Главная / Технология / Доклад на тему: «Кружковая работа – как средство социализации воспитанников школы – интерната»

Доклад на тему: «Кружковая работа – как средство социализации воспитанников школы – интерната»

Тема: «Кружковая работа – как средство социализации воспитанников школы – интерната»

«Послушайте! Ведь если звезды зажигаются – Значит, это кому-нибудь нужно?» Но не только в этом дело, а еще и в том, Что по небу ходит кто-то, эти звезды зажигая, Чтоб до самого рассвета им гореть, едва мигая. Кто – не знаю, но предполагаю, Что бродит маленький фонарщик от звезды к звезде.

Владимир Ланцберг

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. Уже многие из нас могут сказать о себе словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего поэта, или музыканта, или астронавта, который, быть может жил в тебе когда-то». В этих словах – призыв и предупреждение – надо «лепить» «человеческую глину» пока ум ребѐнка гибок и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира.

Кружковая деятельность создает благоприятные условия для успешной социализации воспитанников. На базе нашей школы функционируют 30 кружков ( 10 кружков для младших учащихся, 20 кружков для старших учащихся) По реализации Концепции обучения государственному языку воспитанников, в школе работает четыре кружка такие как « Балапан», «Жұлдыздар», « Изучаем казахский язык» , « Казахские игры».

Вся кружковая работа школы-интерната направлена на создание условий для саморазвития и самореализации в обществе. Достижения планируемых результатов становятся возможными благодаря семи направлениям:

  1. Спортивное направление

  2. Вокально – музыкальное направление

  3. Эколого – биологическое направление

  4. Основы социализации и общения

  5. Естественно – научное направление

  6. Художественное направление

  7. Декоративно – прикладное направление

1 Спортивное направление: охрана здоровья, физическое развитие ( кружки: « Спортивный», «Сильные, ловкие», кружок «З О Ж», « Шахматно – шашечный» кружок., кружок « Игры народов Казахстана» Цель: Сформировать у учащихся ценностное отношение к здоровью, навыки ЗОЖ, культуру здоровья.

Наиболее широко в работе школы представлено спортивное направление. Это и весёлые старты, и эстафеты, и дни здоровья и спортивные соревнования, направленные на укрепление физического и психического здоровья учащихся. Под руководством учителя физкультуры Овцынова В.В. воспитанникам нашей школы посчастливилось принять активное участие в соревнованиях в Лос – Анджелесе, где были отмечены в числе лучших по роликовым конькам Крутов Руслан- 3 золотых медали, Бережной Виталий- 1 золотая, 1 серебряная,1 бронзовая медали, Нагуманова Сауле- 2золотых, 1 серебряная медали, Кузьмина Наталья – 3 золотых медали. Наши спортсмены ежегодно принимают участие в областной Спартакиаде среди специальных коррекционных школ – интернатов по шести видам спорта: легкая атлетика, мини футбол, волейбол, настольный теннис, лыжные гонки, где занимают призовые места. В целом спорт – хорошая школа жизни, которая учит стремиться к победе и достойно проигрывать, учит коммуникабельности, взаимопомощи, доброте, отзывчивости, помогает подростку сформировать устойчивую и осознанную жизненную позицию. 2 Вокально – музыкальное направление (кружки: «Весёлые нотки», «Непоседы»)

Цель: Развитие творческих способностей подростков через включение их в вокальную и танцевальную деятельность, приобщение к миру искусства, являющегося достоянием национальной культуры.

В кружке « Весёлые нотки» дети занимаются вокальным и сольным искусством под руководством Морозова В.А.. Дети учатся красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения. Юные таланты реализуют свой творческий потенциал в концертах, на праздниках ни одно мероприятие в школе не обходится без музыкального оформления и песен.

Молодой руководитель хореографического кружка «Непоседы» Кох С.М. занимается с детьми постановкой классического, современного и народного танцев. В ходе занятий воспитанники не только учатся основным танцевальным элементам, но и учатся общаться на языке танца, становятся увереннее в себе, интересуются танцами, как видом творческой деятельности, что может поспособствовать их успешной адаптации в обществе. В 2015 году хореографический коллектив « Непоседы » в областном конкурсе «Жұлдыз –ай» заняли первое место с танцем «Ёжики». По итогам данного результата группа « Непоседы» участвовала в республиканском туре в Астане, 2 место в номинации « Хореография».

