Главная / Классному руководителю / Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».

Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».

МБОУ «Пичпандинская СОШ»

2014-2015 уч год

Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».

Подготовила учитель начальных классов - Поршина О.И.


Малокомплектная школа – это не особое образование, это образование в особых условиях.

Термин «малокомплектная школа» используется в действующем законодательстве, регулирующем вопросы образования в статье №29 закона Российской Федерации «О социальном развитии села» от 21.12.1990 года №438-1, где сказано, что «общеобразовательные школы всех типов, включая малокомплектные, открываются по решению местных Советов народных депутатов, исходя из потребностей населения, без ограничения численности населения…».

Рекомендуется объединять учащихся в следующие классы-комплекты: 1 – 3 и 2 – 4.

Учебные программы, учебники, основные задачи обучения, воспитания и развития подрастающего поколения едины как для сельской и городской школы, так и для сельских малокомплектных школ. Единственное, что нужно учесть – нежелательны разные общеобразовательные программы. Но преподавание в малокомплектной школе имеет ряд специфических особенностей, с одной стороны облегчающих, а с другой – усложняющих управление учебно-воспитательным процессом.

Отличия малокомплектной школы.

  1. Небольшая наполняемость классов позволяет развить в детях самостоятельность. Условия малокомплектной школы требуют обязательного проведения самостоятельной работы в одном из классов. В то время, как учащиеся одного класса самостоятельно выполняют учебные задания. Учитель занимается с учениками другого класса.

  2. Учитель включает в урок 2-3 самостоятельные работы, которые чередуются с работой под руководством учителя. Урок представляет собой относительно завершённые этапы: работа с учителем – самостоятельная деятельность – работа с учителем.

  3. Время, выделяемое на самостоятельную работу одного из классов, прямо зависит от времени необходимого для работы учителя с другим классом. Объём самостоятельной работы значителен и время составляет от 15 до 30 минут.

Содержание эффективной самостоятельной работы учащихся на уроке может составить:

  • самостоятельное повторение по учебнику или по другим источникам ранее изученного программного материала, необходимого для усвоения новых знаний;

  • упражнения для первичного закрепления изученного на уроке материала с использованием примеров, преподанных учителем, и детально разработанных учебных заданий с элементами алгоритмизации;

  • различные виды тренировочных упражнений в применении изучаемых и ранее изученных знаний с опорой в необходимых случаях на таблицы и памятки, специально разработанные учителем, а так же с постоянным обращением к теоретическим сведениям и правилам, изложенным в учебнике.

При подготовке к уроку учитель должен:

  • всегда рационально планировать учебное время, отводимое на самостоятельную работу учащихся,

  • учитывать, что темп работы не у всех детей одинаков. Следует предусмотреть и заранее записать на карточке или доске резервные задания. Которые ученики должны выполнять без особых напоминаний.

Самостоятельная работа станет действенным средством обучения, если при её проведении соблюдать следующие условия:

  • При проведении самостоятельной работы необходим полный инструктаж по её содержанию.

  • Целесообразно использовать памятки, алгоритмы, схемы, опорные карточки.

  • Дифференциация. Дифференцированное обучение является формой индивидуального, невозможного без знаний и учёта особенностей учащихся. При учёте индивидуальных особенностей учащихся учителю необходимо считаться с тем, каков общий уровень развития каждого школьника, как он усваивает программный материал, в чём испытывает затруднения. Дифференцированное и индивидуальное обучение реализуется в основном через сочетание групповой и индивидуальной работы при классно-урочной системе преподавания. Чётко организуя работу учащихся, учитель имеет возможность уделить несколько больше внимания слабым и медлительным учащимся.

Например: самостоятельное задание для учащихся 4-го класса – даётся карточка со словосочетаниями для всех, но

1 уровень – выполняет задание – вставить пропущенные буквы,

2 уровень –дополнительно выписывают имена прилагательные,

3 уровень – дополнительно составляют предложения с данными словосочетаниям и подчёркивают главные члены предложения.

