МБОУ «Пичпандинская СОШ»
2014-2015 уч год
Доклад на тему «Работа в малокомплектной начальной
сельской школе».
Подготовила учитель начальных классов - Поршина О.И.
Малокомплектная
школа – это не особое образование, это образование в особых условиях.
Термин
«малокомплектная школа» используется в действующем законодательстве,
регулирующем вопросы образования в статье №29 закона Российской Федерации «О
социальном развитии села» от 21.12.1990 года №438-1, где сказано, что
«общеобразовательные школы всех типов, включая малокомплектные, открываются по
решению местных Советов народных депутатов, исходя из потребностей населения,
без ограничения численности населения…».
Рекомендуется объединять учащихся в следующие классы-комплекты: 1 – 3 и 2 – 4.
Учебные
программы, учебники, основные задачи обучения, воспитания и развития
подрастающего поколения едины как для сельской и городской школы, так и для
сельских малокомплектных школ. Единственное, что нужно учесть – нежелательны
разные общеобразовательные программы. Но преподавание в малокомплектной школе
имеет ряд специфических особенностей, с одной стороны облегчающих, а с другой –
усложняющих управление учебно-воспитательным процессом.
Отличия малокомплектной школы.
1.
Небольшая наполняемость
классов позволяет развить в детях самостоятельность. Условия малокомплектной
школы требуют обязательного проведения самостоятельной работы в одном из
классов. В то время, как учащиеся одного класса самостоятельно выполняют
учебные задания. Учитель занимается с учениками другого класса.
2.
Учитель включает в урок
2-3 самостоятельные работы, которые чередуются с работой под руководством
учителя. Урок представляет собой относительно завершённые этапы: работа с
учителем – самостоятельная деятельность – работа с учителем.
3.
Время, выделяемое на
самостоятельную работу одного из классов, прямо зависит от времени необходимого
для работы учителя с другим классом. Объём самостоятельной работы значителен и
время составляет от 15 до 30 минут.
Содержание эффективной самостоятельной работы учащихся
на уроке может составить:
Ø
самостоятельное повторение
по учебнику или по другим источникам ранее изученного программного материала,
необходимого для усвоения новых знаний;
Ø
упражнения для первичного
закрепления изученного на уроке материала с использованием примеров,
преподанных учителем, и детально разработанных учебных заданий с элементами
алгоритмизации;
Ø
различные виды
тренировочных упражнений в применении изучаемых и ранее изученных знаний с
опорой в необходимых случаях на таблицы и памятки, специально разработанные
учителем, а так же с постоянным обращением к теоретическим сведениям и
правилам, изложенным в учебнике.
При подготовке
к уроку учитель должен:
·
всегда рационально
планировать учебное время, отводимое на самостоятельную работу учащихся,
·
учитывать, что темп работы
не у всех детей одинаков. Следует предусмотреть и заранее записать на карточке
или доске резервные задания. Которые ученики должны выполнять без особых
напоминаний.
Самостоятельная
работа станет действенным средством обучения, если при её проведении соблюдать
следующие условия:
Ø
При проведении
самостоятельной работы необходим полный инструктаж по её содержанию.
Ø
Целесообразно использовать
памятки, алгоритмы, схемы, опорные карточки.
Ø
Дифференциация. Дифференцированное
обучение является формой индивидуального, невозможного без знаний и учёта
особенностей учащихся. При учёте индивидуальных особенностей учащихся учителю
необходимо считаться с тем, каков общий уровень развития каждого школьника, как
он усваивает программный материал, в чём испытывает затруднения.
Дифференцированное и индивидуальное обучение реализуется в основном через
сочетание групповой и индивидуальной работы при классно-урочной системе
преподавания. Чётко организуя работу учащихся, учитель имеет возможность
уделить несколько больше внимания слабым и медлительным учащимся.
