эпиграфом к уроку я взяла слова А.Н.Горького «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру».

В конце урока мы должны приити к этой мысли, к словам Горького.

Классу было дано опережающее задание:

Сделать анализ статьи о Достоевском из учебника.

Работа по структурно-логической схеме.

  • -Скажите, что вы знаете о Достоевском ?

По ответам учащихся на интерактивной доске оформляется структурно-логическая схема (левая сторона).

Писатель Революционер

Художник слова Верующий человек

Публицист Редактор журнала

(пишет статьи, «Время»

Очерки о Некрасове,

Пушкине) Заботливый брат

Военный офицер Глава семьи

в отставке.(оконч.

воен.учебн.завед. Защитник бедных

выход.в отставку и

станов.профессион. Сближается с Белинским

писателем).

Друг Ч.Валиханова (в Омске он

познакомился с Ч.Валихановым).

Каждому ученику дается текст с биографией Достоевского. Ученики читают текст, делают пометки.

V - знаю

+ - узнал

? – хочу знать

Обсуждение текста.

знаю

узнал

хочу знать

1)Хотела бы знать содержа-

ние письма Белинского к Гоголю.

2)Что такое Омский острог

3)Более подробно о лич-

ной жизни писателя.

4) Содержание «Речи о

Пушкине».

Учитель дает установку, где можно найти ответы на эти вопросы. Продолжить работу по структурно- логической схеме. Что нового узнали о Достоевском из текста?

Иллюстрации к сказанному через интерактивную доску. Учитель комментируюет каждую из них.

Достоевский-писатель

Работа над таблицей «Произведения Ф.М.Достоевского»

  • 1.Назовите первое произведение Достоевского, вызвавшее восторг у читателей.(« Бедные люди »/1845г)
  • 2.Повесть, в которой выражена скорее мечта писателя о другой, красивой жизни ,чем отражение действительности. (Настенька,бедный молодой чиновник часто погружается в мир мечтаний). («Белые ночи»/1848г)
  • 3.В течение 14 лет Достоевский создает так называемое «великое пятикнижие».
  • Романы : «Преступление и наказание»/1866г
  • « Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»,
  • «Униженные и оскорбленные»/1861г

Названные романы писателя резко отличаются от произведений других крупнейших прозаиков II половины XIX в, потому что являются одновременно философскими, социально-бытовыми, психологическими романами и романами-детективами.В них речь идет либо об убийстве, либо о заговоре, либо о шантаже.

Рассказ о доме Достоевского.

Кинофильм о Достоевском.

Заключительное слово учителя о Достоевском.

« Красота спасет мир » Достоевский.

Обратить внимание на вопросы :

  • 1.Понятие красоты по Достоевскому.
  • 2.Почему он говорит, что она (красота) спасет мир?
  • 3.Согласны ли вы с этим?

Критическое мышление на уроках литературы позволит учителю развить познавательные способности учащихся, обогащение их знаниями историко- литературного характера, развитие речи, формирование читательской культуры.

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Методика предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. При создании мультимедийных проектов по литературе в качестве консультантов могут выступать два педагога: словесник и преподаватель информатики.

Методика работы над мультимедийным проектом состоит из четырёх этапов: 1)постановка проблемной ситуации и формирование группы; 2) сбор и обработка материала;

3) презентация проекта; 4) обсуждение результатов.

Приведу конкретный пример. Изучая творчество С.Есенина в

11 классе, ставлю перед собой задачу привлечь к творчеству поэта максимальное внимание учащихся, дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова. Как известно, работа с поэтическими произведениями в школьной практике является одной из самых сложных. Чтобы решить эту проблему, предлагаю учащимся принять участие в работе над созданием мультимедийного проекта по творчеству С.А.Есенина «Мир С.Есенина, – каков он?»

На первом этапе ставлю перед собой следующие дидактические задачи:

1) формирование навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации;

2) формирование критического мышления;

3) развитие познавательного интереса, творческих способностей;

4) Научить пользоваться Microsoft Power Point

Далее на уроке « С.Есенин.Жизнь и творчество поэта» учащимся предлагается несколько проблемных ситуаций:

С.Есенин – кто он?

Родина и С.Есенин – это одно целое?

Философия творчества поэта.

Своеобразие художественного мира поэта

В соответствии с проблемными ситуациями предлагаются и темы для самостоятельных исследований:

Жизнь С.Есенина в различные временные периоды.

О личной жизни Есенина.

Главное требование в работе- внимательное и бережное отношение к тексту, где учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Углублять понимание прочитанного, развивать мышление ученика позволяет выборочное чтение.

Анализируя такие работы приходишь к выводу, что при умелом руководстсве учителя с опорной на методический аппарат учебников дети освобождаются от слепой зависимости от учебного материала, приобретают навыки критического мышления.А это свидетельствует об интеллектуальном развитии ребенка, которое проявляется в творческом восприятии текста, его переконструировании, обновлении сюжета, осмыслении нравственных понятий. Система творческих заданий к тексту формирует не только знания, умения и навыки анализа, но и личность ребенка, его характер и мировоззрение.

Автор Сейлханова Дина Садыковна
Дата добавления 09.02.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 441
Номер материала MA-064655
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