Либо оба класса пишут математический диктант: 15, 6, 8, 37, 11, 9, 85, 2, 76.

Первое задание даётся для 1-го класса. А другое – для 3-го класса. Каждый выбирает то, что им нужно.

Учащиеся первого класса должны обвести однозначные числа , а двузначные - .

Учащиеся третьего класса – в первый столбик записывают найденную сумму всех двузначных чисел, а во второй – сумму однозначных.

«Главная особенность самостоятельной работы учащихся состоит в том, что в ходе такой работы ученик лишается на какое-то время привычной для него опёки со стороны учителя, остаётся один на один с поставленной перед ним задачей. Выполняя задание, ученик должен испробовать свои силы и, опираясь на собственные знания, умения, навыки, на собственную наблюдательность. Сообразительность, а иногда изобретательность, найдут пути её решения, и довести его до благополучного конца».

Формы организации обучения.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.

Обучение и общение для школьников не отделимы. Обучение – это общение между теми, кто имеет знания и теми, кто их приобретает.

Общение может происходить непосредственно и опосредованно.

Опосредованное общение даёт нам индивидуальную форму организации учебной работы. При индивидуальной работе ученик выполняет учебное задание ( читает, пишет, решает задачу, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто ему не помогает, никто в этот отрезок времени с ним не сотрудничает.

Непосредственное общение имеет три разновидности или три случая различного построения:

  • Парная (в общении участвуют только два человека).

  • Групповая (один говорит, два и более слушают).

  • Коллективная (работа в парах переменного состава).

Учитель сам выберет такую форму работы, которая помогает каждому ребёнку раскрываться как личности, найти своё место, почувствовать эмоциональный комфорт.


Типы урока


  • Уроки, на которых в обоих классах изучается новый материал.

  • Уроки, на которых в одном классе изучается новый материал, а в другом – только повторяется и закрепляется ранее пройденное или проводится письменный учёт знаний.

  • Уроки, на которых в обоих классах проводится закрепление или повторение ранее пройденного.

Структура урока в малокомплектной школе имеет ряд особенностей, отличающих его от уроков в других типах школ, но проверка, изучение нового материала, закрепление сохраняется.

Например, в условиях занятий нескольких классов этап подготовки выглядит так: учитель разъясняет учащимся цели задания и приёмы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над этим заданием обобщает результаты наблюдений. Деятельность учителя распадается на два этапа введение и обобщение или подведение итогов, разрываемых работой учащихся и связанных единой целью – подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий, которые предусматривают либо фиксацию умственных действий учащихся, либо содержащих установку на предстоящую необходимость воспроизведения.

В малокомплектной школе учитель не имеет возможности показать приёмы применения полученных знаний в практической деятельности, поэтому после объяснений приёмов использования новых знаний учащихся переходят к самостоятельной письменной работе.

Каждый учитель должен учитывать строгое распределение времени, фиксировать содержание работы на каждом этапе, обеспечить по возможности законченность и целостность каждого этапа урока со всех точек зрения: содержание, дидактические цели, организация работы учащихся. Для этого учитель заранее составляет поурочный план, где определяется содержание и последовательность работы не только учеников, но и учителя. Рациональная структура урока, на котором в двух классах изучается новый материал была описана З.В.Копачёвой и Т.С.Курдюмовой. Организация такого урока складывалась следующим образом:


Этапы урока

1 класс

3 класс

Организация и содержание занятий в каждом классе.


Объяснение нового материала с меньшей опорой на пройденное.

Объяснение нового материала с большей опорой на пройденное.



Организация и содержание работы по этапам урока.

1 этап

2 мин.

Работа с учителем.

Объяснение подготовительного задания.

Самостоятельная работа.

Упражнение по ранее подготовленным заданиям.

2 этап

3 мин

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.