3 Эколого – биологическое направление( кружок: « Зелёная планета»)

  1. Цель: воспитание сознательного отношения к природе, формирование понимания взаимосвязи человека и природы. Улучшение экологического состояния окружающей среды.

Воспитание экологической культуры у современных школьников - главная задача на сегодняшний день. В рамках данного направления руководитель кружка « Зелёная планета» Катаева Н.Б. на протяжение нескольких лет занимается благоустройством территории школы и разбивкой цветников. Высшим проявлением экологического самосознания стало участие каждого школьника, от мала до велика, в экологическом субботнике. Экологический субботник – мероприятия, направленные на благоустройство ландшафта школы. (уборка сухой листвы, побелка деревьев, вынос сушняка, обрезка деревьев, сбор мусора). Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть её. В своѐ время А.П. Чехов писал «Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша».

4 Основы социализации и общения (Кружки «Хозяюшка», « Юный автоинспектор», «Между нами девочками») Цель: содействовать процессу социальной адаптации воспитанников интерната посредством получения знаний и опыта конкретных жизненных ситуаций, а также формирование необходимых знаний, умений и навыков по приготовлению вкусной и здоровой пищи.


Важное место в работе с учащимися занимает кружок «Хозяюшка» руководители Недовенченая Е.А. и Овцынова И.В. Программа кружка «Хозяюшка» рассчитана на формирование у учащихся элементарных кулинарных навыков и навыков самообслуживания в организации питания, позволяет научиться быть экономными, хорошо ориентироваться в многообразии продуктов. Полученные знания помогут накормить семью, принять гостей, а может быть и сделать первый шаг в выбранной специальности.


Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно – транспортных происшествий. В рамках кружка «Юный автоинспектор» руководитель: Вовченко А.И. проводит беседы, практические занятия, тестирование по правилам дорожного движения. Знакомит учащихся с видами общественного транспорта, правилами поведения в салоне , соблюдению правил движения и норм поведения на дорогах.

Цель работы кружка «Между нами девочками» : научить подростков управлять своим биологическим началом, подчинить его нравственным принципам и нормам морали, контролировать различные эмоциональные проявления по отношению к противоположному полу. На занятиях девочки знакомятся с основными требованиями элементарной гигиены девочек – подростков, учатся осознавать ответственность за своё репродуктивное здоровье и здоровье своих будущих детей.

5 Естественно – научное направление. ( кружок « Весёлая математика» Цель:

Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике. Развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, расширение общего кругозора обучающихся в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.

В целях успешной социализации учащихся в школе работает кружок: « Весёлая математика» под руководством Саворовской Н.А. Проводится работа по расширению элементарных экономических знаний, по решению задач на расчёт платежей за коммунальные услуги, телефон, свет, на расчет стоимости продуктов питания, учитывая цены в местных магазинах на основные продукты, на расчет количества краски, обоев, линолеума для ремонта квартиры. Таким образом, кружок «Весёлая математика» развивает способность размышлять, анализировать, что в будущем поможет самостоятельно принимать решения.

6 Художественное направление. ( кружки: « Художественное слово», «Поэзия детства», « Вдохновение», «Проба Пера»)

Цель : Совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Работа в художественном направлении позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Используются различные формы и методы, которые способствуют эффективному усвоению материала. Руководителями кружков составлен годовой план работы, в соответствии с которым кружковцы принимают участие во всех школьных мероприятиях: конкурс чтецов « Два языка – две культуры», « День независимости», « День знаний», День учителя», «День опекуна», « Ризашылык», новогодние утренники и другие.

7 Декоративно – прикладное направление: кружки: «Радуга», «Умелые ручки», «Домовёнок», «Волшебный бисер», мастерская « Самоделкина» «Юный столяр», « Юный умелец», « От скуки на все руки», « Рукоделие».

Цель:  создание условий для развития творческих способностей детей через постижение мастерства декоративно- прикладного искусства.