Например: самостоятельное задание для учащихся 4-го
класса – даётся карточка со словосочетаниями для всех, но
1 уровень – выполняет задание – вставить пропущенные
буквы,
2 уровень –дополнительно выписывают имена
прилагательные,
3 уровень – дополнительно составляют предложения с
данными словосочетаниям и подчёркивают главные члены предложения.
Либо оба класса пишут математический диктант: 15,
6, 8, 37, 11, 9, 85, 2, 76.
Первое задание даётся для 1-го класса. А другое – для
3-го класса. Каждый выбирает то, что им нужно.
Учащиеся первого
класса должны обвести однозначные числа , а двузначные - .
Учащиеся третьего
класса – в первый столбик записывают найденную сумму всех двузначных чисел, а
во второй – сумму однозначных.
«Главная
особенность самостоятельной работы учащихся состоит в том, что в ходе такой
работы ученик лишается на какое-то время привычной для него опёки со стороны
учителя, остаётся один на один с поставленной перед ним задачей. Выполняя
задание, ученик должен испробовать свои силы и, опираясь на собственные знания,
умения, навыки, на собственную наблюдательность. Сообразительность, а иногда
изобретательность, найдут пути её решения, и довести его до благополучного
конца».
Формы организации обучения.
Общение –
сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен
информацией.
Обучение и
общение для школьников не отделимы. Обучение – это общение между теми, кто
имеет знания и теми, кто их приобретает.
Общение может
происходить непосредственно и опосредованно.
Опосредованное общение даёт нам индивидуальную форму организации учебной
работы. При индивидуальной работе ученик выполняет учебное задание ( читает,
пишет, решает задачу, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое
общение, никто ему не помогает, никто в этот отрезок времени с ним не
сотрудничает.
Непосредственное общение имеет три разновидности или три случая различного
построения:
Ø
Парная (в общении
участвуют только два человека).
Ø
Групповая (один говорит,
два и более слушают).
Ø
Коллективная (работа в
парах переменного состава).
Учитель сам
выберет такую форму работы, которая помогает каждому ребёнку раскрываться
как личности, найти своё место, почувствовать эмоциональный комфорт.
Типы урока
·
Уроки, на которых в обоих
классах изучается новый материал.
·
Уроки, на которых в одном
классе изучается новый материал, а в другом – только повторяется и закрепляется
ранее пройденное или проводится письменный учёт знаний.
·
Уроки, на которых в обоих
классах проводится закрепление или повторение ранее пройденного.
Структура
урока в малокомплектной школе имеет ряд особенностей, отличающих его от
уроков в других типах школ, но проверка, изучение нового материала, закрепление
сохраняется.
Например, в
условиях занятий нескольких классов этап подготовки выглядит так: учитель
разъясняет учащимся цели задания и приёмы его выполнения, а после
самостоятельной работы детей над этим заданием обобщает результаты наблюдений.
Деятельность учителя распадается на два этапа введение и обобщение или
подведение итогов, разрываемых работой учащихся и связанных единой целью –
подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность
этого этапа во многом зависит от характера заданий, которые предусматривают
либо фиксацию умственных действий учащихся, либо содержащих установку на
предстоящую необходимость воспроизведения.
В
малокомплектной школе учитель не имеет возможности показать приёмы применения
полученных знаний в практической деятельности, поэтому после объяснений приёмов
использования новых знаний учащихся переходят к самостоятельной письменной
работе.
Каждый учитель
должен учитывать строгое распределение времени, фиксировать содержание работы
на каждом этапе, обеспечить по возможности законченность и целостность каждого
этапа урока со всех точек зрения: содержание, дидактические цели, организация
работы учащихся. Для этого учитель заранее составляет поурочный план, где
определяется содержание и последовательность работы не только учеников, но и
учителя. Рациональная структура урока, на котором в двух классах изучается
новый материал была описана З.В.Копачёвой и Т.С.Курдюмовой. Организация такого
урока складывалась следующим образом:
Этапы урока
|
1 класс
|
3 класс
|
Организация и содержание занятий в каждом
классе.
|
|
Объяснение
нового материала с меньшей опорой на пройденное.
|
Объяснение
нового материала с большей опорой на пройденное.
|
|
Организация
и содержание работы по этапам урока.
|
1 этап
2 мин.
|
Работа с учителем.