Работа с учителем.

Объяснение подготовительного задания.

3 этап

15 мин


Работа с учителем.

Объяснение нового, первичное закрепление, разъяснение заданий для последующего закрепления.

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.


4 этап

12 мин


Самостоятельная работа.

Выполнение задания.


Работа с учителем.

Объяснение и первичное закрепление нового материала. Разъяснение заданий для последующего закрепления.

5 этап

5 мин


Работа с учителем.

Объяснение и первичное закрепление нового материала. Разъяснение заданий для последующего закрепления.

Самостоятельная работа.

Выполнение задания.


6 этап

5 мин


Самостоятельная работа.

Выполнение задания.


Работа с учителем.

Проверка результатов работы, разбор ошибок. Задание на дом.

7 этап

3 мин

Совместная работа учащихся всех классов с учителем.

Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.


Методы обучения.

На этапе ознакомления с новым учебным материалом методы обучения, за исключением метода беседы, почти не претерпевают никаких изменений. Как и при работе с одним классом, ведущим методом остаётся объяснение учителя. Но значительная часть учебного материала требует иного метода – метода беседы. Который несколько модифицируется.

Компоненты беседы:

  • наблюдение за специально отобранным материалом,

  • анализ рассмотренного явления по вопросам учителя, подводящим учащихся к определённому выводу,

  • выведение закономерности, правила, вывода,

  • заключение учителя, содержащее в себе точное определение понятия, правила,

  • показ применения изученного в практической деятельности.

В малокомплектной школе первые два этапа – наблюдение и анализ учебного материала – сливаются в одну форму письменной работы, выполненной детьми самостоятельно. Этот этап беседы начинается разъяснением учителя, в котором указываются цели задания и приёмы его выполнения. Далее дети работают по указаниям. Вопросам, предписаниям, заранее подготовленным на плакатах или доске. А беседой остаётся этап выведения закономерности, вывода. Точная формулировка правила либо проговаривается учителем, либо читается учащимися в книге.

Почти не претерпевают изменений методы изучения нового материала на уроках русского языка6 первичное чтение текстов; объяснение новых непонятных слов; подготовка к написанию изложений и сочинений.

Единственное в условиях малокомплектной школы учитель лишён возможности многократно повторять разбор – рассуждение.

Пошаговое задание - это когда каждый «шаг» выделен рамкой кадра (обычно от 6 до 9 кадров). Левая часть листа для заданий, а правая – ответы для самопроверки.

Содержание 2шагов» 9кадров) разнообразно. Но для них характерны: сочетания компонентов:

  • разъяснение и материал для выполнения практического упражнения;

  • предписания о приёмах и последовательности переработки данной порции учебного материала или выполнения практической работы;

  • подкрепление в виде правильного ответа, подтверждающего ученику достоверность результатов выполненной работы;.

Последовательность кадров и содержание предписаний обеспечивают правильный ход мыслительной деятельности на уроке и наиболее рациональные приёмы практических действий, предусмотренных учебным заданием.

Почти в каждом кадре задания предусматриваются те или иные практические действия ученика на применение умственной порции новых знаний или повторяемого материала.

Ученик получает такое задание вложенным в конверт. Верхний и нижний края обрезаны. Выполнив одну порцию задания, ученик выдвигает из конверта лист на один кадр, при этом открывается текст для проверки.

Сегодня ты познакомишься с предложениями, в которых дословно передаётся чья-либо речь. Спиши предложение. Найди в нём дословно переданные слова пионервожатого. Подчеркни их двумя чертами

вожатый объявил: «На экскурсию пойдут ученики четвёртого класса».

вожатый объявил: «На экскурсию пойдут ученики четвёртого класса».

Слова пионервожатого переданы дословно, так как они были сказаны пионервожатым, - это прямая речь.

Прочитай предложение. Найди в них прямую речь. Подчеркни её двумя чертами.

