Развитие читательского интереса через
разнообразные формы обучения.
Цель работы
учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского
интереса у младших школьников.
Работа по формированию читательского интереса осуществляется
через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с
библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.
Уроки внеклассного чтения предоставляют
широкие возможности для творчества детей, их
познавательного развития. Это обсуждение книг,
конференции, устные журналы.
В основе работы с детьми по развитию интереса
к чтению должны лежать основополагающие
принципы деятельностного подхода и
диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н.
Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И.
Слободчикова, Н. Е. Щурковой:
1. Принцип учета сензитивных периодов
развития;
2. Принцип определения "зоны
ближайшего развития" и организации в ней совместной
деятельности детей и взрослых;
3.Принцип высокой мотивированности любых
видов деятельности;
4. Принцип обязательной рефлексивности
всякой деятельности;
5. Принцип сотрудничества при организации
управления различными формами
деятельности;
6. Диалогический принцип.
Внеклассную деятельность нужно рассматривать
как составную часть учебно-воспитательного
процесса, как одну из форм организации досуга.
Она способствует развитию читательского
интереса и, как следствие, углублению
полученных знаний, раскрытию индивидуальных
особенностей каждого ученика, развитию
самостоятельности и творческой активности детей.
Компоненты внеклассной деятельности:
внеклассные занятия;
работа с учреждениями культуры;
работа с родителями.
Немаловажное значение при этом имеет и
разнообразие форм внеклассной деятельности, что
делает этот процесс увлекательным.
Педагог для ребенка — прежде всего
квалифицированный читатель, который постоянно
демонстрирует образец отношения к книге и
чтению, доброжелательно и уверенно передает
детям свои читательские привычки.
Организация разнообразных форм
внеклассных занятий
Я использую следующие формы внеклассных
занятий:
дискуссия;
коллективное чтение;
беседа;
беседа-"приманка";
состязание чтецов;
реклама книги;
литературный праздник;
литературная игра;
литературная гостиная;
театральный фестиваль;
библиотечный час;
час "тихого чтения".
Центральным звеном в работе по развитию
читательского интереса младших школьников
является организация литературных игр и
литературных праздников.
Литературные игры — игры, построенные на словесном материале:
игры и упражнения по развитию речи;
литературные головоломки, игры со словами
(кроссворды, чайнворды и т. д.);
литературные викторины;
"стилизованные" игры
("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики",
"Умники и умницы",
"Сильное звено", "Пойми
меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т.
д.).
Литературные игры интересны и полезны младшим
школьникам. В основе литературных игр
лежит узнавание художественных произведений по
отдельным отрывкам, воссоздание строк и
строф по заданным словам, постановка и
разгадывание каверзных вопросов по прочитанным
произведениям (викторины, кроссворды),
отгадывание имен литературных героев, фамилий
авторов, названий книг и произведений по серии
вопросов (шарады), воспроизведение героев и
книг по описанию и т. д.
В определенный срок (месяц или больше — в
зависимости от объема читаемого материала)
предлагаю детям самостоятельно прочесть то или
иное литературное произведение ( в 1 классе
читают родители).
По окончании этого срока провожу литературные
игры. Мы заметили, что ребятам очень
нравится принимать участие в таких
мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда
будут подводиться итоги прочитанного.
С огромным желанием пробуют они свои силы в
составлении игровых заданий для
одноклассников (викторины, кроссворды, игры со
словами, создание иллюстраций и т. д.).
В процессе литературных игр подобного рода
развиваются интеллектуальные, моральные,
волевые качества личности играющих,
проявляется и совершенствуется кругозор,
активизируются задатки и способности детей.
Каждый ученик в классе имеет свое "дерево
достижений". Победителям литературных игр,
активным участникам творческих заданий
вручаются ордена. "Дерево" растет вместе с ребенком
от класса к классу. В конце каждого учебного
года выявляются интеллектуальные лидеры и
активные читатели года.
Организация разнообразных форм работы с
учреждениями культуры.
В своей практике учителя начальных классов
используют следующие формы работы с
учреждениями культуры:
библиотечные часы, проводимые на базе школьной
и городских библиотек;
посещение тематических выставок книг,
проводимые на базе городских библиотек.
Повышению читательского интереса способствуют
регулярные посещения городских библиотеки.
Беседы, знакомство с новинками детской
литературы, практические занятия по выбору книг,
периодических изданий, внедрению
информационных технологий воспитывают настоящего
читателя. Совместными усилиями мы показываем
детям, насколько интереснее и богаче станет
жизнь, если подружиться с книгой.
Организация разнообразных форм работы с
родителями
Успех развития читательского интереса у детей
зависит и от участия в решении этой задачи
родителей. Детям требуется «читающая» среда,
книжное окружение. Только на этой основе
возникает желание читать, перерастающее в
глубокую духовную потребность. «Читающая»
среда должна быть создана прежде всего в
семье.
Своевременный и тесный контакт с родителями
учащихся позволяет нам обрести в их лице
необходимых и надежных помощников, углубляющих
у детей интерес к чтению. Я использую
следующие формы работы с родителями:
1. Коллективная (родительское собрание,
беседа, дискуссия, лекция, круглый стол,
литературный праздник);
2. Групповая (тематическая консультация);
3.Индивидуальная (консультация).
В моей методической копилке подобран материал
для бесед с младшими школьниками и их
родителями, разработаны конспекты литературных
игр и праздников для начальной школы.
Используя накопленный собственный опыт, ребята
проявляют свои творческие способности.
Они создают собственные иллюстрации к
литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут
сказки, рассказы.
Выводы:
1) Работа по развитию читательского интереса
учеников начальных классов должна вестись
систематически: на уроках чтения, во
внеклассной работе, в работе с родителями;
2) Работа с родителями по пополнению семейных
библиотек, осознанного подбора книг для
детского чтения;
3) Пополнение фондов школьных библиотек
новинками современной детской литературы,
классики детской литературы;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.