Главная / Логопедия / Доклад на тему: «Особенности формирования высших психических функций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Доклад на тему: «Особенности формирования высших психических функций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Гномик»





















Доклад на тему: «Особенности формирования высших психических функций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».













Выполнила учитель – логопед

Шайхутдинова Л.Ф.













Мензелинск, 2015г.


  1. Введение.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), а также огромный практический опыт логопедической работы, обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФН в среду нормально развивающихся сверстников.

Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов. Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. В возрасте до года (в период дофонемного развития) ребенок улавливает лишь ритмико-мелодические структуры, фонемный состав слова им не воспринимается. Непосредственное различение звуков происходит на втором году жизни. Дети начинают постепенно овладевать фонетической системой звуков русского языка независимо от их артикуляционной четкости в следующем порядке:

гласные — согласные (среди согласных различаются в первую очередь сонорные [л] — [р]),

глухие — звонкие,

твердые — мягкие.

Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артякуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков-«заместителей» (субститутов). При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков. Отмечается, что к началу четвертого года жизни дети при благоприятных условиях воспитания усваивают звуковую систему языка. Допустимо неточное произношение шипящих [ж] — [ш], сонорных [л] — [р], свистящих [с] — [з].

Фонематические восприятие всех звуков, по данным Н. X. Швачкина, заканчивается к концу второго года жизни. Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.

У некоторых детей в 4 года наблюдаются неустойчивость произношения, взаимозаменяемость фонем в различных звуко-слоговых сочетаниях, искаженное произношение звуков. Это отражает диссоциацию между достаточным развитием фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оценивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.












  1. Особенности развития психических процессов у детей с фонетико

фонематическим недоразвитием речи. Словесно-логическое мышление. Внимание. Память.

Помимо нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН:

—   внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;

—   объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;

—   отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

—   поведение может быть нестабильным, с частой сменой на строения;

—   могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;

—   возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

—   в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.

При планировании и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать эти специфические особенности детей с ФФН. Организуя логопедическую работу с ними, целесообразно:

—   осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей;

—   обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий, с тем чтобы повысить эффективность коррекционного воздействия;

—   чередовать различные виды деятельности;

—   включать в занятия тренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций и т.д.


  1. Развитие внимания и памяти у детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием речи.

Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).

Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

Согласно исследованиям П. П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другие, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации. Развиваясь сама, память является и необходимой основой психического, в том числе речевого, развития ребенка,

Наиболее специфична, а следовательно, значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи (устной и письменной). Зрительная память необходима для освоения письменной речи, а также для связи между первой и второй сигнальной системами. Все эти виды памяти логопед использует в процессе коррекции, в одном случае как основу речи, в другом как вспомогательное (в частности, компенсаторное) средство, позволяющее интенсифицировать обучение правильным речевым навыкам.

Исследование смысловой и механической памяти показало, что достоверные отличия по их соотношению у детей с нарушениями речи и детей без таковых отсутствуют.

Внимание — это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности.

Благодаря вниманию достигаются следующие результаты:

1) отбор значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;

2) игнорирование других, несущественных для выполняемой деятельности воздействий;

3) удержание, сохранение выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т. е. регуляция и контроль деятельности.

В отношении речи этот механизм обладает определенным своеобразием, так как, с одной стороны, он обслуживает процесс рождения речи, с другой - речь сама становится средством направления внимания и контроля.

У детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания: концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость. Вместе с тем комбинация этих показателей у отдельных детей может существенно различаться и требовать различных коррекционных мероприятий.

Для развития познавательных процессов можно использовать следующие игры и упражнения:

Упражнения для развития мышления:

выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать.

толкование пословиц и метафор и т.д.;

моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв;

работа с кубиками Кооса;

складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы;

игра «IV лишний»

Упражнения для стимуляции слухового внимания:

игры и упражнения из программы детского сада:

«Угадай, кто кричит?»;

«Угадай, на чём играют?»;

«Угадай, что делают?»;

«Найди пару»;

«Где мой домик?»;

игра «IV лишний»;

«Узнай по описанию»;

«Телефон»;

«Отгадай сказку по отрывку».

Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания:

длительная сортировка и нанизывание бусинок;

лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца);

чтение алфавита, которое перемежается со счётом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д.

Упражнения на развитие образной памяти:

рисунок-схема; пробы Хеда (определение схемы собственного тела); тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д.

Развитие оперативной памяти:

тест «Кулак – ребро – ладонь»;

игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди клад»; «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности);

«Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение). Порядок построения детей изображён схемой. По команде цепочка рассыпается, задача едущего (ребёнка) – собрать цепочку в прежней последовательности;

«Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки;

отстукивание ритмов «Телеграфист»; рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).

Развитие зрительного восприятия:

игра «Что изменилось?»; «Отгадай сказку по иллюстрации»; срисовывание фигур (учитывать пропорции); дорисовывание фигур с недостающими деталями; письмо букв и слов по шаблонам; изографы;

определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв.

Можно использовать упражнения на пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги.

Заниматься воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время режимных моментов.













  1. Совершенствование словесно-логического мышления.

Словесно-логическое мышление – одно из трёх видов мышления – характеризуется использованием суждений и умозаключений (два других – наглядно-действенное и наглядно-образное – осуществляются, соответственно, посредствам действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

С первых дней пребывания ребёнка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов:

Почему осенью люди теплей одеваются?

Почему летом нельзя кататься на лыжах?

Почему зайца трудно увидеть на снегу?

Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдёт?

Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игры, прогулки, умывания и т. п. важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио и телепередач. Воспитателю не следует торопиться всё тут же объяснять детям. Сначала отвечающему надо задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, можно спросить:

Чем различаются кукла и девочка (птица и самолёт, чайник и кофейник, диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк и т. п.)?

Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника, стола и кубика, голубя и вертолёта, лодки и утки, лошади и автомобиля и т. п.)?

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на примерно такие вопросы:

Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому её бабушки?

Почему семеро козлят открыли дверь Волку?

Кто из трёх поросят не боялся Волка в своём доме? Почему?

Можно сказать, что Мышка вытянула репку? А кто вытянул?

Почему Колобок от всех зверей убежал, а Лисе на нос сам прыгнул?


  1. Заключение.

Итак, раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников и своевременно предупреждать неуспеваемость учащихся общеобразовательной школы. Борьба с неуспеваемостью и отсевом учащихся массовой школы особо актуальна в свете реализации Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Доклад на тему: «Особенности формирования высших психических функций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
  • Логопедия
Описание:
  • Заключение.

Итак, раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников и своевременно предупреждать неуспеваемость учащихся общеобразовательной школы. Борьба с неуспеваемостью и отсевом учащихся массовой школы особо актуальна в свете реализации Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Автор Шайхутдинова Ландыш Фирдавесовна
Дата добавления 06.05.2015
Раздел Логопедия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1140
Номер материала 58981
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