  1. Учительница сказала: «Работу выполняйте работу без помарок».

  2. Человек сказал Днепру: «Я тебя стеной запру».

  1. Учительница сказала: «Работу выполняйте работу без помарок».

  2. Человек сказал Днепру: «Я тебя стеной запру».









Использование лингафонной установки можно заменить обыкновенным плейером. Наушники позволяют ученикам работать вполне самостоятельно и не реагировать на всё, что в это время происходит в другом классе, + такое слушание звукозаписи никак не отражается на работе остальных учеников. Имитация работы с учителем: по указаниям, записанным на плёнку, пишут словарные и выборочные диктанты, проводят грамматический разбор, работают над текстами рассказов и стихов, решение задачи, упражняются в устном счёте и т.д.

Строение: даётся порция учебного материала и указание о способах его переработки, после чего вводится рабочая пауза, во время которой учащиеся фиксируют в тетради результаты своей работы. Затем следует подкрепление для самопроверки и даётся новое задание, вопрос или новая порция материала. Такое построение учебной звукозаписи обеспечивает непрерывность работы каждого ученика в заданном ему темпе.

Работа по звукозаписи не может вытеснить другие формы самостоятельной работы, так как

  1. требует большого напряжения внимания учеников и высокой интенсивности труда, следовательно её не следует давать на уроке более чем на 10-15 минут,

  2. необходимо предоставлять ученикам и полную самостоятельность при выполнении ряда заданий на уроке, без этого нельзя сформулировать установочные навыки.

Во многих случаях звукозаписи могут применять и на разных этапах урока, тогда их общий объём будет значительно большим. более разнообразными могут быть и функции учебных звукозаписей.

В малокомплектной школе изменяются и сами задания по грамматическому разбору.

Например:

Задание в массовой школе: Прочитай слова, начинающиеся с гласной буквы.

Задание в малокомплектной школе:

Прочитай про себя слова, начинающиеся с гласной, и выпиши их.

Изменения методов и приёмов работы касаются и таких упражнений, как диктанты. Например:

  • предупредительный диктант – учитель предлагает вспомнить какое-то правило и «продиктовать» на это правило свои примеры, можно указать страницу учебника и предложить прочитать названное правило. Эту часть диктанта ученики выполняют самостоятельно, учитель использует время их работы для занятий с другим классом. Затем учитель диктует предложения, а учащиеся записывают их. Далее ученики коллективно или индивидуально самостоятельно находят нужное слово и выделяют орфограмму.

  • Объяснительный диктант – под диктовку учителя ученики записывают предложения, а потом по заданию вспоминают или отыскивают в учебнике правило, определяющее правописание указанных учителем слов, и проверяют нужные орфограммы. Коллективно под руководством учителя выясняют, верно ли выполнили работу.

  • Эффективен в условиях малокомплектной школы творческий диктант. Учащиеся сами составляют и записывают предложения с орфографически трудными словами, заранее написанными учителем на доске или индивидуальной карточке.

Преобладают методы устных фронтальных проверок, позволяющие при меньшей затрате времени получать сведения о знаниях всех учеников.

Рекомендации учителю:

  • Больше времени уделять: а) тому классу, где изучается новый материал, б) младшим классам.

  • Длительная непрерывная самостоятельная работа совершенно недопустима для учащихся 1 и 2 классов.

  • Целесообразно один из этапов урока выделять для самостоятельной работы во всех классах, чтобы учитель имел возможность наблюдать за ходом этой работы и в конце урока подвести её итоги.

  • Число этапов учебной работы на одном и том же уроке в разных классах может быть различным: нескольким этапам в младших классах будет соответствовать один этап (самостоятельная работа) в старших классах. Однако во всех случаях завершения этапов должно совпадать, так как иначе учителю будет невозможно чётко организовывать свою работу на уроке.

