Муниципальное
казенное образовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №3 им. Иса Хуадонти с.Чикола» Ирафского района РСО -
Алания
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ДОКЛАД
на тему: «Применение
ЭОР на уроках информатики в соответствии с ФГОС второго поколения»
Подготовила: учитель
информатики
ТЕМИРОВА ЗАЛИНА
АЛИКОВНА
с. Чикола,
2016 год
Одним из важнейших
стратегических направлений модернизации российского образования является
внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных
технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа,
отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной
ситуации.
В ФГОС 2 поколения особая
роль отводится личностным образовательным результатам выпускника.
К ним относятся:
· готовность
к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа
информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
· владения
навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями,
например морально-этическими нормами, критическая оценка информации в СМИ;
· умения
создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие
чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Для достижения этих
результатов образовательный процесс ориентирован на:
• изменение характера взаимодействия
учителя и ученика (в том числе на самостоятельное изучение материала с оценкой
результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала);
• формирование
способностей искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию;
• ориентация на
исследовательскую работу школьников;
• ориентация на
индивидуальную, парную и групповую работу учащихся;
• использование
межпредметных связей.
Применение средств ИКТ
позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность;
дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у
обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.
Самостоятельность
реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной
формой поведения.
Итак, что же такое
электронные образовательные ресурсы для учителя и ученика.
Во-первых, для учителя
использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время
подготовки к уроку. Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для
усвоения материала, его проверки, что развивает творческое,
алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельность, трудолюбия,
ответственности.
Электронные
образовательные ресурсы нового поколения
- мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам
управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.
Использование ЭОР на
уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на
получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания
объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в
интерактивном режиме.
Электронные
образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные
практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного
эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.
Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от
традиционного.
За счет использования ЭОР
увеличивается время общения с учениками в классе, т.е. растет творческий
компонент в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.
Рассмотрим основные инновационные качества ЭОР:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
·
получение информации;
·
практические занятия;
·
аттестация (контроль учебных достижений).
2. Интерактивность,
которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной
работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
3. Возможность более
полноценного обучения вне аудитории.
За счет грамотного применения ЭОР в учебном процессе, увеличивается
образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя.
Информатика, пожалуй,
единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования
ЭОР, но на разных этапах урока ЭОРы применяются по-разному.
Применение на уроках
ЭОРов в разных формах:
·сопровождение объяснения материала своей
же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин,
рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остается неизменной ориентация
на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте.
·использование в интерактивных, инновационных
методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации
в Интернет, использование материалов ЭОРов для подтверждения выдвинутых учебных
гипотез.
Применение ЭОР на
различных этапах урока:
1.
ЭОР на этапе актуализации знаний:
· Электронные
тесты
· ЭОР,
в том числе собственных разработок.
2.
ЭОР на этапе объяснения нового материала.
В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда
компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс
протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая
становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в
ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который
отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью,
использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются,
например:
·
Электронные учебники;
·
Мультимедийные презентации;
·
Учебные видеофильмы.
3.
ЭОР на этапе закрепления и
совершенствования знаний, умений и навыков. При закреплении многих тем курса
информатики также можно использовать ЭОРы. Например, закрепление темы «Команда
ветвления», можно провести с использованием ЭОР «Вычислительная математика и
программирование, 10 -11 класс », игра «Ежиные тропы». Эта игра очень нравится
школьникам, они живо включаются в учебный процесс. Она развивает логическое
мышление, показывает использование команды ветвления в жизни. Здесь все логично
и последовательно, подчинено строгому порядку. Это хорошая гимнастика ума.
4.
Контроль и оценка знаний, умений и
навыков:
· Многие
учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы,
ведут статистику по ходу обучения.
· Проектная
деятельность Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением
определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью
совпадающую с научным исследованием.
· Программы
тренажёры.
Рассмотрим модельный вариант урока по
информатике:
Изучение нового
материала: новый материал начинается еще дома в
качестве домашнего задания, используя очередной учебный блок ЭОР. А в начале
урока достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников и
организовать ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания,
сформулировать общие выводы. Тем самым время на проверку домашнего задания и
знакомство с новым материалом намного сокращается.
