Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДО.
«Умейте открыть
перед ребенком в окружающем мире что-то
одно, но открыть
так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
детьми всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что - то
недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к
тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь.
С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в
котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к
миру; затем – постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт
человечества; и наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в
обогащение этого мира.
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её
многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дети дошкольного
возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и
время, действие и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение,
назначение материалов предметов. На каждом
возрастном
этаже познание мира, осуществляется своими специфическими способами.
Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно
поисковая деятельность способна мобилизовать самим дошкольников в
познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений
закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская, поисковая
активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание
мира, он хочет познать этот мир.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе
дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания
закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования и
проектирования, который давно занял прочное место в школе. Разработку
теоретических основ метода детского
экспериментирования
в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов
под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики Н. Н.
Подъякова.
Обобщая
собственный богатый фактический материал Н. Н. Подъяков, в 1997 году
сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом
деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
Для
этого Н. Н. Подъяков приводит доказательства:
·
игре
надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на
окружающие его предметы и явления;
·
в
эксперименте объект преобразовывается;
·
некоторые
дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их
психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности
знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое
развитие ребенка затормаживается;
·
деятельность
экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.
Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает
детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще
наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,
как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В
дошкольном возрасте он является
ведущим,
а первые три года – практически единственным способом познания мира.
Л. С. Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями
экспериментирование уходит в манипулирование предметами».
Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей.
Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника,
возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить
свои представления о мире.
Поэтому
учу детей не всему, а главному, не сумме фактов, а уместному их пониманию, не
столько стараюсь дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её
потоке. Организую учебный процесс по модели личностно-ориентированного
взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом обучения, а
субъектом образования.
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное.
Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,
экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь
детям в проведении этих исследований, сделать их
показными.
Методы
и приемы обеспечивающие реализацию познавательной деятельностью:
проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится?»);
игры – экспериментирования;
метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);
вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его
успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я
активно использую - опыты. Их провожу как во время организованной
деятельности, так и в самостоятельной. Опыты способствуют развитию у
детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи
между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям
возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», дали обильную
пищу детскому любопытству и пользуются большой популярностью.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью,
резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить
фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок
лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он
состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство
сухого песка сыпучесть.
Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и
порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом
узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты
с воздушным шариком убедились, что
резина
растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не
тонет, не пропускает воду, не размокает.
В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие
опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное
ребята всё проделывают сами.
Опыты
способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам,
развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте
раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям,
умозаключениям.
Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов
дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно
исследуют предметы, но для этого необходимо время и
последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов
подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.
В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся
чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью
и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы.
Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта
работа помогает развить у детей
мелкую
моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих
силах.
Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в
реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся
правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти
ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно
возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации,
обобщения. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создающие
такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и
анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.
Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого
анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает
благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих,
социальных чувств.
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я
запомню, дай попробовать и я пойму!»
Игры-занятия побуждают детей к самостоятельному поиску способов
действия, проявлению творчества Дети учатся задавать вопросы: «Как это
делать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте
посмотрим, что будет, если…», учатся сравнивать два состояния одного и
того же объекта и находить не только разницу, но и сходство;
самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют
обязанности между собой, сами делают выводы. Занимательная
игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску
способов действий, проявлению творчества. Такие игры направлены на
формирование у детей умение
вычленять
существенные признаки материалов, понимать причинно - следственные связи
между материалами и познанием предметов. Занимательная игра-занятие с
дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов
действий, проявлению творчества.
Стараюсь
организовать игры интересно, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких
наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому
самостоятельно справиться с ними.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в
виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых
сведений об объекте. Опыт работы показывает, что
познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении
позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать,
по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в
дальнейшем.
На практике я всё больше убеждаюсь, что ознакомление дошкольников с материалами
предметов через действия с ними вызывает у ребенка интерес, развивает
мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т.д.),
стимулирует познавательную
активность
и любознательность ребенка.
Механизмом оценки получаемых результатов является
эмоционально-положительное состояние ребёнка при организации
организованной деятельности. Педагог должен чувствовать и видеть, что
именно происходит с ребёнком, как и насколько он «включён» в атмосферу
сотрудничества, какова степень его «отдачи».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.