Планируя непосредственную работу с учениками, учитель должен предусматривать:

  • Краткую проверку уровня знаний учащихся, усвоения программного материала (в форме краткого устного опроса).

  • Объяснение материала на основе самостоятельно проведённой учащимися подготовкик усвоению новых знаний. При этом особое внимание обращается на разъяснение учащимся сущности формируемых понятий и излагаемых правил и проверку усвоения их учениками.

  • Первичное закрепление материала, изученного на данном уроке, с показом наиболее рациональных приёмов применения полученных знаний при выполнении разнообразных упражнений.

  • Обобщение изученного материала (по теме или разделу программы) с осуществлением необходимых внутри-предметных связей, подведением учащихся к обобщениям и выводам.

Организация учебных занятий.

Учебные занятия с учащимися можно строить по следующим вариантам:

1 вариант.

1 и 2 уроки – по 35 мин. с 1-м кл.

3 и 4 уроки – по 40 мин. с обоими кл.

5 и 6 уроки – по 35 мин. с 3-м кл.

2 вариант.

1,2,3 уроки по 35 мин. с 1-м классом

4 урок – по 40 мин. с обоими классами

5,6,7 уроки по 35 мин. с 3-м классом.

В «чистом виде» этот опыт не может быть одобрен, но, если работу учителя грубо брать за 24 академических часа в неделю, то это будет 4 часа в день. В первом варианте будет затрачиваться 230 мин (3часа 50 мин), а во втором варианте – 255 минут (4 часа 15 минут). Лучше сократить продолжительность части уроков, но иметь возможность систематически. Хотя бы часть дня, заниматься с одним классом отдельно. За 35 минут сделаешь больше, чем за 40 минут совместных занятий. Астрономическое время учителя практически будет соответствовать норме ставки.


Требование к учебному оборудованию.


  1. Оборудование классной комнаты и рабочего места учителя в особенности должны предоставлять ему возможность быстро давать задания ученикам и без потери времени заменять их в ходе урока;

  2. Учебные аппараты и приборы должны быть таковы, чтобы применение их на занятиях с одним классом не мешало работе учеников другого класса.

  3. Наглядные пособия и карточки-задания должны содержать не только материал для самостоятельной работы учеников на уроке, но и краткие указания о последовательности и способах её выполнения



Использованная литература.

  1. В.П.Стрезикозин «Организация занятий в малокомплектной начальной школе» - 1968 г.

  2. В.П.Стрезикозин «Урок в сельской малокомплектной школе» - 1972 г.

  3. Статья А.И.Филимоновой «Организация общения…в условиях сельской малокомплектной школы» - 1998г.

  4. «Организация учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе». Метод.материалы. Хабаровск – 2001г.



Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».
  • Классному руководителю
Описание:

МБОУ «Пичпандинская СОШ» 2015-2016 уч год

Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной сельской школе».Подготовила учитель начальных классов - Поршина О.И.

Малокомплектная школа – это не особое образование, это образование в особых условиях.Термин «малокомплектная школа» используется в действующем законодательстве, регулирующем вопросы образования в статье №29 закона Российской Федерации «О социальном развитии села» от 21.12.1990 года №438-1, где сказано, что «общеобразовательные школы всех типов, включая малокомплектные, открываются по решению местных Советов народных депутатов, исходя из потребностей населения, без ограничения численности населения…».Рекомендуется объединять учащихся в следующие классы-комплекты: 1 – 3 и 2 – 4. Учебные программы, учебники, основные задачи обучения, воспитания и развития подрастающего поколения едины как для сельской и городской школы, так и для сельских малокомплектных школ. Единственное, что нужно учесть – нежелательны разные общеобразовательные программы. Но преподавание в малокомплектной школе имеет ряд специфических особенностей, с одной стороны облегчающих, а с другой – усложняющих управление учебно-воспитательным процессом.

Автор Поршина Ольга Ивановна
Дата добавления 27.11.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 855
Номер материала MA-062728
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