Первичная проверка понимания новой информации: можно провести
совместную практическую работу или выполнить небольшой тест, используя
коллекцию ЭОР. Тем самым произойдет коллективная работа, дискуссия, и учащиеся
смогут адекватно оценить свои возможности при выполнении самостоятельной
работы.
Закрепление знаний и способов действий: на этом этапе урока
можно организовать работу в группах, которые выполняют разные практические
задания, чтобы затем обменятся опытом в процессе представления результатов
своей работы. Таким образом, учащиеся на одном уроке получат в два раза больше
полезной информации.
В качестве домашнего задания учащиеся могут выполнить тест или
изучить очередной модуль с новым материалом.
В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного
общения.
Рассмотрим
использование ЭОР на конкретном уроке информатики и ИКТ в 8 классе по теме: «Человек:
информация и информационные процессы»
Цель урока:
формировать понятие о роли информации и информационных процессов в жизни
человека.
Задачи:
- создать условия для
успешного усвоения учащимися важности роли информации и информационных
процессов в системах различной природы;
- оказывать помощь в открытии
методов получения информации;
-способствовать
деятельности по самостоятельному выводу основных свойств информации;
-продолжить работу по
формированию умений наблюдать, сравнивать и применять знания в новой ситуации,
обобщать;
- организовать деятельность
по самоконтролю, взаимоконтролю, самооценки и коррекции;
-содействовать развитию
умения рассуждать, развитию коммуникативных навыков и применять изученный
материал на практике.
Тип урока
изучение нового материала
Формы работы учащихся фронтальная,
индивидуальная (работа в парах, в зависимости от количества ЭВМ в классе),
практическая, компьютерное тестирование.
Необходимое техническое оборудование
мультимедиа проектор, экран, компьютерный класс с ЛВС, аудиосистема.
Структура и ход урока
Таблица
1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из
Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например,
демонстрация)
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
1
|
актуализация
|
Цор ( 1,2)
|
Организует индивидуальную (или в парах)
работу учащихся, и оценивает её
|
Применяют ранее полученные знания,
компьютерное тестирование
|
5
|
2
|
изложение
нового материала
|
Цор
(3,4,5,6,7,8,9,10,11,12)
|
Организует обсуждение представленного
материала(демонстрация) с опорой на личный опыт учащихся
|
Работают с источником информации,
обсуждают, записывают в тетрадях
|
18
|
3
|
физминутка
|
|
Организует проведение физминутки
|
Учащиеся выполняют упражнения для глаз и
улучшения мозгового кровобращения
|
2
|
4
|
закрепление
|
Цор(13,14,15,16,17)
|
Организует работу индивидуальную(или в
парах) учащихся, фиксирует внимание учащихся на возникших трудностях,
помогает их преодолеть
|
Закрепляют и применяют полученные
знания, компьютерное тестирование
|
15
|
5
|
рефлексия
|
|
Активизирует рефлексию учащихся по
поводу индивидуальной и совместной деятельности
|
Осуществляют рефлексию
|
3
|
6
|
Домашнее
задание
|
|
Подводит итог, оценивает работу
учащихся
|
Записывают д/з
|
2
|
Приложение к плану-конспекту урока
Человек:
информация и информационные процессы
Таблица
2.
ПЕРЕЧЕНЬ
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Нельзя рассматривать ЭОР
только как новые образовательные возможности. Они формируют новые умения и
навыки. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для
подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс, с
применением ЭОР, изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях
(учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс
приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков.
Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением
ЭОРов.
Заключение
С введением новых законов ФГОС, в школе
появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не
только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать
самостоятельно. Если до принятия новых стандартов уроки проходили в
традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию
окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия –
необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и
навыки ее применения в реальной жизни.
Литература
1.
Что такое электронные образовательные ресурсы
(ЭОР)? www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692
2.
Концепция модернизации Российского образования на
период до 2010 года. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html
3.
Теория
и методика обучения информатике: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К.
Хеннер, М.И. Рагулина и др.]; под ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр
«Академия», 2008. – 592 с. – 4000 экз. – ISBN 978-5-7695-5.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.