Главная / Русский язык и литература / Доклад на тему "Критериальное оценивание"

Доклад на тему "Критериальное оценивание"

СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

hello_html_138444ef.pngДемеубаева Меделхан Элемесовна

учитель русского языка и литературы

Г. Жанаозен средняя школа №15

Республика Казахстан



Аннотация:

Доклад затрагивает тему критериального оценивания обучения . В материале ресурса говорится об оценочной деятельности учителя, рассматриваются модели критериального оценивания на уроках русского языка , на коучингах. характеризуются критерии оценки. Дается информация об использовании оценочных листов , для контроля знаний по одному из блоков материала программы по русскому языку. Выбирая новую технологию оценивания, коллеги, не забывайте об индивидуальных особенностях своих учеников.

Анықтамада критериалды бағалау туралы мағлумат берілген. Бұл тақырыпта мұғалімнің бағалауы және орыс тілі мен коучинг сабақтарында критериалды бағалаудың қалай қолданылатындары көрсетілген. Тізбектелген сабақтарда бағалау бетшесін қалай қолдану керек екені жайында мағұлмат берілген.


This work is about criterion of assessment for learning. In this work I want to say how to use criteria of assessment at the lessons, at the lessons at coaching and using different forms of assessment papers for control work in the class rooms.

В настоящее время в педагогической практике существует проблема оценивания учебной деятельности. Старые методы оценивания давно уже изжили себя. Сегодня ни одному из учеников не понравится, как по старому традиционному методу оценивают его работу. Порой мы , учителя , не комментируем свое оценивание. Ученики не имеют понятия , за что ему учитель поставил ту или иную оценку. Как и все мои коллеги, я тоже столкнулась с этой проблемой оценивания . Я думаю, что многие учителя рассуждают над вопросами -Что такое отметка? Это средство поощрения или наказания?

Каждый из нас прекрасно понимает, что в современной школе приоритетной целью образования становится развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию [1, 1-стр]. А Как обучать и воспитывать такую личность? Вот на помощь мне пришли трехмесячные курсы Назарбаев Интеллектуальной школы.

Сегодня, применяя систему критериального оценивания на своих уроках, я вижу уже другой результат. У учащихся проявляется самостоятельная познавательная деятельность. Так же меняется деятельность учителя, ему предоставляется другая роль . Он направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска, помогает выбирать источники информации (но не предлагает решение проблемы в готовом виде). Таким образом, на уроках , учитель выступает как консультант. Меняется и роль школьников в учении: они становятся активными участниками на уроке, деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе. Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Именно, для достижения поставленной цели ученику помогает система критериального оценивания. Ученики могут самостоятельно (совместно с учителем) создать несколько критерий оценивания к одному заданию . Оценивание производится на основании уровней, которые создаются под каждый критерий. Количество уровней и, соответственно, баллов определяется их содержательным наполнением. Баллы, выставленные по всем критериям, регистрируются и суммируются.

Каждый критерий оценивания – это цель образования, которая является по своему содержанию синтетической, то есть, включает предметные и развивающие цели. Например, критерий «Коммуникация», предполагает не только умение использовать предметные термины в устной и письменной речи, но и развитие собственно коммуникативных навыков ученика. При критериальном оценивании ученики получают возможность оценивания своего развития за период времени, то есть сравнение его с самим собой. Наличие критериев и уровней предоставляет ученику возможность осуществлять самооценивание и модерацию.

Во время работы в школе я столкнулась с такими проблемами оценивания, как завышение самооценки со стороны учеников. Учащиеся не могли привыкнуть к критериям оценивания. На объяснения и разборы критериев оценивания уходило много времени на уроках. Но каждодневная кропотливая работа привела учащихся к тому, что дети сами научились составлять критерии оценивания. Они уже не превышали самооценку. Например, на уроке русского языка в 7 «А» классе на тему «Словосочетание. Строение словосочетаний» дети получили задание выполнить упражнение 33 и составить критерии оценивания своих работ. Вот один из лучших вариантов критерий, составленных самими учащимися.



Критерии оценивания

Ученика (цы)____класса___ ________________________

Выполненные задания

Критерии оценивания

Баллы

1.

