Главная / Классному руководителю / Доклад на тему: "Развитие читательского интереса через разнообразные формы обучения"

Доклад на тему: "Развитие читательского интереса через разнообразные формы обучения"

Развитие читательского интереса через разнообразные формы обучения.

Цель работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.

Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их

познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.

В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие

принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н.

Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:

1. Принцип учета сензитивных периодов развития;

2. Принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной

деятельности детей и взрослых;

3.Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

4. Принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

5. Принцип сотрудничества при организации управления различными формами

деятельности;

6. Диалогический принцип.

Внеклассную деятельность нужно рассматривать как составную часть учебно-воспитательного

процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского

интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных

особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Компоненты внеклассной деятельности:

внеклассные занятия;

работа с учреждениями культуры;

работа с родителями.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что

делает этот процесс увлекательным.

Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно

демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает

детям свои читательские привычки.

Организация разнообразных форм внеклассных занятий

Я использую следующие формы внеклассных занятий:

дискуссия;

коллективное чтение;

беседа;

беседа-"приманка";

состязание чтецов;

реклама книги;

литературный праздник;

литературная игра;

литературная гостиная;

театральный фестиваль;

библиотечный час;

час "тихого чтения".

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников

является организация литературных игр и литературных праздников.

Литературные игры — игры, построенные на словесном материале:

игры и упражнения по развитию речи;

литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);

литературные викторины;

"стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы",

"Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр

лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и

строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным

произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий

авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и

книг по описанию и т. д.

В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала)

предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение ( в 1 классе

читают родители).

По окончании этого срока провожу литературные игры. Мы заметили, что ребятам очень

нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда

будут подводиться итоги прочитанного.

С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для

одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).

В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные,

волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор,

активизируются задатки и способности детей.

Каждый ученик в классе имеет свое "дерево достижений". Победителям литературных игр,

активным участникам творческих заданий вручаются ордена. "Дерево" растет вместе с ребенком

от класса к классу. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и

активные читатели года.

Организация разнообразных форм работы с учреждениями культуры.

В своей практике учителя начальных классов используют следующие формы работы с

учреждениями культуры:

библиотечные часы, проводимые на базе школьной и городских библиотек;

посещение тематических выставок книг, проводимые на базе городских библиотек.

Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения городских библиотеки.

Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг,

периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего

читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет

жизнь, если подружиться с книгой.

Организация разнообразных форм работы с родителями

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи

родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе

возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая»

среда должна быть создана прежде всего в семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице

необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Я использую

следующие формы работы с родителями:

1. Коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол,

литературный праздник);

2. Групповая (тематическая консультация);

3.Индивидуальная (консультация).

В моей методической копилке подобран материал для бесед с младшими школьниками и их

родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы.

Используя накопленный собственный опыт, ребята проявляют свои творческие способности.

Они создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут

сказки, рассказы.

Выводы:

1) Работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись

систематически: на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями;

2) Работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для

детского чтения;

3) Пополнение фондов школьных библиотек новинками современной детской литературы,

классики детской литературы;

Доклад на тему: "Развитие читательского интереса через разнообразные формы обучения"
  • Классному руководителю
Описание:

Цель работыучителя начальных классов заключается в создании условий для развитиячитательского интереса у младших школьников.

Работа по формированию читательского интереса осуществляется через урокилитературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейногочтения, литературные праздники.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их

познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.

В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие

принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания
Автор Киричек Любовь Николаевна
Дата добавления 09.11.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 854
Номер материала MA-062103
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы