Главная / Логопедия / Доклад «Коррекция поведения детей с нарушениями развития»

Доклад «Коррекция поведения детей с нарушениями развития»



ГБОУ Бакалинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида









«Коррекция поведения детей с нарушениями развития»

(Выступление на семинаре)









Подготовила:

воспитатель 3 класса

Шадрина С.П.









Бакалы - 2013

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Выявить своеобразие психического развития ребенка, его психологические особенности является главной задачей психодиагностики нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.1

Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям. Понимание этих особенностей позволяет определить основное направление обучения ребенка с недостатками развития, т.е. тот тип образовательного учреждения, который является адекватным для него, а также наметить основные указания к индивидуальному плану обучения. Например, констатируя умственную отсталость, психолог кроме того отмечает сильно выраженные затруднения в пространственной ориентировке, или нарушения речевого развития, или грубые недостатки произвольного внимания. Обнаруженные особенности и определяют рекомендации к обучению ребенка, включая как основное содержание программы, так и дополнительные индивидуальные коррекционные занятия.

Психологическая диагностика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста до настоящего времени является недостаточно разработанной областью детской клинической и специальной психологии. Такое состояние проблемы имеет несколько причин. Основной причиной является то, что психологическая диагностика не располагает надежными методами, позволяющими выявлять предпосылки появления трудностей поведения, выходящие за рамки нормативного развития. Фактически основным методом является метод наблюдения, который требует от психолога высокой квалификации и большого опыта, но, в большинстве случаев, не имеет экспертной оценки. Второй причиной является то, что нарушения поведения у дошкольников и младших школьников часто принимают за результат неправильного воспитания в семье. И, наконец, третьей причиной является недостаточное представление специалистов о резервах детского организма в целом и детского психического развития в частности. Возникает опасность, как недооценки, так и переоценки возможных изменений в поведении ребенка.

Таким образом, в дошкольном возрасте, как правило, диагностируют достаточно грубые нарушения поведения, например, такие, которые предполагают наличие аутизма или детской шизофрении. Однако и в этом случае многое зависит от родителей, которые не всегда торопятся обратиться к специалистам.

Существенным моментом в диагностике и коррекции нарушений поведения является состояние интеллекта исследуемого ребенка. С одной стороны, снижение интеллекта обуславливает неправильное поведение ребенка, а с другой стороны, нарушения поведения могут маскировать снижение интеллекта, так как создают большие проблемы в общении.

Психологическая коррекция, как известно, всегда опирается в своей работе на сохранные звенья психики. Если у ребенка нарушено и эмоционально-личностное развитие, и интеллект коррекционная работа сильно усложняется.

Наибольшие трудности диагностики вызывают случаи первичного нарушения поведения (психопатии), а также нарушения поведения у детей с сенсорными и двигательными дефектами развития. Проблемы коррекции беспокойного, неадекватного, некритичного, агрессивного или, напротив, очень замкнутого, боязливого поведения приобретают все большую актуальность в связи с необходимостью адаптации детей в детских садах и школах, а также для эффективного общения ребенка с родителями.

Несомненно, в формировании некоторых форм нарушений поведения большое значение имеют социальные факторы развития, обучения и воспитания современных детей. Родители стали чаще поощрять эгоцентрические позиции и агрессивное поведение детей, так как считают, что такой ребенок сможет «постоять за себя». Стало популярным воспитывать в детях недоверие к людям в целях безопасности ребенка, а воспитанию сопереживания и сочувствия к животным и людям уделять немного внимания. Имеет значение и разнообразная информация, которая, поступая к ребенку, часто абсолютно неадекватна потребностям его психического развития на данном возрастном этапе. Неадекватно полученная информация может спровоцировать как появление невротических состояний, так и нарушения поведения. Если у ребенка существуют биологические предпосылки для отклонений в поведении, то такие современные тенденции только усугубляют формирование трудного поведения.

Однако, несмотря на проблемы диагностики нарушений поведения у детей, существует потребность в психологической коррекции этих нарушений, о чем свидетельствуют многочисленные обращения к специалистам педагогов, воспитателей и родителей. Психологическая коррекция нарушений развития становится необходима именно тогда, когда общепринятые методы воспитания и обучения не могут обеспечивать гармоничный процесс развития ребенка.

Психологическая коррекция всегда пользуется обходными путями воздействия на ребенка. Трудности воспитания детей с предпосылками нарушений поведения в более старшем возрасте заключаются именно в том, что традиционные методы воспитания не дают позитивных результатов. Этим можно объяснить распространенный факт, что в одной семье порой вырастают абсолютно разные по стилю поведения дети, хотя установки и методы их воспитания были схожими.

Психологическая коррекция предполагает системное воздействие на развитие ребенка, направленное как на его эмоционально-личностное, так и на интеллектуальное развитие. Тем не менее, психологическая коррекция нарушений поведения, в целом еще мало разработанная областью, несмотря на то, что именно ею и занимается большое количество как специалистов. Поведение ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда отражает особенности его психического развития, как интеллектуального, так и эмоционально-личностного. Для психологической диагностики, предшествующей проведению коррекционной работы, важно проанализировать как типичные формы поведения ребенка, так и отдельные, на первый взгляд, неадекватные или сверхсильные эмоционально-личностные проявления, которые могут находиться в зоне его ближайшего развития.

Можно выделить четыре основные группы детей, нуждающиеся в психологической коррекции нарушений поведения:2

1) дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нормативным интеллектом, особенности поведения которых обусловлены, прежде всего, спецификой их основного заболевания;

2) дети с ОВЗ, нарушение поведения которых сочетается с снижением интеллекта;

3) дети с исходно трудным поведением (наблюдающегося с младшего дошкольного возраста и раньше, стабильно, на протяжении продолжительного времени);

4) дети с нормативным развитием, у которых на определенном возрастном этапе обнаружились нарушения поведения.

Психологическая коррекция нарушений детского развития может решать в разных случаях следующие задачи:

1. нормализация хода психического развития ребенка;

2. компенсация нарушений развития;

3. профилактика нарушений развития.

Эти задачи в полной мере соответствуют и задачам психологической коррекции нарушений поведения.

Психологическая коррекция всегда системна. Составляя коррекционные программы, необходимо учитывать максимальное количество разнообразных факторов, обусловивших возникновение тех или иных нарушений развития. Отдельные игры и тренинги, направленные на развитие когнитивных или личностных навыков, конечно, необходимы, но непременно должны быть включены в контекст общей коррекционной программы. Эффективность психологической коррекции нарушений поведения может быть оценена такими факторами как адекватность и критичность ребенка. Развитие таких качеств как сопереживание, сочувствие, эмоциональное предвосхищение ситуации требует длительного времени, мастерства психолога, но не всегда в полной мере эффективно.

Понятно, что ребенок самостоятельно никогда не обращается к психологу с просьбой научить его хорошо себя вести. Как правило, его приводят родители, которые и формулируют свои пожелания. Можно выделить две противоположные и трудные модели детского поведения, которые младшие школьники и особенно дошкольники демонстрируют психологу. Первая – это боязливое, тормозимое поведение, когда ребенок плохо вступает в контакт или отказывается от него; второе – это излишне свободное, бойкое и беспокойное поведение. С первым вариантом психологи справляются легче, чем со вторым.

Распространенная ошибка родителей, которые воспитывают ребенка с трудным поведением, заключается в том, что они слишком много беседуют с ребенком на тему поведения. В большинстве случаев это приводит к тому, что ребенок вообще перестает слушать, что говорят родители. Родители в отчаяние пытаются объяснить, что нельзя себя вести так или иначе, но ребенок вообще перестает на них реагировать.

Среди детей с трудным поведением встречаются дети с нарушенным чувством дистанции, которые свободно чувствуют себя даже с незнакомыми взрослыми людьми и, тем более, с родителями. Они очень быстро научаются манипулировать своими родителями, задают им множество отвлекающих вопросов, уводят разговор в сторону.

Представления о себе у многих детей с нарушением развития в целом, и поведения в частности часто оказываются не сформированы или сформированы неверно. Так у детей с нарушениями поведения могут быть не сформированы понятия: «хороший»-«плохой» ребенок, «добрый»-«злой» человек.

Так как психологическая коррекция подразумевает неоднократное общение с ребенком, психолог должен обеспечить его позитивное отношение к процедуре занятий. Постепенное продвижение от легких и приятных заданий, содержащих когнитивную и аффективную составляющие, к более сложным и менее приятным, в совместной с психологом деятельности, постепенное продвижение от ситуаций абсолютного успеха к ситуациям преодоления трудностей и выработке адекватного поведения в ситуации неуспеха, а также навыков соблюдения определенных правил помогут выработать общую стратегию коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения поведения.

Таким образом, по результатам теоретического анализа можно заключить, что нарушение поведения у детей с проблемами в развитии являются обратимыми состояниями.

Благоприятным прогноз бывает в тех случаях, когда принимаются своевременные меры для нормализации микросреды, оказывается психотерапевтическая поддержка ребенку.

В зависимости от типа личностных изменений целесообразно использовать различные виды психокоррекционного воздействия: индивидуальные и групповые, обращенные к сознанию и подсознательным механизмам поведения, развивающие рефлексию или, наоборот, способность к быстрому принятию решений.

1

2

Доклад «Коррекция поведения детей с нарушениями развития»
  • Логопедия
Описание:

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Выявить своеобразие психического развития ребенка, его психологические особенности является главной задачей психодиагностики нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.[1]

Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям. Понимание этих особенностей позволяет определить основное направление обучения ребенка с недостатками развития, т.е. тот тип образовательного учреждения, который является адекватным для него, а также наметить основные указания к индивидуальному плану обучения. Например, констатируя умственную отсталость, психолог кроме того отмечает сильно выраженные затруднения в пространственной ориентировке, или нарушения речевого развития, или грубые недостатки произвольного внимания. Обнаруженные особенности и определяют рекомендации к обучению ребенка, включая как основное содержание программы, так и дополнительные индивидуальные коррекционные занятия.

Психологическая диагностика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста до настоящего времени является недостаточно разработанной областью детской клинической и специальной психологии. Такое состояние проблемы имеет несколько причин. Основной причиной является то, что психологическая диагностика не располагает надежными методами, позволяющими выявлять предпосылки появления трудностей поведения, выходящие за рамки нормативного развития. Фактически основным методом является метод наблюдения, который требует от психолога высокой квалификации и большого опыта, но, в большинстве случаев, не имеет экспертной оценки. Второй причиной является то, что нарушения поведения у дошкольников и младших школьников часто принимают за результат неправильного воспитания в семье. И, наконец, третьей причиной является недостаточное представление специалистов о резервах детского организма в целом и детского психического развития в частности. Возникает опасность, как недооценки, так и переоценки возможных изменений в поведении ребенка.

Таким образом, в дошкольном возрасте, как правило, диагностируют достаточно грубые нарушения поведения, например, такие, которые предполагают наличие аутизма или детской шизофрении. Однако и в этом случае многое зависит от родителей, которые не всегда торопятся обратиться к специалистам.

Существенным моментом в диагностике и коррекции нарушений поведения является состояние интеллекта исследуемого ребенка. С одной стороны, снижение интеллекта обуславливает неправильное поведение ребенка, а с другой стороны, нарушения поведения могут маскировать снижение интеллекта, так как создают большие проблемы в общении.

Психологическая коррекция, как известно, всегда опирается в своей работе на сохранные звенья психики. Если у ребенка нарушено и эмоционально-личностное развитие, и интеллект коррекционная работа сильно усложняется.

Наибольшие трудности диагностики вызывают случаи первичного нарушения поведения (психопатии), а также нарушения поведения у детей с сенсорными и двигательными дефектами развития. Проблемы коррекции беспокойного, неадекватного, некритичного, агрессивного или, напротив, очень замкнутого, боязливого поведения приобретают все большую актуальность в связи с необходимостью адаптации детей в детских садах и школах, а также для эффективного общения ребенка с родителями.

Несомненно, в формировании некоторых форм нарушений поведения большое значение имеют социальные факторы развития, обучения и воспитания современных детей. Родители стали чаще поощрять эгоцентрические позиции и агрессивное поведение детей, так как считают, что такой ребенок сможет «постоять за себя». Стало популярным воспитывать в детях недоверие к людям в целях безопасности ребенка, а воспитанию сопереживания и сочувствия к животным и людям уделять немного внимания. Имеет значение и разнообразная информация, которая, поступая к ребенку, часто абсолютно неадекватна потребностям его психического развития на данном возрастном этапе. Неадекватно полученная информация может спровоцировать как появление невротических состояний, так и нарушения поведения. Если у ребенка существуют биологические предпосылки для отклонений в поведении, то такие современные тенденции только усугубляют формирование трудного поведения.

Однако, несмотря на проблемы диагностики нарушений поведения у детей, существует потребность в психологической коррекции этих нарушений, о чем свидетельствуют многочисленные обращения к специалистам педагогов, воспитателей и родителей. Психологическая коррекция нарушений развития становится необходима именно тогда, когда общепринятые методы воспитания и обучения не могут обеспечивать гармоничный процесс развития ребенка.

Психологическая коррекция всегда пользуется обходными путями воздействия на ребенка. Трудности воспитания детей с предпосылками нарушений поведения в более старшем возрасте заключаются именно в том, что традиционные методы воспитания не дают позитивных результатов. Этим можно объяснить распространенный факт, что в одной семье порой вырастают абсолютно разные по стилю поведения дети, хотя установки и методы их воспитания были схожими.

Психологическая коррекция предполагает системное воздействие на развитие ребенка, направленное как на его эмоционально-личностное, так и на интеллектуальное развитие. Тем не менее, психологическая коррекция нарушений поведения, в целом еще мало разработанная областью, несмотря на то, что именно ею и занимается большое количество как специалистов. Поведение ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда отражает особенности его психического развития, как интеллектуального, так и эмоционально-личностного. Для психологической диагностики, предшествующей проведению коррекционной работы, важно проанализировать как типичные формы поведения ребенка, так и отдельные, на первый взгляд, неадекватные или сверхсильные эмоционально-личностные проявления, которые могут находиться в зоне его ближайшего развития.

Можно выделить четыре основные группы детей, нуждающиеся в психологической коррекции нарушений поведения:[2]

1) дети с ограниченнымивозможностямиздоровья (ОВЗ) с нормативным интеллектом, особенности поведения которых обусловлены, прежде всего, спецификой их основного заболевания;

2) дети с ОВЗ, нарушение поведения которых сочетается с снижением интеллекта;

3) дети с исходно трудным поведением (наблюдающегося с младшего дошкольного возраста и раньше, стабильно, на протяжении продолжительного времени);

4) дети с нормативным развитием, у которых на определенном возрастном этапе обнаружились нарушения поведения.

Психологическая коррекция нарушений детского развития может решать в разных случаях следующие задачи:

1. нормализация хода психического развития ребенка;

2. компенсация нарушений развития;

3. профилактика нарушений развития.

Эти задачи в полной мере соответствуют и задачам психологической коррекции нарушений поведения.

Психологическая коррекция всегда системна. Составляя коррекционные программы, необходимо учитывать максимальное количество разнообразных факторов, обусловивших возникновение тех или иных нарушений развития. Отдельные игры и тренинги, направленные на развитие когнитивных или личностных навыков, конечно, необходимы, но непременно должны быть включены в контекст общей коррекционной программы. Эффективность психологической коррекции нарушений поведения может быть оценена такими факторами как адекватность и критичность ребенка. Развитие таких качеств как сопереживание, сочувствие, эмоциональное предвосхищение ситуации требует длительного времени, мастерства психолога, но не всегда в полной мере эффективно.

Понятно, что ребенок самостоятельно никогда не обращается к психологу с просьбой научить его хорошо себя вести. Как правило, его приводят родители, которые и формулируют свои пожелания. Можно выделить две противоположные и трудные модели детского поведения, которые младшие школьники и особенно дошкольники демонстрируют психологу. Первая – это боязливое, тормозимое поведение, когда ребенок плохо вступает в контакт или отказывается от него; второе – это излишне свободное, бойкое и беспокойное поведение. С первым вариантом психологи справляются легче, чем со вторым.

Распространенная ошибка родителей, которые воспитывают ребенка с трудным поведением, заключается в том, что они слишком много беседуют с ребенком на тему поведения. В большинстве случаев это приводит к тому, что ребенок вообще перестает слушать, что говорят родители. Родители в отчаяние пытаются объяснить, что нельзя себя вести так или иначе, но ребенок вообще перестает на них реагировать.

Среди детей с трудным поведением встречаются дети с нарушенным чувством дистанции, которые свободно чувствуют себя даже с незнакомыми взрослыми людьми и, тем более, с родителями. Они очень быстро научаются манипулировать своими родителями, задают им множество отвлекающих вопросов, уводят разговор в сторону.

Представления о себе у многих детей с нарушением развития в целом, и поведения в частности часто оказываются не сформированы или сформированы неверно. Так у детей с нарушениями поведения могут быть не сформированы понятия: «хороший»-«плохой» ребенок, «добрый»-«злой» человек.

Так как психологическая коррекция подразумевает неоднократное общение с ребенком, психолог должен обеспечить его позитивное отношение к процедуре занятий. Постепенное продвижение от легких и приятных заданий, содержащих когнитивную и аффективную составляющие, к более сложным и менее приятным, в совместной с психологом деятельности, постепенное продвижение от ситуаций абсолютного успеха к ситуациям преодоления трудностей и выработке адекватного поведения в ситуации неуспеха, а также навыков соблюдения определенных правил помогут выработать общую стратегию коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения поведения.

Таким образом, по результатам теоретического анализа можно заключить, что нарушение поведения у детей с проблемами в развитии являются обратимыми состояниями.

Благоприятным прогноз бывает в тех случаях, когда принимаются своевременные меры для нормализации микросреды, оказывается психотерапевтическая поддержка ребенку.

В зависимости от типа личностных изменений целесообразно использовать различные виды психокоррекционного воздействия: индивидуальные и групповые, обращенные к сознанию и подсознательным механизмам поведения, развивающие рефлексию или, наоборот, способность к быстрому принятию решений.



Автор Шадрина Светлана Павловна
Дата добавления 26.03.2016
Раздел Логопедия
Подраздел Конспекты
Просмотров 453
Номер материала MA-065881
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