Правильно определить главное и зависимое слово в словосочетании

10-14 словосочетаний- 4 балла

8-9 словосочетаний- 3 балла

5-6 словосочетаний- 2 балла

1-4 словосочетания-1 балл


2

Указать части речи в словосочетании

10-14 словосочетаний- 4 балла

8-9 словосочетаний- 3 балла

5-6 словосочетаний- 2 балла

1-4 словосочетания-1 балл


3

Поставить вопросы от главного к зависимому слову

10-14 словосочетаний- 4 балла

8-9 словосочетаний- 3 балла

5-6 словосочетаний- 2 балла

1-4 словосочетания-1 балл




Сумма баллов


10-12 баллов – «5»

7-9 баллов- «4»

4- 6 баллов- «3»

1-3 балла –«2»

Оценка за работу





Вот критерии оценивания, составленные учащимися в 10 «А» классе на уроке русского языка на тему «Синтаксис. Пунктуация». Учащиеся получили групповое задание- составить словосочетания с разными видами подчинительной связи в словосочетании. 1- группа- вид связи согласование, 2- группа- вид связи управление, 3- группа- вид связи примыкание. В словосочетаниях зависимые слова должны быть выражены частями речи, указанными на схеме.

Критерии оценивания первой группы

Ученика (цы)____класса___ ________________________

Зада-ния

Критерии

баллы

Сумма

оценивание

Суммативная оценка

1

Составить слово-сочетание

1.Зависимое слово- имя прилагательное

2 бал.


14 баллов «5»


2. Зависимое слово-причастие

3 бал.

9 баллов

«4»


3. Зависимое слово-

порядковое числительное

4 бал.

5 баллов

«3»


4. Зависимое слово-

местоимение

5 бал.

2 балла

«2»


Я решила поделиться опытом, накопленным на своих уроках, с коллегами. Систему критериального оценивания я решила показать на своих уроках- коучингах. Коучинг «Оценивание обучения и оценивание для обучения», который я провела среди своих коллег, заставил учителей пересмотреть методику оценивания. Коллеги сами убедились на своей практике, какой результат дает система критериального оценивания. Я предложила учителям создать постер. Каждая команда должна была изготовить фирменную спортивную одежду для наших спортсменов, которые выезжают на олимпиаду в Сочи. А так же каждая команда должна будет приготовить свои критерии оценивания. Вот такой критерий оценивания предложили мои коллеги.

Критерии оценивания группы «Умники»

Материал для

изготовления

спортивной формы

Цвет

Эмблемы

Названия

1

  1. Синтетическая ткань- 1 балла

  2. Хлопчатобумажная ткань- 2 балла

  3. Шелковая ткань-

3 балла

1 цвет- 1 балл

2 цвета- 2 балла

3 цвета- 3 балла

Нет эмблемы-0 баллов

Есть эмблема команды-2 балла

название команды-1 балл

название команды и города-2 балла

название команды, города, страны- 3 балла



Баллы:




Общая сумма баллов:




7-8- баллов «5»

5-6- баллов «4»

3-4 –балла «3»

1-2- балла «3»




На коучинге были предложены и другие задания, учителя увидели методы формативного и суммативного оценивания. Научились создавать критерии оценивания. Увидели как можно проводить самооценивание. Систему критериального оценивания я проводила и на других коучингах, как «Лидерство», «Обучение групповому методу работы», «Обучение критическому мышлению. Таксономия Блума» и т.д.

Самооценивание осуществляется, во-первых, как оценивание собственной работы и последующее сравнение своих оценок с оценками экспертов и учителя, во-вторых, как сравнение себя с самим собой за промежуток времени. Анализируя и оценивая свою учебную деятельность, её результаты, ученик знает, что его самооценка может повлиять на общий результат.

А модерация – это обсуждение оценок на основании уровней с целью достижения объективности. Следствием модерации является реальная корректировка оценки-результата. Следовательно, для оценивания своей работы каждый ученик должен уметь проводить анализ своей работы, самооценивание, выполнять модерацию.

В технологии развивающего обучения четко сформулированы следующие принципы оценивания:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

2. Оценивание должно быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Как мы знаем, в концептуальной базе технологии критериального оценивания есть следующие психолого-педагогические теории: активной познавательной деятельности и развития личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд); формирования мотивации к учению (Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.М. Гельмонт); развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.Г. Петерсон); гуманизации и личностно- ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская). Следовательно, мы понимаем, что технология критериального оценивания основывается на объективных психолого-педагогических закономерностях формирования ключевых компетенций, а ее методы и субъектные формы зависят от субъектов учебной деятельности.

В связи с этим вся педагогическая деятельность учителя должна быть направлена на создание условий для личностного самоопределения подростка в учебном материале. Основным предметом контроля и оценки педагога должен быть еще один способ работы учащихся с тематическими оценочными листами; поиск учеником путей ликвидации своих пробелов и трудностей; выбор учеником "пространства" действия (мастерская, библиотека и т.п.); определение времени и сроков выполнения заданий для самостоятельной работы; оценка учеником своей готовности к выполнению тематической проверочной работы. Такие тематические оценочные листы я даю в начале изучения материала курса, разделенного на блоки. В оценочном листе дается маршрут движения по темам, виды оцениваемых работ, указываются требования к изучению данного блока.

Основная цель оценочных листов - выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в тетрадь и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. Оценочный лист служит, своего рода, "планом" прохождения блока учеником.



Оценочный лист к блоку по теме «Синтаксис. Словосочетание» в 8 «В» классе на уроке русского языка

Ученика (цы)____класса___ ________________________

Маршрут урока

Критерии оценивания

Освоил хорошо, могу применить на практике

Понял, но не могу привести примеры

Не по-нял

Были затруднения

1.

Синтаксис. Словосочетание.


Ученик знает определение терминов, может привести примеры





2

Виды подчинительной связи. Согласование


Ученик освоил согласование- вид связи в словосочетании, может привести примеры





3

Управление


Ученик освоил управление- вид связи в словосочетании, может привести примеры





4

Примыка-ние

Ученик освоил примыкание- вид связи в словосочетании, может привести примеры





5

Планы учителя на следующий урок






6

Оценивание учителя












Главной проблемой системы образования является развитие у выпускников школ готовности и способности адаптироваться к новым социально-культурным требованиям; потребности самостоятельно находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь; способности оценивать последствия своих поступков и быть готовыми нести ответственность и др. Этого можно достичь, если направить учебный процесс в школе на самообучение и саморазвитие как основу формирования учебно-познавательной компетентности школьников и их готовности и способности к самообразованию в течение всей жизни.

В соответствии с этим, к выбору технологии оценивания необходимо подходить, учитывая индивидуальные особенности учащихся и осуществляя развитие вариативной образовательной среды. Последняя включает в себя все многообразие современных технологий и индивидуальных образовательных траекторий, где вариативность нацелена на максимальную индивидуализацию и доступность образования, на гибкость образовательного процесса, основанного на взаимосвязанной работе его участников по реализации целей и выбору содержания (в рамках государственных стандартов) средств и способов деятельности [2, 6-стр].

Завершая свою работу, я хочу, чтобы коллеги помнили. Дети – активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. И если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает мораль, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность. Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом [3, 6-стр].

Использованная литература

  1. Л.Ф.Квитова Как проверить качество сформированности умений .М-2008г

  2. И. Боброва Сетевые проекты и управление качеством образования .М- 2008г

  3. Ш.А. Амоношвили Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М- 1984г

  4. Ш.А. Амоношвили Как живете, дети? М- 1986 г

  5. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень

  6. Ш.А. Амоношвили. Обучение. Оценка. Отметка. М-1980г









8


Доклад на тему "Критериальное оценивание"
  • Русский язык и литература
Описание:
Аннотация: Доклад затрагивает тему критериального оценивания обучения . В материале ресурса говорится об оценочной деятельности учителя, рассматриваются модели критериального оценивания на уроках русского языка , на коучингах. характеризуются критерии оценки. Дается информация об использовании оценочных листов , для контроля знаний по одному из блоков материала программы по русскому языку. Выбирая новую технологию оценивания, коллеги, не забывайте об индивидуальных особенностях своих учеников. Анықтамада критериалды бағалау туралы мағлумат берілген. Бұл тақырыпта мұғалімнің бағалауы және орыс тілі мен коучинг сабақтарында критериалды бағалаудың қалай қолданылатындары көрсетілген. Тізбектелген сабақтарда бағалау бетшесін қалай қолдану керек екені жайында мағұлмат берілген. This work is about criterion of assessment for learning. In this work I want to say how to use criteria of assessment at the lessons, at the lessons at coaching and using different forms of assessment papers for control work in the class rooms.
Автор Демеубаева Меделхан Элемесовна
Дата добавления 15.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 2036
Номер материала 59399
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