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,  фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное направление даёт, возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

В основе программы кружка « Домовёнок» предлагается ребятам более сложные виды деятельности (вязание крючком) Работа кружка построена так, чтобы школьники хорошо усвоили основные приемы вязания и их условные обозначения, постепенно знакомятся с новыми приемами вязания, новыми узорами, которые с каждым занятием усложняются. Дети начинают понимать красоту изделий . Как приятно прикоснуться к вещам связанными своими руками, - ведь в них создатель вкладывает фантазию, вдохновение и душевное тепло.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, а помочь ему может кружок « Радуга» руководитель Аксенова Г.А Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, координация глаза и руки, владение кистью руки. Под руководством Г.А. в школе проходят выставки детских рисунков по темам: « Я и моя семья», « Моя родина Казахстан» и др. 28 октября 2015 7 воспитанников нашей школы приняли участие в областном фестивале творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями « Актуальные вопросы всего мира» « Мир, о котором я думаю» в номинациях «Фотография», «Графический дизайн» « Декоративно – прикладное искусство» В котором получили 6 сертификатов Бережной Виталий, Синяк Ольга, Мануйленко Дарья, Крутов Руслан, Иванова Наталья, Ликчинов Павел. Диплом 2 степени получил Кордин Тимур. В ноябре месяце в г Астане проходил Финал Республиканского фестиваля творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями «Актуальные вопросы всего мира» где Кордин Тимур стал лауреатом в номинации « Графический дизайн»

Вопросы трудовой подготовки в школе – интернате не теряют своей актуальности в связи с её высокой значимостью в деле социализации воспитанников в самостоятельную жизнь. Кружок «От скуки на все руки» руководитель: Шарапова Н.В. и кружок «Рукоделие» руководитель: Ишимова Л.Д. предлагают учащимся более сложные виды деятельности ( плетение из бисера) требующие достаточно развитой мелкой моторики кисти и пальцев рук. Процесс плетения из бисера вдохновляет детей на создание прекрасных композиций: это и декоративное панно, букеты различных цветов, прекрасные украшения. Также учащиеся выполняют изготовление различных картин из круп, пластилина, бросового материала, занимаются вышивкой, оригами, изготовлением топиариев и другими видами творчества. Приняли участие в XII Международном детском экологическом форуме «Зелёная планета 2014» г Москва Итоги конкурса: 9 дипломов в номинации «Многообразие вековых традиций» (Поделки из природного материала)

Большую работу проводит кружок «Юный столяр» руководитель Косарик В.В. с детьми « группы риска» вовлекая их в свой кружок. Из под их рук выходят замечательные изделия выпилиные лобзиком из фанеры.Это кропотливый, ювелирный труд. У детей формируются такие качества, как настойчивость и целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца. Эти удивительные, оригинальные изделия из фанеры отмечены на республиканских, областных, районных выставках детского творчества. 2015г-2016 г Международный творческий конкурс «ВТаланте» г.Красноярск. В номинации декоративно – прикладное творчество Бережной Виталий и Ахметов Сайран заняли 1 место; Смагулов Эльдар, Крутов Руслан и Кордин Тимур заняли 2 место. В этом году Кордин Тимур получил диплом 1 степени в творческом конкурсе « Дружба талантов» Россия Республика Крым г Севастополь.

Работа в кружках даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества.

Сотрудничество педагога и ребенка в творчестве, позволяет ему самоутвердиться, обогатить свой внутренний мир. Для этого создаются специальные ситуации успеха. В школе стало традицией в конце учебного года проводить внутри школьную выставку детского творчества. Поражает разнообразие представленных здесь техник: традиционные и довольно оригинальные, такие как квиллинг, торцевание, оригами, выжигание, выпиливание из фанеры, картины из семян , коктельных трубочек, букеты цветов из бисера , вязаная мягкая игрушка, топиарии. Работ много, есть на что посмотреть и даже поучиться! Ребята превращают выставочный зал в настоящее красочное представление творчества юных талантов. В них столько света, доброты, радости жизни, что равнодушным уйти просто невозможно

Из всего сказанного можно сделать вывод, что кружковая работа – как средство социализации воспитанников школы – интерната особенно актуальна. Она поможет воспитанникам быстрее адаптироваться в обществе, ведь выходя из школы, они получают не только необходимые жизненно важные знания и умения, но и навыки которые помогут им найти своё место в жизни.





Доклад на тему: «Кружковая работа – как средство социализации воспитанников школы – интерната»
  • Технология
Описание:

Вся кружковая работа школы-интерната направлена на создание условий для саморазвития и самореализации в обществе, создания благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирование здорового образа жизни. Достижения планируемых результатов становятся возможными благодаря семи направлениям:

1.Спортивное направление

2.Вокально – музыкальное направление

3.Эколого – биологическое направление

4.Основы социализации и общения

5.Естественно – научное направление

6.Художественное направление

7. Декоративно – прикладное направление

Автор Ишимова Любовь Дмитриевна
Дата добавления 11.03.2016
Раздел Технология
Подраздел Другое
Просмотров 938
Номер материала MA-065508
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