Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Powerpoint Templates
Доказательства эволюции (11 класс)
Подготовила учитель биологии
Климова И.Г.
I квалификационная категория
МБОУ СОШ №11 г.Североуральск
Свердловская область.
2 слайд
Задачи урока:
- углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
- развивать умение делать выводы, обобщать, сравнивать
- сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
3 слайд
Эволюция – это очень длительный исторический процесс, который невозможно наблюдать на протяжении ограниченного времени. Существование эволюционных процессов подтверждают факты, полученные разными науками: палеонтологией, морфологией, систематикой, эмбриологией и другими.
Рассмотрим основные существующие на сегодняшний день доказательства эволюции живой природы.
4 слайд
Группы доказательств эволюционного процесса
Молекулярно
Молекулярно – биологические и цитологические
Сравнительно – анатомические (морфологические)
Палеонтологические
Биогеографические
Эмбриологические
5 слайд
Что изучают науки?
Палеонтология
Палеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во времени
Эмбриология
Эмбриология - наука, изучающая строение и развитие зародышей различных организмов
Сравнительная анатомия
Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основании их сходства устанавливает родство организмов
Молекулярная биология
Молекулярная биология изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов
Биогеография
Биогеография – наука о закономерностях распространения организмов на Земле.
6 слайд
Доказательства эволюции органического мира
7 слайд
Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции
Клеточное строение организмов
Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H, N)
Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот)
8 слайд
Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции
Аккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФ
Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерий до человека
Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах
Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений.
9 слайд
Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции
Общий план строения позвоночных
10 слайд
Наличие в современной флоре и фауне переходных форм (эвглена зеленая , латимерия, утконос, ехидна, асцидия)
11 слайд
Гомологичные органы-образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.
12 слайд
Аналогичные органы - не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции.
13 слайд
Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции.
14 слайд
Наличие атавизмов -признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции.
15 слайд
Эмбриологические доказательства эволюции
В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии
К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство»
16 слайд
Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез)
А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей
17 слайд
Палеонтологические доказательства
Ископаемые формы
18 слайд
Ископаемые переходные формы
19 слайд
Филогенетический ряд лошади
(Воссоздал В.О.Ковалевский)
20 слайд
Биогеографические доказательства эволюции
А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете
21 слайд
Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом?
Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?
22 слайд
Современные континенты возникли из единого массива суши - Пангеи, существовавшей в палеозое, в результате дрейфа континентов
А. Пангея; конец палеозоя, 230 млн. лет назад
Б. Лавразия и Гондвана; мезозой, 180 млн. лет назад
Нынешние континенты сформировались в конце мезозоя, 110 млн. лет назад
23 слайд
Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?
24 слайд
Виды животных и растений, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения.
Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 вида эндемичны и 8 видов рептилий(нигде больше не встречающихся)
На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток
25 слайд
Вывод
Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.
Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.
26 слайд
Тест
1. Макроэволюция:
а) совокупность эволюционных
процессов, происходящих внутри вида
б) происходит быстро и внезапно
в) надвидовая эволюция
г) доступна для наблюдения
Надвидовая эволюция
2. Органы, утратившие в ходе эволюции свое биологическое значение:
а) аналогичные
б) гомологичные
в) атавизмы
г) рудименты
Рудименты
27 слайд
3. Какой из факторов доказывает единство органического мира?
а) наличие ископаемых форм животных и растений
б) универсальность генетического кода
в) сходство между человеком и человекообразными обезьянами
г) способность к полету насекомых и птиц
универсальность генетического кода
4. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является:
а) сходство деления клеток у всех организмов
б) сходство в строении скелетов млекопитающих разных отрядов
в) сходство ранних стадий развития зародышей разных классов
г) общность строения кровеносной системы млекопитающих
сходство ранних стадий развития зародышей разных классов
28 слайд
5. Чем объяснить значительные различия между фаунами Африка и Мадагаскара?
а) различиями в климате
б) размерами территории
в) давней обособленностью территорий
г) форма естественного отбора
давней обособленностью территорий
6. Признаки, каких классов сочетает в себе утконос?
а) рептилий и млекопитающих
б) птиц и рептилий
в) птиц и млекопитающих
г) амфибий и рептилий
рептилий и млекопитающих
29 слайд
7. Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей?
а) способность к откладыванию яиц
б) общность строения кровеносной систем
в) наличие червеобразной личинки у бабочек
г) строение конечностей
наличие червеобразной личинки у бабочек
8. Какие из перечисленных органов являются гомологичными?
а) жабры рака и легкие кошки
б) хобот слона и рука человека
в) лапа крота и лапа обезьяны
г) глаз кальмара и глаз млекопитающего
лапа крота и лапа обезьяны
30 слайд
13. Дивергенцией называется
а) расхождение признаков в процессе эволюции
б) схождение признаков в процессе эволюции
в) объединение нескольких популяций в одну
г) образование изолированной группы внутри популяции
расхождение признаков в процессе эволюции
14. Микроэволюция приводит к образованию новых
а) семейств
б) подвидов и видов
в) родов
г) классов
подвидов и видов
15. Укажите факт, который доказывает существование эволюции органического мира и, в частности, изменчивость органического мира во времени
а) ископаемые формы
б) островные формы
в) реликты - существующие ныне виды с признаками давно вымерших групп организмов
г) гомология органов
ископаемые формы
31 слайд
Рефлексия
Вопросы:
Выполнили мы все поставленные задачи?
Что нового узнали на этом уроке?
Какой материал поняли полностью или частично?
Задачи урока:
- углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
- сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
- убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.
32 слайд
Домашнее задание:
Изучить материал §4.13 и записям в тетради.
Ответить на вопросы в конце параграфа.
Спасибо за внимание!
33 слайд
Электронные ресурсы
http://mirbiologii.ru/wp-content/uploads/2011/05/kletochnayateoria2.jpg
http://www.xumuk.ru/biologhim/bio/img1176.jpg
http://scienceblog.ru/wp-content/uploads/2007/10/windowslivewriter8e15c9597a83-3024coelacanth6-thumb.png
http://cs12655.userapi.com/u85231783/video/l_c2418345.jpg
http://biolicey2vrn.ucoz.ru/Zhivotnie/Khordovie/6_Mleko/Utkonos-Ehidna.jpg
http://images.km.ru/education/referats/img/63526~001.jpg
http://worldevolution.ru/wp-content/uploads/2012-06-19/analogichnye-organy_1.jpg
http://bioslogos.ru/i/29.jpg
http://900igr.net/datai/biologija/Proiskhozhdenie-cheloveka-ot-zhivotnykh/0015-009-B.-Rudimenty.jpg
http://edu2.tsu.ru/res/1546/text/img/ris.5.3.gif
http://www.darwin.museum.ru/expos/floor3/Evol/img/piton_b.gif
http://bioslogos.ru/i/46.jpg
http://bioslogos.ru/i/31.jpg
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Основная задача - углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции, уметь использовать данные разных наук для доказательства.
В презентации дано определение эволюции, рассмотрены основные. существующие на сегодняшний день, группы доказательств.
существование эволюционных процессов подтверждают факты, полученные разными науками. определение которых тоже дано в презентации.
Также прведены примеры на каждую группу доказательств: молекулярно - биологические и цитологические, сравнительно - анатомические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические .
В конце презентации использован тест для проверки знаний.
6 664 462 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Климова Ирина Генриховна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.