Инфоурок Классному руководителю КонспектыДоклад на тему: "Развитие читательского интереса через разнообразные формы обучения"

Доклад на тему: "Развитие читательского интереса через разнообразные формы обучения"

Скачать материал

Развитие читательского интереса через разнообразные формы обучения.

Цель работы учителя начальных классов заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.

Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их

познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.

В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие

принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н.

Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:

1. Принцип учета сензитивных периодов развития;

2. Принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной

деятельности детей и взрослых;

3.Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

4. Принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

5. Принцип сотрудничества при организации управления различными формами

деятельности;

6. Диалогический принцип.

Внеклассную деятельность нужно рассматривать как составную часть учебно-воспитательного

процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского

интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных

особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Компоненты внеклассной деятельности:

внеклассные занятия;

работа с учреждениями культуры;

работа с родителями.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что

делает этот процесс увлекательным.

Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно

демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает

детям свои читательские привычки.

Организация разнообразных форм внеклассных занятий

Я использую следующие формы внеклассных занятий:

дискуссия;

коллективное чтение;

беседа;

беседа-"приманка";

состязание чтецов;

реклама книги;

литературный праздник;

литературная игра;

литературная гостиная;

театральный фестиваль;

библиотечный час;

час "тихого чтения".

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников

является организация литературных игр и литературных праздников.

Литературные игры — игры, построенные на словесном материале:

игры и упражнения по развитию речи;

литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);

литературные викторины;

"стилизованные" игры ("Брейн-ринг", "Поле чудес", "Крестики-нолики", "Умники и умницы",

"Сильное звено", "Пойми меня", "Счастливый случай", "Литературный покер" и т. д.).

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр

лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и

строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным

произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий

авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и

книг по описанию и т. д.

В определенный срок (месяц или больше — в зависимости от объема читаемого материала)

предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное литературное произведение ( в 1 классе

читают родители).

По окончании этого срока провожу литературные игры. Мы заметили, что ребятам очень

нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда

будут подводиться итоги прочитанного.

С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для

одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).

В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные,

волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор,

активизируются задатки и способности детей.

Каждый ученик в классе имеет свое "дерево достижений". Победителям литературных игр,

активным участникам творческих заданий вручаются ордена. "Дерево" растет вместе с ребенком

от класса к классу. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и

активные читатели года.

Организация разнообразных форм работы с учреждениями культуры.

В своей практике учителя начальных классов используют следующие формы работы с

учреждениями культуры:

библиотечные часы, проводимые на базе школьной и городских  библиотек;

посещение тематических выставок книг, проводимые на базе городских библиотек.

Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения городских  библиотеки.

Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг,

периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего

читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет

жизнь, если подружиться с книгой.

Организация разнообразных форм работы с родителями

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи

родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе

возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая»

среда должна быть создана прежде всего в семье.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет нам обрести в их лице

необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Я использую

следующие формы работы с родителями:

1. Коллективная  (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол,

литературный праздник);

2. Групповая (тематическая консультация);

3.Индивидуальная (консультация).

В моей методической копилке подобран материал для бесед с младшими школьниками и их

родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы.

Используя накопленный собственный опыт, ребята проявляют свои творческие способности.

Они создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут

сказки, рассказы.

Выводы:

1) Работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись

систематически: на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями;

2) Работа с родителями по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг  для

детского чтения;

3) Пополнение фондов школьных библиотек новинками современной детской литературы,

классики детской литературы;

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Доклад на тему: "Развитие читательского интереса через разнообразные формы обучения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель работыучителя начальных классов заключается в создании условий для развитиячитательского интереса у младших школьников.Работа по формированию читательского интереса осуществляется через урокилитературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейногочтения, литературные праздники.Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, ихпознавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 727 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.04.2020 247
    • DOCX 18.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вокина Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вокина Галина Александровна
    Вокина Галина Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 65581
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Медиаграмотность как форма работы с современным родителем

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 126 человек

Курс повышения квалификации

Работа классного руководителя по организации взаимодействия семьи и школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 407 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 542 человека

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 778 человек из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 991 человек

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 73 человека

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 165 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек