Главная / География / Доклад "Активизация познавательной деятельности на уроках географии"

Доклад "Активизация познавательной деятельности на уроках географии"



Слайд№1 Современное образование должно быть направленно на развитие лич ности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания,

самореализации, формирование его компетенций.

Слайд№2

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, "зацепить" так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения. Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения.

Сдайд№3

Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я активно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии.

Сдайд№4

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Использование разнообразных и нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Использование таких подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, творческого воспитания и развития.

Хотелось бы предложить вам данной проблеме, конкретные программные пути по отдельным направлениям формирования и развития познавательного интереса, который является источником активизации познавательной деятельности учеников.

В области обучения — придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в этом направлении предлагаю:

  • Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;

  • Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

  • При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

  • Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:

  • Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения — предлагаю всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

  1. Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому курсу наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

  2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

  3. Ставить задачи, требующие исследовательского подхода;

  4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

  5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, самостоятельности мысли;

  6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов заданий различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.

Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагаю:

  • Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;

  • Использовать всестороннее воздействие средств искусства;

  • Использовать игры и включать игровые ситуации на разных этапах урока;

  • Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

  • Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

  • Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;

  • Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;

  • Рекомендовать дополнительную литературу;

Нетрадиционные формы проведения уроков (ролевые игры, пресс- конференции, исследования, путешествия и др.) уже довольно прочно вошли в работу моей системы. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определённого позитивного отношения к природе.

Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового материала на уроке. При этом нисколько не умаляется необходимый уровень разносторонних научных знаний. Более того - широко используется дополнительный материал. Уроки, как правило, требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.

Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

Сдайд№5

1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: Какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? Покажите схематически.

Сдайд№6

2. Технология опорных конспектов и сигналов

Сдайд№7

Одним из интересных и эффективных методов активизации познавательной

деятельности является применение опорных конспектов.

Представление информации в структурно-логической форме имеет ряд преи-

муществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала. Среди таких преимуществ можно выделить следующие:

- при линейном построении текстовой информации часто бывает сложно оп-

ределить структуру изучаемого явления, выделить существенные связи между его компонентами. Это затруднение в значительной мере преодолевается при за-

мене словесного описания оформлением её в виде таблиц, а лучше- схем;

- такое преобразование учебного текста представляет собой эффективный приём, активизирующий мышление учащегося.

-наглядно-образная форма представления информации способствует лучшему её запоминанию.

Сдайд№8

Опорные сигналы – это буквы, слоги и слова, цифры и числа, формулы и пра-

вила. В памяти каждого человека хранится миллионы опорных сигналов, помо-

гающих ему восстанавливать при необходимости усвоенную информацию.

Сдайд№ 9 «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - кто не обращался к этой фразе, чтобы точно воспроизвести порядок цветов в радуге? Неожиданность и экономность – принципы, на которых строятся опорные сигналы.

Сдайд№10 Особенности составления ОК (ЛОС).

1.Лаконичность. ОК должен быть минимальным. Желательно, чтобы он имел не более 150-180 знаков, поскольку большое количество труднее запоминается.

2.Структурность. Весь материал располагается малыми логическими блоками, т.е. текст ни в коем случае не располагается построчно, т.к. это ухудшает восприятие.

3.Акцентирование. Для лучшего запоминания основного смысла ОК главную идею выделяют рамками блоков различной конфигурации, цветом, шрифтом, различным расположением слов (по вертикали, по диагонали, волнообразное, лучевое расположение).

4.Унификация. При составлении ОК используют определённые аббревиатуры и условные знаки.(напр.картографические).

5.Оригинальность. ОК должен быть оригинален по форме, структуре, графичес-

кому исполнению, благодаря чему в памяти он сохранится на долгий срок.

6.Взаимосвязь. Текст ОК должен быть взаимосвязан с текстом учебника для воз-

можности самостоятельной проработки материала по учебнику.

При составлении опорного конспекта помните, что он должен быть «читабельным» и его можно будет воспроизвести на память, запись должна сразу охватываться глазами.

Сдайд№11(пример ОК)

Для того, чтобы восстановить в памяти все детали листа, учащимся приходит-

ся возращаться к нему 3-4 раза. Каждое возвращение не более 30 секунд, а стало быть общее время работы над листом ОК для идеальной подготовки не превышает 5 минут. Разумеется, это ещё не вся подготовка - есть ещё учебник, контрольные вопросы в конце параграфа – это материал для дальнейшего анализа.

Справедливости ради, необходимо отметить, что структурно-логическая форма представления учебной информации имеет недостатки:

- любой схематизм способствует некоторой упрощённости понимания чего-либо. Это может создать иллюзию у учащихся, что для изучения предмета вполне достаточно изображённого материала;

- отдельные части материала очень трудно «поддаются» структуризации, что затрудняет разработку целостного курса с помощью схем.

Из вышеизложенного следует, что наилучшие результаты в ходе учебного процесса можно получить только при оптимальном сочетании различных способов представления информации: текстовой и структурно-логической. Однако, в настоящее время при подготовке учебно-методических пособий превалирует линейно-текстовый способ их изложения. Несомненно, это обстоятельство значительно затрудняет повышение качества образования.


Сдайд№12 3. Игровые технологии и игровые моменты на уроках.

Сдайд№13 «Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

Сдайд№14

Игра - это особо организованное занятие, требующее напряжения, эмоциональных и умственных сил. Она дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, усиливает мотивацию к учебной деятельности.

Сдайд№15 Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование учебно – дидактической игры в учебном процессе облегчает его.

Сдайд№16

Структурными компонентами дидактической игры являются:

-дидактическая задача;(определяется содержанием учебного материала и воспитательными задачами);

-игровая задача;

-игровые действия(составляют сюжет дидактической игры);

-правила(направляют деятельность детей);

-результат.

Сдайд№17 Требования, предъявляемые к игре:

-Игра должна быть доступной, цель – достижимой, а оформление разнообразным, красочным;

-обязательный элемент каждой игры-её эмоциональность.Игра должна вызывать удовольствие,удовлетворение от удачного ответа;

-игра должна быть доведена до конца, до получения результата.

Игра-это...

  • Деятельность

  • Мотивированность

  • Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив

  • Увлеченность

  • Развитие речи

  • Формирование определенных навыков

  • Общение

  • Познание

  • Усвоение учебного материала

Сдайд№18 Виды дидактических игр:

-Игры-путешествия,

-Игры-поручения,

-Игры-загадки,

-Ролевые игры,

-Игровые моменты,на восстановление недостающей части, нарушенного порядка и т,д.


Итак, учебно – дидактическая игра – это сложное многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально- волевая сфера, способности и умения.

Сдайд№20-30 (примеры игр игровых моментов на моих уроках)

Обычно наградой в игре за хорошие ответы, учащиеся получают хорошие оценки. Хорошие и отличные оценки являются стимулом для привития интереса к науке.

Но если урок-игра, как правило, проводится в конце темы, то игровые моменты и ситуации, элементы занимательной географии можно проводить на каждом уроке.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

Сдайд№31

4. Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д.

Сдайд№32,33 (мои примеры)

Сдайд№34 5. Использование на уроке дополнительной художественной литературы

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.

  • Фольклор на уроках географии:

Природные условия территории всегда имели большое значение для проживания на ней населения, то чем они занимались. В многочисленных загадках, пословицах и поговорках передается описание характерных черт природы конкретных территорий. Пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, сказания всё применяю на уроках. Мир народных загадок удивителен, ведь предметом народной поэзии становится любой объект или явление окружающей жизни: вольный ветер оборачивается сказочным конём. Язык загадки точен и лаконичен. На уроке географии народная загадка может стать учебным вопросом, пусть заключённым в несколько необычную для урока форму, познавательная строка которого заключается в проверке умения определить главные отличительные признаки географических предметов и явлений.

Пословицы - как живая народная мудрость, всегда привлекает людей. Она чётко улавливает своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа.

Народные приметы служат информационной основой для наблюдения за природой и погодой: «Без примет - ходу нет».

Работа идет не только чисто географическая через наблюдения за погодой и природой, параллельно учащиеся работают и над словом, улучшая свою грамматику и орфографию.

Сдайд№35 6. Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры.

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река главная река Казахстана,относящаяся к бассейну Северно-Ледовитого океана, берет начало в Китае, а впадает в Объ,по территории Казахстана протяженность 1700км”.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты Казахстана, определите, на каких участках земной коры расположены различные формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы.

Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов (номенклатурных или на знание географических терминов) , уроков-путешествий. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем

Слайд№36 7.Использовние информационных технологий также

активизирует познавательную деятельность учащихся:

  • использование Интернета в написании рефератов, сообщений, докладов

  • поиск ответов на проблемные вопросы

  • составление информационных биллютеней, буклетов, презентаций

  • просмотр коротких видеороликов


Слайд№37Используя различные методы и приемы, я стараюсь построить такой урок, чтобы

- он вооружал знаниями и умениями;

- всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость.

Слайд№38 Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг-то, что они будут помнить, когда всё забудут.

Это может быть интересный факт, показанный опыт, яркая история-картинка и т.д.

Вот пример: в начале урока –короткая зарисовка страны (либо учащиеся угадывают страну, либо учитель сам называет страну-тему урока)

Это удивительная и сказочная страна с необычной историй, оригинальной культурой и философией, одна их древнейших цивилизаций мира, родина многих выдающихся открытий, сыгравших значительную роль в развитии человечества: пороха, бумаги, шелка, фарфора и компаса. Сегодня страну называют одним из четырех драконов Азии, это динамично развивающаяся страна, где мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство. (Китай)

Это страна тюльпанов.Многоцветный тюльпановый ковер занимает более 18 ты сяч гектаров! Такой красоты Вы не увидите нигде!!! 

Туристов впечатлят известные музеи художников Рембранта и Ван Гога, музей восковых фигур Мадам Тюссо, его 50 театров и знаменитый Райксмузеум, где собрана богатейшая коллекция фламандского искусства.

Так же страна известна своими ветряными мельницами с мельницами, сырами, обувкой из дерева и изделиями фирмы «Филипс». (Голландия)

Сегодня наш урок посвящен крупнейшему государству в Латинской Америке – это леса Амазонии, футбол, кофе и карнавал. Что касается кофе, это государство– крупнейший экспортер этого товара. А карнавал в Рио-де-Жанейро, с его ярчайшими костюмами и зажигательными танцами, по праву считается одним из наиболее впечатляющих зрелищ в мире. (Бразилия)


В географии интересные факты и познавательный материал можно подобрать к любой теме.
Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом». Учащиеся овладевают теперь основами не только географической, но и смежных с ней наук, в том числе и экологией. Широта образовательно-воспитательной задачи предмета, словом, школьная география развивается и совершенствуется. И моя главная задача привить любовь, интерес к предмету, к науке.



9


Доклад "Активизация познавательной деятельности на уроках географии"
  • География
Описание:

Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, "зацепить" так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Автор Мелешенко Оксана Сергеевна
Дата добавления 09.11.2016
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 88
Номер материала MA-068411
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