Объяснение
подготовительного задания.
|
Самостоятельная
работа.
Упражнение по
ранее подготовленным заданиям.
|
2 этап
3 мин
|
Самостоятельная
работа.
Выполнение
задания.
|
Работа с
учителем.
Объяснение
подготовительного задания.
|
3 этап
15 мин
|
Работа с
учителем.
Объяснение
нового, первичное закрепление, разъяснение заданий для последующего
закрепления.
|
Самостоятельная
работа.
Выполнение
задания.
|
4 этап
12 мин
|
Самостоятельная
работа.
Выполнение
задания.
|
Работа с
учителем.
Объяснение и
первичное закрепление нового материала. Разъяснение заданий для последующего
закрепления.
|
5 этап
5 мин
|
Работа с
учителем.
Объяснение и
первичное закрепление нового материала. Разъяснение заданий для последующего
закрепления.
|
Самостоятельная
работа.
Выполнение
задания.
|
6 этап
5 мин
|
Самостоятельная
работа.
Выполнение
задания.
|
Работа с
учителем.
Проверка
результатов работы, разбор ошибок. Задание на дом.
|
7 этап
3 мин
|
Совместная
работа учащихся всех классов с учителем.
Подведение
итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.
|
Методы обучения.
На этапе
ознакомления с новым учебным материалом методы обучения, за исключением метода
беседы, почти не претерпевают никаких изменений. Как и при работе с одним
классом, ведущим методом остаётся объяснение учителя. Но значительная часть
учебного материала требует иного метода – метода беседы. Который несколько
модифицируется.
Компоненты
беседы:
·
наблюдение за специально
отобранным материалом,
·
анализ рассмотренного
явления по вопросам учителя, подводящим учащихся к определённому выводу,
·
выведение закономерности,
правила, вывода,
·
заключение учителя,
содержащее в себе точное определение понятия, правила,
·
показ применения
изученного в практической деятельности.
В малокомплектной
школе первые два этапа – наблюдение и анализ учебного материала – сливаются в
одну форму письменной работы, выполненной детьми самостоятельно. Этот этап
беседы начинается разъяснением учителя, в котором указываются цели задания и
приёмы его выполнения. Далее дети работают по указаниям. Вопросам,
предписаниям, заранее подготовленным на плакатах или доске. А беседой остаётся
этап выведения закономерности, вывода. Точная формулировка правила либо
проговаривается учителем, либо читается учащимися в книге.
Почти не
претерпевают изменений методы изучения нового материала на уроках русского
языка6 первичное чтение текстов; объяснение новых непонятных слов; подготовка к
написанию изложений и сочинений.
Единственное в
условиях малокомплектной школы учитель лишён возможности многократно повторять
разбор – рассуждение.
Пошаговое
задание - это когда
каждый «шаг» выделен рамкой кадра (обычно от 6 до 9 кадров). Левая часть листа
для заданий, а правая – ответы для самопроверки.
Содержание
2шагов» 9кадров) разнообразно. Но для них характерны: сочетания компонентов:
Ø
разъяснение и материал для
выполнения практического упражнения;
Ø
предписания о приёмах и
последовательности переработки данной порции учебного материала или выполнения
практической работы;
Ø
подкрепление в виде
правильного ответа, подтверждающего ученику достоверность результатов
выполненной работы;.
Последовательность кадров и содержание предписаний обеспечивают правильный ход
мыслительной деятельности на уроке и наиболее рациональные приёмы практических
действий, предусмотренных учебным заданием.
Почти в
каждом кадре задания предусматриваются те или иные практические действия
ученика на применение умственной порции новых знаний или повторяемого
материала.
Ученик
получает такое задание вложенным в конверт. Верхний и нижний края обрезаны. Выполнив
одну порцию задания, ученик выдвигает из конверта лист на один кадр, при этом
открывается текст для проверки.
Сегодня ты
познакомишься с предложениями, в которых дословно передаётся чья-либо речь.
Спиши предложение. Найди в нём дословно переданные слова пионервожатого.
Подчеркни их двумя чертами
вожатый
объявил: «На экскурсию пойдут ученики четвёртого класса».
|
вожатый
объявил: «На экскурсию пойдут ученики четвёртого класса».
|
Слова
пионервожатого переданы дословно, так как они были сказаны пионервожатым, -
это прямая речь.
Прочитай
предложение. Найди в них прямую речь. Подчеркни её двумя чертами.
1)
Учительница сказала:
«Работу выполняйте работу без помарок».
2)
Человек сказал Днепру:
«Я тебя стеной запру».
|
1)
Учительница сказала: «Работу
выполняйте работу без помарок».
2)
Человек сказал Днепру: «Я
тебя стеной запру».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использование
лингафонной установки можно заменить обыкновенным плейером. Наушники
позволяют ученикам работать вполне самостоятельно и не реагировать на всё, что
в это время происходит в другом классе, + такое слушание звукозаписи никак не
отражается на работе остальных учеников. Имитация работы с учителем: по
указаниям, записанным на плёнку, пишут словарные и выборочные диктанты,
проводят грамматический разбор, работают над текстами рассказов и стихов,
решение задачи, упражняются в устном счёте и т.д.
Строение: даётся
порция учебного материала и указание о способах его переработки, после чего
вводится рабочая пауза, во время которой учащиеся фиксируют в тетради
результаты своей работы. Затем следует подкрепление для самопроверки и даётся
новое задание, вопрос или новая порция материала. Такое построение учебной
звукозаписи обеспечивает непрерывность работы каждого ученика в заданном ему
темпе.
Работа по
звукозаписи не может вытеснить другие формы самостоятельной работы, так как
1.
требует большого напряжения
внимания учеников и высокой интенсивности труда, следовательно её не следует
давать на уроке более чем на 10-15 минут,
2.
необходимо предоставлять
ученикам и полную самостоятельность при выполнении ряда заданий на уроке, без
этого нельзя сформулировать установочные навыки.
Во многих
случаях звукозаписи могут применять и на разных этапах урока, тогда их общий
объём будет значительно большим. более разнообразными могут быть и функции
учебных звукозаписей.
В малокомплектной
школе изменяются и сами задания по грамматическому разбору.
Например:
Задание в
массовой школе: Прочитай
слова, начинающиеся с гласной буквы.
Задание в
малокомплектной школе:
Прочитай про себя
слова, начинающиеся с гласной, и выпиши их.
Изменения
методов и приёмов работы касаются и таких упражнений, как диктанты. Например:
·
предупредительный
диктант – учитель
предлагает вспомнить какое-то правило и «продиктовать» на это правило свои
примеры, можно указать страницу учебника и предложить прочитать названное
правило. Эту часть диктанта ученики выполняют самостоятельно, учитель
использует время их работы для занятий с другим классом. Затем учитель диктует
предложения, а учащиеся записывают их. Далее ученики коллективно или
индивидуально самостоятельно находят нужное слово и выделяют орфограмму.
·
Объяснительный
диктант – под диктовку
учителя ученики записывают предложения, а потом по заданию вспоминают или
отыскивают в учебнике правило, определяющее правописание указанных учителем
слов, и проверяют нужные орфограммы. Коллективно под руководством учителя
выясняют, верно ли выполнили работу.
