Компетентностный
подход к формированию здорового образа жизни учащихся
«Воспитание, полученное человеком,
закончено,
достигло своей цели, когда человек
настолько
созрел, что обладает силой и волей
самого себя
образовывать в течение дальнейшей
жизни и
знает способ и средства, как он может
осуществить
в качестве индивидуума,
воздействующего на мир».
А. Дистервег
Актуальность темы: Проблема
здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом
историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и
решений. Кроме того, данная проблема имеет педагогические аспекты.
Сущность педагогического обеспечения
здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего
возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля
здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности.
Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе
личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего
организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение
реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения
здоровья.
Цель:
Повышение образовательных компетенций в области
физкультурного образования.
В
настоящее время в школе реализуется компетентностный подход в образовании, а
также в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни.
Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни, их
подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных
компетенций:
1.
Ценностно-смысловая компетенция.
Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами
ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать
ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь
выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков,
принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
2.
Общекультурная компетенция.
Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо
осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности
национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни
человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных,
общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека.
3.
Учебно-познавательная компетенция.
Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной
деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с
реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации
физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии,
самооценки состояния своего здоровья.
4.
Информационная компетенция.
При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о
сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее
на конференциях, докладах, в рефератах.
5.
Коммуникативная компетенция.
Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в
команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие
взаимное сохранение здоровья.
6.
Социальная компетенция
означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в
социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
7.
Личностная компетенция
направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального
самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего
личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной
жизнедеятельности личности.
Очень
важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и
комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми
овладевает человек в процессе образования.
компетентность
учителя в области формирования здорового образа жизни школьников, становится
продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и
складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной
самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения,
помогает учащимся находить свое место в мире, вследствие чего образование
представляется как высокомотивированное и личностно ориентированное,
обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание
личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. На основе
этого я ориентирую учащихся на приобретение личностного опыта здорового образа
жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В связи с решением этой
непростой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной
педагогической компетентности в формировании здорового образа жизни школьников
на основе научных знаний, национально-культурных традиций русского народа
сохранения и укрепления здоровья.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.