·
Эффективен в условиях
малокомплектной школы творческий диктант. Учащиеся сами
составляют и записывают предложения с орфографически трудными словами, заранее
написанными учителем на доске или индивидуальной карточке.
Преобладают
методы устных фронтальных проверок, позволяющие при меньшей затрате времени
получать сведения о знаниях всех учеников.
Рекомендации учителю:
·
Больше времени уделять: а)
тому классу, где изучается новый материал, б) младшим классам.
·
Длительная непрерывная
самостоятельная работа совершенно недопустима для учащихся 1 и 2 классов.
·
Целесообразно один из
этапов урока выделять для самостоятельной работы во всех классах, чтобы учитель
имел возможность наблюдать за ходом этой работы и в конце урока подвести её
итоги.
·
Число этапов учебной
работы на одном и том же уроке в разных классах может быть различным:
нескольким этапам в младших классах будет соответствовать один этап
(самостоятельная работа) в старших классах. Однако во всех случаях завершения
этапов должно совпадать, так как иначе учителю будет невозможно чётко
организовывать свою работу на уроке.
Планируя
непосредственную работу с учениками, учитель должен предусматривать:
·
Краткую проверку уровня
знаний учащихся, усвоения программного материала (в форме краткого устного
опроса).
·
Объяснение материала на
основе самостоятельно проведённой учащимися подготовкик усвоению новых знаний.
При этом особое внимание обращается на разъяснение учащимся сущности
формируемых понятий и излагаемых правил и проверку усвоения их учениками.
·
Первичное закрепление
материала, изученного на данном уроке, с показом наиболее рациональных приёмов
применения полученных знаний при выполнении разнообразных упражнений.
·
Обобщение изученного
материала (по теме или разделу программы) с осуществлением необходимых
внутри-предметных связей, подведением учащихся к обобщениям и выводам.
Организация учебных занятий.
Учебные занятия с учащимися можно строить по следующим
вариантам:
1 вариант.
1 и 2 уроки – по 35 мин. с 1-м кл.
3 и 4 уроки – по 40 мин. с обоими кл.
5 и 6 уроки – по 35 мин. с 3-м кл.
2 вариант.
1,2,3 уроки по 35 мин. с 1-м классом
4 урок – по 40 мин. с обоими классами
5,6,7 уроки по 35 мин. с 3-м классом.
В «чистом виде» этот опыт не может быть одобрен,
но, если работу учителя грубо брать за 24 академических часа в неделю, то это
будет 4 часа в день. В первом варианте будет затрачиваться 230 мин (3часа 50
мин), а во втором варианте – 255 минут (4 часа 15 минут). Лучше сократить
продолжительность части уроков, но иметь возможность систематически. Хотя бы
часть дня, заниматься с одним классом отдельно. За 35 минут сделаешь больше,
чем за 40 минут совместных занятий. Астрономическое время учителя практически
будет соответствовать норме ставки.
Требование к учебному оборудованию.
1.
Оборудование
классной комнаты и рабочего места учителя в особенности должны предоставлять
ему возможность быстро давать задания ученикам и без потери времени заменять их
в ходе урока;
2.
Учебные
аппараты и приборы должны быть таковы, чтобы применение их на занятиях с одним
классом не мешало работе учеников другого класса.
3.
Наглядные
пособия и карточки-задания должны содержать не только материал для
самостоятельной работы учеников на уроке, но и краткие указания о последовательности
и способах её выполнения
Использованная литература.
1.
В.П.Стрезикозин
«Организация занятий в малокомплектной начальной школе» - 1968 г.
2.
В.П.Стрезикозин
«Урок в сельской малокомплектной школе» - 1972 г.
3.
Статья
А.И.Филимоновой «Организация общения…в условиях сельской малокомплектной школы»
- 1998г.
4.
«Организация
учебно-воспитательного процесса в сельской малокомплектной школе».
Метод.материалы. Хабаровск – 2001г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.